Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Правь Британия

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При и пилотов на них дебютировавших.Продолжаем вспоминать сезон 1964. Сегодня Гран При Британии. Между Гран При Бельгии (о котором речь была на прошлой неделе) и ГП Британии, состоялось Гран При Франции. Сертис сошел из-за пробитого маслопровода у Кларка взорвался мотор. Грэм Хилл развернулся в одном из поворотов и сильно отстал. В итоге гонку выиграл Дэн Гэрни, ставший настоящим спецом по гонкам во Франции, пока все его победы происходили именно на земле Дюма  и Жюль Верна. В итоге в чемпионате с 20 очками лидировал шотландец Кларк (Lotus), на одно очко от него отстает Грэм Хилл (BRM). Далее их партнеры Питер Арунделл и Ричи Гинтер по 11 очков. Арунделл впрочем из борьбы выбыл, тяжелые травмы полученные во внезачетном Гран При Реймса, сорвали не только сезон и всю его карьеру.   Американец Дэн Гэрни (Brabham), с 10 очками был 5-м. Вообщем из 5 лидеров чемпионата, 3-е были британцами, плюс Джо Сертис из Феррари. Британия правила в мире Формулы 1 и каждый из этих ребят хотел конечно выиграть на родной трассе.

Джо Сертис, пилот Феррари фаворитом не считался
Трасса в Брэч-Хэдсе, была одной из самых подготовленных к гонкам в то время. Трибуны, оборудованный паддок, киоски с сувенирами, реклама, из-за которой правда порой не было видно поворотов, приз за быстрый круг в виде 100 бутылок шампанского. Вообщем британцы создали атмосферу настоящего праздника. Все это правда чуть было не омрачилось серьезной аварией, произошедшей в квалификации. Один из  главных неудачников 60-х, Тревор Тейлор, с треском вылетевший из Лотуса, сейчас вылетел в повороте имени Хоторна. У британца тупо соскользнула в ненужный момент нога с педали. В итоге его BRP, подпрыгнул на насыпи, метра на три в воздух и разорвал телефонные провода. Болид был уничтожен, Тревор отделался сотрясением и царапинами и даже смог стартовать в гонке, правда быстро сошел из-за сильной болей в поцарапанной спине.

Джек Брэбэм, на ГП Франции его команда одержала первую победу
Квалификацию же выиграл Джимми Кларк, действующий чемпион мира опередил Грэма Хилла. Далее располагались пилоты Brabham - Грэни и сам Джек. Далее Джо Сертис на Феррари и Брюс Макларен на Cooper. А вот ветеранище Морис Тринтеньян, пройти квалификацию не смог и уехал обратно во Францию. Ещё был такой гонщик как Ричи Эттвуд, он доводил до ума полноприводный BRM, но поучаствовал только в тренировках, новинка себя не оправдала.
Со старта Дэн Гэрни вырвался вперед обогнав Кларка и Хилла, одна Джимм уже в первом повороте вернул себе первое место. А в задних рядах произошел небольшой завал (его видно на фото, да и на видео он попал). У Криса Эймона (Parnell)отказало сцепление, Ио Зифферт, еле успел увернутся,  дебютант Фрэнк Гарднер тоже попытался повторить этот маневр, но кто-то разворотил ему задницу. В итоге Гарднер и Эймон так и остались на стартовой прямой, их правда успели по быстрому убрать.
Первый круг окончился в таком порядке  Кларк, Гэрни, Хилл, Сертиз, Брэбэм, и уже отдельной группой - Бандини, Макларен, Фил Хилл, Айленд, Боннье. А на втором круге Дэн Гэрни поехал в боксы
Волну побед продолжить не удалось. Загорелся блок зажигания. Пока его тушили, пока меняли, соперники прошли 5 кругов. Пара Кларк - Грэм Хилл отрывалась все дальше и дальше. На 5-м круге Хэйлвуд, пытаясь атаковать Инеса Айрленда, выскочил на траву, сбил камеру телевидения и развернулся. Он смог вернутся на трассу (что бы сойти потом из-за движка), но для пилотов команды Парнелла, это был очередной проваленный Гран При. На 7 круге, у шедшего пятым Макларена, сорвало шестерню коробки передач и Брюс сошел. Шедшего 4-м Брэбэма, развернуло, он был вынужден дважды заехать в боксы, для проверки подвески.
После 20 кругов впереди оставался Кларк, преследуемый Хиллом. Далее с большим отрывом Сэртис. Бандини (Ferrari), преследуемый Филлом Хиллом (Cooper) и частник Боб Андерсон, которого правда быстро обогнал Джек Брэбэм, стремившийся вернутся в очки. Интересная борьба была и вне приделов очковой зоны, где друг-друга обгоняли Зифферт с Багетти (Centro), а также тройная борьба Спенса (Lotus) Айрленд (BRP) Гитер(BRM). Грэм Хилл начал потихоньку  отставать от Кларка, ибо приборы стали показывать рост давления масла.  На 42 круге вылетел частник Ян Рэбли, а через пару кругов, вылетела коробка у Тони Маггза (Centro). На 44 круге Боб Андерсон смог пройти Фила Хилла и выйти на 6-е место, следом за Брэбэмом. Впереди оставались Кларк, Хилл и два Феррари. А в тройке Айрленд-Спенс-Гинтер, вперед вышел последний.
Джек Брэбэм продолжал радовать, вскоре он очень красиво обогнал Лоренцо Бандини и вернул себе 4-е место. Видя такое, из боксов Купер стали сигнализировать Филу Хиллу, что бы тот поднажал. Экс чемпион мира, на последних кругах смог обойти Андерсона и завоевать свое первое и последнее очко в этом сезоне. Его время ушло на ГП Италии 61, после гибели фон Трипса, Фил Хилл угодил в длительную депресию и потерял скорость как и интерес к гонкам. Ну а выиграл этот гений - летучий шотландец Джимми Кларк, упрочил своё лидерство в чемпионате и казалось новый титул у него в руках.
Ну и про дебютантов этого Гран При.
Ian Raby
Ян Рэби конечно же не дебютант. Он уже принимал участие в ГП Британии 63 года, просто я как-то его упустил. Поэтому пускай пока повисит в этом посте, а дальше я его перекину в пост по Сильверстоун 63. Ян Рэби, это один из последних классических пилотов - частников в истории Формулы 1. Собственно, вся его карьера, это наглядный пример тому, почему богатым любителям уже не было места в Формуле 1. Ян Рэби родился 22 сентября 1921 года в пригороде Лондона - Вульвече. В начале 50-х, 30-ти летний паренек организовал интересный бизнес, он скупал старую гоночную технику, разбитые болиды, запчасти, приводил все это в более, менее товарный вид и сдавал в аренду. Конечно, в связи с небольшим бюджетом, была то техника британской Формулы 3. А машины Рэби, довольно быстро стали называть,  "грязными болидами", но спрос на эту не безопасную технику был. А в 1953 году и сам Ян решил поучаствовать в гонках Формулы 3.
С 53 по 59 год Ян одержал всего две победы в Формуле 3, и однажды занял 15-е место в 24 часах Ле-Мана, было это в 57 году и напарником его тогда был Джек Брэбэм. В 1960 году, Рэби провел год в европейской Формуле 3, где выиграл один поул, и в той же гонке (этап в Альбе), финишировал 2-м.    Вообщем, не самые выдающиеся результаты, но в 1962 году Яну удалось приобрести имущество разорившейся команды Формулы 1 - Gilby, в виде очень херового болида с мотором BRM.
На этом болиде Ян и стартовал в ГП Британии 63, где быстро сошел. А ещё он смог финишировать 3-м во внезачетном Гран При Рима, следом за Бобом Андерсоном и Карелом де Бофором, обогнав с десяток местных пилотов. Порадовавшись такому результату Ян прикупил себе старый Брэбэм, на котором стартовал в ГП Британии 64 и 65 годов. Машина эта была побыстрее и помощнее, и Рэби просто не смог с нею справится.  На пример на ГП Британии 64, он красиво вылетел в кусты.
Когда в 1966 году Формула 1 перешла на 3-х литровые движки и машины стали ещё быстрее и мощнее, Ян благоразумно перебрался в новый чемпионат Формулы 2. Но и там, реакции и умения Рэби перестало хватать. Он финишировал 4-м на этапе в ФРГ и тяжело разбился на британском этапе, после чего пропустил остаток сезона. В 1967 году Рэби вернулся, но лишь для того чтобы летом, тяжело разбиться на этапе в Голландии. От полученных травм Ян Рэби впал в кому, спустя 4 месяца его не стало.

Frank Gardner
А это весьма успешный в кузовных гонках австралиец - Фрэнк Гарднер, угодивший в стартовый завал в своей дебютной гонке. Увы дебютировал Гарднер в Формуле 1, довольно поздно. Но тому были свои причины, ведь Фрэнк долго не мог определиться, чем ему заниматься. Он родился 1 октября 1930 года в Сиднее, в семье капитана траулера. И поначалу парень связывал свою жизнь с морем. Он занимался плаваньем, работал спасателем на пляже, кроме того имел за плечами карьеру боксера-любителя. Гребля, байдарки, серфинг, вообщем все то, чем обычно занята молодежь в Австралии с её обильными пляжами. Но дядя Фрэнка, владел транспортной компанией и не шибко желая морозить кости в море на судне,Гарднер получил степень в области машиностроения и устроился работать в дядину фирму.
Внимание Гарднера быстро привлекла коллекция дядиных спортивных машин, вскоре и сам Фрэнк, когда стал зарабатывать, как механик, приобрел себе Ягуар, на котором заявился на чемпионат штата по кузовным гонкам. Спустя три года, в 56, Гарднер выиграл чемпионат Южного Уэльса, и повторил это достижение в 57. Как раз тогда, начались первые успехи Джека Брэбэма и Фрэнк тоже решил перебраться в Европу. Правда не как гонщик, а как механик. Его первым местом работы оказался Астон Мартин, но не неудачная формульная команда, а команда в гонках спорт-прототипов. Довольно скоро Фрэнка заметил Джек Брэбэм, только что ставший чемпионом мира и предложил место механика в своей команде Формулы 3.  
Это было место не только механика, но и одного из гонщиков команды. Но на определенном этапе Гарднер и Брэбэм разругались. Дж. Пледжер (шеф механик команды) Он не сколько гонялся, сколько валял дурака. Фрэнк перебрался в команду Джона Вильмента. Джон тогда грезил Формулой 1 и посчитал, что Фрэнк, поработавший у Джека Брэбэма, поможет ему в настройки, купленного болида Brabham. Где-то эти надежды сбылись. Фрэнк Гарднер смог на болиде команды пройти квалификации в ГП Британии и занять 4-е место во внезачетном Гран При Чемпионов. Все это приободрило Вильмента и он решил в 1965 году, стартовать уже 2-мя болидами. Увы для Гарднера и его молодого соотечественника Пола Хокинса это был провал. За два года, Гарднер был заметен лишь раз, когда финишировал 3-м во внезачетном Гран При Средиземноморья.
В это же время Гарднер выступал и британском кузовном чемпионате, знаменитом BTCC. Причем там, его дела складывались не в пример удачнее, он был одним из лидеров. Все это привело к тому, что Форд, за который Фрэнк выступал в BTCC, внес в контракт пункт запрещавший Гарднеру выступать в Формуле 1. Что для Форда было хорошо, ибо в 67 Фрэнк наконец стал чемпионом BTCC, ибо не распылялся на 4-5 чемпионатов. Это удивительно, но при этом Фрэнк ещё и стал (одержав одну победу) вице чемпионом Формулы 2.
Далее Фрэнк Гарднер ещё дважды становился чемпионом BTCC, а в 1971 выиграл британскую Формулу 5000. Во второй половине 70-х Фрэнк вернулся в Австралию, где участвовал в местных кузовах, а позже организовал собственную команду. Его пилоты 5 раз выигрывали чемпионат Австралии. Сам Фрэнк несколько раз поучаствовал в Гран При Австралии Ф1, в качестве водителя медицинской машины. Он также написал в 1980 году книгу "Гонки на выживание". Умер Фрэнк Гарднер в 2009 году, после продолжительной болезни.
John Taylor
Джон Тейлор был протеже бывшего пилота Формулы 1 Боба Джерарда. Он родился 25 марта 1933 года в графстве Лайчестер. Джон участвовал в клубных гонках, пока в 61 году не получил место тест-пилота у производителей болидов для Формулы 1 - Emerson. Однажды Джон показал на этом болиде великолепное время в Сильверстоуне, и на болид нашлось несколько покупателей среди частных команд Ф1. Им конечно никто не сказал, что Тейлор добился этого за счет грубейших срезок шикан. А самого Тейлора быстро пригласили в британскую Формулу 3 и карьерой его занялся Джерард. В 1964 году Джон Тейлор финишировал 7-м в том самом ГП Рима, где за год до этого наделали шороху Андерсон и Рэби. И Боб Джерард помог ему выступить на ГП Британии, на Купере с двигателем от Форда. Увы Джон провалил гонку из-за долгого пит-стопа для замены коробки передач. Вообщем ничего особенного Джон Тейлор как выяснилось не представлял. Но в 1966 году он стал пилотом частной команды Дэвида Бриджеса.
1966 год, это был первый год с новыми моторами в 3 литра объемом. Эти новые движки горели со страшной силой, что зачастую, за счет массовых сходов, давало интересные результаты. Джон Тейлор умудрился финишировать 6-м в ГП Франции и заработать первые очки. Управлял он старым Брэбэмом с двигателем BRM. Спустя пару месяцев, на первых кругах ГП ФРГ, Тэйлор столкнулся с молодым и горячим Жаки Иксом, его машина перевернулась и загорелась. Болид довольно быстро потушили, но Тейлор успел получить столь обширные ожоги, что скончался через месяц мучений.
Видео - Гран При Британии 64 Сегодня их два. Одно черно-белое, но душевное с лицами пилотов. Второе зато цветное.

Tags: 1964, Формула 1, британия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    Бой Фьюри-Уайлдер перенесли на октябрь, ибо ковид. Поэтому снова есть возможность повспоминать историю супер-тяжелого веса. Год 2002 есть обще…

  • Про бокс

    Хороший июль нас ждет, ребята. Фьюри-Уайлдер чего только стоит, но это ближе к концу а пока, потренируемся в свежем бюксе и предсказаниях, на совсем…

  • Про бокс

    Выходные у нас сегодня без бокса, поэтому можно повспоминать, что творилось на ринге супертяжей, 20 лет назад. Напомню, что в середине 2001 года…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments