Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Проклятье 7-х чисел

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Давно, прошедшие гонки Формулы 1. Сезон 1968 года, самая что есть. его середина. Гран При Франции, трасса в Руане. Гонка с которой, начались хоть какие-то сподвижки в области безопасности.
Ну для начала изменения в пилотских составах. Cooper, где погиб Скарфиотти и тяжело травмировался на ГП Бельгии Брайан Редман, представил новую пару пилотов. Это был местный гонщик Джонни Серво-Гавин, тест пилот Matra, которого французская команда дала взаймы и от которого много ждали, после хорошего выступления на ГП Монако. Другим пилотом стал англичанин Вик Элфорд, которого Джон Купер посчитал новой звездой Формулы 1, при этом Элфорд был раллистом (!) и за рулем формульного болида (любого), для Вика это была всего третья гонка. Почему не привлекли заработавшего в трех последних Гран При, 5 очков Лосьена Бьянки? Ну, просто Купер решил задействовать в гонках одного местного пилота, для привлечения спонсоров к умирающей команде. И бельгиец выступивший в Бельгии и Голландии, в эту концепцию не вписался. Другой новинкой стало то, что в Хонде появился второй пилот, тоже местный гонщик - Жо Шлессер. Для участника чемпионата Формулы 2, это тоже была первая гонка в Формуле 1 (хотя он и принимал участие в ГП ФРГ 66-67, но за рулем и в зачете Формулы 2).         
История здесь несколько запутанная. Шлессер дебютировал на новом болиде Honda RA302. Это был болид с двигателем  V8 с воздушным охлаждением. Изначально на данной машине должен был стартовать первый номер - Джо Сертис. Но... а вот дальше история несколько запутана. Все современные источники, утверждают, что опробовав новый болид Сертис испугался, назвал его "гробом на колесах", и отказался на нем стартовать. Однако, если взять отчеты и репортажи именно того времени, то, по свидетельству очевидцев Джо Сертис, очень был расстроен, что новую и более легкую машину отдали дебютанту. Истина как всегда посередине. Достоверно известно, что на ГП Франции приехал Соичира Хонда, который и настаивал на производстве  RA302 и самое главное участвовал в  расширении сетей автосалонов в Европе. Поэтому то француз Шлессер и оказался в Хонде, а поскольку болид был толком не опробован, его возможно и отдали Жо, дабы если что, свалить все на неопытность пилота и не потерять перед французскими фанатами лицо. По крайней мере об этом объявили сразу перед началом квалификации, а сам Сертис, тому же Питеру Уолкеру, говорил, что новая Хонда, ему понравилась.  А  вот  на ГП Италии, когда Honda RA302, снова появилась на трассе, Сертис действительно отказался в неё садится, посчитав опасной.

Трасса в пригороде Руана, довольно медленная, проходящая средь леса.  Несла она в себе несколько интересных поворотов, была довольно узкой, что делало обгоны делом сложным. Ну и конечно уровень безопасности тех лет, оставлял желать лучшего. Во первых трасса проходила частично по обычным городским дорогам с многочисленными заплатками и прочими неровностями.  Ни о каких зонах безопасности само собой речь не шла, хорошо ещё, что в некоторых местах, она была ограждена бордюрами. Самым наверное проблемным местом Руана был пит-лэйн, от  остальной трассы он ограждался - желтой  линией, нарисованной на трассе.  Т.е. если какой ни будь бедолага вылетал на прямой, он запросто мог снести несколько команд в полном составе.
В Руане команды продолжили свои эксперименты с крыльями. К Lotus, Ferrari и Brabham присоединился  McLaren, особых скоростей машине это не прибавило, но и Брюсу и Дэни Халму новинка понравилась. Опробывал крылышки и Пирс Каридж из Parnell, то были только передние антикрылья, ибо BRM, чьим, фактическим филиалом являлась команда Тима Парнелла, неодобрительно смотрели на эту новинку.  Поскольку, толком, как это работает, команды пока не разобрались. Это показала авария Джеки Оливера, гонщика Lotus. Колин Чепмен поставил на задок болида высокую этажерку и когда Оливер в квалификации ехал следом сразу за двумя болидами, готовясь слипстримом пройти Зифферта и Эмона, этажерка от двойного воздушного мешка переломалась. В итоге Лотус Джека резко дернулся в сторону, влетел в забор и разорвался на две части. Оливер к счастью не пострадал, но его участие в Гран При на этом закончилось, болид восстановлению не подлежал.    
Ну а выиграл квалификацию вот этот парень. Йохен Риндт на Brabham с мощным, но ненадежным движком Repco, для австрийца это был первый поул в карьере. Рядом с ним стоял победитель прошлого Гран При - Джеки Стюарт из Matra. У него по прежнему болело сломанное запястье и как признался сам Джеки, его едва хватит на пару быстрых кругов, ибо боли за 2 прошедшие недели не только не уменьшились, а даже стали сильнее.  Бельгиец Жаки Икс из Феррари показал третье время. Далее  Дэни Халм (McLaren ), Крис Эмон (Ferrari), Брюс Макларен (McLaren ), Джо Сертис и Жан-Пьер Бельтруаз (Matra). Лидер сезона Грэм Хилл оказался только 9-м, в Lotus были напуганы аварией Оливера, поэтому во втором дне квалификации Грэм не участвовал, пока в команде искали причины катастрофы Джека.
За час до старта начался небольшой дождик и как всегда в то время все стали пристально следить за тем, какие шины оденут в Лотусе, у которых были самые точные погодные прогнозы. Грэм Хилл появился на старте в сликах и все поступили также. В небе действительно наблюдали просветы и казалось, что дождь скоро кончится Единственной командой, где проявили мудрость. была Феррари. Если Эмона они обули в слики, то мастера дождя Жаки Икса, обули в дождевые шины, полагая, что хоть один из этих вариантов, да сыграет. И во время прогревачного круга дождь заметно усилился.
Старт прошел без эксцессов, если не считать, заглохшего Ио Зифферта (Walker), механики спешно оживили его болид (запуск о стартера, тогда разрешался) и швейцарец бросился догонять пелотон, который уже уехал на 40 секунд вперед. Первый круг закончился так 1. Икс, который на своих дождевых шинах уже 3 десятых опережал Стюарта, далее Риндт, Сертис, Педро Родригез на BRM и Грэм Хилл. Далее Макларен, Бельтруаз, традиционно проваливший старт Эмон и Дэни Халм. На втором круге Риндт обошел Стюарта, а Эмон в борьбе за 8-е место обогнал Бельтруаза. А в начале третьего круга случилось.
При спуске к 4 повороту Nouveau-Monde, Жо Шлессер не смог справится со своей новенькой Хондой. Болид влетел на насыпь и разорвал сетчатый забор, ограждавший поворот от зрителей. Видимо один из столбиков этого забора и повредил бензобак, поскольку с насыпи вниз, Хонда (точнее, что от неё осталось) скатилась уже объятая огнем. Потом она перевернулась на бок.  Жо Шлессер вылетел из болида, но также оказался в огне, поблизости не было ни одного пенного огнетушителя, а вода только усилила пожар. Француз сгорел на глазах сотни зрителей (12 из которых получили ожоги) и многотысячной телевизионной аудиторией, которая в прямом эфире, наблюдала, как пожарные оттаскивают с трассы дымящийся кусок мяса, который, ещё полчаса назад, был живым человеком.
Ребята, кадры довольно жесткие, поэтому если вы человек впечатлительный, очень не рекомендую, +18, короче

Самое циничное, что гонку, никто и не думал останавливать. Ладно. черт с ним, что гонщикам приходилось ехать мимо трупа своего коллеги, так ещё первые 2 круга, болиды натурально ехали сквозь огонь. Да и потом трассу, никто не подмел, само собой и машины просто разбрасывали обгоревшие обломки.  В этой неразберихе Икс смог оторваться от всех остальных. На второе место выскочил Сертис, а следом за ним оказался Родригез. Первой же жертвой обломков стал Риндт - он пробил шину и поехал в боксы заменять резину. Интересно, что австрийцу поставили сухой комплект, хотя дождь и не думал прекращаться.
К 10 кругу Родригез, который был таким же мастером дождя как и Икс, смог обойти Сертиса и начал свою погоню за бельгийцем, разрыв медленно, но таял. Далее ехали Стюарт, Хилл и Макларен. Первым человеком, перешедшим с сухих на дождевые шины стал Бельтруаз. На свою беду француз проезжал мимо места аварии Шлессера, как-раз тогда, когда потушили лежавший на трассе труп, после чего скорость Жан-Пьера само собой, значительно упала и он в итоге приехал предпоследним.
На 13 круге Грэм Хилл смог обогнать Стюарта, но через два круга британец сошел со сломанным карданным валом (в Лотусе потом признались, что применили неверную смазку, не работающую при сильно нагревании). Таким образом, для лидера сезона, это было уже 3-е проваленное Гран При подряд  На том же 15 круге Серво-Гавин показал, почему в Матре в качестве основного пилота предпочитали Бельтруаза, а не его. В очередной раз, этот быстрый пилот не смог проехать в гонке больше 20 кругов, не хватало ему концентрации. На этот раз француз потерял машину, его шесть раз крутануло на месте, после чего Купер влетел в дерево. Француз, к счастью, не пострадал.
Тут дождь прекратился и Педро Родригез, ехавший на сухих шинах, поймал кураж. Он установил быстрый круг, а затем они с Сертисом обошли, потерявшегося на быстро подсыхающей трассе, Икса. Но уже на следующем круге дождь хлынул с новой, ещё большей, силой и Икс тут же вернул все утраченное, да ещё и оторвался от того же Родригеза на 8 секунд. Все тут же помчались в боксы за дождевыми шинами (не повезло Халму, за круг до этого посетившего боксы из-за прокола и поставившего сухие шины, пришлось ехать ещё раз).  
На 22 круге случился этот забавный эпизод. Ио Зифферт, не стал заезжать в боксы, так как испугался, что машина снова заглохнет (как это было на старте) и в какой-то момент вышел даже на 6 место. Но у него лопнула резинка на очках, Зифферт успел заметить, бредущего вдоль трассы в боксы, Грэма Хилла и попросил у него его очки. Грэм сменил швейцарцу сей важный причендал и Ио, пользуясь тем, что тут был склон вниз, смог завести машину накатом и продолжить участие в гонке. Позже один журналист не то в шутку, не то всерьез, спросил у Питера Уолкера, не думает ли тот, что его пилота стоит дисквалифицировать за постороннюю помощь на трассе. "Ну что вы?" отшутился Уолкер "Моя команда не переживет потерю 11-го места".
Проблема с очками случилась и у Сертиса. Какой то обломок выскочил из-под колес Родригеза и выбил Джо стекло, причем Джо повезло, стекло не разбилось а просто выпало из разъема, глаза не пострадали (скорее всего это был не осколок а комок пены). 10 кругов Сертис пытался вставить стекло на место, но на 34 круге все же заехал в боксы для смены. Ну а для скакавшего по осколкам Родригеза, это не окончилось просто так. Он пробил шину и оторвал трубку бензобака, спешный нырок в боксы, вроде бы ему удался, но после пит-стопа, коробка застряла на 2-й передаче и проводивший отличную гонку Педро вынужден был сойти.

На этом вся интрига в гонке иссякла ибо Икс опережал шедшего вторым Сертиса (в новых очках) на круг. "Человек дождя" окончил эту гонку первым, одержав свою первую победу в Формуле 1.
Джо Сертис оказался вторым. Оставшийся незаметным всю дистанцию Стюарт финишировал 3-м. 4-м оказался дебютант Вик Элфорд, единственный, кроме Зифферта, гонщик не заехавший в боксы для смены шин, видимо раллийные навыки пригодились. 5-м был Халм и 6-м финишировал Пирс Каридж, заработавший свои первые очки в Ф1.
Далее несколько нудноватая любительская запись с гонки.

Грэму Хиллу снова удалось сохранить лидерство в чемпионате. Жаки Икс и Джеки Стюарт, оба имели по 16 очков и на 8 очков отставали от пилота Лотуса. Ну а что, касается, того, что эта гонка сделала переворот в безопасности гонок. Да нет, особого переворота не было. Да Формула 1 в Руан больше не вернулась. Однако все же, даже для ФИА, смерть Шлессера стала последней каплей. В 1969 в конструкцию машины стали в обязательном порядке добавлять автоматические выключатели двигателя, дабы снизить возможность возгорания. Всем пилотам было рекомендовано носить огнестойкие комбинезоны. Также было рекомендовано делать кокпиты позволяющие гонщику, быстро выскочить из машины. Начались разработки по улучшению безопасности и прочности бензобаков.  Все это оттянуло появление смерти на трассах почти на год. В 1968 году более никто не погиб. Ну а пока гонщики с ужасом ждали 7 числа. Ибо Кларк погиб 7 апреля, Спенс 7 мая, Скарффиоти - 8 июня и Шлессер 7 июля. Гран При Италии (8 сентября) и Гран При США (6 октября) как раз отлично подходили для очередной смерти.
Jo Schlesser
Судьба, жизнь, рок, не знаю, что там управляет человеческими путями, но у этого управленца бывает довольно мрачное чувство юмора. Иначе как ещё объяснить смерть Жо Шлессера в тот самый момент, когда исполнилась его заветная мечта - участвовать в Формуле 1.  Мечте, о которой, казалось нужно было уже забыть, ведь дебютанту было 40 лет.
Жо (Жозефф) Шлессер родился 18 мая 1928 года на северо-востоке Франции, в деревне Лувилля, население которой едва превышало 300 человек. В начале 50-х он дебютировал в ралли, затем перебрался в кузовные гонки. В 1954 году Жо Шлессер, стал бронзовым призером кузовного чемпионата Франции. Неплохо, но для дебюта в Формуле 1 этого было мало. А на большее нужны были деньги и Жо Шлессер уехал на Мадагаскар, зарабатывать денег на гоночную карьеру.
В 1957 году Жо вернулся на родину и с ужасом понял, что цены выросли и все, что он заработал, едва хватит на раллийные выступления. Правда в ралли вскоре у него и случился первый громкий успех, это было 2-е место в многодневке Льеж-Париж-Льеж.  Это позволило ему попасть в гонки спорт-прототипов. В 1960 году Шлессер финишировал 2-м в своём классе в 1000 км. Нюрбургринга, а через год попал в тяжелую аварию в тренировке перед 24 часа Ле-Мана.
Вообщем Шлессер добился, что его фамилия была на слуху, появились спонсоры и в середине 60-х, этот переживающий кризис среднего возраста, мужчина, решил все же штурмовать Формулу 1 и выполнить мечту 10 летней давности, когда он был молодым и стройным. В 1962 году Шлессер оказался во французской Формуле 3, а через 2 года перебрался в Формулу 2. В 1966 он впервые сблизился с Формулой 1 на расстояние вытянутой руки. В смешанной гонке - Гран При ФРГ,  Шлессер добрался до финиша 10-м (и 3-м в классе Ф2). В 1967 с 13 очками и одним подиумом, он занял в зачете первого чемпионата  Формулы 2 - 8 место (опередив тех же Редмана с Оливером) и снова поучаствовал в ГП ФРГ.
В том же 1967 году, в паре с тогдашним пилотом Формулы 1 и своим большим приятелем  Ги Лижье, он выиграл 12 часов Реймса. Вообщем поскольку волна молодых французских талантов только приближалась, Жо Шлессера во Франции очень любили и горестно вздыхали, что вот нету шанса у столь хорошего ветерана. В 1968 году Шлессер смотался за океан, где финишировал 13-м в гонке Наскар, показав, какой он молодец. Он также неплохо шел в чемпионате Формулы 2 с 5 очками, входя в первую 10 пилотов. Вообщем когда японцы из Хонды, обратились к организаторам Гран При Франции с предложением, что могут дать свою новую машину, местному пилоту, те рекомендовали Шлессера, как одного из самых популярных у публики спортсменов.
 
Были ли у Шлессера шансы выжить, после его пилотской ошибки? Да, были. Он выпал из болида и хоть и получил переломы, был жив, когда начался пожар и лежал в некотором отдалении от обломков. Увы, Honda RA302 была передовым автомобилем. Воздушное охлаждение, очень легкая, вся эта легкость была достигнута за счет того, что корпус был выполнен из магниевого сплава. Магний материал, легкий, прочный, но горючий. Локальный пожар в итоге раздулся в огромное пламя и у обездвиженного Шлессера, шансов выжить в том пекле не было.
Жо Шлессер погиб, но он исполнил свою давнюю мечту. Он стал пилотом Формулы 1. Более того, его список не ограничился одним ГП Франции, ведь в каждом болиде Ligier в индексе JS, его приятель Ги Лижье спрятал инициалы Шлессера. Можно сказать. Жо участвовал в Формуле 1 с 1976 по 1996 годы. А ещё был и есть его племянник Жан-Луи Шлессер "лис пустыни" многократный победитель ралли Париж-Дакар и так же пилот Формулы 1, но об этом, несколько позже.
Tags: 1968, Формула 1, Франция, пилоты Ф1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну всякий комиксовый мусор мы разобрали на прошлой неделе, а сейчас поговорим о чистой научной-фантастике, благо и Sci-Fi фильмы в 2003 году так же…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Вот так вот ребята, все выходные, вместо фильмов про Нашу победу, краюху хлеба в мозолистой солдатской руке или вместо какого нибудь Топора 2,…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Не так много, как обычно, в 2002 выходило научно-фантастических фильмов. Вот всего в три части уложился, хотя обычно на год уходило по 5 постов.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments