Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Джим Кларк - начало

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Продолжим обзор сезона 1962 года. И сегодня речь пойдет о Гран При Бельгии, третьей гонке сезона. Между ГП Голландии, о котором мы говорили на прошлой неделе и ГП Бельгии прошло ещё и Гран При Монако. Впервые в своей карьере поул выиграл Кларк, в гонке же он сошел из-за технических проблем. На первом круге и вовсе произошел массовый завал, в результате которого, отлетевшим колесом убило маршала. А гонку выиграл пилот Купера - Брюс Макларен. В чемпионате с 10 очками лидировал пилот BRM Грэм Хилл, его однофамилец Фил Хилл из Феррари (и действующий чемпион мира заодно) также имел в активе 10 очков, но без побед. Макларен с 9 очками был 3-м. Перед ГП Бельгии на заводе Порш началась забастовка, в связи с низкими зарплатами, мол негоже мало платить рабочим и в то же время гонять в Формуле 1. В итоге команда в Бельгию не приехала, Дэн  Герни попробовал проехаться на старом Лотусе немца Вольфганга Зейделя, но быстро плюнул на это дело, уж больно техника за 3 года вперед ушла.
В квалификации же Грэм Хилл завоевал поул, Макларен стартовал 2-м, Тревор Тейлор из Лотуса показал 3-е время. Фил Хилл стартовал 4-м. А вот Джмми Кларк в квалификации спалил мотор и в итоге стартовал только 12-м.
Однако уже в конце 1-го круга Кларк ехал 4-м, следом за Грэмом Хиллом, Маклареном, Тейлором, сзади на Кларка накатывал местный пилот Вилли Мэйресс на Феррари. Это пятерка значительно оторвалась от остальных. Макларен правда в конце 20 круга сошел из-за мотора. А у Грэма начались перебои с зажиганием и он вскоре отстал от тройки лидеров. Возглавил же гонку, впервые в своей карьере Тревонс Тейлор. Увы окончилось все это не очень хорошо.
Сначала Тревор ошибся и его развернуло, он смог вернуться на трассу, но Кларк успел промчаться мимо, а позади Тейлора оказался Мэйресс. Буквально на следующем круге Вилли пошел в опрометчивую атаку и оба болида столкнулись. Машина Тейлора влетела в столб, Феррари Мэйресса и вовсе перевернулась и загорелась.
По счастью ещё во время столкновения оба пилота вылетели из кокпитов и оказались вне своих потерявших управления снарядов. Им повезло не попасть под колеса и сами они отделались синяками, вот только результаты в гонках, у обоих, после этого столкновения резко пошли вниз.
А выиграл он. Для Джимми Кларка это была первая победа в Формуле 1 и пришлась она на сложную трассу в Спа. Вторым смог довести еле едущую машину до финиша Грэм Хилл, увеличив лидерство в чемпионате. 3-й Фил Хилл, его партнер по Феррари - Роберто Родригез оказался 4-м, в 20 лет и 4 месяца он оказался самым молодым обладателем очков в Ф1. Рекорд сей продержится 38 лет и будет побит в 2000 году Дженсоном Баттоном.
На ГП Бельгии дебютировало два пилота. Одним из них стал худощавый, швейцарец, за малоприметной внешностью которого скрывалась сердце льва.
Jo Siffert


Download Russ Conway Lesson One for free from pleer.com
Живи быстро, умри молодым, так назвали документальный фильм про этого гонщика. Хотя сей лозунг можно применить почти к любому пилоту Формулы 1 60-х, к Зифферту он все же относится в меньшей степени. Ибо его лозунг был иди спокойно к намеченной цели и ты её добьешься. И этот человек в неизменных черных очках - пилота американских ВВС и с тонкой линией усов, добился почти всего, чего он хотел.
Иозеф Зиффет родился 7 июля 1936 года во Фрибурге, Швейцария, в семье работника молочной фермы. Близкие друзья и семья называли его «Зеппи». Семья достатком была ниже среднего и Зеппи не закончив школы, пошел работать. Сначала он продавал цветы, а вскоре парень нашел отличный источник к быстрому обогащению. Рядом с домом было стрельбище, где тренировались военные и полиция. От них оставались груды стрелянных гильз. Ио наловчился их собирать и сдавать на металлолом. Вырученных денег вполне хватило на исполнение первой мечты - покупку гоночного мотоцикла.
В 1959 году Ио стал чемпионом Швейцарии в классе 350, управляя собственной Gilera, Гилера даже предложила ему место в чемпионате мира, правда это был чемпионат мира для мотоциклов с коляской. Популярное в те годы соревнование, не очень Ио понравилось и понимая что его карьера мотогонщика внезапно застопорилась, Зифферт обратил внимание на 4 колесную технику, благо как раз в 1960 стартовал новый, весьма дешевый чемпионат - Европейская Формула - Юниор - аналог нынешней Grand Prix 3.
В первый год, Ио правда себя особо не проявил. Зато в 1961 году состоялось его эпическое сражение за титул с южно-африканцем Тони Маггзом. Одинаковое количество очков и побед, позволило им разделить титул пополам. Тони в тот же год дебютировал в Формуле 1, а в 1962 году стал основным пилотом Купер. У Ио не было столько наличных и он оказался вне спорта. Благо к тому времени, на родине Зифферт стал популярным пилотом. Считая, что судьба несправедливо обошлась с Зеппи, швейцарец Жорж Филипинетти купил старый Лотус, покрасил его в красный цвет со швейцарскими белыми крестами и предоставил его Ио. Зифферт не прошел квалификацию в Монако, зато сделал это в Бельгии.
Увы в целом сезон 62 года можно признать для Зеппи провальным. Филипинетти в конце сезона решил уйти в гонки спорт-прототипов, продав болид Формулы 1 Зифферту. И как ни странно, на следующий год, набравшийся опыта Зифферт смог на своем 4-летнем Лотусе завоевать очки на ГП Франции, более того он умудрился выиграть незачетное ГП Сиракуз, воспользовавшись множественными сходами и малым количеством участников. На призовые Ио прикупил себе уже более современный Брэбэм. Меж тем с финансами было все также туго и зачастую Ио спал в спальном мешке возле трассы, где должна была состояться гонка, так как денег на гостиницу не было. 
В 1964 году, в тяжелейшей борьбе и на последнем круге Зифферт выигрывает ещё одно незачетное Гран При - ГП Средиземноморья, при этом он поборол не абы кого, а действующего чемпиона мира - Джимми Кларка. Через год, он сделал это снова. В 1965 году Зифферт опять выиграл ГП Средиземноморья и снова обошел Кларка, но на этот раз, разгромно обогнав шотландца почти на 30 секунд. Думаете к нему кинулись владельцы команд с контрактами? Да как бы не так. Единственным, кого этот тихий швейцарец заинтересовал, оказался Роб Уолкер, наследник империи виски все ещё искал гонщика столь же быстрого как Мосс.
Роб Уолкер Я был без ума от Зеппи. Это был прекрасный человек, обладающий невероятной отвагой и великолепным чувством юмора.
Но по началу дела у новых партнеров складывались не очень. Если в одной из первых гонок за новую команду (ГП США 64) Ио финишировал 3-м. То в дальнейшем на протяжении 3 сезонов, Зифферт зарабатывал по 3-5 очков за год. Во многом конечно был виноват, не совсем удачный выбор покупаемых Уолкером болидов. В 1968 Уолкер наконец угадал, купив новый болид Лотус и результат не соизволил себя ждать.
Зифферт выиграл поул в Мексике, занял по итогам сезона 7-е место, а самое главное, отбиваясь от атака Криса Эймона, победил в ГП Великобритании. В том же 1968 Ио стал представлять команду Порш в гонках спорт-прототипов и за 2 года, выиграл 9 гонок, включая 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга, 1000 км. Монцы, 24 часа Спа и дважды 1000 км. Нюрбургринга. Поэтому, не удивительно, что не смотря на провальный сезон 69 года в Формуле 1, Зиппи получил приглашение от самой Феррари.
А вот тут занервничали ребята из Порш. Своей команды в Ф1 у них уже давно не было. Но они прекрасно понимали, что в Феррари попросят Зкппи выступать за них в гонках спорт-прототипов. Такого конкурента немцам очень не хотелось иметь. В итоге они упросили Ио в Феррари не переходить и оплатили ему полностью сезон выступлений за команду дебютанта - MARCH.

Тогда это решение казалось здравым, Феррари полностью провалило сезон 69, Марч показал отличную скорость на тестах. И да Крис Эймон на нем если и не выигрывал, то регулярно зарабатывал очки и попал в 10 лучших пилотов года. А Джеки Стюарт на таком болиде смог победить в Гран При. Увы, Ио Зифферт сезон полностью провалил. в графе очков у него стоял жирный ноль. В то время как пилоты Феррари заняли 2 и 3 места в чемпионате. Катастрофа. Частично он спас положение, неплохим выступлением в Формуле 2 и победой в Тарго Форио и 24 часах Спа за рулем Порша. Но ясно дело в Феррари его уже не ждали. И тут поступило предложение от BRM. Команда эта в начале 70-х выпускала по 5-6 машин на старт гонки (благо не было ограничений), поэтому если бы Ио провалился, то и не страшно, есть и другие пилоты, а если бы поехал, то вообще здорово. И он поехал...
Он выиграл с поула Гран При Австрии, причем настолько оторвался от соперников, что когда у него на последнем круге развалилась шина, Ио смог пересечь линию финиша первым и никто из соперников не успел его догнать. Зифферт выиграл 1000 км. Буэнос-Айреса. Ио занял общее 5-е место по итогам сезона, что стало его лучшим результатом в Формуле 1. Ио был на подъеме.

Ио Зиферт с сыном

Зифферт с женой
В самом конце 1971 года отменили ГП Мексики, из-за финансовых проблем и в чемпионате оказалось окно. Паузу все заполняли как могли, Ио решил принять участие в гонке чемпионов, проходивших на Брэд-Хэтчте, трассе, где он впервые  победил в Ф1 три года назад. Пригласил на гонку жену, детей и маму.  Во время гонки машина швейцарца, столкнулась на машиной  Рони Петерсона, на следующем круге сломалась подвеска, болид вылетел с трассы и загорелся. При ударе Зифферт сломал ногу, в целом остался жив, правда прижат болидом. Но пожарные не смогли вовремя его вытащить из горящего кокпита, часть огнетушителей оказалась неисправными и швейцарец попросту задохнулся в дыму, случилась эта ужасная трагедия 24 октября.

Зифферт был женат дважды, и его вторая жена Симона сопровождала его всю карьеру начиная с начала 60-х. У них было двоё детей – Вероника и Филипп. На его похороны приехало более 50 000 человек, похоронную процессию возглавлял глава гоночного отделения Porsche.
Ну и коротенько про второго дебютанта
John Campbell-Jones
Майкл Джон Кэмбелл-Джонс родился 21 января 1930 года в Эпсоме, Англия, очень удачливый бизнесмен. Он начинал с клубных гонок и в конце 50-х добился в них определенного успеха. После чего была Формула 2, незачетные Гран При Ф1. В 1961 году такие покатушки на незачетном Гран При Модены, чуть было не окончились плохо, но уже в 1962 году команда  Emeryson, пригласила его защищать её цвета в Формуле 1.

На деле это была грандиозная афера экс пилота Ф1 Пола Эмерли по выкачиванию денег из спонсоров и богатых любителей скорости типа Джона. Гавенная машина абсолютно не хотела ехать. В Формуле 1 не надо было и думать о зарабатывании на ней очков. Но Кэмбелл-Джонс умудрился финишировать на ней 5-м во внезачетном ГП Брюсселя и 6-м в таком же ГП Эйнтри. Правда на очередном незачетном Гран При Джон чудо опять остался жив после аварии и от езды на болидах Эмерсон отказался. В 1963 он провел ГП Бельгии в составе команды Рэга Парнелла, но обладая хорошей машиной, ничего путного показать не смог. С тех пор он лишь раз выступил в гонках (в 1966 не зачетное ГП Оуэн-Парка).
Он вернулся к своему бизнесу. Сначала это были продажи автомобилей, потом собственный ресторан. Ветеран жив до сих пор, его дочь стала известной актрисой на британском ТВ,
Традиционно видео - ГП Бельгии в трех частях (по 10 минут каждая)
часть 1-я (сугубо для фанатов, есть поездка в Спа команды Роба Уолкера и её тогдашнего пилота - ветерана Мориса Тринтеньяна и его первые тренировки )

часть 2-я (круг по трассе, квалификация, старт)

часть 3-я (та самая эпичная авария)
Tags: 1962, Бельгия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Что пошло не так?

    Выигравший пять гонок подряд в 1992 году, Найджел Мэнселл подходил к ГП Монако с насторожённостью. Да, с одной стороны он здесь фаворит, с другой…

  • Дай пять!

    За несколько дней до Гран При Сан-Марино в Маранелло приехал сам Рон Дэннис. Что это? Может быть готовится сведение двух непримиримых соперников? Но…

  • Вопросы , вопросы

    В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments