Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Три возвращения Майкла Хэйлвуда

Традиционный пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При и пилотов на них дебютировавших.   Сезон 1963 года был в полном разгаре. С ГП Голландии о котором мы говорили на прошлой неделе, прошло ещё ГП Франции. Запомнилось оно не сколько очередной победой Кларка, столько тупизмом судей. Они например перепутали стартовый флаг и вместо национального флага, дали отмашку красным. Но самое главное, дисквалифицировали Грэма Хилла, за постороннюю помощь на старте прогревачного круга, хотя должны были его просто переставить в конец стартовой решетки. Итак у конкурентов Кларка шансов догнать шотландца почти не осталось а тут ещё и главного преследователя так несправедливо лишили очков.  Ну а гонщики перебрать в Британию
ГП Великобритании, после 2-х лет мытарств в Эйнтри, вернулось в Сильверстоун. Но и Сильверстоун не стал загадкой для Кларка. Он уверено выиграл квалификацию , на две десятых опередив Дэна Гэрни из Брэбэма, рядом в первом ряду оказались  Грэм Хилл (BRM) и Джек Брэбэм. Второй ряд - Джо Сертис из Феррари и два Купера - Макларена и Маггза.

Но само собой все внимание публики было приковано к лидеру сезона, Джимми Кларку. Шотландец уверено лидировал в чемпионате с 27 очками, Гэрни отставал на 15 очков. Джимм одержал три победы подряд, единственный кто смог пока выиграть помимо пилота Лотуса в этом сезоне, это был Грэм Хилл но с той победы в Монако, действующий чемпион не набирал очков и сейчас находился в зачете на 5-м месте, с 9 очками.
Но к удивлению родных болельщиков, Кларк старт безнадежно провалил, вперед вырвались Брэбэм и Герни, а также Хилл с Маклареном, смогли обойти шотландца. Провал? Нет, это был год Джимма, это означало только, что надо обогнать 4 машины. Для Кларка это не проблема вовсе.
Уже к 4 кругу, Джимм вышел в лидеры. Пилоты Брэбэм сошли из-за движоков. Грэм Хилл держался вроде вторым но больше был занят отбитием атак Сертиса. На последнем круге у BRM Хилла окончился бензин и он чудом смог пересечь финишную черту, но третьим. Сертис успел его обогнать. Далее был пилот BRM Ричи Гинтер, который благодаря таким стабильным финишам оказался на 2-м месте в чемпионате. Следом Лоренцо Бандини на BRM команды Centro и американец Джим Холл из BRP.
А выигравший Джимм Кларк ещё больше укрепил лидерство в чемпионате, солнце ярко светило над этим чудным гонщиком, соперников не было видно.
Финишировавший 2-м Джо Сертис, как известно пришел в автоспорт из мотогонок. Гран При Британии подарило Формуле 1 ещё двух представителей этого вида гонок. Успехов Сертиса достичь они не смогли, но в целом оказались неплохими автогонщиками, вот только судьба как, это часто бывает, сильно их перемолотила.
Bob Anderson
Роберт Андерсон должен был стать отличным мотогонщиком. Этот уроженец пригорода Лондона (Боб родился 19 мая 1931), жить не мог без двухколесных машин. В чемпионате мира по мотогонкам Андерсон дебютировал в 1958 году и в принципе добился неплохих результатов. Дважды, в 1958 и в 1960 он занимал 5-е место в общем зачете чемпионата мира в классе 350 (считай современная 250). С точки зрения современного болельщика, результата конечно не плохой, но и не  казать что бы сильно впечатляющий, но в то время все ведущие мотогонщики не зависали в одном классе, а выступали в двух а то и трех классах мотогонок. Поэтому то соперником Андерсона в классе 350 были те же Джо Сертис и прочие звезды вроде Дерека Минтера, Гари Хокинга или Джона Хартли. В королевском классе 500 у Боба тоже были успехи. В 1958 он финишировал 2-м в знаменитой гонке на острове Мэн.
Увы неплохая карьера закончилась на межсезонных тестах, перед 1961 годом. Боб упал и сильно повредил спину, по счастью он остался не парализован, но врачи категорически отговорили Боба продолжать карьеру мотогонщика. "Ещё одно падение с мотоцикла и ты останешься инвалидом", говорили врачи. "Значит буду ездить в Формулах, там вроде неоткуда падать" решил Боб и уже в 1961 он стартовал в британской Ф-Юниор (она же Ф3)
Он выиграл этап в Снеттоне, после чего попал под крыло молодежной программы Лотуса. В результате в 1962 году Андерсон стал бронзовым призером британской трешки. Возможно на следующий год, он бы выиграл чемпионат, но Бобу был уже 31 год и времени у него просто не было. Как не было у боссов команд Ф1 желания с ним связываться. И тогда Боб пошел на отчаянный шаг. Он купил у Рэга Парнелла один из его болидов, нанял 2-х механиков и подал заявку на собственную команду - DW
Дебютировала команда на ГП Британии 63. Но на постоянной основе в Формуле 1 Боб стал выступать в следующем году. Дело в том, что в 1963 ему удалось выиграть незачетное ГП Рима, обставив местных итальянских пилотов. Призовые там были солидные и Боб на них купил новенький Брэбэм. Так началась история одной из самых маленьких команд в истории Ф1.  Одни болид, два механика, пилот и босс в одном лице. Средств катастрофически не хватало. В то время как основные пилоты жили в отелях, Боб как правило спал возле трассы в машине. Участвовать у него получалось только в европейских гонках. Жуткая экономия на всем. И при этом Боб старался вести болид аккуратнее, дабы не разбить его. Не всегда получалось. К примеру сезон 1965 года, был практически пропущен, из-за того, что Андерсон разбил машин и несколько месяцев её восстанавливал.
И при всем при этом у Боба были, с учетом слабости команды, потрясающие успехи. Три года подряд он становился лучшим частным пилотом Ф1 (так называемый приз фон Трипса). Регулярно зарабатывал очки. А на ГП Австрии 64, отметившимся массовыми сходами, Андерсон и вовсе умудрился финишировать 3-м. Так продолжалось 4 года подряд. Брэбэм Андерсона постепенно старел, и он все дальше был от лидеров. Возможно, он ушел бы из гонок, что бы коротать свой век с женой француженкой, так как денег на новый болид у Боба не было.  Но он не успел.  На тренировке перед ГП Британии 67, болид британца сорвало с траектории. Трасса была мокрой и поймать машину Боб не смог. Изумрудный Брэбэм - DW, пропахав траву, влетел в судейскую вышку. Та от удара развалилась и Андерсон получил тяжелейшие травмы в виде перелома грудины и поврежденной гортани. 4 часа врачи пытались спасти ему жизнь, но тщетно.
Michel Hailwood
Майкл Хэйлвуд в отличии от Андерсона в деньгах не нуждался. Он родился 2 апреля 1942 года в семье довоенного мотогонщика, наладившего отличный бизнес по продаже 2-х колесной техники и запчастей к ней и ставшего миллионером. Само собой, с таким папой, Майкл очень рано оказался на мотоцикле. После колледжа Хэйлвуд некоторое время поработал в бизнесе отца, но затем окончательно с головой ушел в мир мотоспорта. Уже в 17 лет Хэйлвуд стал чемпионом Британии, а с 15 лет, стал появятся в младших классах на британском мото ГП. В 1959 году Майкл стал бронзовым призером ЧМ в классе 125, одержав первую победу - выиграв гонку в ирландском Ольстере (ГП Ирландии).
Но по настоящему крупные успехи пришли к нему в 1961, когда Майкл стал пилотом Хонды, он выиграл чемпионат 250 и стал вице чемпионом в королевском классе 500. Тогда то и появилось его прозвище "Майкл-байк".  А в 1962 Хэйлвуд подписал контракт со знаменитой итальянской MV Augusta. Этакой мото Феррари того времени, принадлежащей графу Аугусто. Я помню, как однажды он заставил меня ждать его в течение нескольких часов подряд, чтобы разобраться с деньгами или чем-то. Это было все немного глупо на самом деле, он сделал все это для эффекта. Маленький парень- бухгалтер  продолжал говорить мне" да, хорошо Граф очень в данный момент занят, он скоро освободится ", но я не стал возиться с ним, и сказал им, что если он не появится и согласится отдать мои деньги, то я  разорвау свой контракт здесь и сейчас. Он не появился, так что я разорвал контракт, бросил его на стол этого парня и вернулся в свой отель. Я предполагаю, что это было все немного глупо на самом деле, но это не было что-то, что продолжалось недолго. Они прибежали следом за мной, собрав обрывки договора с пола и придерживая все это вместе. Тот склееный скотчем договор Майк ротом хранил на память.
В итоге с 1963 по 65 не было в 500 более сильного мотогонщика чем Хэйлвуд.  Вообщем про его подвиги как мотогонщика расскажу как ни будь попозже, когда мы будем говорить про мотогонки (есть у меня такая задумка). В этот то период и пришлись попытки Хэйлвуда попробовать себя в Формуле 1, уж очень хорошо там складывалась карьера Сертиса. Но Джо ушел из мотогонок окончательно и без поворотно, Майкл же так не хотел. Он участвовал в Формуле 1 только в те выходные, когда не было Мото ГП. На такие условия согласился только Рэг Парнелл и быстро пожалел. Толку от Хэйлвуда было мало, в тестах команды поучаствовать он не успевал, особого таланта автогонщика, тоже не показывал, да в добавок Майкл как оказалось был не прочь заложить за воротник.
Брайн Харт (коллега Хэйлвуда по Ф2) Он обладал чувством равновесия, которое было совершено естественным на мотоцикле, и частично он перенес его на автомобиль. Проблема заключалась в том, что он не разбирался в технической стороне автоспорта. Мотоцикл сравнительно прост. Он вскакивал в седло и гнал изо всех сил. Но автомобиль можно настраивать разными способами. Майк просто не понимал этого.
В общем все это казалось не серьезным, и не смотря на то, что в 1964 Майкл например финишировал 6-м (т.е. в очках) в Монако, на 1965 Рэг предоставил ему машину лишь раз.Когда Рег умер, я купил долю в команде для 1964 от Тима, и мы использовали эти бывшие  Лотусы 25s оснащены БРМ V8 двигателей. Это было полное и полная катастрофа. По какой-то причине мы не смогли заставить эти двигатели работать установлеными  в шасси Лотоса А через год, Хэйлвуду стало не до Формулы 1, ибо в мотогонках он перебрался в Хонду, мотоциклы которой ,  мягко скажем оставляли желать лучшего.Это было очень трудно гоняться на мотоциклах  и машинах в одно и же время, так что я рассчитывал было бы больше смысла, чтобы вернуться на два колеса и придерживаться их.

Я ненавижу быть знаменитым. Никогда не понимал людей, которые хотят взять автограф или сфотографироваться со мной только потому что я гонщик
Чудом Хэйлвуд смог занять в 1966 году 2-е место в 500, уступив своему бывшему партнеру - Агостини. А в 1967 уже перед первым мото ГП Майкл назвал свой новый мотоцикл кучей говна. Он правда снова смог стать в чемпионате 2-м. И впечатлил всех своим выступлением на острове Мэн (одной из сложнейших мототрасс мира), где просто в пух и прах разбил Агостини. В этом же году, он женился. На претензии жены о том, что она не может встречаться с человеком, который в любой момент погибнет в гонке, Майкл пояснил, что гадалка ему нагадала, что он погибнет в 40 лет от грузовика. «Вот видишь, я погибну не скоро» сказал Хэйлвуд. В 1968 Хонда временно решила уйти из мотогонок, планировалось, что это не надолго и японцы заплатили Майклу 620 тысяч фунтов (по нашим деньгам) что бы только "Майкл-мотоцикл"  не переходил к конкурентам. Так у Хэйлвуда появилось свободное время, и он решил вернутся в автоспорт.
Чемпионат спорт-прототипов, 3-е место в 24 часах Ле-Мана 69. Затем британская Ф5000, где Майкл стал вице-чемпионом в 71 году. Эти достижения привлекли внимание к нему со стороны Джо Сертиса, который тогда стал владельцем собственной команды в Ф1 и Ф2. Дж. Сертис Не то чтобы он становился быстрее. Но его понимание автогонок со временем росло, он набирался опыта и становился боеспособным. В одной из первых гонок после возвращения Майкл финишировал 4-м на ГП Италии 71, но при этом отстал от победителя всего на 0,5 секунды. Через год Майкл финишировал на этом же самом Гран При уже 2-м. А самое главное он стал чемпионом Формулы 2 с двумя победами. Алекс Хамер - журналист. Эти двое мужчин симпатизировали друг другу, что удивило многих зрителей. Они совершенно разные личности, но они, казалось, успешно дополняют друг друга. Каким-то образом Майк успешно смягчил,  суровый и бескомпромиссный подход Большой Джон и наслаждался, вероятно, большей популярностью в команде Surtees, чем любой другой пилот. Сёртиз был, безусловно, более расслабленным и менее склочным в компании Майка.
Но правда старые проблемы с возрастом никуда не делись. В частности Хэйлвуд  по прежнему дружил с зеленым змием. Н. Робек (журналист) Подъезжая к паддоку я увидел Citroen Майка под деревом. Стекла запотели. На ветровом стекле отпечатались подошвы ботинок. Выяснилось, что Хэйлвуд накануне ускользнул в город на вечеринку и вернулся поздно в изрядном подпитии. Поэтому не посмел вернутся в отель, побоявшись столкнуться с Сертисом. Я принес чашку крепкого кофе, чтобы он протрезвел. Он пришел в той гонке вторым.  А ещё он все же все также оставался прекрасным мотогонщиком, но не одень хорошим водителем. П. Гетин (пилот Ф1) Когда я сидел за спиной Майка на мотоцикле, то чувствовал себя в большей безопасности, чем в любимом кресле. Он вел очень ровно и уверено. Совсем другое дело автомобиль. Как-то после ГП ЮАР, он повез меня к своему другу. Едем мы значит. В отдалении я вижу быка, который медленно переходил дорогу. Каким то непостижимым образом Майк его не заметил. Столкновение с несчастным животным было колоссальным. Я оказался под приборной панелью, а Майк вылетел через ветровое стекло. Это ебанный бык был повсюду. Но больше всего меня напугал рог, воткнувшийся в спинку моего сиденья. Сам О эта история с быком! Я вез Питер Гетина и столкнулся на пустой дороге с коровой на скорости в 100 миль в час. А было это по пути на вечеринку после гонки в Мэллори Парк. Я сильно порезал  лицо , но я помню, настаял на том, что мы пошли на вечеринку и провел остаток вечера орошая все кровью льшейся из моего лица. Кровь превращала мою водку с лимонадом в то, что выглядело как Кровавая Мэри!
Но многим Майкл запомнился и другой историей. ГП ЮАР 73. Местный гонщик Дэйв Чарльтон не справился с управлением и врезался в машину Майкла и тут же в машину Хэйлвуда врезался BRM Регаццони. Вспыхнул пожар, англичанин смог быстро выбраться из машины а швейцарец оказался в ловушке. Майк бросился отстегивать ремни безопасности у Клея, но при этом загорелся его собственный комбинезон и Хэйлвуд стал кататься по земле чтобы сбить пламя. Пожарные вроде бы справились с огнем, но тут машина вспыхнула с новой силой, Майкл бросился в огонь и вытащил Регаццони. Без этого поступка швейцарец вряд ли остался бы жив. Жена Майкла Он пришел ко мне с каменным лицом. Мы сели на мотоцикл и поехали к Падди Драйверу, его старому приятелю по мотогонкам, у которого мы остановились в тот раз. За весь вечер Майк не слова ни сказал о пожаре. Обо всем я узнала только на следующий день из газет. Самоотверженность Майкла была оценена и из рук британской королевы он получил медаль короля Георга.
В 1973 году болиды Surtees  были не к черту и Майкл очков не заработал. Зато он стал 3-м  пилотом McLaren на следующий год. Финишировал 3-м в ЮАР, успел набрать 12 очков. Я не думаю, что верхушка Мальборо действительно заботилося обо мне, не то что меня это очень беспокоило. Это действительно была одна из самых приятных команд из тех, с кем я имел дело. Увы на ГП ФРГ, Майкл не справился с управлением и в результате получил тяжелый перелом ног, о карьере гонщика пришлось забыть. Но....
Но в конце 70-х гонка на острове Мэн для мотоциклов, как слишком опасная, перестала входить в календарь чемпионатов мира и пилоты там стартовали на свой страх и риск. Каких-то ограничений не было и Майкл, заявился на это соревнование. И он выиграл. 11 лет Майкл не сидел за рулем мотоцикла. За это время байки изменились колоссально, стали быстрее, по другому управлялись. Сам Майкл-байк был ломаный, переломаный. Но победил, причем дважды в 1978 и 79 годах.

Я реально мог выиграть две или три гонки Формулы 1. Но знаете, я никогда не имел никаких реальных амбиции. Все это с мотоциклами, в действительности это было как снежный ком из достижений. Я полагаю, каждый стремится сделать что-то, но я не могу сказать, что я бы сделал это все,  без поддержки отца и его энтузиазма . Я действительно не думаю, что у меня был бы выбор. Мотогонки более популярны с точки зрения посещаемости, потому что там фанаты могут соотносить свои дорожные мотоциклы с гоночными гораздо больше, нежели автолюбители.А Формула Один, мне не интересна вся та шумиха, что идет вокруг неё последнее время.
Увы давно забытая шутка по нагадавшую смерть цыганку, превратилась в правду. В марте 1981 года Майкл Хэйлвуд решил свозить детей в магазин. Как это часто бывало, он опять на что-то отвлекся за рулем машины и не заметил, решившего развернуться через двойную-сплошную грузовика. В том страшном ДТП погиб и сам Майкл и его дочь.  
 Традиционно в конце видио - Гран При Британии 63
Tags: 1963, Формула 1, британия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

  • Ответный удар

    То что произошло между Сеной и Простом на ГП Германии 91 года и последующие угрозы Алена выбить бразильца, что бы помочь Мэнселлу, заставили…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

  • Ответный удар

    То что произошло между Сеной и Простом на ГП Германии 91 года и последующие угрозы Алена выбить бразильца, что бы помочь Мэнселлу, заставили…