Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Минус один

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Формула 1, сезон 1968 года. Ещё оставалось всего три американских Гран При для определения чемпиона мира. А борьбу за титул вело аж 4 пилота, такое было последний раз 4 года назад, в 1964 (и помнится тогда все кончилось большим скандалом). Лидером в чемпионате был опытнейший Грэм Хилл с 30 очками, умница, отличный пилот с самой быстрой, но и самой ненадежной машиной чемпионата.  Его Lotus постоянно подводил, что и позволило приблизится соперникам. В трех очках от Хилла шли Жаки Икс (Ferrari) и Джеки Стюарт (Tyrrell Matra) - оба признанные мастера гонок в дождь (Стюарт во многом из за супер дождевых шин от Dunlop). Для Икса это был первый полный сезон в Ф1, Джеки Стюарт мучила медленно заживающая рука. Но оба имели шанс впервые выиграть титул. Сохранял шансы оставить у себя чемпионскую корону и пилот McLaren  Дэни Халм. Новозеландец не был самым быстрым, но он был самым стабильным пилотом и машина его была надежна. 6 очков от Хилла, 3 от Икса со Стюартом, но с учетом, что McLaren  набрал ближе к концу скорость, Дэни имел отличные перспективы, ведь именно так он и стал чемпионом в 1967, просто стабильно приезжая в высокие очки. Вообщем отличная была интрига, но на ГП Канады, один из этой 4-ки выпал из обоймы.


Трасса в Мон-Тремблане, была расположена в живописнейшем месте, средь лесов и дикой канадской природы. Рядом красивое озеро, рядом отличные мотели. Вообщем все хорошо, но были три проблемы. Первая - небольшой перерыв от ГП Италии, болиды доставлялись на кораблях, довольно медленно,  и многие переживали, что не успеют  достаточно подготовится. Ведь надо было ещё подлатать разбитую технику, перевезти оборудование. Второе это то, что трасса была довольно узкая и даже не очень широким болидам конца 60-х, там было сложно обгонять. Про третью проблему расскажем чуть ниже.


Изменения в составах были минимальные. В McLaren выставили третью машину, на которой поехал Дэн Гэрни, отчаявшийся довести до ума свой Eagle. Это был забавный жест, с учетом того, что в прошлом году Брюс Макларен разочарованный своим болидом, полсезона, выступал за команду Дэна Гэрни. Тиррелл снова посадил в запасную машину Серво-Гавина, опять надеясь, что как и в Италии, в случае чего. молодой француз отберет очки у конкурентов Стюарта. В Матре выставили вторую машину для молодого француза Анри Пескарло, неплохо проявившего себя в Ф3 и в Ф2. Победитель канадской Ф2 - Билли Брак поехал в третьем Лотусе. И в Cooper вернулся Лосьен Бьянки.

Матра дебютанта Анри Пескароло
Обратите внимание на лужу под ней, скорее всего это утечка воды из радиатора, бич этого Гран При
Квалификация проходила, как тогда было, принято в два дня. Стояла не бывало жаркая погода и любители дождя типа Стюарта и Икса пригорюнились. Но вскоре всех их горечи ушли на второй план ибо чемпионат снова чуть было не лишился одного из своих пилотов и лишился претендента на корону. У Жаки Икса закусило дроссель. Бельгиец влетел в сетку ограждающую трассу, перелетел через неё и уничтожил свою Феррари. Бог с ним с болидом, но отлетевшее колесо чуть не выбило Жаки зубы, а самое главное, бельгиец сломал левую ногу и выбыл из гонок на три месяца. О короне можно было забыть.
Квалификацию выиграл Йохен Риндт из Brabham, уже намекнувший Джеку Брэбэму, что готов выступать на чем угодно лишь бы там стоял движок Ford Cosworth (у Brabham были двигатели Repco). Замучившемся с ненадежным Repco Риндту положенные за пол 1000 баксов, очень пригодились, ибо по слухам, австриец залез в крупные карточные долги. Далее на стартовой решетке стояли Крис Эмон (Ferrari), Ио Зифферт (Walker Lotus), Дэн Гэрни (Mc Laren), Грэм Хилл. Дэни Халм и Джо Сертис из Хонды, Макларен и Джеки Оливер (Lotus). Стюарт стартовал только 11-м.
В связи с происшествием связанным с Жаки Иксом, пилоты обратились к организаторам гонки с просьбой сократить количество кругов. Те были не против, но заявили, что для этого нужно согласие всех пилотов. Такого согласия не случилось. Дальновидные Брюс Макларен и Дэни Халм, понимая, что возможно у них самая надежная техника чемпионата, отказались подписывать бумажку.
Джек Брэбэм готовится к старту, его Brabham оборудован двойной системой крыльев
Обратите внимание на кучерявого парнишку рядом (слева), это между прочим механик команды – Рон Дэнис
Старт гонки прошел ровно. Лишь Ио Боннье на своём старом Макларен остался на стартовой прямой, сломалась ось. Эмон выиграл старт и закончил первый круг лидером. Следом за ним оказался Зифферт, далее Риндт, Гэрни, Хилл, следом Халм и Макларен. Далее на небольшом отдалении Брэбэм, Сертис, Родригез (Педро был единственным пилотом BRM) и Стюарт. На втором круге Джо Сертис смог обогнать Брэбэма, и догнал группу лидеров. Вообще же первые 10 кругов, весь интерес публики сводился к Джеки Стюарту, который постепенно поднялся с 11 на 8 позицию. Эмон и Зифферт шли очень близко, Ио несколько раз пытался обойти Криса, но каждый раз, понимая, что трасса слишком узка, возвращался обратно за спину Феррари. Одно, хорошо, они оторвались на 7 секунд от Риндта, а тот в свою очередь на столько же от Гэрни.
Первым из группы лидеров выпал Сертис - полетела  трансмиссия. На 14 круге поехал в боксы Стюарт - сломался рычаг подвески. Его правда починили и выпустили на трассу, но ремонт длился так долго, что Джеки отстал на 9 кругов.
На 23 круге Зифферт предпринял самую реальную попытку опередить Криса Эмона. Пилот Walker даже вышел немного вперед, но чего то испугался и Эмон вернул себе лидерство. Зифферт же продолжал штамповать быстрые круги и в итоге получил золотые часы Ролекс как автор быстрого круга. К 25 кругу, эта парочка, известная ещё по борьбе на ГП Британии (там выиграл Зифферт) оторвалась от Риндта, уже на 20 секунд. А на 27 круге нарисовалась проблема канадской трассы №3

Это то, что на трассе в некоторых местах валялись невесть  откуда взявшиеся камни, которые никто и не думал убирать . Один из таких камней пробил радиатор Ио Зифферту, тот в течении нескольких кругов, поливал трассу водой, не веря в такую неудачу, пока судьи не показали ему черный флаг. Через круг камень пробивает радиатор Дэну Гэрни, так же выбив американца из борьбы, а ведь тот вышел на 3-е место. И наконец камушек угодил в стойку крыла Грэма Хилла, слегка промазав мимо светлой головы британца.
К 35 кругу Эмон на 30 секунд опережал Риндта, а третьим шел Грэм Хилл. А через 4 круга движок Йохена Риндта, под громкие немецкие маты, приказал долго жить - испарилась вода и он перегрелся. Хилл вышел на 2-е место, но позади него нарисовались сверх-надежные Макларены - Дэни Халма и Брюса Макларена. На 45 круге оба Макларена обошли Грэма Хилла, на Лотусе которого начались какие-то проблемы. Как выяснилось, шасси Лотуса переломились пополам (сломалась подвеска двигателя), в итоге Грэм практически ехал жопой по асфальту, в то время как нос и движок были задраны вверх. В любой другой ситуации это был бы сход. Но Грэм продолжал лидировать в чемпионате, и после короткой консультации в боксах, Хилл вернулся на трассу. За это время его обогнали Родригез и Серво-Гавин. Пилот Тиррелла, правда переволновался, пробил шину и вылетел с трассы. У Родригеза также начались проблемы, за его BRM потянулся дымок, прогорел поршень, но мексиканец продолжал ехать впереди Хилла.
А на 72 круге неудача настигла самого невезучего гонщика 60-х, а возможно и всех времен.
Крис Эмон, чья победа была так близка, поехал в боксы - коробка. Кто же вышел в лидеры? Ну само собой "тихий чемпион" - Дэни "Медведь" Халм. К 86 кругу он обошел всех, включая сбросившего скорость Макларена на круг и вскоре выиграл второе Гран При подряд.
Макларен финишировал 2-м, это был первый победный дубль команды McLaren. Третьим финишировал Родригез проехавший последние 20 кругов, на 5 передаче и в завесе дыма. 4-м  Грэм Хилл. Каким образом его Лотус не развалился посреди трассы, не мог понять наверное и он сам. 5-м оказался Вик Элфорд из Cooper а шестым - Джеки Стюарт, с остыванием в 8 кругов, он не был квалифицирован.
В чемпионате мира наступило двоевластие Дэни Халм и Грэм Хилл имели по 33 очка. Стюарт отстал уже 6. Икс из борьбы как известно выбыл.  Можно ли восхищаться мудростью Халма и Макларена не захотевших подписывать бумагу о сокращении кругов гонки? Может и можно, только гонку хотели сократить до 75 кругов а Эмон сошел на 72, так что результаты ГП Канады были теме же.
Анри Пескароло, дебютанта Матры, как и многих пилотов на ГП Канады, подвела техника, и мало кто мог подумать, что спустя 30 лет Пескароло все так же будет сражаться на трассах, как будто француз узнал секрет вечной молодости. Я успел его застать (по журналам и ТВ репортажам само собой). А пока же молодой француз выделялся разве что кислотно-зеленым шлемом.
Henri Pescarolo
Анри Пескароло родился 25 сентября 1942 года в Париже, в семье архитектора. Впервые Анри заявил о себе, в 1964 году, когда принял участие в гоночном отборе, проведенном  на деньги компании Ford. Из 10 тысяч претендентов до финала дошли всего 19 - и сильнейшим в первом заезде на трассе Монлери стал именно Пескароло. В итоге, правда, верх ему взять не удалось - но гонщика заметили в компании Matra, стараниями которой в 70-е в Формулу 1 пришло самое сильное поколение французских пилотов.
В 1967 году Пескароло за рулем Матры стал чемпионом Европейской Формулы 3. В 1968 он перебрался в Формулу 2 и стал вице-чемпионом серии уступив лишь партнеру о команде - Жан-Пьеру Бельтруазу. В принципе с такими результатами уже можно было брать в Формулу 1, но в Матре решили попридержать молодого пилота, понимая что ранний дебют и неудача может пагубно отразится на карьере Анри. Ведь в отличии от Ф2, в Ф1 у Матры оснащенной движком Матра дела шли хуже некуда, да и у Матры-Cosworth Кена Тиррелла, тоже не ахти, если в гонке не было дождя. Вообщем молодой талант появился лишь на ГП Канады.
А затем карьера Анри чуть было не оборвалась. Тяжелейшая авария в 24 часах Ле-Мана 1969 года. Обезображенное лицо - разорван рот, обожжена правая половина. Анри долго не мог толком говорить, а что бы не пугать народ отрастил окладистую бороду. В свете моды на хиппи, это было современная, но вынужденная мера, борода хоть как-то закрывала обезображенное лицо.
В скорости Пескароло не потерял, что и смог доказать, выиграв этап Ф2 на Хоккенхайме. В 1970 году, когда Матра решила выставлять два болида, имя напарника Бельтруаза не вызывало сомнений - Пескароло. Увы, Анри провалился. Все, чем он запомнился, так это 3-е место в Монако и 12 по общему итогу, в то время, как Жан-Пьер претендовал на чемпионский титул. Матра от Анри отказалась, но его приютил Фрэнк Уильямс, видавший, какие чудеса творил Пескароло в Ф2.
Здесь конечно не мало поспособствовали спонсоры из Motul, но команда Уильямс начала 70-х, это был ещё тот шлак, даже похуже чем сейчас. Фрэнк Уильямс только набирался опыта как руководитель, денег хронически не хватало, конструктора не было и команда покупала шасси на стороне. Чудо, что при этом Пескароло смог финишировать 4-м в ГП Франции. Сезон для него окончился досрочно, травмами в квалификации на ГП Канады. В 1972 году не было и этого. Отличный стартовый замес на ГП Британии и  ноль очков по итогу при полном проигрыше напарнику по команде и дебютанту - Карлушу Паче. Зато в 1972 году Пескароло впервые выиграл в 24 часах Ле-Мана
Как и у многих пилотов того времени, типа - Брайана Редмана, Дерека Белла да и того же Жаки Икса, дела с длительными гонками. где важна не сколько скорость, сколько стабильность, у Анри обстояли лучше, чем с Формулой. Первую победу Пескароло одержал ещё в 1970, выиграв 1000 км. Буэнос-Айреса. В 1972 впервые выиграл в Ле-Мане, в паре с Грэмом Хиллом. В 1973, 74 Пескароло снова одерживал победы в этой престижной гонке. Помимо 24 часов Ле-Мана, он выиграл ещё множество других менее престижных гонок в этот период. А вот в Ф1 дела обстояли херово, ни Williams в 73 не BRM в 74, не позволили набрать очков в Ф1. Последняя попытка выступить в Ф1, пришлась у Анри на 1976 год, но старый Surtees команды Norev, само собой мало чем помог пилоту.
Анри Пескароло за рулем доживавшего последние дни BRM
В 1977 Пескароло окончательно ушел в гонки спорт-прототипов. В 1984 году он в 4-й раз выиграл 24 часа Ле-Мана (и занял в чемпионате 4-е место). С 1987 года Пескароло завел в чемпионате спорт-прототипов собственную команду.

Интересно, что не смотря на то, что в 2005 команда Пескароло выиграл чемпионат мира спорт-прототипов, она так ни разу не победила в 24 часах Ле-Мана. В 2005 году, прототип сошел занимая первое место в гонке. В 2006 они финишировали 2-ми, а в 2007 3-ми. Не мудрено, ведь Анри старался брать в состав французов, чьи дела в Формуле 1 почему-то не заладились, типа Жан-Кристофа Буйона, Стефана Саразана  или кто туда не дошел типа Сольера Айяри, возможно вспоминая собственную неудачную попытку. Увы это фатальное невезение отпугнуло спонсоров и в 2013 году Пескароло признал команду банкротом.
Сам Анри до сих пор в охотку участвует в ралли Дакар. Он также консультант компании ELF по финансированию молодых пилотов.
Tags: 1968, Канада, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске пара российских альбомов, свежие Tears For Fears и The Lumineers. Ну а начать хочется с напоминания, что понедельник…

  • Новые хорошие песни

    Сегодня в выпуске прям деды, один за другим. Итак сегодня в выпуске альбомы от The Doobie Brothers и Тони Бенетта, свежий Limp Bizkit и Кипелов а…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в программе вечера свежие - Пикник, Volbeat, Coldplay. Ну а начнем с этого привета из детства. Guns N' Roses - Hard…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments