Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Майк Спенс - идеальный номер два

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Продолжаем разбирать сезон 1963 года. Сегодня поговорим о Гран При Италии 63. Но перед этим, по старой доброй традиции, кратко о том, что было в перерыве между ГП Италии, речь о котором пойдет сегодня и ГП Британии, которое мы разбирали на прошлой неделе. А между ними было ГП ФРГ, в котором впервые за долгое время, Джимми Кларк не оказался на финише первым. Во многом из-за перебоев двигателя Джимм был на финише 2-м, еле отбив атаки Ричи Гинтера из BRM. А выиграл Джо Сертис, Феррари которого наконец поехала.  Таким образом, перед ГП Италии Сертис вскочил на 2-е место в чемпионате. Надежд догнать Кларка у него правда практически не было, но организаторы итальянского Гран При решили ему помочь.
А помочь здесь можно было только одним способом, это снова проводить гонку по полной трассе с участием овала. Там то на овале более мощные движки Феррари имели явное преимущество. Но, владельцы других команд, да и многие пилоты не были с эти согласны. Во первых овал уже 3 года не использовался и качество покрытия за это время заметно ухудшилось. Во вторых овал все же был небезопасен, массовые гибели пилотов в американской серии Индикар (которая тогда называлась USAC), где гонки проходили только на овалах, тому свидетельство. А что безопасность самих болидов Ф1 оставляла желать лучшего, все убедились буквально накануне. На ГП ФРГ, вернувшийся в строй после пожара на 24 часах Ле-Мана, Вилли Мэйресс, вылетел с трассы, убил своим болидом дежурного врача, а сам получил тяжелейшие переломы рук. Затем на не зачетном Средиземноморском Гран При в Энне тяжело травмировался пилот Лотуса Тревонс Тейлор. Но нет, организаторы настаивали на овале. Британские команды стали подумывать о снятии с Гран При (такое уже бывало по этой же причине в 1960), когда в пятницу, перед первой квалификацией, чиновники сдались и согласились провести гонку на коротком кольце.  
Словно в насмешку, буквально через 20 минут после начала квалификации, разбился Крис Эмон. Новозеландский дебютант команды Рэга Парнелла, получил ряд серьезных травм, и сделал первые шаги к званию главного неудачника Формулы 1 60-х. А поул выиграл Сертис. Рядом  с ним оказался Грэм Хилл, партнер Хилла - Ричи Гинтер поделил второй ряд с изумрудным Лотусом Кларка.

Джимми Кларк на Лотусе
А вот старт лучше получился у Грэма. В первый поворот он вошел бок в бок с Кларком и вышел из него первым. Сертис провалился на 3-е место, но на 4-м круге он смог обойти Кларка и бросился в погоню за Хиллом. Увы на 17 круге у Джо отказал его мощный движок

Так как запасной Феррари – Скарфиотти так же был травмирован, Мэйреса заменил Лоренцо Бандини, удививший многих 5-м местом на ГП Британии и 3-м местом на старте ГП ФРГ и все это за рулем старого BRM команды Centro
Зато в тройку лидеров вошел Дэн Герни на Брэбэме. И дальше позабывшие о сходе лидера Феррари, тиффози наблюдали открыв рот, тот фестиваль обгонов, что американец, шотландец и англичанин устроили на трассе.  Увы длился этот праздник не долго. У Грэма Хилла отказало сцепление, через 5 кругов у Дэна сломался впрыск топлива и  остался на трассе один Кларк. Джим уверено довел очередную гонку до победы, на полторы минуты опередив стабильного, но не быстрого Гинтера. Третьим финишировал Брюс Макларен на Купере. Шотландец Инес Айрленд на BRP, сошел на последнем круге из-за двигателя, но был квалифицирован 4-м. Вообще сошедших на последних кругах было много, в итоге в очки смогли попасть Брэбэм и Тони Маггз на Купере.
Ну а Джимми Кларк благодаря этой победе стал чемпионом мира. За три Гран При до финиша чемпионата. Команда Лотус также стала победителем кубка конструкторов. При этом второй пилот - Тейлор, не смотря на все свои победы во в не зачетных гонках, в чемпионате ей принес всего одно очко. Думается Колин Чепмен даже посвободнее вздохнул, когда Тревор получил травму. запасным пилотом Лотуса был Питер Арунделл. К удивлению Чепмена Питер предпочел с стартовать вместо Гран При Формулы 1 во в не зачетном Гран При Альби, где были солидные призовые. И тогда Колин обратил внимание на другого пилота своей молодежной программы. Звали его Майк Спенс и он стал единственным дебютантом ГП Италии, который смог пройти квалификацию.

Mike Spence
Майк Спенс родился 30 декабря 1936 года в Кройдоне, графство Суррей, Англия. Его семья имела гаражный бизнес в графстве Беркшир и о моторах и автомашинах маленький Спенс знал все. В детстве Майк переболел полиомиелитом, но при этом каких либо последствий, столь тяжелая болезнь не оставила. Его даже забрали в армию и толком занять автогонками Спенс смог, только после того, как отслужил положенное. В 22 года он оказаля в клубных гонках любителей машин фирмы Лотус. В 24 перебрался в британскую Ф3.
Дж. Пледжер (шеф механик команды Спенса) Майк был спокойным парнем. Он никогда не валял дурака, не то что его напарники Фрэнк Гарднер и Пол Хокинс. Он был серьезным юношей
В 1961 Майк выиграл одну из гонок британской трешки, в другой гонке финишировал 2-м, что позволило ему перебраться на следующий год уже в международную Ф-Юниор (чемпионат пилотов Формулы 3). В 1962 Спенс выиграл гонку Ф-Юниор во французском Реймсе.
Дж. Феннинг (напарник по команде) В то время он казался мне замкнутым. Но, быть может, я и ошибаюсь: он был всегда застенчив.
И вот это скромного пилота пригласил Колин Чепмен в свою команду Ф3. И хотя всего, чего Майк добился в том сезоне, это 4-е место на одном из этапов, на ГП Италии, в силу выше изложенных причин, дебютировал именно Спенс. По ходу Гран При  Майк вышел с 9 на 6 место, но сошел из-за поломки двигателя, однако Колину Чепмену очень понравился этот парень. Поэтому когда в 1964 году, пилот Лотуса Питер Арунделл, тяжело разбился, на замене снова оказался Спенс, несколько правда потерявший уверенность в себе, после откровенного провала в Ф3.
И уверенность к Спенсу быстро вернулась. Он долго шел на ГП Италии на 2-м месте и финишировал 4-м в Мексике, после чего Чепмен, заключил с Майком контракт на 1965 год. Увы, случилось тоже самое, что произошло с Тревором Тейлором. На фоне Кларка Спенс просто провалился. Он смог не смотря на вылет с трассы, финишировать 5-м в ЮАР и финишировал 3-м в Мексике. Но это было все. Болще, кроме первой и последней гонки сезона, Спенс очков не заработал.  В то время как Кларк стал чемпионом мира, с какими-то сумасшедшими показателями. Поэтому не смотря на победу во внезачетной гонке чемпионов, и в целом хорошее отношение коллектива к Майку, из команды его попросили.
Дж. Эндрювейт (шеф механик Lotus) Майклу, парню ловкому и подтянутому, в машине было удобно. Но, возможно, он испытывал благоверный страх. Ведь было в какой-то степени не важно кто у нас ехал вторым номером. У нас было две машины, но Джимми, что неудивительно, всегда был впереди.
1966 год Майк встретил в команде Рэга Парнелла за рулем Лотуса пятилетней давности. Не смотря на ужасающую ветхость болида Майк дважды смог финишировать 5-м и даже выиграл незачетное ГП ЮАР. Даже руководитель команды Тим Парнелл признал, что Спенс смог заработать очки для команды, вопреки всех обстоятельств и очень удивил.
Герои трех последних постов Спенс, Хэйлвуд, Эмон
В связи с этим его пригласили в начинающий медленно тонуть BRM. В 1967 году, пока его партнер Джеки Стюарт бился в отчаянье головой об стенку и во всех интервью кричал, про то, какая дерьмовая у него оказалась машина, Майк просто делал своё дело и набирал очки. В итоге он в зачете оказался рядом со Стюартом, которого тогда называли главной надеждой Британии (и не безосновательно).
Макларен, Хилл, Спенс и Стюарт
Дж. Стюарт Майк был настоящим джентльменом. Он делал все мягко и незаметно: как раз с такими уверенными исполнителями и любят работать инженеры. Но он никогда не стремился занять место получше и казалось, был идеальным «номером два». Все эти 10-9 места по итогам сезонов, это были результаты среднего уровня, однако внезапно Майк раскрылся. И все благодаря гонкам спортпрототипов и машине созданной участником сезона 63 - Джимом Холлом. Машина Chaparall, быстрая но сложная в управлении, тем более обвешанная диковинными антикрыльями. И вот первая победа в Брэч-Хетсе, пара пилотом Спенс/ Филл Хилл. Майк провел свою часть гонки столь блестяще, что экс чемпион мира, явно проваливший свою часть, заявил об уходе из гонок. Стало ясно, что поскольку антикрылья приходят и в Формулу 1, возможно наступает эпоха Спенса.
А. Манн (руководитель команды спортпрототипов) До встречи с Майком я его недооценивал. Но он просто поразил нас: был невероятно уверен в себе, быстр и очень грамотно общался с техникой. Фрэнк Гарднер и Джек Брэбэм опробовали болид – и машина им не понравилась. Оба заявили, что автомобиль ведет себя неправильно и что его колесная база, возможно, маловата. Майк же проехал по трассе всего четыре круга, а вернувшись в боксы, предложил, что рама утратила прочность. И точно – некоторые соединения ослабли. Затем он попросил увеличить задний спойлер на четыре-пять дюймов – и только за счет этого улучшил время на две секунды.
Сезон 1968 Майк начинал первым номером BRM. Он смог подняться до 2-го места в ГП ЮАР, но сошел. Тоже самое случилось во в не зачетном Интернешинал Троффи. И тут погиб Джим Кларк и Спенса позвали в Лотус.
Кларк, Спенс, Чепмен
А. Манн Мы с Майком говорили об этом больше часа. Он не слишком хотел возвращаться в Lotus, хотя и понимал, что ему предоставляется уникальная возможность. В конце концов он все же позвонил Колину – прямо из моего офиса – и дал согласие. Т. Парнелл Майк был блестящим испытателем. Чепмен очень ценил его за это, именно поэтому и пригласил к себе. Одной из первых гонок, в которой предстояло  выступить Спенсу, было Инди 500, куда был заявлен Кларк. Квалификация которого, как известно проходит за месяц до гонки. 7 мая Майк в тренировке перед  Инди 500 показал 2-е время. Затем Спенса попросили помочь подобрать настройки гонщику выступавшему на частном Lotus. Но на одном из кругов Майк при входе в первый поворот, попал в тень от табло, не сориентировался и слишком высоко зайдя под углом 45 градусов столкнулся со стеной. Повреждения машина получила не катастрофические. Монокок отлично поглотил энергию удара, но внешнее переднее колесо повернулось на рулевой тяге и ударило Майка по голове. Шлем раскололся и удар оказался фатальным. Спенс умер через несколько часов в больнице.
Дж. Блансен (журналист) Майк заметно прогрессировал как гонщик. В нем скрывались качества, о которых он, может быть, не подозревал и сам. Когда произошла эта проклятая авария, он всего лишь совершал доброе дело, помогая своему коллеге. Т. Парнелл Это было типично для Майка. Он был самым приятным человеком, которого я когда-либо встречал в гоночном мире.
Видео с ГП Италии 63 к сожалению нет. Поэтому вот вам нез ачетная гонка в Имоле, причем не на той трассе, где погиб Сенна, а на полугородском автодроме. Кларк, Боннье и Тейлор среди приглашенных звезд.

Tags: 1963, Италия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    Бокс, ребятки это вам не бег, тут думать надо. На этих выходных есть Чизора VS Паркер, для любителей боксеров стремительно уходящих в тираж. Ну а мы…

  • Про бокс

    Что с боксом на этих выходных? Ну, поглядите на наилегчайший вес, там чемпион WBC Кенширо Тераджи которого просто все зовут Кен Сиро, встретиться с…

  • Про бокс

    В эту субботу, очень поздно ночью, так поздно, что у меня это будет день восресенья, уважаемый Деметриус "Бу Бу" Андраде встречается с…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments