Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Страшная развязка погони за титулом

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Продолжаем вспоминать давно прошедшие Гран При и пилотов на них дебютировавших и остаемся в сезоне 1961. Напомню, что на прошлой неделе мы говорили о ГП Британии и тотальном доминировании Феррари. После британской гонки, команды перебрались в ФРГ, где сильнейший ливень и сложная извилистая трасса Нюрбургринг, сравняли шансы пилотов. В этих сложных условиях, снова как в Монако, Стилинг Мосс смог удержать позади себя пилотов Феррпри и выиграть гонку.  В чемпионате лидерство перешло к финишировавшему вторым, пилоту Феррари - немцу Вольфгангу фон Трипсу. У графа было 33 очка, на 4 очка меньше набрал его партнер Фил Хилл. Третье место уверено занимал Мосс с 21 очком. До конца чемпионата оставалось две гонки, но никто и подумать не мог, что звание чемпиона разыграется уже на ГП Италии, причем самым трагическим образом.  
Они были такие разные. Влюбленный в старые автомобили и европейские гонки, американец Фил Хилл, задергавший своими придирками всю команду, крайне нервный тип, снискавший репутацию настоящего язвы и не имевший в Формуле 1 друзей. И любимец болельщиков и соперников, благородный немец Вольфганг фон Трипс, общительный, обаятельный, всегда готовый пошутить и спокойный как удав, у него даже мышцы лица не двигались после болезни.
Одного за увлечение европейскими гонками считали на родине чудаком, второго новой надеждой немецкого народа на возрождение. Один сын, разбогатевшего во времена депрессии янки,  другой наследный граф, из-за болезни избежавший службы в армии. Один аккуратный и в меру быстрый, другой был прозван "графом аварией" из-за того, что регулярно разбивал машины, но всегда выходил сухим из воды. У обоих на счету было по 2 победы в Формуле 1, но Вольфганг, все свои победы имел в этом сезоне и по скорости он был быстрее своего напарника.  
Фон Трипс на своей Феррари
И то, что он быстр подтвердила квалификация, в которой фон Трипс показал первое место, разогнав болид до средней скорости в 214 км/ч, даже с учетом того, что гонка проходила частично на монцовском овале, скорость эта впечатляла. Ещё больше интерес вызвал пилот занявший 2-е место на старте. Это был 19-летний мексиканец Роберт Родригез, проводивший своё первое Гран При. Надо ли говорить, что выступал он тоже за рулем Феррари?
Вот он Родригез мчится по овалу Монцы
На второй линии старта тоже стояли Феррари - Ричи Гинтер и Фил Хилл, показавший лишь 4-е время. Дальше Грэм Хилл на BRM  и ещё один пилот Феррари - Джанкарло Багетти
Старт выиграл Фил и он вышел в лидеры, но в принципе все Феррари держались плотной группой, все кроме фон Трипса, который откровенно старт проспал и провалился на 5-е место. В это время в параболике вылетел Джерри Эшмор, получивший сотрясение мозга, при ударе об барьер. Едва его машину успели убрать, как на 2-м круге, в этом же повороте, происходит новая, куда более страшная авария. Джимми Кларк попытался обогнать фон Трипса, но не удачно, машины соприкоснулись колесами и Вольфганг вылетел на траву.


Там машина немца подлетев на пригорке влетела в толпу зрителей и перевернувшись упала обратно на трассу

Дж. Кларк Фот Трипс и я, мы боролись, то он, то я были впереди. Когда мы подошли к повороту, мы были на одном уровне, он был справа, и вдруг он выскочил прямо перед мной. У меня оба колеса были на грани пробуксовки и передним колесом я коснулся его заднего. Что произошло дальше я не помню.
Немец выпал из болида и из-зо всех сил приложился головой об асфальт
Смерть настигла его мгновенно  но ещё страшнее было то, что его болид наделал в рядах зрителей. 11 человек было убито машиной команды, за которую они пришли поболеть, прямо на месте, ещё трое позже скончались в больнице
Гонку по тогдашней традиции не остановили, что бы поток отъезжающих зрителей, не заблокировал дорогу скорой. В итоге на следующем круге, уворачиваясь от обломков, в этом же месте столкнулись Джо Сертис с Ио Боннье и британец, влетел в стену, по счастью не пострадав.


Феррари не стал снимать команду с гонки и Фил Хилл в сопровождении Гинтера, довел машину до победы. Ричи правда на 24 круге сошел из отказа двигателя. Ещё ранее сошли  Родригез с Багетти и на второе место вышел Мосс. Стирлингу эти 6 очков были нужны, ибо появился шанс побороться за титул.  Но с ним вел отчаянную борьбу Дэн Герни на Порше. На 37 круге, от жары, у Мосса заклинило подшипник колеса и он вынужден был сойти, таким образом вторым финишировал Герни, а третьим Макларен.
Выигравший ГП Италии Фил Хилл стал чемпионом мира, ибо догнать его в чемпионате, больше никто не мог. Увы, больше он не только не сможет побороться за титул, но и победы в Гран При обойдут его стороной. В конце 90-х же, когда история основательно позабудется в народ пойдет гулять байка, что мол, это Фил Хилл довел фон Трипса до того состояния, что тому было проще разбиться. Но это ничем не подтвержденная байка, как и байка про то, что якобы фон Трипс приобрел себе билеты на самолет, который через неделю после Гран При разобьется со всеми пассажирами.   Джимми Кларка после этой аварии руководитель Лотуса Колин Чепмен, тайно вывез из Италии, что бы тот по глупости не наговорил себе не тюремный срок, ибо по факту гибели зрителей, возбудили уголовное дело. Это бегство потом долго ему пеняли, как доказывающее факт его виновности в этой аварии. Но Кларк, отделался малым испугом. Единственным, кто пострадал от аварии, оказался овал в Монце, его закрыли, хотя авария вроде как произошла совсем  не на нем.
На этом страшном Гран При дебютировало сразу несколько пилотов, но самым громким дебют получился конечно же у Рикардо Родригеза, которому не было и 20 лет от роду.
    Ricardo Rodriguez   
Ему было всего 19 с небольшим лет, этому пареньку из далекой Мексики. Даже по нынешним меркам, это очень молодой для Формулы 1 возраст, по тогдашним временам это вообще был подросток.  Он родился 14 февраля 1942 года в Мехико, в семье крупного полицейского чиновника. Папаша Родригез зарабатывал на жизнь не сколько своей основной работой, а тем, что всеми законными и не законными способами, скупал землю в пригороде Мехико, а затем в три дорого продавал. Ну, пока имя Родригеза старшего не слезало из скандальных заметок газет, оба его сына  Рикардо и Педро, успешно, тратили папины деньги на занятие автоспортом (ещё три брата, благоразумно предпочли держаться от гонок подальше).
Причем Рикардо был в этой братской паре младшим, но в отличии от Педро, Рикардо раскрылся как гоночный талант гораздо быстрее. Может быть помогло, что он с 14 лет участвовал в мотогонках и в 14-же лет стал чемпионом Мексики в кузовном чемпионате Опелей. А в 15 лет (в 1957 году) Рикардо выступил в известной гонке в Риверсайде и выиграл в своём классе, машин с объемом движка до 1,5 литров. После этого деньги отца, позволили Рикардо и Педро найти место в команде северо-американского чемпионата спорт-прототипов  "Норт Американ", принадлежащей дилеру Феррари в США Луиджи Чинетти.      
Родригез и Стирлинг Мосс
Вы не поверите, но в 14 лет этот парень попытался выступить в 24 часах Ле-Мана, но конечно его до соревновании не допустили. В 16 лет, история повторилась. Едва Рикардо исполнилось 18, он снова прибыл в Ле-Ман, уже имея опыт выступлений в подобных длительных соревнованиях, и в паре с Андре Пилеттом, Рикардо умудрился в первой же гонке финишировать  2-м, став самым молодым гонщиком на подиуме этого соревнования (рекорд до сих пор не побит). В 1961 году, вместе с братом, Рикардо финишировал 2-м в 12 часах Себринга и 3-м в 1000 км. Нюрбурринга.

А в конце года Луиджи Чинетти, который уже пристроил в Феррари Ричи Гинтера, Дэна Герни и Фила Хилла, уговорил Энцо дать Рикардо шанс. И тот его реализовал полностью. Родригезу было всего 19 лет, а он уже оказался на первой линии стартового поля, да ещё и в первой своей гонке. Он не пострадал в той шокирующей аварии, но сошел на 13 круге из-за поломки топливного насоса. Но само собой с ним подписали контракт на 1962 год.  
   
В 20 лет стать основным пилотом Феррари, да ещё обладающей потенциально чемпионскими машинами, да ещё газетчики на перебой называют тебя будущем чемпионом  мира. Здесь было от чего сойти с ума. На самом деле планку у Родригеза унесло ещё раньше. Все отмечали, что у него просто маниакальное желание, что-то доказать, всему миру и большая обида на европейские гонки и европейских журналистов. Может быть он был обижен, что его дважды не допустили в Ле-Ман, может ещё за что-то, но в каждом интервью, он утверждал, что вот вы мол в меня не верите, а я вам всем ещё докажу. При этом, конечно Рикардо был природным талантом, но у него не хватало опыта, он много суетился и зачастую перебарщивал со скоростью, в стремлении, что-то кому-то доказать.  
Увы сезон 1962 года Феррари провалила, машина не развивалась, инженеры, менеджеры и гонщики переругались с женой Энцо, которая вдруг стала активно вмешиваться в дела команды, на три машины претендовало пять-шесть гонщиков, которым приходилось выступать по очереди. Рикардо финишировал 4-м в Бельгии и 6-м в ФРГ, к этому добавилось 2-е место в незачетном ГП По и победа в Тарго Флорио. Но в конце года впервые гонка машин класса Формулы 1 должна была состояться в Мексике, пускай и не зачетно. К разочарованию Рикардо, Энцо объявил, что его команда в Мексику не поедет и тогда Родригез объявил об уходе из Феррари.
Его тут же приютил Роб Уокер, который весь год промучился с совсем постаревшим Морисом Тринтеньяном. В составе команды Walker, Рикардо и приехал к родной публике.  Увы, в отличии от Феррари страдавшей от недостаточной поворачиваемости, Лотус, который использовал Уолкер, был машиной сложно управляемой с избыточной поворачеваемостью.  Этот факт Родригез и не учел. Молодой пилот разбился в первый же день тренировок, стремясь побить рекорд круга и умер от многочисленных травм.    
   Nino Vaccarella  
Нину Ваккареллу, почему-то ошибочно называют адвокатом, хотя он никогда им не был, просто такое прозвище Ваккарелле дали за юридическое образование. Он родился 4 марта 1933 года в Палермо, столицы Сицилии. И на самом деле, не смотря на образование, Нино работал учителем в школе и даже дорос до звания директора, что не мешало рисковать жизнью на трассе. Карьера Ваккареллы чем то напоминает карьеру Жендебьена, Рольфа Штомелена или Боба Бондюарта, ибо в гонках спорт-прототипов это был очень сильный гонщик, а вот в Формуле 1 карьера не заладилась, и в отличии от обозначенных пилотов Ваккарелла даже очков не заработал
Во многом из-за того, что машины его оставляли желать лучшего. В 1961 на ГП Италии это оказался болид построенный Алехандро де Томасо с здоровенным движком Альфа Ромео, который издох на 15 круге. На тот момент Нина имел опыт выступлений в Тарго Флорио, в которой он стартовал на собственной машине и в дебюте (в 1958) сошел из-за расстройства желудка. А в 1959 лидировал в своём классе, но пробил топливный бак. Зато участвуя в гонках, он познакомился с энтузиастом автоспорта Джованни Вольтой де Мисуратой, владельцем команды Serenissima, принимавшей участие в ГП Италии 60.  В 1961 команда купила болид построенный де Томасо и приняла участие в чемпионате Ф1, усадив за руль Тринтеньяна. А вот во внезачетных Гран При, честь команды представляли итальянские пилоты любители. В Гран При Валлелунга (проходившем на Сицилии), местный житель Ваккарелла, за рулем деТомасо, оказался 3-м.
Поэтому то Нино и дебютировал на ГП Италии за эту команду, сменив ветерана Мориса Тринтеньяна. В следующем сезоне, Serenissima, приобрела уже Лотус, но не Лотус не Порш, не позволили Ваккарелле показать какие-нибудь приемлемые результаты, единственный его плюс, что во всех 2-х Гран При он доехал до финиша. а в Монако не прошел квалификацию. Увы авария на тестах, когда его болид загорелся а сам Нино сломал руку, отбросило сицилийца от гонок на год. После чего в 1963 году Нино получил место тест пилота Феррари.   Последним его Гран При стало ГП Италии 1965 года, где он выступил за Феррари
Финиш на 12-м месте, навсегда отбил интерес к сицилийцу от других команд.  
А жаль ибо в гонках спорт-прототипов Нино показывал отличные результаты.  В 1964 году он выиграл 24 часа Ле-Мана и 10000 км. Нюрбурринга, управляя Феррари. Победа в 12 часах Себринга 1970 (стала редкой победой для Аьфа Ромео). Он четырежды выигрывал Тарго Флорио и пускай престиж этой гонки постепенно падал, все равно это рекорд данного соревнования (последняя победа в 1975). В конце 60-х, начале 70-х, именно Ваккарелла управляя своей Альфа Ромео, смог бросить хоть какой-то вызов непобедимым Порш. Сейчас сицилиец на заслуженной пенсии.  
   Roberto Bussinello     
Это напарник Ваккареллы по Серенсиме. Роберто Буссинелло, родился 4 октября 1927 года в Пистоне. Он получил диплом инженера, но после учебы нашел себя в гонках. Правда успехов на трассе Роберто не добился, но зато смог получить место тест-пилота в фирме де Томасо. В 1961 он финишировал 5-м в том самом ГП Неаполя, выпускников которого спешно стали призывать в Ф1, после памятной победы Багетти.  В 1963 году Буссинелло предложили роль водителя испытателя в Альфа Ромео. В 1964 он даже финишировал 4-м в Тарго Флорио, после чего провел два Гран При Формулы 1 в 1965 за команду Centro Sud
Увы не успешно, но вплоть до 70-х Роберто выступал в гонках спортпрототипов и работал инженером на Томасо. Он умер 24 августа 1999 года
  Renato Pirocchi nbsp;    

Ренато Пироччи, был одним из соперников Лоренцо Бандини и Джанкарло Багетти в итальянской Ф3 и на этом уровне, сражался с ними на равных. Родился он 26 марта 1933 года в Нотареско. Увы стоило перейди из Ф3 во внезачетные Гран При Ф1, весь запал Ренато пропал, его лучшим финишем стало 11-е место во внезачетном ГП Цельтверга. Не принесло удачи и выступление на старом Купере, команды Пескара в Формуле 1. Ренато, не прошел квалификацию в ФРГ и финишировал 12-м в Италии.  Окончив карьеру пилота, Пироччи стал директором автомобильного клуба, города Пескара, он умер от болезни почек в 2002 году.  
   Gaetano  Starrabba  
Гаэтано Старрабба, родился 3 декабря 1932 года в Палермо и он был наследим принцем Сицилли. Само собой такая знатная родословная позволяла участвовать в гонках не задумываясь о финансовом аспекте. Дебютировал он в Тарго Флорио 1957 года. А на ГП Италии 61 управлял собственными Лотусом, и до финиша не доехал из-за поломки движка. Лучших результатов Гаэтано добился в 1963 году, когда финишировал 6-м во внезачетном ГП Сиракуз и 5-м во внезачетном ГП Рима. В 1965 году Старрабба, выиграл в своём классе Тарго Флорио.
    Roberto Lippi  
Роберто Липпи родился в Риме 17 октября 1926 года и это ещё один давний участник итальянской Ф3. В 1958 Роберто даже выиграл чемпионат итальянской Ф3, но тогда места в Формуле 1 он не нашел. Неплохо смотрелся на ГП Валлелунга, где пару раз финишировал в первой десятке. В Ф1, он три раза подряд стартовал в составе команды Settecolli на ГП Италии с 61-63 годы и не разу до финиша не добрался

Зато уйдя из гонок в 1963, Роберто стал работать тест-пилотом на Фиате, а после в 80-х-90-х обучал вождению водителей-инвалидов и стал очень уважаемым специалистом именно в этой специфичной области. Тяжелая болезнь почти моментально свела его в могилу в октябре 2011 года.
Видео Гран При Италии 1961 года, смотрите как местный режиссер тактично вырезал кадры аварии     
Tags: 1961, Италия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

  • Ответный удар

    То что произошло между Сеной и Простом на ГП Германии 91 года и последующие угрозы Алена выбить бразильца, что бы помочь Мэнселлу, заставили…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments