Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

В пелене дождя

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Продолжаем вспоминать сезон 1968 года в Формуле 1, плавно подходящий к своём экватору. Продолжались эксперименты с крыльями, в чемпионате уверено лидировал Грэм Хилл из Lotus. Прошедшее Гран При Бельгии, какого либо намека на интригу в чемпионат не принесло. И вот через 2 недели команды перебрались в соседнюю Голландию. Автодром на берегу моря с тесным паддоком и кучей песка на трассе. Все эти песчинки отлично выводили из строя двигатели. Асфальт в Зандвоорте также был не очень гладким, и частенько на кочках выходила из строя подвеска. Вообщем трасса могла преподнести сюрприз (а могла не принести, в 1962 году, например, все участвующие в гонке болиды, добрались до финиша, что было рекордом).  Единственным бонусом Зандвоорта считали наличие хороших гостиниц, но этого было маловата, что бы трасса стала легендарной.
Ну а пока, команды продолжали разбираться, что же все же это за штука такая - заднее антикрыло. К Крису Эмону и Грэму Хиллу экспериментирующим с задним крылом в Феррари и Лотусе соответственно, добавились парни из Brabham. Точнее один, и это был Йохен Риндт. Команда уже месяц не могла решить проблему с двигателями Repco, в Бельгии, эти движки подвели и в квалификации и в гонке. Поэтому пришлось спешно отправлять один из двигателей в Австралию, где специалисты, его разобрали и установили, что при проектировке были допущены ошибки. После консультирования по телефону, механики, прямо в боксах, уменьшили размер поршней и это помогло. Риндт и Брэбэм заняли 2 и 4-е место в квалификации. Между ними втиснулся Хилл. Далее Стюарт (Матра), Икс (Феррари), Халм (McLaren), сам Макларен, Сертис (Хонда) и Оливер из Лотуса. Ну а поул, во второй раз подряд достался Эмону. Крис отметил, что  Феррари с этажеркой, тут в Задвоорте смотрелась даже лучше чем в Спа, ибо на трассе не было таких длинных прямых. Все три первые машины на старте, были с крылышками.

Brabham Йохана Риндта
Стал похож на бочонок со ступенькой
Как и в Бельгии, в Голландии вся квалификация ограничилась пятницей, ибо в субботу полил небольшой дождь, и с моря задул сильный ветер. Пилоты вышли на трассу (кроме Стюарта, у того сильно опухла так и не залеченная рука), но улучшить время смогли только Сертис и Родригез из BRM.   Та же погода оставалась и в день гонки, правда дождь то шел то не шел, поэтому трасса хоть и была мокрой, но особо болиды не скользили. В связи с этим все решили стартовать на промежуточных шинах. Это то все и решило. ибо у одного из производителей промежуточная резина получилась лучше чем у конкурентов.
Старт прошел без инцидентов и столкновении, хотя в пелене брызг мало что было видно. Эмон, откровенно его провалил и на первое место выскочил Хилл, за которым пристроился не обладающий крылом Джеки Стюарт, с больной рукой.
Следом за Стюартом оказался  Риндт, затем уже Эмон,  Икс, 6-й Макларен, 7-й Ио Зифферт (на Лотусе команды Walker), 8-й Родригез 9-й Сертис и 10-м оказался проваливший старт старик Брэбэм. На следующем круге Грэм Хилл уже солидно оторвался от остальных. Но большее внимание было приковано к пилоту Матры Жан-Пьеру Бельтуазу. Уже на старте, француз, квалифицированный 16-м, прорвался на 11-е место. На втором круге он обошел трех соперников и стал 7-м. На третьем круге он был уже 5-м. А на 4-м третьим, оказался прямо за партнером - Джеки Стюартом.
А секрет был в промежуточной резине от Dunlop, которая был на голову круче полудождевых  шин от Good Year  и от Firestone и что самое обидное, британская обувка стояла только на болидах Матры. На 5-м круге Стюарт довольно легко обошел Грэма Хилл и скрылся от всех в пелене брызг, лидером гонки.

На 9-м круге начались первые сошедшие. Дэни Халм, сошел в боксах из-за промокшего сцепления. А Лосьен Бьянки в самом начале 10 круга, вылетел за пределы трассы и расколотил свой Cooper, к счастью, бельгийский ветеран не пострадал. 10 круг окончился так: 1. Стюарт (отрыв 9,6 !) 2. Хилл 3. Бельтуаз  эта пара оторвалась от плотной группы Эмон, Икс, Родригез а затем шла ещё одна плотная группа - Риндт(посетивший боксы из-за мокрого сцепления), Макларен, Сертис и Брэбэм. На 11 круге Жан-Пьер Бельтуаз обогнал Хилла и так же быстро скрылся за горизонтом, как и Стюарт.

На 12-м круге Джо Сертис заехал в боксы, что бы одеть дождевые шины. Преимущества это не принесло и времени потерянного в боксах (а тогда процедура замены шин, шла очень медленно), англичанин не отыграл. На 20 круге Брюс Макларен увлекся переключением топливной электроники и пропустил точку торможения. В итоге оранжевая машина пробила два ряда с соломенными ограждениями и увязла в песке. К счастью ни пилот не болид не пострадали, но гонка для новозеландца окончилась. Позиции в гонке выглядели так: лидировал Стюарт, в 13,2 секундах от него Бельтуаз, на хвосте которого висел Хилл, далее Эмон, Икс, Родригез, следом на отдалении Дэн Гэрни из собственной команды, заезжавший в боксы, что бы протереть запотевшие очки и отстающие на круг Брэбэм, Зифферт, Эттвуд (BRM) и швейцарец Сильвио Мозьер на частном Brabham.

На 22-круге Бельтуаз чиркнул бровку и куча песка оказалась у него на рабочих деталях  двигателя. Пришлось ехать в боксы, очищаться. Заодно, помня о том, что у Стюарта кончилось топливо на последних кругах ГП Бельгии, француза заправили. На трассу он вернулся 5-м.  Джек Брэбэм сошел из-за поломки топливного насоса. Родригез, отлично чувствующий машину в дождь, смог обойти обе Феррари и выйти на 3-е место. К 30 кругу ситуация была такова: 1. Стюарт более чем на минуту обгонявший Хилла, Родригез, Бельтуаз (также обогнавший обе Феррари), Эмон, Икс и отстающие на круг Гэрни, Зифферт, Эттвуд, Мозьер. Все остальные отставали на 2 и более круга.
Вскоре, когда Жан-Пьер Бельтуаз обогнал Родригеза, стало совсем скучно. Так как, иногда начинался сильный дождь, пилоты осторожничали и обгонов не было. Точнее почти не было. На 50 круге Бельтуаз догнал и обошел Хилла (шины Данлоп, оказались сильнее любых антикрыльев), показав себя настоящим молодцом. Да вот беда, на 57 круге его самого на круг обошел Джеки Стюарт.

На последних кругах на Зандвоот обрушился сильнейший ливень. Попытки Эмона перейти на дождевую резину, не помогли и интригу в гонку не вернули. Её создал только Грэм Хилл, вылетевший с трассы в конце главной прямой на 62 круге, но англичанин смог вернутся в гонку на ту-же 3-ю позицию.  Однако через 8 кругов, лидер сезона все таки сошел, всё та же проблема - песок, забивший дроссель. По тем же причинам сошел и Гэрни. На 70 круге Стюарт пропустил Бельтуаза обратно, что бы пилоты Матры финишировали в одном круге. Так оно и вышло, гонщики французской команды вошли на пьедестал почета.  Человек дождя - мексиканец Педро Родригез привел свой слабый BRM на финиш 3-м, отстав а круг от победителя. Жаки Икс отстал на два, Сильвио Мозьер на прошлогоднем  Brabham на 3 круга, и финишировавший 6-м Эмон, из-за своих экспериментов с резиной, отстал на 4. Всего 8 гонщиков закончило гонку.
Это была первая победа французских машин в Формуле 1 (пускай с британским движком и на британских шинах). Как и первая победа в Ф1 для Кена Тирелла. Ну и конечно можно много говорить про шины Данлоп, но Джеки Стюарт, этот парень, он фактически управлял болидом, одной рукой ибо ранее сломанное запястье распухло настолько что на него еле налез пластмассовый слепок, с которым он выступал. "Летучий шотландец" вступил на тропу войны за титул.
Правда, пока у Грэма Хилла очков было в два раза больше, 24 против 12. На третье место вышел мексиканец Педро Родригез в двух последних гонках приехавший на подиум и за счет этого набравший 10 очков.
Наверняка надеялся побороться в своё время за чемпионство и набравший первые в карьере очки, швейцарец Сильвио Мозьер
Silvio Moser
1000 км. Монцы для Сильвио не шибко складывался, ехал он в середине и даже ближе к хвосту. Впрочем в тот апрельский день, 1974 года,  Мозьер мысленно был не на треке. Ведь через пару недель он должен был вернутся в Формулу 1. Да в составе дебютанта да на прошлогоднем шасси, но все же... Это, Формула 1, где возможно все, глядишь очередной дождь в какой ни будь Голландии и ты снова в очках. А там, вдруг заинтересуешь кого-то из больших команд или удастся найти спонсоров на свой формульный проект. Приближался пит-стоп и Мозьер стал отстегивать ремень безопасности, что бы не терять время при смене с напарником.
Сильвио Мозьер родился  родился 24 апреля 1941 года в Цюрихе, Швейцария. В те времена конец 60-х, начало 70-х, пилоты почему-то взяли за моду выделяться головными уборами. Педро Родригез зачем-то постоянно ходил в тирольских шляпах, Джеймс Хант любил перещеголять в панаме, черная кепка-хулиганка выделяла Джеки Стюарта, конечно же многие вспомнят Артуро Мерццарио не снимающего ковбойскую шляпу, даже во сне. Мозьер выбрал для имиджа клетчатую кепочку с бубенчиком, чем конечно несколько напомнил Олега Попова. Но клоуном этот пилот не был. Это был вполне профессиональный и быстрый гонщик.
В 1964 году Мозьер прикупил себе шасси Brabham, а поскольку помимо денег обладал он и навыками механика, то Сильвио довольно оригинально распорядился покупкой. Он выступал на этом шасси и в Формуле 3 и в Формуле 2, переставляя движки. И при этом швейцарец довольно быстро стал побеждать. В 1964 году он выступил в аргентинской серии Ф2 - Тепорада, в стране, где все ещё помнили Фанхио и Гонзалеза. Сильвио выиграл все 4 гонки, в которых поучаствовал, оставив с носом местных асов, знавших эти трассы наизусть. В 1965 году Мозьер выиграл три гонки европейской Формулы 3. Наконец в 1966 году, он выступил на болиде Формулы 2 в Гран При ФРГ, где тогда стартовали и гонщики Ф1 и Ф2 одновременно. На манер Жаки Икса, швейцарец о себе не заявил. А потом стало понятно, что для серьезного уровня, одно, старое шасси уже не пойдет.
Пропустив в поисках решения проблемы целый сезон, Мозьер объявился в Формуле 1 на ГП Монако. В его руках был Brabham-Repco, 1967 года, на котором Дэни Халм и Джек Брэбэм стали чемпионом и вице-чемпионом мира. Машина не сколько быстрая, сколько надежная. Куплен был болид при помощи швейцарского поклонника гонок Шарля Фогеля, в честь которого и был назван маленький коллектив. Монако окончилось разочарованием. Мозьер по времени в квалификации обошел Дэна Гэрни и Людовико Скарффиотти из Cooper, но тем двоим было гарантировано место на старте, а вот Сильвио на старт не попал.
Зато в следующей своей гонке, в Голландии Мозьер, на старт пробился и доехал 5-м, с ходу в очки. Это правда стали его единственные очки в сезоне, но все-же, опередить на круг Феррари, это многого стоит. Ещё раз в очках Мозьер смог финишировать в 1969, выступал он уже на собственном, современном Brabham, купленным им лично. А поскольку в тот год, пилотов заработавших очки было не много, швейцарец с 1 очком за 6-е место, занял 15 позицию по итогам сезона. Это был его лучший результат в Формуле 1. А далее Сильвио ошибся.
Собственная команда это хорошо, но собственные шасси ещё лучше, почему-то решил он. В 1970 году команда Сильвио Мозьера представила миру нового производителя шасси -  Bellasi. Конструктором выступил швейцарец Лучиано Белласи, стандартный движок Cosworth. На деле, это был провал. Мало того, что с разработкой шасси опоздали, так оно ещё и не ехало совершенно. Проведя сезон 1971 года Мозьер проект закрыл, деньги кончились. Он перебрался в гонки спорт-прототипов, где ничем не запомнился и в Формулу 2, где на этапе в Монце 72, смог финишировать 2-м.  Но ему всегда хотелось вернутся в Формулу 1 и доказать, что и он способен бороться за победы. И вот радостная новость  некая швейцарская компания  Bretscher, купив шасси Brabham, решила усадить за руль Мозьера.
Скорее всего он не смог бы набрать очки в том, 1974 году, ибо конкуренция в тот год была сильнейшая. Наверное он бы и дальше бегал по швейцарским меценатам, пытаясь их увлечь Формулой 1. А может быть, ему бы повезло и в одной из дождливых гонок, Сильвио смог бы добраться до финиша, показав высокий результат. Все это пустое гадание ибо Сильвио Мозьер не доехал до пит-стопа 1000 км. Монцы. В тот момент, когда швейцарец расстегнул ремень безопасности, его Лола вылетела с трассы в повороте Аскари. Месяц, пилот получивший серьезные повреждения внутренних органов и травму головы, находился в коме. Увы, врачам его спасти не удалось.  
     




   
Tags: 1968, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребятки. Неделя пустая, каких либо интересных новинок нет. Поэому слушаем по желанию. Все там, под катом FR3SH TRX - IT BURNS ME…

  • Кислотная среда

    Привет ребята, отличный выпуск сегодня, давно так не было. ILLENIUM, Swedish House Mafia, deadmau5, чудные JON + LARSEN и даже ожившие Brooklyn…

  • Кислотная среда

    Задалась неделька ребята. Хорошие новинки. Сегодня в выпуске хороший Tiësto, отличные Ben Böhmer да и просто много музыки разнообразной и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments