Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Макларен - начало славных дней


Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта, в частности про Формулу 1. И небольшое пояснение, для тех, кто читает эту серию постов регулярно. Вообще это ЖыЖо хоть и создавалась для рекламы меня как хорошего адвоката, довольно быстро было переделано именно под Формулу 1 и месяца три, я вообще ни о чем другом не писал (если не считать фото природы и клипы). Но изначально в постах была ошибочная идея, мол писать только про биографии пилотов. Если биографии первых пилотов 50-х, действительно интересны, то далее личности начинают мельчать и раз на раз не приходится.Поэтому, где-то начиная с сезона 58, пришла мне в голову идея рассказывать не только о гонщике но и о Гран При в котором он дебютировал. Для того, периода истории Ф1, идея была отличная, ибо почти в каждой гонке, какой ни будь новичок выходил на старт, благо по деньгам, это мог себе позволить каждый, хоть немного участвовавший в гонках, спортсмен. Но, Формула 1 дорожала и например в 1969 году, было всего 3 новичка, и те появились в середине сезона, т.е. про весь сезон, получается я мог рассказать по трем Гран При , это мало. Аналогичные истории связаны с 1980 и 1990 годами, 2-3 новичка появившиеся в первых гонках сезона, а какие это были сезоны, упорнейшая борьба до последних гонок. Как про это не рассказать? Была и другая проблема. Берем ГП Франции 89 года - 5 дебютантов, среди которых Жан Алези, Эмануэль Пирро, Бертрам Гашо, т.е. люди о которых я могу говорить часами. Разбивать пост про это Гран При на несколько частей? Получается ерунда.

В связи с этим изменение.  Теперь я буду рассказывать о каждой гонке сезона. Если будет серия из двух гонок подряд без дебютантов, значит будут в одном посте два Гран При без истории про гонщиков. Если в одной гонке будет несколько дебютантов, значит расскажу о самом успешном в этой гонке, но одном человеке, следующий, если он сохранится в составе команды, переходит на следующую гонку. Не будет серий из двух гонок подряд без дебютантов, а просто одна гонка, где никто из новичков не появился и запасных не осталось, значит поговорим про историю трассы, команды, конструкторов, вообщем тем много. Надеюсь, вы разобрались, что к чему.  Сегодня как раз такая гонка. Гран При Бельгии, Спа, 1968 года, где не было дебютантов, но как можно не рассказать о гонке, где первую победу одержала легендарная команда McLaren?
Это ребята лидер сезона (а ГП Бельгии 68, была 4 гонкой года) - Грэм Хилл. Британец, ставший лидером Lotus после гибели Кларка. Две победы и одно второе место, на 14 очков Грэм опережал действующего чемпиона мира Дэни Халма из  McLaren, как обычно набиравшего очки  за счет не сколько скорости, сколько стабильности.   Последний раз Хилл лидировал в чемпионате в 1965, да и то, за счет того, что Кларк пропустил одну гонку. А реально бороться за титул у него и вовсе вышло уже 4 года назад. И вот такой приятный сюрприз на исходе карьеры. К этому добавим. что на кануне ГП Бельгии Грэм получил орден Британской империи, причем при довольно смешных обстоятельствах. Грэм участвовал тренировках перед Инди 500, затем в квалификации ГП Испании, вообщем, прочитать мешок писем, что обычно к нему приходил, у него не было времени. Как оказалось своё согласие на вручение ордена надо было дать до 10 мая. Письмо с этим посланием, Грэм вскрыл 9 мая в 22:00., сидя в гостиничном номере в Мадриде. Вообщем, спешно Грэму пришлось звонить своему лондонскому адвокату, что бы тот , по доверенности, написал и оправил согласие. Вообщем, успели.
А вот квалификация Гран При Бельгии оказалась для Грэма и Лотус провальной.
В те дни и до 96 года, она проходила по пятницам и субботам, а потом лучшие результаты складывались. В пятницу Грэм промучился с коробкой передач (слабым местом всех Лотусов 60-х), а в субботу пошел дождь и само собой, результаты упали. Более того, Грэм совершенно не смог настроить только что появившееся антикрылья и на всё плюнув, к гонке их просто снял, пояснив, что так и не понял, как они работают на данной трассе. В итоге Хилл стартовал лишь 14-м. Не больше повезло и его партнеру Джеки Оливеру, в пятницу его болид ещё не добрался до трассы. а субботний дождь все испортил для парня, впервые в Спа оказавшегося, он 15-й.
Успеха же добился Крис Эмон из Феррари, на машине которого, тоже стояло  антикрыло, но не низкое как на Лотусах, а этажерка, отлично показавшая, себя в бельгийских поворотах.  Следом, оказался Джеки Стюарт из Матры, шотландец пропустил два Гран При из-за перелома руки и в Спа выступал с пластиковым слепком на запястье, ну как видим, быстро ехать это не мешало. Далее второе Феррари - Жаки Икса (без крыла), Сертис на Хонде, Халм и Макларен на Макларенах, Каридж (Parnell BRM), Родригез (BRM), Зифферт (Walker Lotus) и Брайан Редман (Cooper). За рулем второго Купера стартовал местный ветеран и дед нынешнего пилота Формулы 1 -   Люсьен Бьянки, приехавший на подиум в Монако, он временно заменил Людовико Скарффиотти, до этого дважды, заканчивающего гонки 4-м, и это привело к трагедии. Людовико решил принять участие в гонке чемпионата Европы, по скоростному подъему на гору (так называемых горных гонках, где пилоты на время гонялись по горным серпантинам). Напомню, что итальянец даже несколько раз, был чемпионом Европы по этому виду соревнований. Но на этот раз не повезло, в субботу, уворачиваясь от перевернувшегося посреди дороги, соперника, Людовико, пробил барьер, немного повисел над пропастью и при попытке выбраться из машины, вместе с ней рухнул вниз. Внук, одного из основателей ФИАТА, которого сам Энцо Феррари, боялся садить за руль, что бы тот не дай бог не погиб, своей судьбы не избежал. Это была уже третья смерть по ходу чемпионата, и не последняя.
Вообщем опять пилотам, пришлось выходить на старт в  мрачном настроении. А тут ещё совсем не понятно было с погодой. ибо то выглядывало солнце, то начинался накрапывать дождик. Трасса была влажной и можно было стартовать и на дождевых шинах. Но в то время, все старались ориентироваться на Lotus, ибо Чепмен платил, местным синоптикам за самый оперативный прогноз. Лотусы стартовали на сликах и все остальные поступили так же.
Старт прошел без аварий.  Правда Стюарт, его немного проспал и ошибся с передачей, в итоге в Джеки чуть было не влетел Брюс Макларен, но новозеландцу удалось оттормозиться, правда ценой потерянных мест и Ио Зифферт, наверняка сказал пару матерных слов, уворачиваясь от них обоих.  Старт же уверено выиграл Эмон, следом за ним оказался его партнер Икс, но в  La Source, его обошел Сертис. Первый круг окончился в таком порядке: 1. Эмон 2. Сертис 3. Икс 4. Халм 5. Стюарт 6. Родригез 7. Каридж 8. Зифферт, далее Йохан Риндт из Brabham, которому удался прорыв с 17 места (в квалификации команда промучилась с движками) и Хилл.
Единственным пилотом, первый круг не окончившим, оказался швед Ио Боннье, у его старого Купера, сорвало шпильку колеса.   На втором круге Сертис обогнал Эмона и началась эпическая борьба между этой парочкой, за частую колесом в колесо.  Каридж обошел Родригеза, а Риндт вынужден был заехать в боксы, так как у него открутилась гайка и он начал терять воду (вскоре австриец окончательно сойдет). На 3-м круге Родригез обошел Кариджа обратно, а следом это сделал и Зифферт, они стали 6-м и 7-м.  К 4-му кругу гонка начала разбиваться на группы. Сертис-Эмон, на отдалении от них Икс-Стюарт-Халм и третья группа - Зифферт-Родригез- Каридж-Макларен.   На пятом круге Стюарт и Халм обошли Икса у которого начал троить движок и из 12 цилиндров работать согласились только 10.

А на 6 круге в Les Combes, вылетел Брайан Редман (скорее всего у свехнадежного Купер, развались подвеска), британец "стремительным домкратом", пролетел поворот, разворотил ограждение из соломы и влетел в припаркованные машины маршалов. К счастью, в машинах никто не сидел, но на стоянке находились два маршала. Один из них повредил спину, уворачиваясь от Купера, зато второй, помог, сломавшему руку, британцу, вылезти из болида. И очень вовремя, так как Купер взорвался и маршал с Редманом даже получили небольшие ожоги не успев вовремя отойти.
А потом сошли герои Монако - Грэм Хилл (первый сход в сезоне)  - сломался карданный вал и Дики Эттвуд, пилот BRM, вылетел в одном из поворотов и вернулся на трассу, не заметив, что шланг подачи воды отсоединился. В итоге его хватило на 2 круга, за которые Дики обильно полил трассу водичкой, будто морости  было мало.
На 8 круге наступила развязка борьбы Сертиса с Эмоном, которая держала в напряжении трибуны. Из под колес Джо, вылетел камень, пробивший Крису масляный радиатор. На следующем круге Халм обошел Стюарта и вышел на 2-е место, от Джо Сертиса он отставал на 15 секунд. К 10 кругу положение было такое 1. Сертис 2. Халм 3. Стюарт 4. Икс 5. Макларен 6. Каридж 7. Родригез 9. Зифферт и 10. Оливер на втором Лотусе. Увы борьба Сертиса с Эмоном колесо в колесо, не осталась для Хонды бесследной. На 11 круге Джо поехал в боксы - вылетел рычаг подвески, и машина стала неуправляемой.
На этом же круге Стюарт, при обгоне на круг партнера по Матре - Бельтруаза, смог обойти и Халма, которого он вплотную преследовал и выйти в лидеры гонки. До 17 круга они шли парой  с разрывом в секунду, а затем у Дэни не выдержала полуось. Стюартостался первым а на 2-е место вышел, проваливший, по вине Джеки, старт, Брюс Макларен. Правда от шотландца он отставал  на 37 секунд и больше был занят не прекрашающимеся атаками на себя со стороны Родригеза. Пару раз, мексиканец даже выходил на 2-е место, но Макларену удавалось отыгрываться.


Стюарт, берег свое больное запястье, поэтому не сильно давил на газ. Макларен с Родригезом отыгрывали у него по 2-3 секунды на круге, но до конца гонки этого бы не хватило (28 кругов всего же). За три круга до финиша положение было таким 1. Стюарт в 27,5 секундах от него Макларен с Родригезом на хвосте, следом Икс с полумертвым движком и Зифферт, впрочем у швейцарца на следующем круге двигун взорвался из-за потери масла.
А решилось все  на последнем круге, когда Джеки Стюарт поехал в боксы заправляться, как оказалось в условиях гонки, расход топлива оказался выше и его бы не хватило до финиша. Не береги он руку, возможно смог бы успеть вернуться  лидером. А так в лидеры вышел Макларен, который даже про это не знал, команда его предупредить  не успела, а Стюарта в боксах, он не смог разглядеть из-за набежавшей толпы народу.  Брюс и финишировал первым, принеся легендарной команде своего имени - первую победу.
Педро Родригез может быть и мог бы навязать борьбу, но и у него в последних поворотах начало кончаться топливо и он пересек линию накатом в 12 секундах от Брюса.
Третьим оказался Жаки Икс, от которого все ожидали схода. Дозаправившийся Стюарт оказался лишь 4-м. Отставший на круг Джеки Оливер, сошел на последнем круге с поломанным карданным валом, но попал в очки, он 5-й. Ну и Бьянки на родной трассе, финишировал 6-м. Позже его семья переберется во Францию, где и родится Жиль Бьянки, нынешний пилот Маруси. Рождение внука Люсьен не застанет, он погибнет через год, после описанных событий на тестах в Ле-Мане.
Брюс Макларен не выигрывал в Гран При уже 6 лет. За это время, наиболее близок к победе, он был именно здесь в Спа в 1964 году, когда на последнем круге у него кончилось топливо и он пересекая линию финиша накатом, буквально пару метров уступил дозаправившемуся Кларку. Ну и заслужил он эту победу конечно-же. Скоро, уже будут победы и за счет скорости а не за счет сходов соперников. Но эта, так и останется первой в истории великой команды
Интересно, что когда Брюс финишировал, к нему подбежал кто-то из механиков BRM и крикнул "Хрен бы ты выиграл, не закончись у Педро бензин"  "А я что, выиграл?" Удивился Брюс.
Не смотря на сход, Грэм Хилл уехал из Бельгии довольным, ведь для всех 5 финишировавших первыми пилотов, это были первые очки в сезоне и к обладателю ордена Британской империи никто и близко не подобрался, по очкам.
Ну а поскольку дебютантов то у нас не было и запасных дебютантов я не насобирал. Вот вам тема для разговора. Это трасса - Спа-Франкошам.
Circuit de Spa-Francorchamps
Вот так выглядела первая трасса в Спа-Франкошаме, представляла она собой просто закольцованную дорогу общего пользования  между тремя деревнями - Франкоршам, Мальмеди и Ставело. Длина 15 километров, спроектировали её два местных энтузиаста в 1920 году. Первую гонку хотели провести в 1921, но не случилось - на объявленное соревнование приехал всего один автомобиль.  Однако в 1922 году гонка состоялась а через два года провели и первое крупное соревнование - 24 часа Спа. А в 1925 здесь прошло Гран При Бельгии, которое выиграл Антонио Аскари, папа чемпиона Формулы 1 - 52,53 годов Альберто Аскари.
Трасса стала жутко популярной из-за высокой средней скорости, что на ней можно было развить.  В то время автодромы были довольно медленными и насыщенными поворотами, за исключением может быть Монцы. Спа на этом фоне смотрелась отлично и бельгийцы гордились тем, что у них одна из быстрейших трасс в мире. Для поддержания имиджа даже было убрано несколько медленных поворотов и трассу сократили на километр.

При этом, до 1970 года, это была обычная дорога среди сельской местности, огражденная в нужных местах тюками с соломой. Фото из верхней части поста, где задумчиво коровы наблюдают квалификацию Грэма Хилла, это вполне привычное явление для Спа того времени. Если бы эти коровы вышли перед Хиллом на трассу, никто бы не удивился. Дорожные знаки, сараи, дома, столбы, все это никак не было ограждено. Как вспоминал Джеки Оливер Это было даже интересно, угадать, во что ты влетишь, когда в следующий раз вылетишь с трассы.  Редман влетел в машину. Боннье, двумя года ранее, повис на заборе. Джеки Стюарт (начало его полета на верхнем фото), в том же 66, влетел в жилой дом. После чего полчаса, провисел вверх ногами, пока искали гаечный ключ, что бы освободить зажатые ноги, из бака все это время лился, готовый загореться бензин. Но не всем везло, остаться в живых. В 1960 году, 15 минут гонки унесли жизни Криса Бристоуа и Адама Стейси, и хотя  Стейси убила попавшая в лицо птица, все равно это было напоминание, насколько трек опасен. В том же году, но в квалификации, здесь чуть было не погиб Стирлинг Мосс, выбывший из строя на пол-года. К этому можете добавить непонятную погоду, когда на одной половине длинной трассы лил ливень, в то время как на другой во всю светило солнце. Это было очень опасно.
Нет это не Мосс, это в 63 году, догорает Феррари Вильяма Мейресса, сам он успел выпасть из закувыркавшегося болида и не пострадал.
Все это привело к тому, что как раз в 1968 году, пилоты, впервые встретились с организаторами гонки, после дождливой квалификации и сообщили, что в случае, если в воскресенье будет сильный дождь, на трассу они не выйдут. Инициатором бойкота был Джеки Стюарт. Дождя не случилось, гонка состоялась, но впервые гонщики заявили, что они не гладиаторы на убой и впервые их никто не назвал трусами за это. В 1969 году, пилоты выходить на трассу в Спа отказались, Гран При Бельгии не состоялось. После, того, была добавлена медленная шикана, но средняя скорость оставалась 240 км/ч. После гонки 1970 года, гонщики снова заявили, что Спа не должно быть в чемпионате. Гран При Бельгии перебрался в иные места а пилоты оказались правы. В 70-х, во время 24 часов Спа, здесь погибло два гонщика (в 1973 и 75), после чего с трассы ушли и спорт-прототипы. Последними не выдержали мотогонщики в 1978 году. Организаторам пришлось все же модернизировать кольцо. Трассу сократили вдвое.


 Исчез самый известный поворот Masta Kink, как видите это был излом посреди прямой, где болиды разгонялись до 305 км/ч. Именно тут Джеки Стюарт влетел в подвал жилого дома в 1966, сломав плечо и ребра.
На снимке ниже выход из этого поворота. Джеки Стюарт назвал его самым опасным поворотом из всех трасс, где он гонял.  А вот пилотам более медленных спорт-прототипов он очень нравился, поэтому когда Стюарт начал призывать отменить 24 часа Спа, его обозвали трусливым пидорасом.
Другая страшная история связана с 24 часами Спа 1972 года, когда на ночном пит-стопе в ходе смены, молодой Ханс-Йохан Штук вылезая из Порша сказал. сменявшему его Йохану Массу, "будь осторожен, в Масте, там остатки " Масс, решил, что там обломки от машин и тщательно всматривался в повороте, что бы не проткнуть колесо, но там оказались реальные остатки. Какой-то прототип разорвал на куски маршала и его кровь-кишки залили трассу.

Но и без Маста, тут есть что посмотреть. Конечно же это Красная вода Eau Rouge. Которую Жак Вильнев по собственному признанию быстро мог пройти только закрыв глаза.

Фернандо Алонсо. Там внизу, за поворотом, трасса внезапно, меняет направление и идет в гору. Из кокпита, вы не можете увидеть выход и, пока вы не перемахнете через гребень, вы не узнаете, где вы приземлитесь. Это один из важнейших поворотов на все кольце, а также в гонке, потому что у вас есть длинная прямая, идущая в гору, где, в случае, ошибки, теряется уйма времени.  Но это также является важным поворотом для чувства пилота.  Это особое впечатление на каждом круге, потому что у вас сжимается тело, как вы его проходите. Это очень странно -.. но забавно и хорошо.


В этом повороте погиб в 1985 году, в гонке 24 часов Спа, талантливый пилот Ф1 Штефан Беллоф, имевший в кармане контракт с Феррари на 1986 год, пошел на неудачный обгон Жаки Икса. Через 5 лет, тоже в 24 часах Спа, тут оборвалась жизнь Гая Ренарда. В 1993 году из этого поворота уехал в больницу Алекс Занарди и его карьера в Ф1 прервалась на 6 лет.

Тут красиво кувыркался Жак Вильнев в 1999, назвав потом это "лучшей аварией в моей истории".

А ещё есть Blanchimont, где в своё время Айрто Сенна остановился, во время квалификации, что бы перевернуть увязший в песке, вверх колесами, Ligier Эрика Кома, в то время, как все остальные проехали мимо. Тут в 2001 оборвалась карьера Лучано Буртти, когда его Прост столкнулся с Ягуаром Эдди Ирвайна.
Это Спа, легенда, которая должна оставаться в чемпионате, какие бы там финансовые проблемы и погоды не были.
Tags: 1968, Бельгия, Формула 1
Subscribe

  • Последний барьер

    Пиздец ребята, печатал, печатал и сначала гугл что-то перекосило, ибо какие-то очередные, на хер ненужные обновления, на чертову 10-ку . А потом…

  • Предупредительный выстрел Сенны

    Сезон 1991 года Формулы 1 начался с того, что Ален Прост объявил о том, что он продлил контракт с Феррари на 1992 год. Ну продлил и продлил, новость…

  • Сезон 1991 -превью, часть 2-я

    Продолжим ребятки, смотреть кто же собирался бороться за вершину автоспорта в 1991 году. Напомню, что на прошлой неделе начали мы превью и упомянули…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments