Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сезон 1968 команды, болиды, пилоты

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При и пилотов на них дебютировавших. С сегодняшнего дня мы будем вспоминать сезон 1968 года. Это особенный год в истории Формулы 1, ибо машины того года, стоят к нам намного ближе, чем даже например 1958 (хотя от нас его отделяет больше 40 лет, а от 1958 всего 10). Почему так вышло? Во первых - антикрылья, во вторых реклама - все это в Формуле 1, появилось именно в 1968, без этих двух компонентов современную Формулу 1 сложно представить.
А ещё 1968 год, это страшный год. 4 гонщика, этот сезон не закончат. Трое из них правда погибнут не в гонках Формулы 1, но среди погибших окажется - Джим Кларк, гоночный гений, человек, который должен был в 1968 году, вернуть себе звание чемпиона мира. Проклятый год и проклятье даже проявилось в моём ЖыЖо, ибо на прошлой неделе почти готовый пост, просто вылетел не оставив после себя и следа. Вот такие дела, ребята. Итак, 1968 год, обзорный пост с представлением участников.
Bruce McLaren Motor Racing
McLaren М7А Cosworth-Ford 
Вообще-то ещё в середине 1967 года Макларен, был близок к закрытию своего проекта. Но, его приятель и соотечественник - Дэни Халм, уже вовсю разругался с Джеком Брэбэмом и было ясно, что как-только сезон закончится из Brabham новозеландец уйдет.  А куда уходить, как не в команду своего дружка, с которым как раз выступаешь в серии CANAM, где дела у команды McLaren шли не в пример лучше. И Халм убедил Брюса не бросать Формулу.
Для чемпиона мира и машина должна быть чемпионской. Проектировкой болида занимались совсем тогда молодые Роби Херд и Гордон Коппак - сотрудников аэродинамической трубы, расположенной в королевском авиационном институте. Собственно про аэродинамику эти парни знали все. Херда правда быстро из Макларена забрали в Cosworth, проектировать полноприводный болид, но то, что доделал Коппак, получилось весьма неплохим. Эффектная комбинация из кевлара и магниевого сплава, сделала шасси легкими.  Этому поспособствовало и то, что Cosworth, стал продавать свои движки. Брюс по случаю приобрел 5 на сезон, таким образом проблема последних 2 лет с неважными движками, была решена. Машина вышла столь удачной, что в разных интерпретациях дожила до 1972 года. А ещё Макларен стал приятного оранжевого цвета. Это не были национальные цвета Новой Зеландии, благо это дурацкое правило, в 1968 году, было отменено, просто Брюс покрасил болид в цвета любимого фрукта - папайя.
   Дэнни Халм, 31 года, чемпион мира 1967 года, две победы (Монако 67, ФРГ 67)
Если в номинации "Самый неизвестный чемпион мира" с Халмом может поспорить Майкл Хоторн, выигравший титул в 58 году, то уж в номинации "самый нелюдимый" у Дэни конкурентов нет. Получивший прозвище медведь, грубиян и молчун  Халм, возможно был и самым  медленным чемпионом мира, ведь в 67 году он ни разу не стартовал с поула, да и вообще такое событие с ним произошло всего один раз в жизни.
Брюс Макларен, 32 года, вице чемпион мира 1960 года, 3 победы
Конечно, после двух лет, когда с трудом получалось попасть в очки, было от чего придти в отчаянье. И самый молодой победитель Гран При, подумывал было уже и завязать с Формулой 1. Но пришел Халм, а вскоре пришли и победы.
Brabham Racing Organisation
Brabham BT26 Repco
На бумаге все выглядело здорово. Может новое детище Рона Торонака и не несло передовых идей. Но их не было и два предыдущих года, однако команда выиграла два кубка конструкторов подряд. А вот двигатели Repco стали ещё мощнее и .... потеряли главный козырь - надежность. Шасси делалось в Британии, двигатели в Австралии, в 60-х, да и сейчас, это слишком большое расстояние и все проблемы и несостыковки решались очень медленно.
Джек Брэбэм, 42 года, чемпион мира 1959, 1960 и 1966 годов,  действующий вице чемпион мира, победитель 13 Гран При
Йохен Риндт, 26 лет, бронзовый призер 1966 года, три подиума (2-й в ГП Бельгии и США 66)
Двум со столь сложным характером людям, тяжело было ужиться рядом. И к удивлению многих они ужились, увы талантливого Риндта не устроила техника австралийцев и в команде он остался всего на год. И тем не менее с Брэбэмом они остались большими друзьями.

Gold Leaf Team Lotus
Lotus 49 В Ford Cosworth
Лотус 49 был лучшей машиной 1967 года. В 1968 году, на Гран При Монако (фото выше сделано чуть раньше, на ГП Испании), Колин Чепмен прикрепил к жопе лучшего болида, высокую. этажерку и развернул развитие Формулы 1, если не на 90, то градусов, на 40 точно. Вообще антикрылья ставились на болиды, ещё в довоенных гонках , но делали это несколько бестолково и особых преимуществ из того, что бы сделать из гоночной машины самолет, не обнаружили. Экс пилот Формулы 1 Михаэль Май, так же экспериментировал с крыльями, но увидев, что за ужас Михаэль поставил на серийный Порш, владельцы фирмы попросили не допускать швейцарца на старт. И лишь в 1967 году, в далекой Америке, в серии CANAM, другие экс пилоты Формулы 1 - Хэп Шарп и Джим Холл, поставили  на свой Chaparral крыло и всех порвали
   
В Лотусе были не первыми, кто решил перетащить крыло на болид Формулы 1, на тренировках с ним щеголяли и Феррари и Брэбэм, но Лотус сделал это первым в гонке.
Другим новшеством была огромная (по тем временам) реклама сигарет Gold Leaf на боках британской машины. Реклама на машинах была и раньше, но то были еле заметные наклейки производителя масла и шин, что стояли на болиде. В остальном, согласно правил, главенствовали национальные цвета: итальянский красный, британский зеленый, французский голубой, немецкий серый. В 1968 году, ряд производителей BP, Shell и Firestone, пригрозили уходом, если рекламные площади не увеличат. Так как это поставило бы чемпионат на грань выживания, ФОКА пошла на уступки. Lotus же в межсезонье, вместе с Кларком гонял в разрисованные в сигаретные цвета машине в серии Тасман, где таких жестких ограничений не было. В итоге уже во втором Гран При сезона, в Испании  Imperial Tobacco вложил деньги в раскрутку своих новых сигарет. Интересно, что не смотря на столь долгоживущую рекламу, сигареты эти до наших дней не дожили. Но JPS или West, это тоже бренды от Imperial Tobacco, знакомые всем фанатам Ф1 (как бывший курильщик скажу, что и те и другие, были сигаретами дерьмовыми).
Джимми Кларк. 32 года, чемпион мира 1963, 1965 годов, 24 выигранных Гран При
Лучший гонщик 60-х, природный талант. Джимму Кларку не суждено будет проехаться за рулем болида с антикрылом.
Грэм Хилл, 39 лет. Чемпион 1962 года, победитель 10 Гран При Формулы 1
Хилл, как-то провалился в прошлом году на фоне своего главного конкурента, если в квалификациях было ещё все не плохо, в гонках же был полный провал. В то время как Кларк выиграл 4 Гран При, Хилл лишь дважды финишировал на подиуме. Если бы не предыдущие заслуги, вылететь бы Хиллу из команды.

Honda Racing
Honda RA301

Как и Макларен, Хонда с помощью Lola Cars, пробовал магниевые сплавы в конструкции. Увы машина вышла не удачной, в виду того, что в ней сильно перегревался движок, плюс она была просто опасной, в чем, увы, в 1968 году, убедились наглядно. Японцы одновременно пытались довести её до ума, усовершенствовать прошлогодний болид и работать над машиной 69 года и в итоге, эта попытка и рыбку съесть и на стул сесть, окончилась уходом команды из Формулы 1.
Джо Сертис, 34 года, чемпион мира 1964, 6 побед в ГП

В 1967 году Джо Сертис выиграл ГП Италии, показав, что у него есть и силы и желание побеждать. Да и со спецами по мотоциклам, бывший чемпион мира по мотогонкам, казалось нашел общий язык, как выяснилось не на долго.

Scuderia Ferrari SpA SEFAC
Ferrari 242C
Модель 242 это все та же машина 66 года, которая кроме имиджа "самой красивой машины Формулы 1", а по мне так была этакой Машиной Смерти, ничего не заработала. И все же Энцо свято в неё верил и думал, что все дело лишь в пилотском составе.
Крис Эмон, 25 лет,  4 подиума (3-е места)
В 1967 году, на Криса внезапно обвалилась большая гора ответственности, по сути тест-пилот, он за 2 Гран При оказался основным и причем единственным гонщиком великой команды. Справился ли Эмон или нет, сказать сложно. С одной стороны он стабильно попадал в очки и на подиумы, с другой явно боялся выжать из машины все её возможности.

Жаки Икс, 23 года, чемпион Формулы 2 -1967 года.
Самый лакомый кусок в трансфере молодых пилотов. Чемпион Формулы 2, человек порвавших почти всех пилотов Формулы 1, выступая, против них,  в Нюрбургринге на машинке этой самой Ф2. Гонщик, заработавший очки в Ф1 в первой же гонке. Вообщем понятно было, что это звезда, которая должна загореться очень ярко.
Anglo American Racers
Eagle T1G Weslake
Дэн Гэрни решил, что лучшее, враг хорошего  и не стал развивать свой болид, а зря. Интересно, в 1967 году, Макларену не хватило терпения доводить до ума собственную машину и середину сезона он провел в команде Гэрни. В 1968 году Дэну пришлось спешно покупать болид у Макларена, что бы заработать очки хотя бы в домашних гонках. В итоге в 1969 Дэн с командой уйдет в гонки Индикаров, где дела у него стали складываться неплохо.
Дэн Гэрни, 37 лет, бронзовый призер сезона 1961, четыре выигранных Гран При
Правда в Формуле 1 долговязого американца мы увидим и после 68 года, правильно, в составе McLaren.
Owen Racing Organisation
BRM P133
Наконец-то в BRM отказались от ужасного, ненадежного и тяжелого движка H16, в пользу V12, получилось лучше, но пока не достаточно хорошо.
Педро Родригез, 38 лет, победитель ГП ЮАР 1967 года
До 1967 года, у Педро была репутация "богатого, медленного старшего брата, рано погибшего таланта - Рикардо Родригеза". И вдруг Педро выиграл Гран При, да и в других гонках, этот "пожилой" любитель Табаско и тирольских шляп, не сильно отставал от своего партнера - Риндта, считавшегося большим талантом.
Майкл Спенс,  32 года, бронзовый призер ГП Мексики 65  
Как и Педро, Майк также приятно удивил, в 1967 году. Списанный со счетов и выгнанный из Лотуса за медлительность, Спенс умудрился в 1967 году, обойти по итогам сезона лидера BRM - Стюарта. Не по скорости конечно, но за счет удивительной стабильности.
Matra International
Matra MS10 Ford Cosworth
В Формуле 1 появилось 2 команды по имени Матра. Матра Интернешинал, это совместный проект французской фирмы и Кена Триррелла - владельца команды Формулы 2, той самой, в которой Икс всех порвал. Деньги от ELF и Форда, должны были гарантировать успех.
Джеки Стюарт, 29 лет, бронзовый призер 1965 года, победитель Гран При Италии 65 и Монако 66
Два последних года в ужасном BRM, чуть было не сгубило карьеру шотландца, о всех его успехах в младших классах быстро забыли. Появился более яркий Икс. Стюарт же остался с репутацией неудачника, вечно жалующегося на опасность гонок. Хорошо, что "дядющка Кен" решился перейти в Формулу 1 и вспомнил своего бывшего гонщика, 4 года назад, всех порвавшего в британской Формуле 3.

Rob Walker/Jack Durlacher
Lotus 49 В Ford Cosworth
Роб Уокер, поскреб по сусекам и купил лучшую машину 1967 года, решив, что Купер-Мазерати, совсем не айс.
Ио Зифферт, 32 года, бронзовый призер ГП США 64
Создавалось впечатление, что Зифферт, только теряет в этой небольшой, частной команде, время. Покупка быстрого Лотус, была последним шансом, проявить себя для чемпиона европейской Формулы 3 1961 года.
Joakim Bonnier Racing Team
McLaren М5А BRM

Ио Боннье, 38 лет, победитель Гран При Голландии 59

Ну, ещё одна частная команда, однако покупка Ио Боннье старого болида Макларен да ещё и с движком BRM H16, от которого плакал сам Брюс. На хера?
Cooper Car Company
Cooper T86 BRM
От устаревшего движка Мазерати, отказались в пользу нового BRM. В итоге этот BRM, поставили на наиболее подходящее шасси, от болида 66 года. 8 лет назад Купер выиграл 80% Гран При сезона, сейчас вынужден был экономить на всем. Экономия закончилась в конце сезона. Не найдя спонсоров, двукратный победитель кубка конструкторов, покинул королевские гонки.
Людовико Скарфиотти, 35 лет, победитель Гран При Италии 66
Тест пилот Феррари, которого побаивались выпускать в гонки, что бы он не погиб, ведь его дед был одним из основателей ФИАТа. В 1967 году Скарфиотти сам испугался выходить на старт, после трагической гибели Бандини и тяжелой травмы Паркса  - партнеров по Феррари. Однако он был победителем Гран При и поэтому с радостью принял приглашение от Купер, надеясь, наконец-то провести полный сезон в Формуле.
Брайан Редман,  31 год, участник Формулы 2
Дебютант, особо ничего не показавший - 9 место в Формуле 2. Но у него были спонсоры, а спонсоры Купер были нужны.

Matra Sports
Matra MS11
А это вторая команда Матры. С помощью Матра спорт, парижане, опробовали новые технологи и давали шанс молодым французам. Главное отличие от Матры Интернешинал, это использование не движков Cosworth  а родных, французских Matra. В этом болиде  использовались  топливные баки, чья конструкция была заимствована из самолетостроения.. Это позволило шасси, быть на 15 кг. легче, в то же время жестче, чем у конкурентов. Технология хорошая, но жутко опасная и вскоре в Формуле 1 запрещенная.
Жан-Пьер Бельтуаз , 31 год, бронзовый призер Формулы 2
Долго в Матре выбирали между Бельтуазом и стрельнувшим Серво-Гавином, и предпочли более опытного Жан-Пьера.

Reg Parnell Racing
BRM Р126
Филиал ада BRM, в 1968, команда экс пилота Ф1 Рэджа Парнелла, даже по раскраске не отличалась от BRM и носила ту же надпись -  Owen Racing Organisation.
Пирс Кэридж,  26 лет
1967 год, чуть было не закончил карьеру Кариджа. Провальный дебют в Формуле 1, неудачное выступление в Ф2, лишь хорошо проведенное межсезонье в серии Тасман, где Пирс боролся на равных с Кларком, позволило Кариджу, получить второй шанс.

Вот такие парни будут бороться за главный трофей 1968 года в мире автоспорта.
Tags: 1968, Формула 1
Subscribe

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments