Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Последняя гонка эпохи

Символично, что последним историческим постом про автогонки в этом году, будет рассказ про последнюю гонку "эпохи джентльменов" . Последнее Гран При, где ещё не использовали этажерки авиакрыльев, а болиды не были разукрашены в сигаретные пачки. Все просто - Гран При ЮАР, первая гонка нового сезона, проводилась в первый день нового 1968 года - 1 января, и все эти новинки, появится, просто не успели. Интересно, что традиция встречать новый год, вместе, всеми пилотами Формулы 1, то же умрет после этого Гран При, уже в 1969 году, Гран При ЮАР будет проведено в марте и с тех пор сезон Формулы 1 неизменно стартовал в первый месяц весны.

Трассу в Кьялами, во второй раз принимающую Гран При, африканцы основательно подправили, переложив на ней асфальт. Внешнее, её очертания на схеме, вроде бы не несли изменении, но на самом деле её расширили, почти в 1,5 раза. В итоге африканская трасса , в конце 60-х, оказалась одной из самых современных, правда обгонять там было все также тяжело.

Педро Родригез, пилот BRM и действующий победитель данного Гран При
В 1967 году мексиканец, показал, что даже слабую машину, на этой трассе не обгонишь
Понятно, что болиды толком не были готовы и в основном это была прошлогодняя техника. К большому разочарованию например чемпиона мира - Дэни Халма, которому достался McLaren BRM - едва ли не самая худшая машина  прошлого года. Брюс Макларен, поэтому. даже решил в Гран При не участвовать. Ещё больше насмешила новая команда - Матра Интернешинал, Кена Тиррелла. Втиснуть в болид Матры движок от Cosworth, они успели, покрасить болид, нет. В итоге Стюарт выехал на трассу в болиде, цвета подсохшего навоза, а точнее грунтовки.
Два дня квалификации особых сюрпризов не принесли. Понятно было, что из прошлогодних машин, быстрее всех были  Lotus. Так и вышло на этот раз - Джим Кларк стартовал первым, Грэм Хилл - третьим. Между ними (а в первом ряду стартовали 3 машины) , расположился Стюарт. Его матра хоть и была цвета дерьмеца, но обладала таким же движком Cosworth, который в межсезонье явно добрал мощности. Со второго ряда стартовали пилоты Brabham-Repco, причем молодой Риндт, опередил опытного Джека Брэбэма. Далее Сертис на прошлогодней Хонде и пилоты Феррари - Андреа де Адамич и Крис Эмон. Итальянский дебютант, оказался быстрее, своих молодых коллег, однако эта гонка, оказалась для него единственной в составе Феррари. Жаки Икс, другая, молодая звезда Феррари, вообще стартовал 11-м.
Обладатель, поул-позиции Джим Кларк
Для Джима это был 33 старт с первого места
На столь узкой трассе, понятно было, что главным соперником для пилотов будет не сколько другой гонщик, а сколько африканская жара. А 1 января 1968 года, на южно-африканском континенте, стояла солнечная погода и температура прогрелась до 33 градусов. Старт выиграл Стюарт, он вошел лидером в первый поворот, а следом за ним, просочился, отлично среагировавший Риндт. Кларк правда в следующем повороте Йохана обошёл. Первый круг пилоты окончили так: 1. Стюарт 2. Кларк 3. Риндт 4. Сертис 5. Брэбэм 6. Эмон и седьмым, проваливший старт Хилл. В начале второго круга, Кларк, на прямой, легко обошел Стюарта и вышел в лидеры Гран При. В это время, в одном из поворотов, повалили клубы белого дыма. Это на Cooper Людовико Скарфиотти, лопнула водяная труба, облив итальянца кипятком. Смешно было бы написать, что Людовико, выскочил из болида как ошпаренный, но на самом деле, победитель ГП Италии получил ожоги 2 степени и был спешно отправлен на вертолете в больницу (к счастью, поправился).
Джо Лав, герой африканскоо автоспорта, финишировавший 2-м в прошлом году
В этом же году Лав оказался на финише 9-м, в 5 круга от победителя
Кларк начал штамповать быстрые круги (его обычная тактика), отрываясь от Стюарта. Неплохо показал себя Джек Брэбэм, сначала обойдя Сертиса, а затем, на 7 круге и Риндта. Увы, вскоре Джек поедет в боксы и сойдет из-за сломанного клапана. Перегреется система подачи топлива у пилота BRM Майка Спенса. После 10 круга позиции выглядели так: 1. Кларк 2 Стюарт 3. Риндт 4. Хилл 5. Брэбэм (он только что выехал из боксов, что бы через круг туда вернутся) 6. Сертис 7. Эмон. Восьмым шел де Адамич, но Андреа до этого успешно управлял серийной Альфа Ромео в европейском кузовном чемпионате, а формульные болиды ему были почти не знакомы. Видимо по этому, итальянец на 13 круге впечатался в ограждение. К 20 кругу из гонки выбили все заводские Cooper и BRM - Редман и Родригез сошли из-за проблем топливной системы. Жара.... Проблемы начали и у Сертиса, он трижды посетил боксы из-за потери оборотов движка, но проблему так и не решил. Тем временем Кларк оторвался от Стюарта на 16 секунд. Хилл же наконец смог обогнать Риндта.  Вообще Грэм, компенсируя провал, начала гонки, разъехался. На 29 круге, он смог обойти и Стюарта За всей этой 4-кой ехали Феррари Эмона и Икса. К ним вроде бы приблизился Дэн Гэрни на своем "Орле", но движок у американца не выдержал.

На 43 круге взрывается двигатель и у  Джеки Стюарта (сломался шатун), вроде бы смирившегося со своим 3-м местом. Правда Матра, без очков не осталась. Жан-Пьер Бельтуаз, провалившийся в квалификации (18) и выступавший на болиде Ф2 с движком Cosworth  и лишним балластом (возможно по этому и провалился), смог финишировать 6-м. Не попал в очки и Икс, он заехал в боксы, как оказалось, бельгиец полностью обессилел от жары и уже просто не мог управлять машиной. По той же причине, Ио Боннье, заехав в боксы, из-за пробитого колеса, то же решил на трассу не возвращаться.  После чего, больше ничего не происходило, разве что Кларк смог ближе к финишу показать ещё один быстрый круг. Пара Лотусов - Кларк и Хилл, уверено закончили гонку, первыми к радости Колина Чепмена, наконец-то решившего проблемы с надежностью этой машины.

Третьим оказался Риндт, что внушало австрийцу оптимизм, как ни как, он управлял чемпионской машиной.  Крис Эмон, смог доехать до финиша 4-м, не смотря на то, что под конец экономил бензин, механики ошиблись и не долили топлива. Дэни Халм довел ужасный McLaren-BRM до 5-го места, чемпион что тут скажешь. Ну и Бельтуаз шестой.
Для Джима Кларка эта победа стала 25, таким образом, он побил рекорд маэстро Хуан-Мануэя Фанхио.  Она, же стала для него последней. "Герой эпохи джентльменов" погибнет в апреле этого года, в ходе первого этапа Формулы 2 в Хоккенхайме, куда был приглашен в качестве "свадебного генерала" посоревноваться с мальчишками. Разрыв шины и слишком близко к неогражденной трассе растущее деревцо, унесли жизнь одного из величайших гонщиков, что знала Формула 1. Пилота, которому все остальные просто в рот заглядывали. Как сказал тогда Крис Эмон Уж если это произошло с Джими, какие шансы уцелеть имеют все остальные из нас? Я думаю это чувствуют и другие пилоты, кажется мы потеряли своего лидера. Не успел об этом долго подумать пилот BRM Майк Спенс, не самый быстрый гонщик, но большой трудяга. Увы, за 5 дней до начала ГП Испании, Спенс погиб в тренировке перед Инди 500. Майк заменил Кларка в Лотусе и должен был стартовать в Испании, а также вместо Кларка. он принял участие в квалификации Инди 500 и показал 2-е время. Один из американских пилотов частников, также выступавших на купленном Лотусе, попросил Майка подобрать для его настройки, Спенс не смог отказать. В итоге не очень сильный удар об стену, но отлетевшее колесо попала Спенсу прямо в голову.
Эпоха джентльменов закончилась. Началась эпоха, скандалов, больших денег и антикрыльев. Начался "черный сезон 68".

Гран При ЮАР отметилось несколькими дебютантами.
Andrea de Adamich
Андреа Людовико де Адамич, был пожалуй одним из самых образованных гонщиков своей эпохи. Внешнее, из-за огромных очков, его часто путают с "канзаской вспышкой" Мастеном Грегори, выступавшим в Ф1 за 10 лет до этого. И в чем -то их судьбы схожи, ибо при большом таланте и огромном финансовом бюджете, карьеры в Формуле 1 у обоих не задались.
Выходец из хорошо известной своей древней историей, семьи венецианских купцов, наследник древнего рода,  Андреа де Адамич, родился  3 октября 1941 года в Триесте. Он, по настоянию семьи, получал высшее образование и только отучившись смог заняться любимым делом, а дело это было, как вы понимаете - гонки.
Не смотря на то, что гонками Андреа начал заниматься лишь в 21 год, он довольно быстро показал свой талант. Через 3 года, в 1965, де Адамич становится чемпионом итальянской Формулы 3. В 1966 году, он пересел за руль Альфа Ромео в кузовном европейском чемпионате ETCC и стал чемпионом Европы в своём классе, повторив достижение через год. Вообщем, когда Энцо Феррари объявил в начале 68 года, что его команду будут представлять три молодых пилота, Андреа смотрелся может быть и не таким талантливым как Икс или опытным как Эмон, но гонщиком примерно с ними равным. Тем более, что в первой же квалификации он опередил обоих, жаль опыта в управлении, столь мощными машинами не хватило и де Адамич, устроил единственную аварию на ГП ЮАР. Ещё больше жаль, что опыта ему не хватило в следующей гонке - не входящем в зачет Формулы 1 Гран При Чемпионов в Брэндс Хэтче. Там де Адамич, вылетел в квалификации и повредил шею, причем столь тяжело, что сезон оказался потерянным. Он должен был бы вернутся в Феррари в 1969, но тогда команда Энцо оказался в финансовой жопе и сам Феррари был занят её продажей ФИАТу. вообщем всем было не до де Адамича. Андреа правда выступил за Феррари в Южно-американской серии Формулы 2 -    Темпорада и даже выиграл эту серию, но в Формуле 1, у Феррари едва хватило денег выставить одну машину, конечно же её отдали Крису Эмону.
Вообщем, позабытый талант, провел 1969 год в американской Формуле 5000, и в европейской Формуле 2. Без особого успеха, правда. Потеряв всякую надежду, Андреа вернулся в Альфу Ромео, благо та, тогда из кузовов перешла в гонки спорт-прототипов. Более того, Альфа Ромео начала подумывать об возвращении в Формулу 1. Но если в чемпионатах спорт-прототипов, дела у итальянцев пошли - де Адамич, например в 1971, выиграл 1000 км Брэндс-Хэтч и 6 часов Уоткинс-Глена.

То в Формуле 1 произошел провал. В 1970 году Alfa Romeo договорилась с Макларен, что те выставят 3-ю машину с их двигателем и де Адамичем за рулем.  Как итог, Андреа, пять раз не смог пройти квалификацию, а когда ему это удавалось, то как правило сходил из-за отказа движка. Впрочем не всегда, виноват был движок, в Британии у него например прям на старте потек бензобак. Аналогичная ситуация возникла через год, когда Андреа выступал уже не в McLaren, а в March, но с теми же, неудачными двигунами. Например Рони Петерсон на такой-же машине но с двигателем Cosworth, стал вице-чемпионом мира, Андре же оказался 11-м, на ГП Италии, и это был его лучший результат за весь год.
Наконец итальянской фирме Керамика Пагноззин, выпускавшей, угадайте что, надоело смотреть страдания своего соотечественника, и итальянцы, решив, что это будет неплохой рекламой, оплатили Андреа место в  Surtees.
Наконец-то Андреа удалось бороться за очки. В ГП Испании 72 года, де Адамич финишировал 4-м. В следующем 1973, итальянцы купили новый Brabham, создав собственную команду и снова де Адамич не выпал из обоймы. Он финишировал 4-м в Спа. Увы, все закончилось на ГП Британии, где молодой Джоди Шехтер в одном из поворотов, на первом круге гонки, зацепил бровку и устроил один из самых зрелищных завалов в истории Формулы 1. Уничтожено было порядка 10 болидов, никто сильно не пострадал, но машина де Адамича повисла в завале из трех болидов, вверх колесами. У самого Андреа была сломана лодыжка и самостоятельно, вылезти из машины он не мог. Так итальянец и висел вниз головой, минут 20 наверное. За это время он наверное много чего передумал и о возможности взрыва бензобака, и об общей организации Гран При. Вообщем до конца года де Адамич за руль больше не садился, официально он лечил перелом. На самом деле, причина выяснилась в 1974, когда Андреа вернулся за руль Альфы в гонки спорт-прототипов, его скорость упала в два раза и что-то выжать из машины итальянец боялся. Психологически он был сломлен
А это Андреа де Адамич, сейчас, известный журналист, телеведущий передачи "Гран При" на итальянском телевидении, блоггер, ведущий свою страничку на сайте фанатов Феррари. И вице-президент  N Technology подготавливающей спортивные машины Alfa Romeo. Его сын Гордон, кстати выступает в кузовном Альфовском чемпионате.
Basil van Rooyen
 
Про южно-африканского дебютанта Базиля ван Рооена и рассказывать то особо нечего. Родился 19 апреля 1938 года в Йоханесбурге. Работал механиком, выступал в мотогонках. С середины 60-х был одним из лидеров кузовного африканского чемпионата. Выступал на множестве автомобилей начиная с Форда Мустанга и кончая изящной Альфой. В 1968 году, Джо Лав купил себе Brabham а свой Купер, принесший ему 2-е место в ГП ЮАР 67, продал Базилю.
На нем то ван Роен и принял участие в ГП ЮАР 68, правда сошел из-за поломки цилиндра. Принял он участие и в ГП ЮАР 69, уже за рулем собственного Макларена. В 1970 году, будучи напуганным серией аварий со смертельным исходом, Базиль из гонок ушел. Но в 1973 году он вернулся в гонки, и ещё два года выступал в Формуле Атлантик, без всяких, в прочем, успехов.
В 1987 году, поняв, что падение режима апартеида неизбежно, Базиль уехал в Австралию и поселился в пригороде Сиднея. Там он создал предприятие по производству упаковки для продуктов, т.е. то дело, которым он занимался в Африке, уйдя из гонок. В 2005 году Базиль впрочем отошел от дел. Нынче он играет на досуге в теннис, в разных ветеранских турнирах, а также изобрел и запотентовал устройство по очистке бассейнов.      

Brian Redman
Когда Купер, объявили, что в их составе поедет дебютант Брайан Редман, который занял в Формуле 2 прошлого года, лишь 9 место, многие решили, что спонсоры Редмана, и падающий на дно Купер нашли друг друга. Однако это лишь небольшая доля правды. Да Редман ничего особого до 67 года не показывал, и результат в виде 9 места не впечатляет. Но вот, что говорил несколько позже Жаки Икс Это лучший второй пилот для команды. Я не знаю, почему владельцы команд это не замечали и карьера Брайана не задалась.
Брайан Томас Редман (а он слева) родился 9 марта 1937 года в Берни, графство Ланкашир, Англия. Интересно, что начинал он с мотокросса. А в автогонках дебютировал в 1965 году, в британской Формуле 3. Особых успех не добился, но в 1967 он оказался в Формуле 2. Первые две  незачетные гонки я провел за Феррари, и меня постоянно заставляли ехать на грани, подгоняли меня. Помню во второй гонке я разбил очки, и меня вынудили ехать без очков, а потом дали очки Икса, в которых я плохо что видел. И тем не менее в обоих гонках я финишировал 4-м.    Поэтому когда мне предложили контракт на весь год, я сказал, что если я поеду в вашей команде целый год, то до конца года я не доживу, погибну где нибудь на трассе. В итоге Редман поехал за команду David Bridges, у которой то и машина толком не была готова и заработал всего 3 очка.
Но в Купере в него поверили, при помощи спонсоров, правда, ну да ладно. Ведь уже во втором Гран При сезона, в Испании Редман финишировал 3-м. Там правда участвовало всего 11 машин, но все равно результат. Но на третьем  Гран При  в Бельгии, из-за дефекта шины, Брайан вылетел с трассы, ударился об припаркованные машины и его болид загорелся. Данное столкновение стоило Редману множественных ожогов, перелома руки и потерянного сезона. Я выступил за Chevron в 9 часах Кальями и трех часах Кейптауна и каждый раз моя рука немного болела. Я позвонил Алексу Блигнауту, организатору ГП ЮАР и спросил его знает ли он специалиста. Мне сделали около 20 ренгенов и сказали, что у меня раздроблемы кости в предплечье. Я сказал, что через шесть недель должен стартовать в 6 часах Реймса. И мы пошли на рискрванную процедуру. Мне распороли руку от локтя до запястья, убирали обломки кости и вставляли косточки с бедра.     В это время Купер обанкротился. В 1969 году Редман переходит в гонки спорт-прототипов, в Феррари.

В 1969 Редман выиграв этапы в Брэндс-Хэтче, Монце, Спа, Нюрбурринге и Уоткинс-Глене. Не смотря на мои победы, Энцо Феррари казалось меня не замечал. Лишь однажды встретив меня в боксах, он потрепал меня рукой за щеку и сказал «а ты не плох толстячок».  Но тем не менее, гонки на выносливость, Редману понравились гораздо больше чем формула 1. Понимаете, в Формуле 1 было все как-то чопорно, строго, там лишнего не скажи, тут с друзьями не выпей. И это в свободных 70-х, я просто представляю, какие порядки там сейчас царят. В гонках спорт-протипах все было гораздо свободнее и веселее.
Все его победы в многочасовых гонках сложно перечислить, их действительно много. В одном только 24 часах Спа, Брайан выигрывал два раза. Последней его победой, были 24 часа Дайтоны 1981 года.  К этому можно добавить, что с 1974 по 76, он трижды выиграл североамериканский чемпионат Формулы 5000. А вот в Формуле 1, этот блестящий гонщик бывал набегами, как правило подменяя погибшего или травмированного пилота. Несколько гонок в Williams  в 1970, вместо погибшего Кариджа,  одна гонка за команду Джо Сертиса в 1971, несколько раз подменял Ревсона в Макларене в 72 и пара гонок за Shadow в 73-74. Все время создавалось впечатление, что Редман тупо отбывает номер и Формула 1 ему не нравится. Вообщем ни одна из его гонок не запомнилась.
Нынче Брайан живет во Флориде, он кстати включен в зал национальной американской славы. Занимается восстановлением старинных гоночных машин и издает соответствующий тематический журнал. Также занимается автоспортивным маркетингом. Из гонок кстати ушел относительно недавно в 1999 году (правда то были исторические гонки).  
Ну и последний дебютант
Jackie Pretorius
Джек Преториус, это был представитель одного из самых крутых семейств ЮАР, насколько крутых, можно представить хотя бы по тому факту, что провинция Претория названа в честь этого семейства. Джек, а точнее Якоб Преториус родился 22 ноября 1934 года в Рочефстреме, ЮАР. Он был довольно сильным пилотом во внутренних африканских соревнованиях, но на международном уровне никак себя не проявил. Даже его дебют в Формуле 1, в 1965 году, окончился тем, что Джек ни просто не прошел квалификацию, он не смог пройти даже предквалификацию.
Следующая попытка, прошедшаяся на 1968 год, окончилась ещё  более смешно. На допотопном  Brabham, Джек смог квалифицироваться последним. Он и финишировал последним, но отстал от Кларка настолько, что его результата не был засчитан.

Примерно такой же итог был и у Гран При ЮАР 71 года. Даже участие в Гран При ЮАР 73 года в составе Williams, не помогло, до финиша Джек не доехал. Но при этом, ещё раз подчеркну в чемпионате южо-африканской Формулы 1, он выглядел весьма достойно и имел порой победы. А дальше история становится совсем печальнее и иллюстрирует например почему из ЮАР уехал ван Роен и до чего её довел недавно померший Мандела. В 2000 году, в дом Преториуса ворвались негры, с целью разграбить и отомстить. В процессе разбоя, они застрелили его жену. В 2009 же, в его дом снова ворвались грабители, которые избили 75-летнего  старика до состояния комы. Через три недели, 30 марта 2009 года Джек Преториус умер.
На этом на сегодня все. На следующей неделе буду подводить  итог унылого сезона 2013 .
Tags: 1968, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну всякий комиксовый мусор мы разобрали на прошлой неделе, а сейчас поговорим о чистой научной-фантастике, благо и Sci-Fi фильмы в 2003 году так же…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Вот так вот ребята, все выходные, вместо фильмов про Нашу победу, краюху хлеба в мозолистой солдатской руке или вместо какого нибудь Топора 2,…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Не так много, как обычно, в 2002 выходило научно-фантастических фильмов. Вот всего в три части уложился, хотя обычно на год уходило по 5 постов.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments