Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Возвращение Блэк Джека

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилоты на них дебютировавшие. Сезон 1966 года продолжается.  Сегодня Гран При Франции. Третий этап сезона. На Гран При Франции произошли большие изменения в составе участников. Ну во первых не было Джеки Стюарта. Победитель первого Гран При, В Бельгии угодил в тяжелую аварию. Сломал ребра и ключицу, полчаса провисел вниз головой в перевернутой машине. Потом долго дожидался врача, валяясь на полу в медицинском пункте. Лежавший в больнице Стюарт, много думал об изменении безопасности Формулы 1.  Интересно, что с победителем второго Гран При сезона - Джо Сертисом, тоже произошли метаморфозы. Англичанин разругался с Феррари. Все просто, менеджер Драгони не включил Сертиса в состав экипажей на 24 часа Ле-Мана. Объяснив это тем, что Сертис дескать на ГП Бельгии, он не очень старался и в частности не обогнал шедшего 2-м Риндта на круг. Большего бреда не возможно было услышать и Джо, которого порядком все достало, объявил о своём уходе из Феррари. В это время Ричи Гинтер вернулся в стан Хонды, тестировать машину и освободил своё место в Cooper, где он начинал сезон. Джон Купер правда пригласил в команду безработного Криса Эмона. Но раз уж, тут стал свободным экс чемпион мира, то почему бы и нет? В итоге во Франции стартовало сразу три Купера.
Бедняга Крис Эмон, три машины  Купер не тянул, и новозеландец снова остался без места уже на следующем Гран При
Ещё одно изменение произошло прямо в квалификации. Джим Кларк чуть не остался без глаза. В одном из поворотов ему в лицо угодила глупая птица. По счастью все не закончилось, как в случае с Аланом Стейси в Бельгии 60, где птица стала причиной гибели пилота. Но глаз распух и Джим ничего не видел, в итоге вместо него за руль сел Педро Родригез. А Сертиса в Феррари сменил  британец Майк Паркс.
Это не Паркс, это Лоренцо Бандини. Итальянец внезапно стал не только первым номером Феррари, но и после двух финишей на подиуме, возглавил чемпионат
В итоге Лоренцо и завоевал поул на трассе в Реймсе, куда ГП Франции вернулось после экскурсии в Клермон-Ферран. Но следом оказался Сертис! Джо отлично освоился в команде, которая год назад, ходила в глубоких середняках. Далее дебютант Паркс! Тоже отличный результат, для человека проводившего первый Гран При. Джек Брэбэм был 4-м. 5-й Риндт из Купера и 6-й Зифферт на Купере, команды Walker.  Грэм Хилл, представлявший BRM в единственном числе, стартовал только 8-м.
Дэни Халм (Brabham) и президент Франции Жорж Пампиду, чья дочь была жената на экс пилоте Формулы 1 Андре Гуэльфе.
А буквально после окончания квалификации, пришла трагическая весть. Первый чемпион мира Формулы 1, Нино Фарина, который, консультировал режиссера "Большого Приза" и стал частным гостем паддока, Так вот итальянец по дороге на ГП Франции, не рассчитал скорость  и врезался в столб. Нино умер через несколько часов, так и не придя в сознание.

Джек Брэбэм, мог бы застать Фарину на трассе, но в ГП Британии 55, где дебютировал Джек, Нино не участвовал, оплакивая гибель своего приятеля Аскари.
Итак старт.
На картинке видно, что стартовал лучше всех Бандини (№20). Это не удивительно, как видите Паркс (№22), тоже был неплох. У Феррари просто был самый мощный мотор. 3,4 литра от спорт-прототипа, его даже пришлось уменьшать в объеме, до положенных 3-х.
Однако уже к концу первого круга, впереди шел Сертис, но не долго. После 6 кругов, его двигатель перегрелся из-за неисправности топливного насоса. В лидеры вышел Бандини, на хвосте которого повисли Брэбэм и Паркс. За ними три Купера Эмона, Риндта и Зифферта. Лоренцо все больше отрывался. Меж тем, сзади чудеса стал творить Халм. Впервые в этом сезоне получивший движок Repco, такой же как у Джека, Дэни прорвался с низов на 4-е место.
Дэн Гэрни пока никак не мог, наладить свой болид, тут он пытается догнать Боба Андерсона, выступавшего на брэбэме 4-х летней давности с 1,5 литровым движком.
Увы за 14 кругов до финиша на Феррари Бандини порвался тросик тяги управления дроссельной заслонки. В итоге в лидеры вышел Брэбэм.
Джек смог довести машину до финиша и для него это была первая победа за 6 лет (с ГП Португалии 60). Первой же она стала для движков Repco. Триумф австралийских производителей дополнил подиум Дэни Халма, финишировавшего следом за отлично дебютировавшим Парксом.  Далее Риндт, Гэрни и Джон Тейлор на частном Лотусе.
Джек Брэбэм стал лидером чемпионата с 12 очками. У Лоренцо Бандини их осталось 10 и он был 2-м. Другие победители Гран При - Сертис и Стюарт с 9 очками были на 3-м месте.Вообще-то Майк должен был дебютировать в Формуле 1 ещё 7 лет назад, но тогда у него не было ни опыта не достойной техники. А ещё он был жутко высоким - 192 см., не в каждую машину  того времени, можно было поместить такого дылду.
Майкл Джонсон Паркс родился в Ричмонд, графство Суррей, недалеко от Лондона, 24 сентября 1931 года. Его отец, Джон Джозеф Паркс, летчик испытатель британских ВВС, после войны стал председателем совета директоров автомобильной компании Alvis. Ещё более известен его дед, по матери, выдающийся инженер-механик.  Майк учился в одной школе со Стирлингом Моссом, в 1949 году, по окончании школы, он пошел в инженерное бюро Rootes, которое предложило ему 5-ти летний курс обучения, с последующим контрактом (хорошая альтернатива Университету). Они форсировали двигатели, а Майк стал не только инженером, но и тест-пилотом. К примеру, он тестировал Sunbeam Talbot - движки для британского отделения этой французской марки. Затем были автомобили  Hillman, где Паркс, работал чуть ли не над каждой деталью и довел его от прототипа до серийного производства.
С начала 50-х, Паркс, любопытства ради, стартовал в исторических гонках. Его машиной был Frazer-Nash с паровым двигателем! Неплохое участие в клубных гонках Лотусов, привело к тому, что Паркса пригласили, как резервного пилота в Лотус на 24 часа Ле-Мана. Далее по совету  отца Майк оказался в британской Формуле 3. Особых успехов он там не добыл. Но на ГП Великобритании 59, Паркс попытался пробиться на старт, за рулем некой странной машины Fry с движком Climax для Формулы 2. Эта машина была построена ещё в 1936 году, Дэвидом Фраем. В 1950 брат Дэвида - Джо Фрай, выступил на ней в ГП Британии, а после на ней же насмерть разбился. Паркс просто поставил на древнейшее дерьмо, новый движок и показал 26 время из 30 гонщиков, обогнав, например, будущего гонщика Лотус - Тревора Тейлора. Но на старт попадали лишь 24 машины и Паркс пролетел.
Следующие три года, он выступал в гонках спорт-прототипов в паре с одним богатеем. В 1962 за рулем Ягуар он выиграли гонку в Гудвуде, после чего Паркс проехал за рулем Феррари в Нюрбургринге, правда сошел из-за перегрева движка, перед этим пару раз зацепив обочину. Каково было его удивление, когда его позвали в Маранелло на постоянную основу. Но не как пилота, а как инженера.

Паркс оказался просто уникальной личностью. Он не только колдовал над новыми спорт-прототипами за чертежной доской но и за рулем разработанных им же машин добивался отличных результатов. В 1964 в паре с Умеберто Мальоли, Паркс выиграл 24 часа Себринга, при этом Майк установил рекорд круга. В 1965 они же финишировали 2-ми в 24 часах Ле-Мана и выиграли в 1000 км. Монцы.

Энцо Феррари очень не хотел, что бы один из его лучших инженеров, рисковал здоровьем в гонках. Более того, он любил Паркса, может не так как Питера Коллинза или Жиля Вильнева,  но по крайней мере, куда больше чем Сертиса. .  Б. Вернор (подруга Паркса, личный секретарь Феррари). Как то я поссорилась с Майком и покинула команду, никому не сказав, куда направляюсь. Через два дня на моё имя экспресс-почтой пришло письмо. Оно было написано от руки, самим Феррари  и гласило «Я не хочу, чтобы мои гонщики огорчались. Пожалуйста немедленно вернись». Я так и поступила. Представления не имею, как этим двоим удалось меня разыскать. В 1966 Паркс успел в паре с Сертисом, выиграть в 24 часах Спа и 1000 км. Монцы, а также британец финишировал 2-м в 24 часах Ле-Мана, куда Сертис как раз не попал. Поэтому, почему этот долговязый англичанин оказался за рулем красной машины после ухода Джо, таким вопросом могли задаться только люди, ничего кроме Формулы 1 не знающие.

Итог был неплохим, дважды Паркс финишировал 2-м и выиграл поул в Италии, В результате он занял в чемпионате 8-е место. Контракт с ним продлили и на следующий год. Майк начал просто отлично. Он выиграл незачетное Интернешинал троффи и Гран При Сиракуз (в последнем Майк разделил победу с Людовико Скарффиоти, даже хронометр не мог определить, кто из них был первым на финише). Вместе с Людовико Паркс финишировал 2-м в 1000 км. Монцы. А потом случилось Гран При Бельгии
Его машину закрутило на масляном пятне, она выскочила на обочину и перевернулась. Гонщик вылетел из кокпита и упал на асфальт, едва не угодив при этом под колеса идущих следом соперников. Тяжелые травмы ног (посмотрите как вывернуло ступню) поставили крест на  продолжении карьеры. Он вернулся в мир автоспорта в 1969 году, в качестве инженера небольшой швейцарской команды спорт-прототипов  Flipertti. Просто, он был убежден, что после того, как Феррари, купил ФИАТ. места инженера ему не видать.

Но Паркс оказался не прав. В 1970 году он вернулся в Феррари, иногда даже выступал в гонках. В 1971 Майк в паре с Ио Боннье выиграл 1000 км. Буэнос-Айреса. Но в целом конечно скорость его заметно упала. С 1973 года Майк полностью сконцентрировался на подготовке автомобилей. Именно Паркс подготовил для кузовного чемпионата Европы ETCC - ФИАТ 128. А позже Паркс работал над знаменитой раллийной  Lancia  Stratos.
Были бы скорее всего и другие успехи. Но 28 сентября 1977 года на шоссе под Турином, под проливным дождем, Паркс лоб в лоб столкнулся со встречным грузовиком и погиб на месте. Наверное дебют в день гибели в ДТП Фарины, был символичным.
Tags: 1966, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…