Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Канадский дебют

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Формула 1, сезон 1967 года, противостояние между хозяином и пилотом Brabham Джеком Брэбэмом и его гонщиком Дэни Халмом в борьбе за титул, в которую, при большой удаче, мог вмешаться и Джим Кларк из Lotus. Вот при таких раскладах Формула 1 поехала в совершенно новую для себя страну - Канаду. Которую поставили в календарь ради одной гонки в честь 100-летия независимости страны. Причем поставили по дурацки. Командам предстояло смотаться в Канаду, затем вернутся в Европу, ради ГП Италии, а затем снова в Америку ради гонок в США и Мексике.

Канада встретила своих гостей не ласково. Если квалификацию ещё проходила в более-менее нормальных условиях, то в день гонки на трассу обрушился мерзкий дождь, начавшийся буквально на старте.
По традиции квалификацию выиграли пилоты Lotus, Кларк оказался впереди Хилла. Третьим стартовал Халм. На 2-й линии старта расположились Эмон из Феррари и Дэн Гэрни на собственной машине - Eagle. Далее вернувшийся в свою команду Макларен и Джек Брэбэм.
Гонка закончилась не начавшийся для Ио Зифферта. Швейцарец показал 13 время в квалификации, но по пути на стартовую прямую отказал стартер его Купера команды Walker.
На прогревочном круге развернуло Эмона и обоих пилотов BRM - Стюарта и Спенса. Все трое правда в строй вернулись, но  стало ясно, что гонка будет интересной. Джим Кларк уверено старт выиграл.

Однако, в 1967 году, это была первая дождевая гонка в сезоне и тут то выяснилось, что мощный двигун Cosworth Ford, появившийся на Лотусе, в условиях дождя делает машину очень сложно управляемой. А вот кто хорошо подходил к дождю, так это слабые, но надежные двигуны Repco на Брэбэмах. На 4 круге Дэни Халм изящно обошел Кларка и возглавил гонку.
Тут Халм ещё позади Кларка, но это вопрос времени
Новозеландцы в тот день творили чудеса. Халм уверено лидировал. Макларен на 3-м круге, при попытке обойти Брэбэма, в борьбе за 3-е место, потерял болид и развернулся. Он вернулся на трассу 12-м, но дальше Брюс показал такое мастерство вождения в дождь, что к 13 кругу, он вернул себе 3-е место.
А вот третий новозеландец Крис Эмон наоборот показывал не чудеса а чудачества. Его снова развернуло на первом круге и в итоге, Крис откатился  на последнее место. Он правда потом смог пробиться до 6-го и попасть в очковую зону. На 26 круге Макларен обошел Кларка и вышел на 2-е место. Джим продолжил падение и вскоре его обошел Стюарт, а за спиной замаячил Брэбэм. Но тут дождь кончился, трасса начала сохнуть и Джим оказался в своей стихии.
За один круг шотландец прошел Стюатра и Макларена и нацелился на атаку беспомощного Халма. На 58 круге атака состоялась и прошла успешно. Двукратный чемпион мира вышел в лидеры, установив попутно лучший круг и побив рекорд трассы, установленный Дэном Гэрни в гонке CANAM. И тут снова начался дождь. Причем в два раза сильнее. Резко упала видимость, первым это почувствовал Дэвид Хоббс (BRM команды Bernard Whire ), поехавший на 60 круге в боксы, меня запотевшие очки.
Хоббс успел отметится , на первых кругах, поймав болидом бордюр, причем дважды, но машинка оказалось живучей
Те же самые проблемы с очками начал испытывать Стюарт, но до боксов Джеки добраться не успел, он трижды развернулся и в одном из разворотов, камень с обочины оторвал тросик дросселя. В течении 5 кругов Кларк пытался удержать лидерство, но глубокая лужа отрубила ему электронику и Джим вынужден был сойти. В лидеры же вышел пилот Brabham/.

Правда был то не Дэни Халм, а его босс - осторожный Джек Брэбэм. Халм же сначала заехал в боксы что бы сменить очки, потом заехал во второй раз, что сменить протекавший, на шлеме, козырек. Интересно проблему с очками решил Дэн Гэрни. Он не захотел заезжать в боксы а попытался поймать их с ходу. В первый раз очки угодили ему на подвескуи Гэрни уже выкинувший запотевшую пару, ехал целый круг, прикрывая глаза левой рукой. Далее очки он уже решил менять традиционно в боксах.

Грэм Хилл, уже которую гонку подряд проваливавшийся после неплохой квалификации, не справился с мокрой трассой и вылетел на траву. Болид заглох, но Грэм, во первых, выталкал его обратно на трассу, а во вторых что-то завелся с толкоча и весу.

В итоге хитрый старик (ему было уже 44) Джек Брэбэм выиграл гонку и сократил отрыв от своего партнера по собственной команде - Дэни Халма, который не смотря на 2 лишних пит-стопа финишировал 2-м. Третьим оказался Гэрни. Далле отставший на круг Хилл, отставший на 3 круга Спенс и Эмон. Брюса Макларена подвела замкнувшая аккумулятор вода.

Канадская трасса в Моспорте понравилась гонщикам и ГП Канады прописалась в Формуле 1. С тех пор, только три раза его не было в календаре.

В Канаде дебютировало три местных пилота, особой скоростью они не выделялись.А наоборот запомнились тем, что в гонке с ними произошло что-то забавное.
Al Pease
Допустим канадец Эл Пис отстал от победителя на 47 кругов и не само собой в зачет не попал.Эл Пис, которого на самом деле звали Виктор Пис, вообще то родился в Британии (Дарлинготоне, графство Йоркшир), 15 октября 1921 года и вел насыщенную жизнь. Профессиональный военный, он служил в британской армии в Индии, Родезии и Египте, после чего на родину не вернулся, а уехал жить в Канаду. В Канаде же Пис занялся не совсем обычным для бывших военных делом, он стал иллюстратором. Причем не то иллюстратором он был неплохим, не то военных отложений хватило, но в начале 1960-х он начал участвовать в гонках спорт-прототипов. Единственным правда достижением Писа стало 8-е место на этапе чемпионата мира в Канаде в 1963 году, но зато за это Писа назвали канадским гонщиком года. Таков был тогда уровень автоспорта в этой стране.
Выступление Писа на ГП Канады спонсировало местное отделение Castrol (это стало первое появление этой марки в Формуле 1), оно и купило для Писа у Дэна Гэрни  Eagel. И случилась оказия. Пока Пис готовился к старту, его аккумулятор разрядился и канадец остался стоять на стартовой прямой. На замену ушло шесть кругов – Пис включился в борьбу,  но вскоре вылетел и вернулся в боксы – батареи снова «не тянули». На этот раз гонщик сам их заменил, после чего снова устремился на трассу. В итоге Эл добрался-таки до клетчатого флага, хотя и успел проехать всего 47 кругов из 90 запланированных.Само собой в классификацию он не попал. В 1968 он не прошел квалификацию И снова оказался замешанным в небольшом скандале в 1969.
Пис уже не выступал, а свой верный Eagle сдал экспонатом на выставку «Мир для мужчин». Но накануне Гран При отыскался спонсор, готовый оплатить выступления – и Пис вышел на старт. В квалификации он хоть и проиграл времени поула 11 секунд, но оказался 17-м из 20 участников – и лучшим из трех канадцев. Но по-настоящему «блеснул» Эл в гонке. Он начал с того, что уже на первом круге отправил в ограждение Сильвио Мозера, который из-за проблем накануне стартовал последним. А затем, уступая лидерам по скорости целую пропасть, канадец отчаянно сопротивлялся любой попытке обгона. При этом неважно, шла речь об обгоне на один круг или на шесть. В результате получил жесткий удар в колесо пилот Matra Жан-Пьер Бельтуаз, чудом ушли от контакта еще несколько гонщиков. И после 20 кругов терпение на пит-лейн лопнуло – Кен Тиррелл пошел к судьям и потребовал исключения Писа из соревнований. Те спорить не стали – и вывесили черный флаг. Насколько известно, это первый и единственный случай в истории чемпионата, когда гонщика сняли за слишком медленную езду.
Пису уже 92, но он по прежнему жив, в 1988 году Эла включил в зал гоночной славы Канады. Он занят реставрацией старинных авто и активно следит за автогонками. В 2011 смог перенести инсульт.
Eppie Wietzes
Эппи (Эдгарт) Витцез тоже не был коренным канадцем. Он родился в голландском Ассене, 28 мая 1938 года, но с родителями перебрался в Канаду, где в 1958 дебютировал в гонках спортивных авто и вообще считался лучшим канадским пилотом 60-х. Допустим в 1969 и в 1973 Эппи был чемпионом Канады в Формуле 5000, гонках бывших в то время промежуточным звеном между Формулой 3 и Формулой 2. В 1966 участвовал в 24 часах Ле-Мана. Эти успехи привели к тому, что в 1973 году, он стал первым в истории Формулы 1, водителем машины безопасности (пейс-кара), и было это на ГП Канады (окончилось правда курьезом, но об этом позже).
В Гран При Канады Эппи Витцез принимал участие дважды. В первый раз как третий пилот Лотуса и в итоге не то сошел из-за попавшей в электронику воды, не то был дисквалифицирован. И в 1974 году, управляя собственным Brabham и сошел из-за неисправности трансмиссии.

В 1981 году Витцез выиграл чемпионат для серийных авто TRANSAM, за что и попал в 1993 году в канадский зал гоночной славы. Позже, уйдя из спорта Эппи был владельцем салона по продаже машин Тойота, но сейчас, здоровье его ухудшилось и он живет в пансионате для пожилых людей.
Mike Fisсher

Этот малоизвестный американский пилот, родился в Голливуде, 13 марта 1943 года, но ребенком перебрался жить в Огайо.Был тест пилотом команды американского отделения Порш и иногда гонялся за Порш в серийных гонках на территории США, правда без особых успехов.
В 1967 году он выступил на ГП Канады и Мексикис управляя Лотусом с двигателем BRM, на котором Джим Кларк выступил в начале год в ГП ЮАР. И если в Канаде Фишер добрался до финиша, то в Мексике болид уже не выдержал и сломался. А дальше жизнь Фишера круто изменилась, его призвали в армию, во Вьетнам. Майк был пилотом вертолета, да так в армии и остался до выхода на пенсию в 1994 году в звании полковника авиации.
В 1998 году Майк был исполнительным вице-президентом серии CART, как раз в его правление эта серия много выиграла по сравнению с IRL и чемпионат, действительно было интересно смотреть. Но Фишер не задержался на этом месте. 1997 вице президент серии CART.Сейчас он консультант компании SAIC, имеющий связи с ВВС США. И иногда участвует в местных горных гонках в Нью-Мехико, где живет.
Если Пис запомнился отставанием, а Эппи не то дисквалификацией, не то сходом (в разных справочниках по разному), то Фишер запомнился тем, что заявленные им на гонку механики толком не могли поменять аккумулятор и свечи, как оказалось это просто были друзья Фишера, которым Майк дал возможность посмотреть гонки из паддока.
На следующей неделе самая сумасшедшая гонка в исполнении Кларка. Увидимся.
Tags: 1967, Канада, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Не так много, как обычно, в 2002 выходило научно-фантастических фильмов. Вот всего в три части уложился, хотя обычно на год уходило по 5 постов.…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, сограждане, братья и сестры. Вот и пришло время продолжить знакомство с тем, что оставил нам в научной-фантастике год 2002, точнее в…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ребята, ну вот и он 2002 год и тот след что он оставил в Sci-Fi. Каких либо значимых фильмов год, вроде бы, не подарил. Есть правда экранизация…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments