Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Большой триумф Феррари

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Сегодня, продолжим вспоминать, как сложился сезон 1961 года и поговорим о Гран При Бельгии
Спустя три недели после ГП Голландии, команды перебрались в Бельгию на легендарную трассу Спа. Напомню, что год назад в Спа тяжело разбилось два гонщика и два пилота погибло. Но за год трасса безопаснее не стала. В 1960 году в Спа погиб пилот команды Альфреда Мосса - Крис Бристоу. В этом году снова не повезло гонщику этой конюшни. Все просто,  в Спа команда привезла только один болид, а пилотов было у неё два. Альфред решил, что в гонке поедет тот, кто покажет лучшее время в квалификации. Кто же быстрее Клиф Эллисон или Гентри Тейлор в Спа? Мы так и не выяснили, ибо Клиф, перестарался, расколотил единственный болид а заодно, получил столь тяжелые переломы ног, что карьера его в автогонках на этом окончилась. Авария же настроила остальных гонщиков на очень тревожный лад.
Отличное фото, одно из первых собраний ассоциации пилотов Гран При. Гонщики обсуждают безопасность в Спа. Стоит Кларк, далее Джек Брэбэм, Инес Айрленд, Мастен Грегори (в кепке, сидит), Стилинг Мосс (узнается по лысине), Фил Хилл и Дэн Герни, остальные не опознаны (хотя в траве, рядом с Грегори скорее всего Брюс Макларен). Фото взято из архива Мосса.
Поул выиграл пилот Феррари - Фил Хилл (что было ожидаемым), Рядом с ним стояли, его напарник  Вольфганг фон Трипс и местный любимец - Оливье Жендибьен, которому Феррари доверил болид с менее сильным движком, но знание трассы, позволило бельгийцу на Феррари, покрашенной в национальные желтые цвета, хорошо проявить себя в квалификации. На второй строчке стояли Ричи Гинтер (Феррари) и Джо Сертис из команды Рэга Парнелл

Фил Хилл
И Фил Хилл ушел в лидеры со старта, но потом слегка ошибся и вперед вышел ... Жендебьен и восторгу трибун
Вот он Жендебьен на желтой Феррар
А сзади накатывали фот Трипс и Гинтер, которые также присоединились к веселью. В результате лидер гонки менялся несколько раз
Наконец Фил Хилл смог закрепиться в качестве лидера и даже оторваться от партнеров. Он и выиграл гонку, следом финишировали фон Трипс и Гинтер, четвертым оказался Жендебьен. Сертис финишировал 5-м, в гонке он долго боролся с Грэмом Хиллом, но потом усатого британца подвела электроника. В результате 6-м финишировал Дэн Герни.  Это был первый и единственный случай, когда первые 4-е места в Гран При заняли болиды одной команды. Даже в период доминирования Феррари в 1952-53 годах, такого не было.
На Гран При Бельгии дебютировало два очень интересных пилота.
Jackie Lewi

Download Elvis Presley Surrender for free from pleer.com
Джеки Льюис родился 1 ноября 1936 года в Страуде, что в графстве Глочестершир. Валлиец по происхождению, он вырос в семье владельца крупного магазина мотоциклов - H&L, и как и другой воспитанник подобного отца - Джо Сертис, Джеки начал свой путь в авто-мото спорте с мотогонок. Правда дальше чемпионата Британии он не продвинулся. Но зато в 1958 году папаня купил ему Купер Формулы 3, принадлежавший экс пилоту Ф1 - 'Айвору Бьюбу.
В дебютный же сезон Льюис выиграл три гонки и перебрался в команду Купер Формулы 2. Здесь он мог похвастать вторым место в одной из гонок и 3-м местом в квалификации этапа в По, где Льюис обошел к примеру Брэбэма и Тринтеньяна. Больших боссов Формулы 1 валлиец правда тогда не заинтересовал. Но на следующий год Джеки Льюис стал чемпионом британской Ф2 и одержал две победы во внезачетных Гран При Формулы 1 (в Шиме и Монтерее). Прикинув все за и против, папаша Льюиса, решил, что создание собственной команды в Формуле 1 будет отличной рекламой и купив болид Купера, выставил сына на ГП Бельгии. Команду обозначили как H&L, дабы привести магазину покупателей.
Само собой покупка Купера была неудачным решением, ибо чемпионская команда в сезоне 1961 года, со своим болидом, провалилась, но Джеки умудрился заработать очки. Он финишировал 4-м в ГП Италии, изобилующей сходами и авариями. При этом Льюис показал класс, удержав позади Тони Брукса (экс серебряного призера чемпионата мира) и Роя Сальвадори (то же пилота неплохого и опытного). В конце года Льюису даже предложили место в качестве третьего пилота в BRM. Джеки отказался, ибо не захотел подводить отца. Вместо этого они купили у BRM болид и переименовали команду из H&L  в Galloise, как бы намекая, что будут делать национальную команду Уэльса.  Начиналось все вроде как неплохо. Льюис финишировал 3-м во вне зачетном ГП По. Но затем он не смог пройти квалификацию в ГП Монако. Отец тут же поспешил обвинить во всем болид BRM и пересадил Джеки обратно в Купер, но Льюис впал в настоящую депрессию  Это удивительно, но не совсем глобальная неудача в отдельном Гран При полностью убила всю его веру в себя. К этому добавилось то, что Грэм Хилл на BRM, стал побеждать и в итоге стал чемпионом. Джеки Льюис же не дождавшись окончания чемпионата, объявил об уходе из гонок
Льюису было всего 27 лет, когда он полностью отдалился от гоночного общества Джеки поселился с женой на отдаленной ферме и стал заниматься разведением скаковых лошадей. И кстати добился определенного успеха. Джеки Льюис жив до сих пор, но о гонках и слушать не хочет
Lorenzo Bandini
Лоренцо Бандини не был типичным итальянским гонщиком. Уже давно сформировалась аксиома, что итальянский пилот, это гонщик быстрый, но аварийный и не стабильный и зачастую не очень умный.  Лоренцо был полной противоположностью. Умный, вдумчивый и аккуратный пилот, не очень, правда, быстрый. Может быть потому, что жизнь его изрядно потрепала. Может потому, что  родился он не в Италии а в Африке. Случилось это событие 21 декабря 1935 года в Барсе, Ливия, куда его родители, простые крестьяне, приехали по призыву Муссолини, осваивать новые земли, на которых вроде как должна была находиться нефть . К сожалению, нефть найти в Ливии не успели, ибо началась война и всех итальянцев вернули на родину. Там в тяжелое военное время с отцом Лоренцо (которого тоже звали Лоренцо) и случилась беда, во время очередной смены власти, в дом ворвались неизвестные в поисках денег, считая, что Бандини старший вывез из Африки крупные богатства  Богатств бандиты не нашли, со злости, они вывели Бандини старшего в поле и расстреляли 
После войны семья Бандини оказалась на грани нищеты, помимо Лоренцо, матери приходилось содержать ещё трех младших детей. Понимая это, Бандини в 15 лет ушел из семьи, он приехал в Милан и устроился там, простым помощником механика в автомастерской. Вскоре подрос до главного механика ну и до кучи женился на дочке своего босса. На радостях тесть подарил Лоренцо новую Лянчу Аурелу, на которой Лоренцо и стал в свободное от работы время, участвовать в гонках.
В 1958 Лоренцо выиграл на своей Лянче Милле Миллью, легендарное многодневное соревнование, правда, после гибели там в 1957 Альфонсо де Портаго, превратилось просто в раллийную гонку, но как бы то не было Бандини победил в своём классе, а ведь это была чуть ли не первая гонка, в которой он участвовал.
А дальше тесть передал свой бизнес в управление Бандини, и Лоренцо отлично справился, вот правда почти все зарабатываемые деньги он спускал в гонки. В 1960 Лоренцо купил себе место в команде Stanguellini, в составе которой, выступил в мировом чемпионате Формулы 3.  Победа в  ГП Кубы и ГП Пескары (где опередил будущего чемпиона мира Дэни Халма), позволила Лоренцо занять 4-е место в этом чемпионате.  На следующий год, молодой итальянец попал в Формулу 1. Его взяли в команду Centro, пользующую болиды Купер с движками Мазерати. Лоренцо дебютировал на ГП Бельгии и неплохо отъездил в целом сезон. Но вот беда, на следующем Гран При дебютировал приятель Бандини - Джанкарло Багетти, которого пресса также называла самым перспективным итальянским гонщиком и постоянно сталкивала Бандини и Багетти. Багетти дебютировал так ярко (впрочем об этом в следующих постах), что его пригласили на освободившееся место в Феррари на 1962 год, туда же пришел и Лоренцо (исполнив давнюю мечту)
Увы в 1962 году в Феррари царил бардак, после отличного 3-его места в ГП Монако, а также 2-го места во внезачетном Гран При Неаполя, Лоренцо почему-то посадили на скамейку запасных, ради Багетти, а затем в конце года объявили, что в его услугах не нуждаются, ибо Вилли Мэйресс быстрее их обоих.
Лоренцо вернулся в Centro, правда он оставался членом Феррари в гонках спорт-прототипов, там то парень отлично себя проявил. Победа в 24 часах Ле-Мана, второе место в 12 часах Реймса
Бандини на BRM, выкрашенном в цвета команды Centro.
На ГП ФРГ Бандини умудрился показать в квалификации 2-е время, в том же Гран При Мэйресс получил тяжелые травмы и Энцо Феррари вернул в состав Лоренцо, на этот раз окончательно.

В 1964 году Лоренцо правда твердо дали понять, что он в команде второй номер, при Джо Сертисе. Бандини воспринял эту новость стойко и философски  Надо, так надо. Зато он удачно воспользовался сходами на кочковатом автодроме в Австрии и одержал свою первую победу в Формуле 1. Он же поучаствовал в скандальном распределении мест в том чемпионате. В финальной гонке в Мексике Лоренцо тупо въехал в бок Грэму Хиллу, узнав о том, что другой конкурент Джо Сертиса за победу в чемпионате - Кларк, сошел. В итоге Джо Сертис стал чемпионом, обойдя Хилла на одно очко.
Вот он этот коварный удар. Феррари под номером 8, разукрашена в бело-синие цвета, своего американского дилера, ибо Энцо Феррари в очередной раз грозился уйти из Формулы 1 и таким образов воздействовал на руководство серии
Конечно Грэм Хилл был этой выходкой взбешен.  Он даже послал Лоренцо на рождество подарок в виде учебника по безопасному вождению. Но это был уже больше прикол. Ибо Лоренцо был одним из самых стабильных пилотов Формулы 1 того времени, аккуратный и то столкновение с Хиллом, было чуть ли не первой его аварией. А ещё на Лоренцо не возможно было долго обижаться, ибо это был веселый и компанейский человек. Не случайно образ итальянского пилота в фильме "Большой приз" был вчистую снят с Лоренцо. Кстати именно его персонаж ни разу не попал в аварию.
Следующие два года Бандини радовал неплохими результатами и порой выглядел даже более быстрым, чем Сертис, поэтому когда в 1966 Сертис в середине сезона ушел, Лоренцо стал первым номером команды без всяких вопросов. Правда в 1966 его слегка подвела надежность техники и Лоренцо не смог показать свой потенциал. Он лидировал в ГП Франции, но сошел из-за поломки тросика газа, сошел лидируя и в ГП Италии. Таким образом одна радость была в том году, 2-е место в ГП Монако.  Все надежды он возложил на сезон 1967.
И сезон начинался отлично, с победы в 24 часах Дайтоны и 1000 км. Монцы. Затем Лоренцо финишировал вторым во вне зачетной гонке чемпионов. В хорошем настроении он приехал и в своё любимое Монако. Настроение улучшилось, когда Лоренцо, показал в квалификации 2-е время. Бандини выиграл старт, пытавшийся его преследовать Брэбэм, разбил свою машину в одном из поворотов.
После пит-стопа итальянец вернулся на трассу 2-м, позади того самого Дэни Халма, с которым когда-то боролся в гонке Формулы 2, за 7 лет до этого. На 82 круге Бандини бросился в атаку, к сожалению было это в том самом месте, где до этого вылетел Брэбэм, заливший трассу маслом.
От удара об ограждение, Феррари Лоренцо буквально разорвало и самое поганое,  что лопнул бензобак, в результате чего остатки болида тут же вспыхнули
Бандини, был прижат к асфальту задней частью болида и горел вместе с ней на глазах публики. Пока искали огнетушитель, остальные пилоты успели проехать 4 круга. 15 минут до Бандини ехала скорая. Но к ужасу, Лоренцо, на тот момент оставался жив, хотя было ясно, что он обречен. 70% ожогов тела, любой врач подтвердит, что это фактически смертный приговор. Прилетевшие из Швейцарии по заявке Энцо, лучшие специалисты по ожогам, ничем не могли помочь. Организм Лоренцо боролся за жизнь три дня и умер итальянец  на руках у жены.
Имя Лоренцо Бандини не забыто, его сестра учредила приз лучшему итальянскому пилоту, названный призом Бандини.
Ну и вернемся в 1961 год. Видео Гран При Бельгии, вот как это все был
Tags: 1961, Бельгия, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Ответ на загадку

    Друзья, ну не могу я больше держать в себе правильный ответ на вчерашний вопрос Гифка подвела( Быстро по гифке ответ раскусили. Да, на гифке…

  • Ответ на загадку

    Очень простенький был вчера вопрос. Но все равно нужно дать на него ответ Но сначала про гифку. Режиссер загаданного фильма Роб Коэн в 1993 году…

  • Ответ на загадку

    Друзья, а не познать ли нам себя и правильный ответ на вчерашний вопрос? Война и мир II: Наташа Ростова 1966. Это Война и Мир для девочек,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments