Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Последний привет из эпохи джентльменов .

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Формула 1, давно прошедшие Гран При. Сезон 1968 года, перешедший во вторую стадию. По прежнему Грэм Хилл лидировал в чемпионате, но  последние его три гонки были безнадежно провалены, и если бы его соперники были более стабильны, не быть Хиллу на первом месте. Однако, опытный англичанин лидировал, а значит на Гран При Британии собрало множество болельщиков, которые уже 2 года не видели своего пилота в чемпионах (для Британии 60-х, это был большой срок).
23 участника было заявлено на это Гран При, что давало надежду на то, что мы не увидим картину, начала сезона, когда до финиша добиралось 4-5 машин и последние круги было утомительно смотреть. Три машины правда на трассе так и не появились. Канадцу Тому Джонсу не удалось найти денег, BRM Cooper от идеи вывести третью машину отказались. В Купере кстати произошло очередное изменение пилотского состава, вместо Серво-Гавина за руль сел англичанин Робин Уиддоуз, между прочим участник зимней Олимпиады (он был толкающим в четверке бобслеистов)     И наконец, вернулся в строй Дэн Гэрни, со своей командой. На его болиде стоял новый движок от Weslake, а также ультрамодные антикрылья, поставленные на машину 67 года. Вообщем это были отчаянные попытки спасти полностью проваленный сезон.
Вообще крыльями щеголяли почти все участники и проще было назвать команды, у кого их не было. Это были BRM ,Cooper  и филиал БРМ - Parnell. Скорее всего причиной тому была экономия. Хотя и в БРМ и в Купере объясняли, что у них много было вложено в особую форму носа, которая по особому разделяла воздушные потоки и позволяла пока обходится без стабилизаторов и крыльев, а как машина себя поведет в сочетании крыльев и такого носа, не ясно.
Как и не ясно было многое с этими антикрыльями. Куда их например устанавливать? В Lotus и Honda ставили стойки крыла прямо на вертикальные стойки подвески, во всех остальных командах - прямо на шасси (итогом чего стало снижение эффективности амортизаторов). Другой проблемой была та, что нарисовалась на ГП Франции в ходе аварии Оливера. При попадании в двойной воздушный мешок, стойки крыльев ломались. Колин Чепмен пока решил эту проблему просто, он сделал антикрыло Лотусов выше чем у соперников, а значит потоков воздушного мешка. Внешне это выглядело уебешно до безобразия
То, что в Лотусе все делают правильно, показала квалификация. За два дня, быстрее всего трассу в Брэндс-Хэтче (а этот автодром тогда чередовался с Сильверстоуном, как принимающий ГП Британии). проехал Грэм Хилл. Ему, как победителю квалификации, полагался ящик шампанского. Изначально "Вдова Клико", но в последний момент организаторы сменили на другую, более дешевую марку. Ну что за жалкая дыра?. Традиционно пошутил Хилл Больше сюда не приеду, пока мне не возместят разницу.  Ну ладно это Хилл, как ни как экс чемпион мира. Но вот дебютант и не самый великий гонщик Джек Оливер, показывает второе время. Более того Ио Зифферт из частной команды Walker, так же получивший на этом Гран При новый Лотус во всех нужных обвесах, показал 4-е время.
Между гонщиками на Лотус смог втиснуться на 3-м месте Крис Эмон из Феррари. 5-м был Йехен Риндт (Brabham), далее Дэн Гэрни, Джеки Стюарт (Matra) с не долеченной рукой, Джек Брэбэм (команду опять замучили технические неполадки), Джо Сертис (Honda), жаловавшийся на плохую управляемость машины и Брюс Макларен.
Как и во Франции буквально перед стартом начался дождик. И вновь все взоры были  обращены к Лотусу и к тому, в каких шинах будет стартовать эта команда. Лотус, обладавший обычно самым точным прогнозом стартовал на сухих. В Феррари снова поступили мудро, оставив Эмона на сухих шинах, а Икса переобув в мокрую резину (во Франции это принесло бельгийцу победу). На мокрых шинах также стартовали Риндт, Родригез (BRM) и Макларен. Стюарт вроде бы тоже одел мокрую резину, но в последний момент передумал и механики еле успели его переобуть.
Старт прошел без  особых проблем, не смотря на то, что на нем застряли две машины. Вик Элфорд из Cooper заглох а бедняга Дэн Гэрни пострадал из-за неполадок бензонасоса. Оба впрочем смогли тронутся с места.  Первый круг закончился так: 1. Оливер (ему удался отличный старт) 2. Хилл 3. Зифферт 4. Эмон 5. Стюарт 6. Сертис 7. Родригез 8. Макларен 9. Риндт . Ну а первым сошедшим оказался Джек Брэбэм - лопнула цепь привода. Досадно, ведь австралиец установил новый для Формулы 1 рекорд, это было его 100 Гран При.
На втором круге за Лотусом Оливера начался неприятный дымок, явно свидетельствующий о том, что где-то начало протекать масло. Грэм Хилл тут же обошел молодого напарника. В глубине же Макларен обогнал Родригеза. А далее начались технические сходы - Гэрни, Мозье, Боннье, но то все были парни где-то позади. А вот впереди же ничего не менялось. Небольшое облако масла по прежнему  било из машины Оливера и Зифферт с Эмоном даже подотстали, ибо их очки оказались покрыты коричневой маслянистой пленкой. Ио ехавший впереди  Эмона вообще толком ничего не видел.
Самым интересным противостояние в гонке, в тот момент, была парочка Стюарт - Сертис. У Джеки по прежнему болела рука, да и Матра, толком не разобралась с настройками крыльев. У Джо Сертиса тоже были проблемы, он даже после квалификации обозвал управление его Хонды припаршивейшим. Однако в гонке Джо смотрелся быстрее Стюарта, но вот пройти  шотландца никак не мог. Сертис забавно махал кулаками и прочими жестами пугал Джеки, не помогало. Наконец на 13 круге Джо смог обогнать пилота Матры и казалось интрига померла окончательно. Тем более, что вроде бы накрапывающий дождь кончился и даже стало появятся солнце а гонщики, выбравшие мокрые шины, потянулись в боксы.
И тут  на 26 круге случился очередной сход Грэма Хилла - сломалась задняя полуось и повредила подвеску. Теперь лидером стал подстреленный Оливер, оторвавшийся от Эмона и Зифферта на 10 секунд. На 37 круге, Ио Зифферт не выдержал все же, масляной атаки, он притормозил у обочины и протер загрязненные очки. Потерял он на этом не много, пропустил вперед только Эмона. Зато наконец-то ему стало все нормально видно и пустившийся в погоню за Эмоном, швейцарец даже показал рекорд круга.
На 43 круге у Джека Оливера, развалился сальник и масло стало выливаться на трассу не облачком, а мощной струей. Эмон и Зифферт даже заскользили на масляной луже. В этой суматохе Ио обошел Криса и тут же Лотус Джека Оливера окончательно встал с заклинившей без масла, коробкой. Ио Зифферт оказался лидером гонки. Но Крис буквально дышал ему в затылок
На 43 круге, оторвалось заднее крыло у Джо Сертиса, сейчас бы это привело к неминуемому сходу и скорее всего к тяжелой аварии. Тогда Сертиса начало просто болтать по трассе. Вскоре Джо обогнал Жаки Икс, пилот Феррари вышел на 3-е место, правда от Зифферта-Эмона он отставал порядочно. Затем Сертиса обошел и Дэни Халм из McLaren и лишь Джеки Стюарт уперся в своего давнего соперника.
Ну а дальше гонка потекла в спокойном русле, оживляясь, лишь когда Зифферт и Эмон обгоняли одного за другим всех остальных на круг. Немного волнения вызвало, когда на круг они обходили Икса. Жаки конечно мог подказлить, что бы помочь своему партнеру по Феррари - Эмону, но не стал этого делать. Крис особых попыток атаковать Зифферта не делал, возможно отложив их на последние круги. Но новозеландцу снова не свезло. На предпоследнем круге, он зацепил обочину и стесал  заднюю левую шину, скорость моментално упала.
Для Ио Зифферта это была первая победа в Формуле 1. До этого, за семь лет, всего чего добился Зиппи, это 3-е место на ГП Мексики 64. Это также была первая победа швейцарских гонщиков в Формуле 1. Были ветхозаветныее успехи братьев Шеврале, был выигравший в 49 году, Гран При Британии Туло де Графферинд, но в самой Ф1, швейцарцы в особых успехах замечены не были.
Это была последняя победа частной команды в Формуле 1. Когда-то команды, покупавшие шасси на стороне, составляли до 70% пелотона.  К концу 60, таковых оставалось всего две и было понятно, что их время уходит (хотя окончательно они исчезнут лишь в конце 70-х). Можно ли это сравнить с нынешним, временным умиранием команд типа Sauber или Williams - не связанных с крупными производителями. Наверное да. Команды частники, это эхо 50-х, когда более, менее обеспеченный человек мог себе позволить купить машину Формулы 1. Они уходили, как уходили машины без крыльев. И победа крепкого середняка Ио Зифферта, была прощальным взмахом целой эпохи. Walker, продержится в Формуле 1 а затем Роб Уолкер продаст своё дело Джо Сертису, Формула 1 70-х, это уже не время джентльменов и команде, чью славу ковал Стирлинг Мосс, там не было места.

Два небольших кина, про то как это было



Таким образом, мы имели уже 4 другого победителя в последних 4-х гонках. Лишь Грэм Хилл  смог выиграть две гонки, в сезоне, поэтому он и оставался лидером. Но Колину Чепмену предстояло много думать о надежности и повторении 67 года, когда его машины были самыми быстрыми, а выиграл медленный Халм. Да, Хилл лидировал, но победитель ГП Франции Жаки Икс отставал всего на 4 очка, а впереди был Нюрбургринг, трасса, где Жаки был царь и бог. На 7 очков от Хилла отставал Стюарт и на 9 Халм, тихой сапой набравший уже 15 очков. Вообщем, казалось убитая в начале сезона, интрига, ожила и даже обрела интересные черты.

В ГП Франции, в условиях сильного дождя, на сухих шинах, Вик Элфорд умудрился попасть в очки. В первой же своей гонке в Формуле 1 и всего в третей гонке вообще за рулем какого либо болида! Удивительно, ведь Элфорд был раллистом. Казалось у парня большое будущее. Но, не сложилось в силу многих не понятных причин, по которым, множество талантливых парней так и не оставляют своего следа в истории. В случае Элфорда основной причиной наверное было, что он не мог долго выступать в чем-то одном. Где он только себя не пробовал, везде получалось, но получалась не долго ибо Элфорду уже было интересно что-то другое. Вот такой, непоседливый пилот.
Viс Elford  
"Быстрый Вик" родился 10 июня 1935 года в пригороде Лондона.  Его знакомство с автоспортом началось с ралли. Причем сидел он не за рулем, а на месте штурмана. Помогал старшему товарищу. Штурманом он был отменным надо сказать. Не случайно,в 1961 году он оказался в раллийной команде фирмы Триумф, выступавшей в чемпионате Британии. Казалось, сиди, читай карты, зарабатывай деньги и опыт. Но, нет, проведя несколько этапов Элфорд вдруг заявил, что мол, чувствует, что мол он раллист. Руководство Триумфа такого оптимизма не разделяло, тем более, что на пробных заездах Элфорд угробил несколько моторов и коробок передач. Итогом всего стало расставание Элфорда и Триумфа. Вик обвинил команду в том, что машины то у них говенные (что есть сермяжная правда) и на заработанные деньги, купил Купер Мини, проабгрейдил и заявился на британский раллийный чемпионат.
Здесь должна была быть красивая история, как Элфорд всех порвал. Но такого не было, хотя в молодом раллисте чувствовался потенциал, и в 1964 году его пригласили в раллийное отделение Форда. Его время пришло через три года, в 1967, когда Элфорд перешел в Порш. Мирового чемпионата по ралли тогда ещё не было, поэтому, смело его аналогом, можно считать чемпионат Европы. В 1967 году Вик Элфорд стал чемпионом Европы, выступая на 911-м Порше. В том же году, он выступил в ралли-кроссе и выиграл несколько этапов. Более того, Вик в составе Порш принял участие в 86 часах Нюрбургринга и также выиграл! Понятно, что большую часть дистанции прошли его партнеры Йохен Нерпаш и экс пилот Ф1 Ханс Херман. Но, достижение, согласитесь, все же значимое.

В 1968 году Вик начинает сезон с победы в ралли Монте-Карло. Но его все больше интересуют гонки спорт-прототипов. Тем более, что результаты там, просто отличные. Через неделю после Монте-Карло, Вик выиграл 24 часа Дайтоны и решил окончательно перебраться на кольцо. В том же году он победил в 1000 км. Нюрбургринга и в Тарго-Флорио. Благодаря этим успехам, 33 летний британец и оказался в Cooper на ГП Франции и заработал в дебюте очки. Даже для того удивительного времени, это была сенсация.  Все равно, что Себастьян Лоеб, в период своего расцвета и увлечения Ле-Маном, сев за руль какой ни будь Минарди финишировал бы в очках. Увы, Cooper прекратил существование в самом конце 1968 года и Вик не успел заручится контрактом с крупной командой. Ему на помощь пришли частники из команды- дебютанта  Antique, купившие болид McLaren.

Элфорд успел заработать 3 очка, но на ГП ФРГ угодил в неприятную историю. Буквально перед ним с трассы вылетел Марио Андретти и Вик налетел на отлетевшее колесо американца. Макларен Элфорда отбросило на деревья и Вик получил сложный перелом руки. Мне руку просто вырвало из плеча, это было хуже чем перелом. Мне сказали, что три месяца я её буду носить на привязи а потом ещё три месяца буду учится ею снова пользоватся или буду страдать. Я только что подписал контракт с Тойотой что через два месяца будут тестировать их машину. Поэтому пришлось страдать. Я приезжал в больницу каждый день на три часа физиотерапии и врачи заключили сделку, что они отпустят меня в Японию. если я через шесть недель подниму руку над головой. Через шесть недель я снял рубашку и поднял руку вверх "Хорошо, вы можете ехать" после чего они развернулись и вышли а я рухнул на пол. На этом он решил с Формулой 1 завязать, слишком опасно и порядком поднадоело. Отметим правда, что в 1971 году, он выступил в ГП ФРГ за BRM, но все же, больше его интересовали гонки спорт-прототипов.
Он одержал в этих гонках несколько побед, самой громкой из которых, стала его победа в паре с Херманом в 24 часах Ле-Мана 1971 года. Он мог выиграть и через год, в 1972, но увидел на трассе горящий прототип соперника, остановился и помог, вытащить гонщика из машины. За этот поступок Элфорд был награжден французским президентом ордером "За заслуги перед Францией".
В конце 70-х Элфорд перебрался в США, где принимал участие в тамошнем чемпионате спорт-прототипов а также выиграл один из этапов Наскара. Там, в США, Элфорд женился и остался жить во Флориде. Он автор нескольких книг, руководит собственной автошколой, а также является консультантом Порш.
Я не боялся быть убитым. Это не беспокоило меня вообще. Меня больше беспоколило, что я могу сильно пострадать. Гибель Ио Зифферта не была решающим фактором, почему я оставил гонки.  Мне просто это стало не интересно. Я ими насытился. Споннсорская подержка стала плнимать свою уродливую голову и вдруг стало важным иметь чемодан денег, что бы водить гоночный автомобиль. Гонки пьянили меня. Это был кайф. Но мне не надо было этот кайф чем-то заменять, ибо кайфа больше не было.
Tags: 1968, Формула 1, британия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Ответ на загадку

    Ну что, прыгаете небось на месте от нетерпения, узнать правильный ответ на вчерашний вопрос? Как связана гифка из игры Стрит Фишер, ну так мы её…

  • Ответ на загадку

    Друзья, как бы мне этого не хотелось, но я не вправе дольше сдерживать интригу и таить от вас правильный ответ на вчерашний вопрос. Про гифку.…

  • Ответ на загадку

    Итак время узнать ответы на правильные вопросы ну или как там говорят? А оказалось, что задачка вчера было сложной, все три фильма мало кто,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments