Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Фетиш детства


Традиционный вторничный пост про автомобили 80-х, попавшие на самую любимую жвачку детства - Турбо
Закончить третью серию вкладышей от Турбо, турки почему то решили аналогом нашей Лады Самары. Что дает нам повод поговорить об восточно-европейском автопроме. Польша, Румыния, Югославия, ГДР, в этих братских странах производились машины, иногда они встречались и на наших дорогах,в основном конечно грузовики или фургончики. Очень редко можно было найти легковую, в то время как, в остальной Европе. эти производители были конкурентами наших Лад и Москвичей по показателям "Херовая машина за небольшие денежки".  Сегодня поговорим о том, что производилось в 80-х, братьями нашими меньшими.

Если Жигули это был вариант Фиата, то Дача, это Рено, собранные в Румынии. В 80-х основной продукцией этой фирмы была Дача 1300

Это Рено 12, которое румыны с 1969 года в неизменно виде штамповали до 96 года. Дешевая, простая. В Польше, где я жил в конце 80-х, начала 90-х,  Дачи были куда популярнее наших машин.



Мало кто знает, что в Румынии, помимо Дачи были в 80-х и ещё автопроизводители. Олтсит (Oltcit) совместное предприятие Чеушеску и Ситроена

Это румынская версия Ситроена Axel и честно говоря, дальше Румынии, она не выезжала , и была столь же страшна, как и её оригинал.



Трабант, это пример того, к каким ужасам может привести плановая экономика. Есть ли машина хуже и смешнее Запорожца? Да, есть. Это ГДР-ский Трабант

С 1963 по самый развал ГДР, коптило небо это говно. Именно коптило, ибо ехать за Трабантом было невозможно. Двухтактный движок, мало того, что дымил, так он ещё и жрал бензин, как бык помои и не имел системы  впыска масла. Два варианта кузова - псевдо седан и комби. Единственным бонусом этой машины было лишь то, что она была легкой , обладала неплохой коробкой и в умелых руках могла (к удивлению многих) уделать многие большие и крутые машины, при старте со светофора.


Первый автомобиль Вартбург увидел свет в 1898 году, но тогда фирма из Айзенаха одной машиной и ограничилась. В 1956 название решили возродить, благо в ГДР остались заводы БМВ. Так появился второй автопроизводитель из ГДР. В 80-х правда эти угловатые машины, покупали только те, у кого не хватало денег на угловатые жигули и польские фиаты, а ездить на Трабанте или Даче не хотелось. С 1965 года делалась эта машина с небольшими изменениями решетки. Самое обидное, что первый Вартбург, созданный после возрождения в 1956, был действительно красивой машиной и продавался даже в США и Британии. Зацените..




А это Баркас, тоже машина из ГДР, созданная на осколках, оставшейся в восточной части Германии фирмы  Framo, делавшей небольшие грузовички. С 1961 года, 30 лет, производился этот автобусик, для нужд ГДР-ской армии, милиции и для гражданского населения. Единственным достоинством данной машины был движок от Фольксвагена.



Что то видится итальянское, при взгляде на машину? Правильно, это дизайн Джорджетто Джуджаро. С 1978 года, машина выпускалась на заводе ФИАТ в Польше. Так то в Польше выпускался с 1970 года Фиат 125, подозрительно похожий на нашу "Шахидку" (а вообще ФИАТ в Польше производился с 1932 года). FSO, так называлось то предприятие, посмотрев, путь развития наших Жигулей, тоже решили поиметь свою машину и назвать её Полонезом. И пускай, за пределами Польши Полонез остался неизвестен, в самой Польше на нем в 80-е просто помешались.    

FSC Żuk


Во всем мире Жук, это Жук от Фольксвагена, то в Польше надо было делать уточнение, какой жук имеется ввиду. 40 лет с 1958 года выпускался этот микроавтобус, созданный на шасси и двигателе Варшавы (польского варианта нашей Победы).
В это же время и это же предприятие, делало и не столь угловатую Нысу

Если Жуком больше пользовались почта и фермеры для своих овощей, то Ныса была ходовой у польских полицейских, скорой помощи и пожарных.

Был в Польше и весьма дорогой джип, имевший название Тарпан


В 1984 году его создали для польской армии и полиции , но попадал он и в гражданские руки в ярких, красивых -красных, синих и салатовых расцветах. Делали их по нескольку сотен в год и цена каждой такой машины, была заоблачной

А это смешная букашка, польский ФИАТ 126, называемый в народе"Малышем" (кстати с 1997 года это название стало официальным)- народный польский автомобиль, доживший  с 1973 года до 21 века. Самое интересное, что помимо бешеной популярности в Польше и Венгрии (что объяснимо), в конце 80-х, благодаря низкой цене Малыш взорвал рынок Австралии, порвав там всякие Хонды Тудей и прочих японцев.

Югославы были представлены тремя фирмами: IMV клепавшим старые Рено 4 в Словении, TAS - лепившим старые Фольксвагены в Сараево  но...
Само собой, главным было предприятие из Сербии, именуемое Заставой. Начиналось все это, как фирма по производству оружия, ещё в 19 веке. Перед самой Второй Мировой Застава вдруг решила выпускать и автомобили. В 1953 году, уже став национальным предприятием Застава стала выпускать различные вариации на тему ФИАТа. Но в 1980 году появилась своя модель Застава Корал (она же Застава 65)

Машина херня, но дешевле японцев. В 1984 году, это смекнул американец Малькольм Брискин, который начал их поставлять в США, по именем ЮГО. Где, благодаря низкой цене, на них нашлись покупатели. Правда, Застава-Юго, в США вскоре приобрела славу, что у нас Запорожец, но не беда. Я помню минимум 3 комедии 80-х, где героя садили за руль Юго, что бы показать его ущербность.
Представленная на фантике Флорида, должна была исправить ситуацию.

Появилась она в 1988 году, дизайн от автора Полонеза Джорджетто Джуджаро. Делали их не только в Югославии но и на заводе в Египте. По качеству, по аэродинимике, по цене, эта машина была лучше чем модели от Лады и Шкоды. Увы, война, сгубила сей автомобиль. Хотя, его производство возобновили в начале 00-х, не смотря на полное уничтожение завода в результате бомбардировки в 1998. Сейчас Заставу купил ФИАТ.

Главными же нашими конкурентами на авторынке восточной Европы, по престижности, после западных иномарок, были конечно чехи
Tatra, помимо грузовиков, выпускала и легковую технику.

С 1975 года, основным автомобилем чиновников в Чехословакии, Венгрии и ряде других стран была Татра 613. В частные руки она не попадала. Но зато её можно было увидеть в качестве пейс-кара на мото Гран При Чехии и Гран При Формулы 1 в Венгрии. Допустим..

 Но конечно, главным нашим врагом была Шкода

Наряду с Татрой, Мерседесом, Опелем и Пежо, Шкода старейшая автофирма в мире. Она известна с 1859 года, правда тогда чехи штамповали велосипеды. В 70-х, 80-х Шкод на дорогах Западной Европы было даже больше чем Лад и Москвичей вместе взятых. В Польше Шкода считалась престижней Москвича и Жигулей, и только новая Лада Самара ещё могла с ней поспорить по крутости. А постоянное участие Шкоды в раллийных соревнованиях, сделало ей имидж "Порша для бедных" Плюс модели с завидной регулярностью обновлялись
Ну к примеру Шкода 105, смотрите какие плавные линии

Выпускалась с 1976 по 90 годы, для середины 70, вполне годный автомобиль

А это красавица 130, выходила в свет с 1984 по 90-й и вполне конкурировала с моделям Опеля или Фордом Эскортом тех же лет. Особенно хорошо, эта машина проявила себя в ралли
Ну и конечно Шкода Фаворит

Передом похожая на нашу Ладу, жопой на Фиат Уно. Фаворит, это детище дизайнерской студии Бертоне. Появилась в продаже в 1987 году и дожила до середины 90-х, когда чехов купил Фольксваген.

Интересный был этот спор восточно-европейских автомобилей, увы, у нас эти машинки сложно было увидеть, хотя безусловно они встречались. Кто бы победил в этом споре?

Допустим в свободной от своих собственных авто Венгрии выиграл Малыш, но исключительно из-за цены и относительно небольшого качества. Но Малыш, это не престижно и не круто. Б/у иномарка круто, но шибко дорого. Но был один автомобиль, завидев который, восточный европеец начинал нервничать и потихоньку откладывать кирпичи. Самым крутым автомобилем в Восточной Европе 80-х, можно смело назвать этот..


     
Tags: 1956, 1958, 1963, 1965, 1969, 1973, 1975, 1976, 1978, 1980, 1984, 1987, 1988, редкие_авто, фетиш детства
Subscribe

  • Про бокс

    Бой Фьюри-Уайлдер перенесли на октябрь, ибо ковид. Поэтому снова есть возможность повспоминать историю супер-тяжелого веса. Год 2002 есть обще…

  • Про бокс

    Хороший июль нас ждет, ребята. Фьюри-Уайлдер чего только стоит, но это ближе к концу а пока, потренируемся в свежем бюксе и предсказаниях, на совсем…

  • Про бокс

    Выходные у нас сегодня без бокса, поэтому можно повспоминать, что творилось на ринге супертяжей, 20 лет назад. Напомню, что в середине 2001 года…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments