Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Самый невезучий гонщик Ф1

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. Продолжим вспоминать сезон 1963 года в Формуле 1. Неделю назад, мы поговорили про команды и болиды этого сезона. А сегодня речь пойдет о Гран При Бельгии. Втором Гран При сезона. Стартовал же сезон в Монте-Карло, в экзотичном ГП Монако, всегда выделяющимся из ряда Гран При и мало что говорящем об истиной силе команд. ГП Монако 63 выиграл действующий чемпион мира - Грэм Хилл, а пару на подиуме составил его партнер по BRM Ричи Гинтер. Далее финишировали Макларен и Сертис. У Кларка отказала коробка передач. Вообщем об истинной скорости машин, можно было судить лишь по гонке на классической трассе, а не в этом бобслейном желобе, поэтому перемещаемся в Спа, где состоялось одна из самых дождливых гонок за всю историю автоспорта 60-х.
А ещё на ГП Бельгии должны были дебютировать новые команды типа Scirocco и ATS, а также новый, самостоятельный болид от BRP. Но все эти новинки,как оказалось никакой угрозы  лидерам не несли. Лучшим из них оказался Иннес Айрленд  из BRP, квалифицировавшийся 7-м. ATS из-за неопытности что-то там не задекларировали, и застряли на таможне. В итоге пятничную практику они пропустили и квалификацию провалили, а в гонке сошли на середине дистанции из-за коробки. Scirocco вообще оказалась машиной неважной да и составом не блистала.
Пилоты перед стартом – Тони Маггз (Cooper Climax), Ио Зифферт (собственный Лотус), Брюс Макларен (Cooper Climax), Люсьен Бьянки (Parnell Lola)- дед Жиля Бьянки, Джимми Кларк (Lotus Climax), Джимми Холл (BRP Lotus), Тревонс Тейлор (Lotus Climax), Инес Айрленд (BRP Lotus)
Квалификация выдала такие результаты. Первым стартовал Грэм Хилл. рядом с ним Дэн Герни, перебравшийся в Брэбэм, третье время показал местный гонщик Вилльям Мэйресс на Феррари. Далее пилоты Купер, причем Мэггз опередил традиционного лидера команды - Макларена. Следом Брэбэм и Айрленд. Джимми Кларк снова промучился с коробкой и показал только 8-е время. Его партнер Тревонс Тейлор и вовсе разбил машину в квалификации и ушиб ногу.
Однако эта неприятность Лотусов в квалификации, полностью была сглажена и смыта, полившимся в день гонки дождем. В момент старта правда наблюдалась лишь легкая морось. Кларк отлично стартовал и захватил лидерство уже после первого круга.  За 8 кругов под дождем, Кларк оторвался от Грэма Хилла на 13 секунд. Когда же к 17 кругу, разрыв составил уже почти полминуты, в небе что-то загрохотало, в трассу ебнула молния и Грэм сошел с поломанной коробкой передач.
Джимми Кларк несется по трассе, дождь пока не сильный
На второе место вышел Гэрни,  Ричи Гинтер и  Брюс Макларен вели борьбу за 3-е место. Погода все ухудшалась, молнией раскололо сосну, рядом с трассой. Автодром поливал сильнейший дождь. В пелене брызг вообще ничего не возможно было разглядеть и пилоты фактически остановились. Глава Лотуса Колин Чепмен и главный конструктор BRM  Тони Радд побежали к чиновникам, с требованием остановить гонку. Но видимо не на этой трассе 3 года назад, погибло в одном повороте сразу 2 пилота Формулы 1. Чиновники твердо настояли, что гонка продлиться все положенные 32 круга.
Дж. Кларк - К концу видимость была ужасной, я должен был удерживать автомобиль на высшей передаче на протяжении большей части гонки, и моя скорость упала почти на 100 миль в час на последних кругах. Некоторые автомобили просто аквапланировали на прямых, и это было.. крайне опасно
Кларк отлично провел эту гонку и довел её до логической победы. Всего же до финиша удалось добраться ещё  лишь 5 машинам. По счастью, никто серьезно не пострадал, но Бьянки, Холл, Зифферт, Маггз и Сеттембер, вылетели именно из-за дождя.

Брюс Макларен
На последних 6 кругах, в силу того, что из-за дождя ничего не было видно, машины просто доезжали пешком. В этих условиях отлично сориентировался Макларен, он смог закончить гонку 2-м и стать с 10 очками, лидером чемпионата, опережая Грэма Хилла и Джимми Кларка на одно очко.

В этот пасмурный день, на трассу вышел всего один дебютант. Он должен был дебютировать на ГП Монако, но там ему пришлось отдавать машину партнеру - Морису Тринтеньяну, разбившему машину в квалификации. В этой гонке, он сошел на 11 круге из-за воспламенившегося масла. Он дебютировал в команде Рэга Парнелла, был родом из Новой Зеландии, звали его Крис Эймон и до сих пор его считают самым невезучим пилотом за всю историю Формулы 1
Chris Amon


Download Jimmy Soul If You Wanna Be Happy for free from pleer.com

Кристофер Эймон   родился 20 июня 1943 года в Буллсе, Новая Зеландия, в семье богатого фермера - разводчика овец, единственный ребенок в семье.  После окончания школы Крис уговорил отца купить ему Остин и на котором принимал участие в нескольких незначительных местных соревнованиях по подъему на холм. Затем выступал на маломощном Купере и старом Мазерати Формулы 1 - середины 50-х, и как и все тогдашние новозеландцы хотел стать вторым Маклареном. В 1962 он был ещё обычным пилотом новозеландской серии, иногда. показывал себя, но в основном сходил из-за механических проблем. В одной из дождливых гонок, Крис со старта принялся всех обгонять, но вскоре сошел из-за очередной поломки. На той гонке присутствовал экс пилот Формулы 1 и владелец собственной команды Рэг (или Рэдж) Парнелл. "Кажется, я нашел новую звезду" решил Рэг.
Вообщем уже в 1963 году в команде Рэга Парнелла оказался молодой и мало кому известный новозеландец. Для начала, правда, он отлично проявил себя  на тестах. В ГП Монако, как вы поняли, он смог только потренироваться, но не стартовал, так как Тринтеньян разбил свою машину и выступил на болиде Криса. А так в остальном Крис провел неплохой сезон. Эймон успел дважды финишировать 7-м , т.е. на гран очковой зоны, хороший результат, но Сертис на такой машине год назад занял в чемпионате 4-е место, Крис же оказался вовсе без очков. На ГП Италии, он в добавок, в ходе практики, тяжело разбился сломал три ребра и пропустил в итоге 2 Гран При.
Те старые Лолы были не так уж плохи, но имели большой недостаток - у нас были двигатели Climax, дело в  том, что они, эти движки работали от  впрыска топлива, а наши автомобили были все еще на карбюраторах. Но у меня было достаточно хороший сезон обучения работы с ними, и идея была, что Reг должен был купить у Лотус модель 25 для следующего сезона, и осностить их новым V8, Климакс.Увы, благодетель Эймона - Рэг Парнелл умер в ходе неудачной операции на апендикс, в самом начале 1964 года и делами команды занялся его сын, толстый Тим Парнелл  При всем моё уважении,  он не смог делать ту же работу, как  его отец. Мы оказались с гоночными старыми Лотос 25, работающими на нестандартных V8 BRM которые были значительно ниже по энергии по сравнению с другими двигателями, но это был просто факт жизни, который  мы должны были принять ..
Правда на ГП Голландии 64 Крис смог завоевать первые очки, финишировал 5-м, но в дальнейшем он весь год мучился проблемами болида не приспособленного под эти движки и очков не набрал. Хотя может и не в болиде дело. В ту пору 4 пилота команды Парнелла сняли в складчину небольшой особняк, и вскоре слухи о пьянках, там происходящих пошли по Лондону. Дети богатый родителей - Эймон, Ревсон, Маггз, к ним присоединился чемпион мира по мотогонкам - Майк Хельвуд, который пил за троих. Куда там думать об настройках и победах.
Это сказалось в 1965 году. BRM, в счет оплаты за свои движки потребовали от Тима Парнелла место в команде для своего тест пилота - Ричи Эттвуда, таким образом Эймона перебрался в тест-пилоты команды. Зато в это время Брюс Макларен, которому порядком поднадоело в Купере, был озадачен созданием своей команды и пригласил земляка для участия в северо-американском чемпионате спорт-прототипов CANAM. За два года Крис неплохо проявил себя в этой серии, в Ф1 он выступил всего 3 раза, в 1965 подменил травмированного Эттвуда на ГП Франции, в 1966 провел одно ГП за Купер и на ГП Италии выступил на собственном болиде Ф2. Вообщем Макларен все обещал выставить полноценный состав в Формуле 1, но ни как не мог найти движки для своего болида и вообще тогда казалось, что Брюсу мало интересна Формула 1. Крис конечно мог бы и подождать, но тут поступило предложение от которого не отказываются. На сезон 1967 в свой состав Эймона позвал сам Энцо Феррари.
Как, за что гонщика, фактически 2 года не выступавшего в Формуле, позвали в одну из лучших команд? Все довольно просто, в 1966 Крис Эймон добился видимо самого большого своего спортивного  достижения. Он, вместе с Брюсом, выиграл 24 часа Ле-Мана, чем собственно и заинтересовал Энцо, в первую очередь, как пилот для их команды спорт-прототипов, ну и с возможностью подменить кого-либо из гонщиков Ф1, в случае травмы. Я прилетел в Маранелло, чтобы увидеть Феррари в перерыве между гонкой в  Лагуна Секе и Риверсайд  чемпионата Can-Am  в конце 1966 года и согласился выступать за них на следующий год.  Увы после этого, мои отношения с Брюсом испортились, но тогда я не знал, про его долгосрочные планы по поводу участия в Формуле 1.

Когда я пошел в Ferrari в 1967 , Энцо Феррари был очень конкурентоспособен, и очень активен, хотя он был близок к семидесяти. Я помню, разговаривал с ним в его офисе в Маранелло в конце 1966 года. Он не поставил  в контракте, что мне придется выступать в Ф 1, в. контракте только было сказано, что я буду ездить на Феррари, без упоминания о F1 . Но я вовсе не был доволен ситуацией. Он просто сказал, что он не будет указывать F1 в контракте, но, что, когда мы поехали в следующей гонке F1, я был бы за рулем. Он никогда не хвалил никого, если у вас хорошая гонка, но в то же время никогда не было никакой критики, если у вас плохие гонки. Я думаю, что наиболее близко он подошел к критике моих результатов после Гран-при Канады в 1967 году, когда лил дождь. Firestone шины были не очень хорошими на мокрой дороге, и мне не понравилось мокрая трасса, результаты получились отвратными   Так или иначе. я обедал с ним, после гонки, и он сказал мне: "Я чувствую, себя  герцогом Модены". Я ни имел не какого представления о чем он говорит, кто этот герцог Модены был, и я спросил кого-то потом, о чём старик говорил  Оказалось, что герцог Модены нанял армейских наемников, которые в контракте указали, что участвует в сражениях только в ясные дни -. и не будут воевать за герцога в дождь Это была высшая форма недоверия от  Феррари . За рулем болида Ф1 Крису пришлось оказаться сразу и увы отнюдь не  при веселых обстоятельствах. Сначала на ГП Монако погиб первый номер Феррари - Лоренцо Бандини, с которым у Эймона только, только получилось наладить контакт, потом на следующем Гран при ломает ноги и собственную карьеру Майк Паркс, испуганный этими происшествиями - Люддовико Скарффиотти, попросту из Феррари убежал. И вчерашний тест-пилот оказался единственным гонщиком команды.
Это авария Криса на ГП Италии 68
Болид был не ахти, но Крис был удивительно стабилен и смог занять с 4 подиумами - 4-е место в чемпионате. В 1968 машина оказалась получше. 4 поул-позиции, но только в одной из этих гонок Крис смог заработать очки.  Каждый раз, что-то мешало. В Бельгии, где Крис стартовал с поула, он на последних кругах пробил камнем радиатор. В Британии до самого финиша боролся с Ио Зиффертом, но в иотоге оказался 2-м. Я гнался за ним во весь опор, обходил его в поворотах, но Cosworth  был лучше крутящий момент, и Ио отрывался на подъеме.  Лидировал всю гонку в Канаде, но за 10 кругов до финиша отказала коробка.  В итоге пилот 4-жды стартовавший с первого места, в чемпионате оказался лишь 10-м.  В 1969 Феррари не стало делать новую машину и отстаивание от соперников оказалось колоссальным. В середине сезона расстроенный Крис покинул итальянцев  Феррари гораздо больше интересовался тем, что его пилоты делали ночью накануне гонки в своих постелях, чем в машинах. Крайне негативно он отнесся и к тестируемой на следующий год новинке, плоском двигателе V12, посчитав, что тот хотя и мощный, но Cosworth гораздо надежнее.  Оказалось, что Эймон был неправ, т.к. уже в следующем году Ferrari оказалось в числе лидеров, а плоский двигатель окажется одним из лучшим в начале 70-х. Ну а сам Эймон, на следующий год, перебрался в команду-дебютант March.

Крис Эймон и Джеки Стюарт
Перед началом сезона, Крис выиграл Интернешинал Трофи, разгромив действующего чемпиона Джеки Стюарта.  Но казалось он так и не научился преобразовывать скорость в результат. В первом ГП сезона в ЮАР Крис квалифицировался вторым позади Стюарта (выступавшего на такой же машине но под личиной Tyrrell), но перегрелся через 14 кругов. Шел 2-м в Монако - развалилась подвеска. Однако дважды смог финишировать в гонках 2-м и принес команде первые подиумы. Увы по итогам сезона команда и пилот решили расстаться. Макс Мосли (тогдашний руководитель March) Поймите правильно Крис мне нравиться, он очень хороший водитель. Но Эймон стоит нам кучу денег, а ничего не приносит взамен. Крис был ещё более резок в высказываниях March 701 это просто куча дерьма. Новозеландец перебрался во французский проект - Matra.

Перед началом этого сезона Крис снова одержал победу во вне зачетном Гран При. Он выиграл ГП Аргентины. Но в основных Гран При Формулы 1, победы снова обходят его стороной. На ГП Италии Эймон стартовал с поула, и мог бы побороться за победу, да на последних кругах, камень разбил ему забрало шлема. История повторилась в следующем году в Монко. Во Франции, Крис опять стартовал с поула, но из-за прокола финишировал 3-м.  Все деньги заработанные в Matra Эймон вложил в производство двигателя для Ф2 бывшим инженером BRM Обри Вудсом. У фирмы даже было несколько клиентов (самый заметный Рене Визель), но производство обошлось в убыток и фирму пришлось продать не отбив затрат. Французы из Матры покинули чемпионат, Эймон хотел вернутся в March, но его место отдали якобы более финансово выгодному  Жан-Пьеру Жарье. Получалось, что Крис уже 10 лет как в Формуле 1 и при всей его скорости победы просто обходят его стороной, а все за что бы он не взялся, банкротиться, ломается, проваливается в чемпионате. Плюс у Криса помимо тотального невезения. обнаружилась ещё удивительное умение выбирать неправильные варианты карьеры. Следующим таким вариантом оказалась команда Tecno.

Те несколько месяцев что в ней провел длились как десять лет. Все что мог сказать Эймон, которого взяли в команду как опытного испытателя, а на деле его советы только угробили относительно неплохую конструкцию и разорили команду. Тогда то Марио Андретти выдал свой знаменитый перл. Отличный парень этот Крис Эймон, если бы он работал гробовщиком. люди перестали бы умирать. Ещё больше весь паддок взоржал, когда Крис Эймон объявил, что в 1974 будет выступать в Формуле 1 за собственную команду.

На дело это окончилось, тем, что только в одном Гран При Эймон смог стартовать и в одном не прошел квалификацию. В остальных гонках машина ломалась уже на тренировке, а ещё часть сезона Эймон проболел. Я по праву гордился своими способностями доводчика гоночной техники. Но сделать что-то с этой машиной оказалось чертовски трудно, потому что она просто рассыпалась на глазах! Стоит мне только сесть за руль, как тут же что-либо отваливалось. У нас просто не хватает ресурсов заставить её работать как следует. А ведь это была такая передовая конструкция! Может, нам бы стоило построить нечто более основательное, более традиционное… Глядишь, все получилось бы гораздо лучше. Но я всегда стремился к техническому совершенству. А это, как известно утопия.  Интересно, что в середине сезона освободилось место в команде Brabham и тогдашний её владелец - Берни Экклстоун, хотел пригласить Эймона. Я сказал Берни нет. Ведь если бы я ушел в Brabham, как бы я смотрел в глаза Джону (Долтон, партнер Эймона в руководстве командой) и всем остальным ребятам, которые трудились день и ночь, чтобы заставить машину ехать. Но, честно говоря, если бы я хоть раз сел за руль Brabham, ничто не заставило бы меня вновь выехать на трассу на моей собственной машине.  И вы будет смеяться, но Крису не смотря на репутацию последнего неудачника, удалось снова получить место в Формуле 1. На этот раз это была молодая, британская команда Ensign.
Случилось это правда в 1976 году, а так Крис год тусовался в австралийской серии - Тасман. На ГП Швеции казалось Крис приведет болид на подиум, так как он стартовал 3-м, - развалилась подвеска. Подвеска, потом развалилась и в тренировке и Эймон даже на пару Гран При отказался выступать, пока команда не решит эту опасную проблему. А потом была неплохая квалификация  в ГП ФРГ, но на 2-м круге той гонки, тяжело разбился и обгорел Ники Лауда. Гонку остановили, на повторный старт Эймон не вышел, вспомнив, что проблемы подвески так и не решены. В ярости руководитель  Ensign Морис Нанн уволил Криса. Эймон тут же заявил об уходе из гонок и уехал в Новую Зеландию Я видел слишком много людей обжаренных в гоночном автомобиле. Когда мимо вас везут Бандини, Шлессера, Кэриджа и Ульямсона, кто-то может сделает вид, что ничего не произошло, но я считаю что их было слишком много. Я считаю, что я поступил правильно. Но и на этом его карьера в Ф1 не закончилась.

Вальтер Вольф в середине 1976 года купивший с потрохами первую команду Фрэнка Вилльямса, решил порадовать своих земляков и пригласить за руль команды на ГП Канады звезду. Единственной свободной от контрактов звездой был ветеранище Крис Эймон. Само собой Вольф быстро вспомнил, почему Крис был самым невезучим гонщиком мира. В квалификации Криса развернуло и в него влетел австриец Харальд Эртель. В результате Харальд тяжело травмировал спину а у Криса оказались сломаны обе ноги.  В следующий год он отказался выступать за March и провел за команду Вольфа одну гонку в североамериканском чемпионате спорт-протитов CAN-AM. Но ему там не понравилось и он порекомендовал вместо себя Жиля Вильнева, тогда ещё мало кому известного канадца. Сам Крис вернулся в Новую Зеландию На этот раз он ушел из гонок окончательно.
Я думаю, что я перестал переживать  разочарования в отсутствие побед к тому времени, когда я покинул Ferrari. Раньше, это жгло  меня и делало меня несколько безумным, когда я начинал об этом думать, но потом я научился это контролировать к 1969 году. Я  потом испытывал разочарование только раз, из-за  ухода Матры конечно,
Крис посвятил себя работе на семейной ферме на многие годы. В настоящее время он на пенсии и живет на северном острове Новой Зеландии в доме у озера. В начале 80-х он тестировал автомобильные телевизоры в процессе вождения. Затем консультировал отделение Toyota в Новой Зеландии, в 1984 тюнинговал Тойоту Короллу и другие автомобили для последующей продажи. Снимался в рекламе. В 2007 году был привлечен для строительства тренировочного трека для команды Новой Зеландии в серии А1. Он не согласен с большинством комментаторов называющих его главным неудачником Ф1. Да и можно ли назвать неудачником победителя 24 часов Ле-Мана, 8 незачетных гран-при, и в скольких гран-при он был моральным победителем. М. Форгьетти (конструктор Феррари) У него не было веры в свои силы, но я чувствовал, что это был один из водителей, способных побороться с Кларком. М. Нанн Он был первым водителем из тех, что у нас были, который мог бы дать нам обратную связь, как автомобиль ведет себя он диагностировал наши  проблемы в отношении нашей скорости на прямой, проблемы мы разрешили перебрав коробку. Правда, на раннем этапе наших отношений, я проверял его. Однажды я настроил заднее крыло на одну ступень. После двух кругов он вернулся в бокс говоря: "Моррис, вы изменили задние регулировки крыла? " Он помог нам сделать новый автомобиль [N176] конкурентоспособным.
Таких истории можно найти у каждого инженера, в каждой команде где он выступал. Однажды в March Крис тестировал шины Firestones В те времена шины не изнашивались так быстро, но у Эймона стояла задача проехать всего один быстрый круг Однажды,  работники Firestone сделали вид, что поменяли шины, в то время как Эймон куда-то отлучился, и он залез обратно в кабину, поехал обратно и начал штамповать быстрый круги снова. После всего одного круга он заехал обратно, и вылез. После ходил взад и вперед, глядя на машину, он обратился к механикам и спросил: "Вы думаете, что вы ребята, возможно, перепутали шины и поставите те же самые, какие и прежде - я не смогу почувствовать разницу?"  Прекрасный гонщик. Возможно не могущий принять важные решения. Перейди он в 74 в Brabham, останься чуть подольше в Феррари и возможно он стал бы чемпионом мира. Впрочем дадим слово самому Эймону.

Я гонялся полтора десятилетия, в Формуле 1 и выжил в нескольких крупных авариях к примеру в 1976 году. В то время как множество других, таких как Брюс Макларен получили серьезные травмы и погибли. Можно ли после этого считать меня неудачником?
Традиционно видео в конце. ГП Бельгии 63 на Ю-Тубах нет, но он есть в британском киноархиве, достаточно шелкуеуть по картинке и перейдти на сайт.

JIM CLARK WINS 1963 BELGIAN GRAND PRIX

Tags: 1963, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Не могу молчать!

    С какими бы девчатами из ЖыЖо не общался лично (бывало и такое), каждый раз это были удивительные, прекрасные и очень остроумные барышни! Всех с…

  • С Наступающим

    Хотел поныть что год был сложным, но мы справились. Но, никто из близких, друзей не умер, никто не болел. Ну а всякие финансовые и житейские…

  • Главные песни на старом

    Ну для тех, трех человек, что хотели понастольгировать сегодня вечером под музыку из 1999 года. Увы, не будет сегодня этой музыки. Не успеваю по…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments