Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Король тумана

Традиционно, по четвергам, рассказ про историю автоспорта. Формула 1 и давно прошедшие Гран При. Сезон 1968 года. Гран При ФРГ на самой сумасшедшей и опасной трассе - Нюрбугринг.
14 миль ничем не огражденных поворотов с трамплинами. Примерно раз 20, за круг, болид подпрыгивал в воздухе, шесть раз с отрывом всех колес от земли.
В этих то прыжках и была главная сложность старого Нюрбургринга. Дело даже не в том, что пилот не видел, куда приземлялся, или в том, что при приземлении зачастую ломалась подвеска. Это все технические вопросы, не зависящие от гонщика.  А вот то, что в процессе полета (как это ни странно звучит), гонщик сильно терял в скорости, выводило в фавориты парней, которые наловчились минимально снижать время нахождения болида в воздухе. Несомненно таким гонщиком был пилот Феррари - Жаки Икс. Это была трасса бельгийца и он её любил. Плюс, Жаки уже прослыл человеком дождя а дождь в Нюрбургринге зарядил с самого четверга и к воскресенью только усилился. Вообщем, никто особо не удивился, что Икс выиграл квалификацию. И показалось, что лидер чемпионата точно должен изменится, ведь Икс отставал от Грэма Хилла, всего на 4 очка, а пилот Lotus уже 4 гонки подряд, не мог доехать до финиша.

Со 2-го места, должен был стартовать, партнер Икса по Феррари - Крис Эмон. Третий - Йохен Риндт из Brabham. Далее Грэм Хилл и Вик Элфорд, чей Купер наконец-то тоже украсили крылья. Джеки Стюарт, у которого наконец-то зажила трещина запястья, показал на Матре -6 результат. Далее Джо Сертис (Honda), Пирс Каридж (Parnell BRM), победитель последнего Гран При - Ио Зифферт (Walker Lotus), и Дэн Гэрни на собственно Eagle. Результаты квалификации были взяты по времени пятницы, когда дождь был не столь силен.
В день гонки же, зарядило изрядно. Всю ночь ливень поливал трассу, к старту дождь стих, но трасса  оставалась мокрой. Конечно фаворитами виделись "человеки дождя" - Икс и Родригез из BRM, а также Стюарт, чья Матра была обута в лучшую дождевую резину того времени - Dunlop. Как будто мокрой дороги было мало, буквально по ходу прогревачного круга на трассу ещё и опустился туман. В итоге когда гонщики заняли свои позиции, судьи, организаторы и представитель пилотов Ио Боннье (он в гонке не участвовал) ушли совещаться, стоит ли в таких условиях вообще проводить заезд. Совещание длилось довольно долго, почти час.  Все это время гонщики стояли с заведенными движками (только Макларен догадался заглушить двигун) и движки эти стали перегреваться. В результате, когда машины рванули по сигналу стартера, Сертис, Гэрни, Зифферт и Эмон сделали это с большим трудом и потеряли позиции.  
Старт выиграл Риндт и он лидировал до первого поворота, но в повороте австриец заскользил и его обошли Хилл и Эмон.  А сзади накатывал Стюарт,  к 16 повороту, он обошел и Риндта и Эмона. Тем временем в середине Вик Элфорд, атакуя на своём Cooper Пирса Кариджа и Джека Брэбэма. ошибся и вылетел с трассы, теряя колеса и крылья. Болид даже перевернулся, Вик с счастью не пострадал и местный гонщик Хуберт Хане, выступавший на болиде BMW, остановился и помог британцу, вылезти из-под машины.

На выходе из поворота Schwalbenschwanz Джеки Стюарт обошел Грэма Хилла и вышел в лидеры гонки. Позже Хилл сказал Он пролетел мимо меня, будто апельсиновое семечко, выстрелившее из зажатых пальцев. К концу первого круга Стюарт уже ехал в полном одиночестве, все остальные потерялись где-то в тумане. Зрителям на трибунах, вообще показалось, что возможна произошла большая авария из которой выбрался только Джеки. Но нет, вот появился Хилл, вплотную за которым ехал Эмон, затем Риндт, Гэрни, Икс. Далее Каридж, Брэбэм, Халм, Зифферт. Замыкал пелотон Сертис, чей двигатель пострадал на долгом старте, вскоре Джо сойдет.
На втором круге Стюарт создал отрыв от Хилла уже в 34 секунды. На хвосте у Грэма, по прежнему висел Эмон, но новозеландец никак не решался пойти в атаку. На 3-м круге Гэрни слегка заехал за пределы трассы и поймав валун, разорвал покрышку Ну что, же, грустно пошутил Дэн, впервые в этом году, у меня не сгорел двигатель, это успех. Это был действительно успех, ибо Дэну удалось добраться до финиша, сменить шины и даже финишировать 9-м, впервые в этом сезоне.
На 4-м круге Стюарт оторвался уже более чем на минуту.  В это время сошел, вернувшийся в Cooper Люсьен Бьянки,  треснувший бензобак, которого, начал выплескивать топливо  в кокпит.   На 7-м круге Жаки Икс развернулся, после чего поехал на пит-стоп, чуть было не сбив по дороге механиков. Как оказалось, его очки запотели и он вместо них одел защитную прозрачную маску на шлем. На 10 круге Жан-Пьер Бельтруаз, второй пилот Матры, ошибся на торможении и завяз в траве. Бойцовские качества начал проявлять Родригез, мексиканец в пелене брызг и тумане, обошел Кариджа и Халма и вышел на 7 место. По сути это был единственный активный пилот на трассе. Ибо более в таком тумане никто обгонять не решался. Эмон по прежнему висел на хвосте у Хилла. Стюарт опережал эту пару почти на 2 минуты.
На 11 круге, дождь усилился и  Крис наконец-то предпринял первую попытку атаки и как выяснилось последнюю. Он попытался обойти Грэма, но внезапно потерял скорость. Как оказалось отказал   самоблокирующийся дифференциал, вскоре Криса развернуло и новозеландец завяз в мокрой земле. Меж тем, поскольку был туман Грэм Хилл ничего об этом не знал и будучи напуганным атакой Эмона, начал ехать быстрее, чем того требовала разумность и осторожность. Это привело к тому, что Грэма развернуло. Немного ошарашенный, он некоторое время ожидал что в него влетит Эмон, потом вышел из болида, развернул его и поехал дальше. Повезло просто, что спуск был и накатом, движок удалось запустить. Правда теперь у него на хвосте повис Риндт
А вот Джеки Стюарт наконец-то пересек финишную черту первым. Рука зажила, а шины Dunlop в дождь, как и в Голландии, вывели "летучего шотландца" в другую лигу. Я получил огромное удовольствие, закончив эту гонку победой. Помню, как я думал, спускаясь к Южному повороту после принятия флага, что, возможно, это было мое самое большое желание, связанное с победой на любой трассе. Нюрбургринг – это трасса, на которой я всегда хотел выиграть Гран-при, поскольку считаю, что она бросает, безусловно, самый большой вызов гонщику, и, должен сказать, что победа, одержанная мною в дождь, принесла мне огромное удовольствие. Но знаете, всякий раз после этой гонки я возвращаюсь в боксы я делаю большой глубокий вздох облегчения, потому что, Господи! Как приятно снова оказаться дома живым!
Главный вопрос теперь был обойдет ли Риндт Хилла.  Через три минуты финишную черту пересек Lotus. Но не Грэма, а отставшего на круг Джеки Оливера (для англичанина гонка не заладилась с квалификации, где он в очередной раз уничтожил болид). Затем появился Brabham. Но не Риндта, а местного гонщика Курта Аренса. И наконец-то, спустя 4 минуты, после Стюарта, финишировал Грэм Хилл, у Риндта начал барахлить движок, поэтому он подостлал, но смог доехать до подиума. 4-м финишировал Икс.

Джек Брэбэм смог отстоять своё 5-е место от атак Родригеза. На фото выше он приветствует трибуны, а мимо него проезжает, финишировавший 8-м Каридж.
Грэм Хилл наконец-то прервал серию сходов и остался лидером сезона. Снова ближайший соперник был от него в 4 очках, но теперь это был не мальчишка Жаки Икс, а поправившийся Джеки Стюарт, его бывший партнер по BRM. Жаки Икс отставал уже на 7 очков.
Это была последняя гонка, в которой принимала участие заводская команда с болидом без крыльев. Команда BRM сдалась последней, увидев как неплохо смотрелся в ФРГ Пир Каридж на BRM с крылышками от команды Тима Парнелла, уже на следующем Гран При зеленые болиды с красной полосой оказались оборудованы этажерками.

В отличии от двух предыдущих лет, в 1968 году отказались от совместного старта пилотов Формулы 1 и Формулы 2. Что с учетом погоды было правильно. В итоге массовость создавали два местных пилота. Про Хуберта Хайне, управляющим диковинным BMW, я уже рассказывал. Вторым гонщиком. оказался Курт Аренс младший, когда-то считавшийся наследником фон Трипса.
Kurt Ahrens
Вообще-то его звали Карл Хенрих Аренс, но болельщикам проще и привычнее было произносить Курт Аренс. Куртом звали его папаню - чемпиона ФРГ по спидвею. Аренс старший правда стал чемпионом страны сразу после войны, когда и стадионов то толком не было да и соперников тоже.  Но имя Аренса запомнилось и когда его сына (родившегося в Брауншвейге, 19 апреля 1940 года) стали звать Куртом Аренсом младшим, он не особо возражал.
Не смотря на мото заслуги отца, Курт изначально хотел быть именно автогонщиком, это были времена побед Мерседеса, успехов Ханса Хермана и сумасшедшего Вольфгонга фон Трипса - время подъема немецкого автоспорта и Курт был влюблен в Формулу 1. В 18 лет он уже оказался за рулем немецкой Формулы 3, в 19 одержал первую победу. В 1961 году, когда фон Типс должен был стать чемпионом мира в гонках Формулы 1, Курт становится чемпионом немецкой Ф3. А дальше происходит катастрофа.
Гибнет фон Трипс. В самом начале 62 года, некий журналист, пристально изучив болид Курта, обнаружил, что тут мухлевал в соревнованиях. За счет незаконной замены коленвала, был искусственно увеличен объем двигателя. Аренса на год дисквалифицировали.  Он нашел в себе силы вернутся и в 1963 году снова становится чемпионом немецкой Ф3. На этот раз честно.
Аренс и другой пилот немецкой Ф3 - Йехен Риндт. Парней связывала большая дружба
Однако не смотря на этот успех, дальнейшая карьера Аренса застопорилась. Во первых подмоченная репутация, во вторых спонсоров совершено не интересовали формульные гонки. В то время в ФРГ начался бум тюнингового европейского чемпионата - БМВ, Мерседесы и прочие Опеля боролись за звание лучшего спортивного автомобиля Европы. В ETCC стартовал и Аренс, от имени которого уже убрали приставку "младший", ибо папа наконец ушел из спорта. Стартами за Фиат, Курт смог заработать немного денег на переход в Ф2, Йохен Риндт, которого Аренс делал в Формуле 3, уже во всю был пилотом Формулы 1.
Его старый Brabham Формулы 2, дважды засветился в ГП ФРГ, но Курт ничем не запомнился. Дальше  Германии Курт также не появлялся. Наконец в 1968 году, небольшая немецкая нефтяная компания добавила ему деньжат и Аренс объявился в чемпионате Европы Ф2. Увы, в общем зачете Курт оказался лишь 7-м, отметившись 3-м место на этапе в Хараме.
Аренс с восторгом, наблюдает за посадкой в болид Формулы 2,  Джима Кларка (на заднем фоне Курт Аренс старший), через день Кларка не будет в живых.
Участие в ГП ФРГ, за рулем болида Формулы 1 (дружок Йохен Риндт помог купить его болид, на котором австриец выступал в ГП Испании), тоже ничего немцу не принесло. В 1969 Курт занял 9-е место в Формуле 2 и из-за массовых сходов финишировал 7-м в родном ГП ФРГ. Но но целом, ничем Аренс не запомнился. Вообщем, холодный мир формульных гонок постаревшего и потолстевшего Курта не принял. не смотря на все его восхищение и любовь. И Курт перебрался в гонки спорт-прототипов, приняв предложение Porsche, хотя не особо и любил длинные гонки.
В том же 69 он был заявлен за Порш в 24 часах Ле-Мана и 24 часа Спа, но за руль сесть не успел, партнеры угробили машины.
Но потом пришли победы. В 1969 Аренс в паре с Ио Зиффертом выиграл гонку в Австрии. В 1970 в паре с Виком Элфордом, Аренс победил в 1000 км. Нюрбургринга.
А дальше случилось так, что Аренс попал в первую в своей карьере аварию. Это уникальный случай, но действительно за 12 лет в автоспорте Курт ни разу не разбивал машину в гонках. Тут авария то же была не в гонках. а случилась на тренировке. Но Аренс здорово испугался, хотя виной тому скорее всего аномальные холода, обрушившийся той весной на Европу (обратите внимание на снег за ограждением)
Он доехал сезон до конца и снова угодил в аварию в Монце, когда на скорости лопнуло колесо, для Курта это было много. А тут ещё погиб старый друг Риндт, умер отец и оставшееся в наследство торговля машинами и металоприемка,   требовали много времени. И Аренс решил уйти.
Предприятия отца приносят ему нынче стабильный доход, позволяющий участвовать в исторических гонках. Правда то гонки спорт-прототипов, Формулу 1 Курт так и не простил.
           
Tags: 1968, Формула 1, германия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Последний барьер

    Пиздец ребята, печатал, печатал и сначала гугл что-то перекосило, ибо какие-то очередные, на хер ненужные обновления, на чертову 10-ку . А потом…

  • Предупредительный выстрел Сенны

    Сезон 1991 года Формулы 1 начался с того, что Ален Прост объявил о том, что он продлил контракт с Феррари на 1992 год. Ну продлил и продлил, новость…

  • Сезон 1991 -превью, часть 2-я

    Продолжим ребятки, смотреть кто же собирался бороться за вершину автоспорта в 1991 году. Напомню, что на прошлой неделе начали мы превью и упомянули…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments