Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Развязка сезона

Традиционно в четверг, пост посвященный истории автоспорта. Сегодня последний пост посвященный сезону 1962 года в Формуле 1. Гранд При ЮАР, где и должно было решиться, кому быть новым чемпионом мира - Грэму Хиллу или Джимми Кларку.  Уникальный случай, оба в этом сезоне впервые познали вкус побед. Больше такого случая, чтобы пилот в один сезон выиграл своё первое гран при и стал чемпионом, не было. Шансов стать чемпионом конечно было больше у Хилла, ибо Кларку нужна была только победа. Если бы Джимми выиграет это Гран При, то по очкам он сравнивался с Хиллом. В случае равенства очков, чемпионом становился Кларк, так как у него было бы больше побед. В 1962 в зачет шли только 5 лучших результатов и Грэм этот лимит уже набрал, таким образом, ему тоже для гарантии чемпионства нужна была только победа.    
В ЮАР уже давно существовал свой чемпионат Формулы 1, в котором пилоты выступали либо на купленной в Европе технике, годичной давности,  либо даже на собственноручно сконструированных болидах. Трасса в ЮАР также была весьма неплохой, на политику апартеида тогда мало обращали внимание, а посему финальное Гран ПРи сезона собрало более 90 тысяч зрителей. Правда дебют африканской трассы в чемпионате мира омрачился трагедией. Гари Хокинг, чемпион мира по мотогонкам в классе 500 1961 года, уроженец Уэльса, он был гражданином Родезии. В самом начале 1962 года, в известнейшем мото Гран При острова Мэн, погиб его близкий друг Том Филлипс. Гари тут же заявил об уходе из мото-спорта. Парню было 25 лет и он решил выступать в более безопасной с его точки зрения Формуле 1, неплохо смотрелся на национальном уровне и решил принять участие и в Гран При ЮАР. Питер Уолкер, чья команда, после ухода Мосса, просто провалила сезон, предоставил Хокингу годовалый Лотус. Увы в первую же тренировку, на трассе, которую Гари знал, как свои пять пальцев, Хокинг, в повороте, не стал снижать скорости и даже не предпринял попыток повернуть. Создалось впечатление, будто его просто переклинило.  Машина вошла в канаву, пилота  выкинуло и он погиб. Основной версией сейчас считается, что Гари потерял сознание на прямой, но это действительно одна из загадок в истории Формулы 1
Таким образом, с учетом того, что в не зачетном ГП Мексики погиб талантливый пилот Феррари - Роберто Родригез, опять Формуле 1 не удалось избежать гибели людей во время Гран При, уже 5 лет подряд.  Но вернемся к паре претендентов на титул. Квалификация лучше удалась Кларку, вот только Грэма он опередил всего на 0,03 секунды.
Далее расположились Джек Брэбэм на собственном болиде, Инес Айрленд на Лотусе команды BRP, а также  Джо Сертис на Лоле команды Рега Парнелла и любимец местной публики, южно-африканец Тони Маггз из Купера. Со старта Кларк умчался вперед и только его видели. В то время как Хилл вынужден был отбиваться от атак пилотов Купера - Маггза и Макларена, а также Сертиса. Джо правда быстро сошел из-за поломки двигателя. Вообще сходов было не так много, все по техническим причинам. И самым главным сходом стал сход произошедший на 62 круге, менее чем за 20 кругов до финиша. В клубе дыма встал Лотус Кларка, у которого упало давление масла. Пит-стопы были в том сезоне запрещены (с 1960 года) и Джимми не смог дотянуть до конца гонки. Безусловно самый быстрый гонщик того года, не стал чемпионом, из-за многочленных технических сбоев. Чемпионом стал Грэм Хилл, бывший гребец, механик, когда-то занимавший деньги на гонки у друзей. Не самый быстрый пилот в истории Ф1, Грэм был пилотом будущего ибо он отлично разбирался в настройках, благо в то время они были примитивными. Став, после схода Джимми, чемпионом, Грэм Хилл, на радостях, выиграл и гонку, опередив Макларена (тот сохранил 3-е место в чемпионате), Маггза и Брэбэма. Далее финишировали Айрленд и представитель местного чемпионата - Невиль Ледерле.
Невиль Ледерле, как и ещё 5 гонщиков, представляли на ГП ЮАР, местный чемпионат. В принципе, это были неплохие гонщики, вполне конкурентно-способные, которым только старая техника не позволила показать себя во всей красе. Давайте поговорим про этих парней.
Neville Lederle
Один из самых перспективных южно-африканских пилотов, Невиль Ледерле, родился 25 сентября 1938 года в Тойниссене, Уинбург, ЮАР. Хотя по началу, его выступления в южно-африканской Формуле - Юниор, особо не впечатляли. Но стоило ему перебраться в 1961 году в южно-африканскую Формулу 1, как он поехал.
В 1961 году старая техника не позволяла Невилю, бороться с соперниками, а вот в 1962 он приобрел более свежий Лотус. Появился и нужный опыт. На одном их этапов африканской Формулы, Невиль финишировал 5-м, на следующем 4-м . А в ГП ЮАР, настоящей Формулы 1, Ледерле и вовсе оказался самым быстрым из местных спортсменов и финишировал 6-м, заработав в зачет одно очко
Лотус Невилья, Ледерле выступал в Гран При ЮАР как пилот частник и не был представителем многочисленных местных команд.
Он остался в чемпионате ЮАР на следующий год, доминировал весь сезон и стал чемпионом серии. Увы концовка года, оказалась скомкана тяжелой аварией во время гонки 9 часов Ранда (этакого местного Ле-Мана). В этой аварии Ледерле сломал ногу и поэтому не смог принять участие в ГП ЮАР 1963 года. Более того, нога категорически не захотела нормально срастаться, её пришлось несколько раз повторно ломать. В итоге, почти год Ледерле не садился за руль.
После возвращения, Невиль финишировал 10-м на одном из этапов африканской Формулы и не смог пройти квалификацию на ГП ЮАР 65. Скорость безнадежно ушла.

Ледерле на ГП ЮАР 1965 года
После такого провала Невиль из гонок ушел, тем более, что в период лечения он наладил неплохой бизнес по продаже Фольксвагенов.
John Love
А вот это был пожалуй самый известный, из представителей африканской формулы, пилот. Джон Максвелл Линехам Лав родился 7 декабря 1924 года в Булавайо, Южная Родезия (Зимбабве), окончил высшую техническую школу. Затем он работал помощником главного электрика в местном муниципалитете. А после началась Вторая мировая и Джо воевал на Ближнем Востоке и в Италии. Именно на войне он впервые оказался за рулем, правда это был не болид, а танк. Его часть брала Монцу и Лав даже нашел время прокатится по легендарному треку на мотоцикле. Вернувшись с войны Джон снова оказался на прежнем месте работы и с 1947 года его скучный быт стали скрашивать мотогонки.
В 1954 году он продал свой гоночный мотоцикл  другу Джими Рэдману (будущему 6-ти кратному чемпиону мира), и на вырученные деньги приобрел Cooper Формулы1. Джо довольно быстро заявил о себе сначала в чемпионате страны а затем и в чемпионате ЮАР. В 1959 году Лав даже приехал в Великобританию что бы выступать в гонках, но там он никого не заинтересовал и единственным плюсом стало приобретение Ягуара D-Type, участвовавшего в  24 часа Ле-Мана в 1954 году.
После года выступлений в ЮАР, Джон вернулся в Британию и оказался в команде Кена Тиррелла. Тут то к Джону пришла известность. В 1961 году он окончил 3-м чемпионат европейской Формулы Юниор (считай Ф3), следом за Маггзом и Зиффертом. Для Формулы 3 конечно Джо был уже староват и он перебрался в британский кузовной чемпионат, именитую BTCC.
И Джо стал чемпионом серии, выступая на Мини Купере. На ГП ЮАР, там он также управлял Купером, купленным по случаю и финишировал 8-м.  Само собой, эти успехи привлекли к Джо внимание. Увы чем-то он повторил судьбу Ледерле. На первом этапе Ф-Юниор 63 года Джо сломал обе руки, одна из которых срослась неправильно. Я  сложно сломал левую руку и у меня там оказался  костный трансплантат из моего бедра. Тиррелл хотел, чтобы я вернулся в Европу в следующем сезоне, и я также был тест-пилотом у Купера и Брэбэма, но я не думаю, что я мог хорошо проявить себя после случившегося. И действительно после этой аварии рука Лава до конца не сгибалась.
Лав и пилот Ф1 70-х Эдди Кейзан
Он остался в ЮАР и в 1965 году выиграл африканскую Формулу 1. Этот успех позволил ему подменить травмированного Фила Хилла в Купере на ГП Италии, но слабо подготовленная машина не позволила пройти квалификацию.
В 1966 Джо снова выиграл чемпионат ЮАР и сотворил через год, громкую сенсацию на ГП ЮАР Формулы 1. На древнем Купере Лав, пролидировал в этом Гран При 13 кругов и лишь из-за лишнего пит-стопа упустил первое место и финишировал 2-м.
Да эта гонка была самой успешной в моей карьере, но она же и принесла мне наибольшее разочарование. Перед гонкой Лав переделал топливную систему своего Купера увеличив объем бензобака и установил новый топливный насос позаимствованный у Роба Уокера с машины Зифферта. Гонку он начал не важно, проиграв на старте пару мест, но затем пробивался на верх и на 61 круге вышел в лидеры, после того как Халм поехал на пит-стоп. За семь кругов до финиша двигатель стал давать сбои и Джо лидировавшему в гонке пришлось ехать на пит-стоп, так как он решил, что у него стало кончаться топливо. Но с топливом оказалось все в порядке, зачудил насос, неисправность быстро устранили, вот только лидерство  было утрачено. Конечно, если бы не осечка, мы могли бы завершить гонку без пит-стопа, но этим и прекрасен автоспорт. Я думаю, справедливости ради, можно сказать, что был много везенья, ибо очень много соперников сошло. Я был горько разочарован тем, что я не смог победить, но для южноафриканских или Родезийский пилотов получилось даже очень высоко ... ну, мы не верили, что это могло случится.    Он выиграл свой 4-й титул в ЮАР, и наконец ближе к концу сезона сменил Купер на новый Брэбэм, понимая, что его машина самая старая даже в местном чемпионате. Все эти годы с 1965 по 69 Лав оставался бессменным чемпионом ЮАР. А на ГП ЮАР 1968 года Лав установил интересный рекорд
Он стал первым пилотом Формулы 1, чей болид был украшен рекламой табачных спонсоров - Ganston - африканских сигарет. Наконец в 1970 Джо проиграл чемпионат ЮАР Дейву Чарльтону, а до этого, он выиграл титул с разрывом всего в 2 очка.  Увы Джо старел и его попытки вернуть себе титул чуть не закончились трагедией. В 1971, ему чуть было не оторвало голову стойкой, после столкновения с барьером. А через год, тяжелейшая авария чуть было не отправила Джо на тот свет. И Лав ушел. Он открыл салон по продаже Ягуаров, был владельцем гоночной команды. Умер Джо Лав 25 апреля 2005 года от рака печени.
Ernie Pieterse
Эрнест Пьетерс родился 4 июля 1938 года в Пероуз-Белл Вилл, ЮАР. В 1958 Пьетерс финишировал 3-м в 9 часах Ранда. В 1961 выиграл два этапа южно-африканской Формулы 1. А через год, в 1962 именно Пьетерс стал чемпионом страны, после захватывающей борьбы с Сидом ван дер Вувером. Сделал он это на собственном Лотусе, на котором и стартовал в ГП ЮАР (и финишировал последним, в 11 кругах отставания от Хилла).
Казалось переход в неплохую команду местного чемпионата - Lawson, должен был привести к закреплению успеха. Но на деле Эрни больше не одержал побед,хотя несколько раз финишировал на подиуме. После того, как в 1965 он не смог пройти квалификацию в ГП ЮАР, Пьетерс ушел из автоспорта. По не проверенным данным, он умер 31 мая прошлого года в Германии.
Doug Serrurier
Луи Дуглас Серруриер родился 9 декабря 1920 года в Джермистоне, провинция Трансвааль, ЮАР, в семье французов. В 1956 году Дуг ездил в Европу, попробовать себя в автогонках и привез от-туда Триумф - британский автомобильчик, над которым  Серруриер, очень долго  колдовал и доводил до ума. В следующую поездку из Европы Дуг привез болид Купер, на котором ещё Алан Браун выступал в Формуле 1 в далеком 1952 году. Основательно перебрав подвеску и установив в него более мощный двигатель от Альфы Ромео, Серруриер заявился на нем в южно-африканской Формуле 1
Болид получил название LSD от сокращения полного имени своего создателя. Неплохая машина, она по крайней мере позволяла Дугу и Сэму Тиглу, набирать очки. Правда уже к середине 60-х стало понятно, что б/у техника из Формулы 1 все равно быстрее и лучше. Да и самому Дугу было уже не мало лет. Но по крайней мере, он стал первым пилотом, стартовавшим в Формуле 1 на южно-африканском автомобиле.  В 1966 Дуг финишировал 2-м в 3-х часах Кальями, после чего окончательно ушел в конструкторы. Фактически у себя во дворе, Дуг доводил сложную технику вроде AC Cobra  или даже Феррари. Умер 4 июня 2006 года.

Mike Harris
Майкл Харрис родился 25 мая 1934 в Мэлфире, Замбия. В 1962 году он стал чемпионом Родезии по автогонкам и финишировал 3-м в ГП Родезии в рамках южно-африканской Формулы 1. И даже принят на старом Купере участие в ГП ЮАР. Увы в 1963 году Майк провалился в южно-африканской Формуле 1, дважды не пройдя квалификацию, после разочаровавшись из спорта ушел.  Некоторое время был дилером Альфа-Ромео в Зимбабве, сейчас живет в ЮАР.
Ну и последний дебютант

Bruce Johnstone
Вилльям Брюс Гордон Джонстон родился 30 января 1937 года в Дурбане, ЮАР. Это был один из первых людей на африканском континенте, приобретшим машину Вольво. Отточив на шведском седане навыки вождения, в 1960 Брюс перебрался в южно-африканскую Ф-Юниор и в 1961 стал её вице-чемпионом. После этого успеха к парню приглянулись в команде Рэга Парнелла, позволив выступить за команду в нескольких не зачетных Гран При, проходивших в Южной Африке.  Увы на ГП Наталя Брюс машину разбил, и на втором Гран При, Рэг у Брюса болид отобрал на тренировках, испугавшись, что тот, снова разобьет дорогую технику.
Желая улучшить свои гоночные навыки, Брюс, следом за Маггзом и Лавом, в 1962,  подался в европейскую Ф-Юниор. Запомнился он 5-м местом на этапе в Снеттоне и тем, что вместе с Яном Уолкером, победил в классе 1,5 литра в 1000 км. Нюрбургринга. Этих результатов стало достаточно, что бы в BRM подписали с Джонстоном контракт третьего пилота.
После того, как Брюс финишировал 4-м в не зачетном Гран При Оултон Парка, его само собой взяли на ГП ЮАР. Увы последнее место в квалификации и 9-е по итогам гонки, на трассе, которую Брюс хорошо знал, и на машине, которая гонку выиграла, энтузиазма команде не добавило и в 1963 Джонстона в коллективе не оказалось. Брюс выиграл 9 часов Рента, после чего ушел из автоспорта. Он стал дилером Ямахи в ЮАР и сейчас частый гость на различных исторических гонках.
На этом с 1962 годом все. Со следующей недели начнем вспоминать сезон 1963. А пока, вот вам видео с ГП ЮАР 62 и победа не самого быстрого, но зато одного из самых умных пилотов, того времени.   
Tags: 1962, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

  • Ответный удар

    То что произошло между Сеной и Простом на ГП Германии 91 года и последующие угрозы Алена выбить бразильца, что бы помочь Мэнселлу, заставили…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment