Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

За 50 лет до Остина

Традиционно по четвергам пост по историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Сегодня завершаем рассказ об сезоне 1960 года. Джек Брэбэм уже давно стал чемпионом, ещё раньше Cooper выиграли кубок конструкторов. Замыкавшее сезон Гран При США казалось ничего не решало, разве что возникал интерес, кто займет в чемпионате 3-е место. Но на самом деле ГП США должно было дать ответ на другой вопрос, а приживется ли вообще Формула 1 в США. Вопрос, ответ на который не получен до сих пор.


Напомню, что организацией Гран При США занимался гражданин с российским корнями - Алекс Ульман. В 1959 году Алекс смог свести Формулу 1 с трассой в Себринге и гонка не принесла каких либо доходов. Поэтому через год гонку решили проводить в Риверсайде, трассе близ Лос-Анджелеса. Публика в Калифорнии была более информирована, что есть Формула 1, тем более, что там выступали калифорнийские парни - Дэн Герни, Фил Хилл и Ричи Гинтер. Но публику на трибуны привлечь снова не удалось.
Джек Брэбэм, евойная тогдашняя жена и Ульман
А виноват в этом был сам Ульман. В одном из интервью Ульман назвал предстоящее Гран При, лучшим соревнованием, что видела данная трасса. Однако на Риверсайде давно проводились соревнования спорт-прототипов, которые спонсировала газета Лос-Анджелес Таймс. Соревнование это так и называлось Гран При на приз Лос Анджелес Таймс. Когда же Ульмана спросили, что вот мол, там проводилось неплохое соревнование на наш приз, Алекс, просто отмахнулся и сказал, что мол не стоит сравнивать жопу с пальцем.  Конечно-же газетчики (а точнее их босс) обиделись. Как итог вся калифорнийская журналиская братия объявила Гран При США бойкот. О том, что на Риверсайде пройдет Гран При в газетах ни было написано не строчки.
В итоге гонка прошла фактически при пустых трибунах. Квалификацию выиграл, оправившийся после травм Мосс,но в первый поворот лидерами вошли стартовавший вторым Брэбэм и местный парень - Дэн Герни на BRM. А вот Фил Хилл, которому Энцо Феррари разрешил выступить в США за Yeoman Credit (сам Энцо свою команду в США не привез, посчитав что слабый болид станет плохой рекламой основных машин) , сначала с непривычки провалился в квалификации (13-й), а потом ещё и заглох на старте, как и его партнер Жендебьен.  Они правда смогли тронуться, а вот на 4-м круге закончилась гонка для пилотов Лотус  Джо Сертиса и Джими Кларка. Джо развернуло при обгоне партнера по команде и Кларк влетел в англичанина. Джимми правда смог гонку продолжить, но после долгого пит-стопа.
А затем настала очередь Джека Брэбэма.
Помня, что на прошлом Гран При США Брэбэм, до финиша толкал машину руками, так как кончился бензин, механики на этот раз залили столько топлива, что оно стало просачиваться сквозь крышку, попадать каплями на выпускную систему и вспыхивать. На всякий случай Джека, лидировавшего между прочим, зазвали в боксы, для проверки. Пока разобрались, что к чему, все уехали далеко вперед, Джек смог правда большинство обогнать и  финишировал 4-м.
Джимм Кларк перед стартом и не знал, как плохо сложиться Гран При для него.
Проблемы австралийца вывели вперед Мосса на Лотус команды Walker, а преследовал его Герни. Правда недолго. На 19 круге Дэна подвели свечи и на второе место вышел его партнер по BRM - Боннье. Далее следовали Айрленд (Лотус), Грэм Хилл (BRM) и дебютант из США Джим Холл. Но на последнем круге у Грэма Хилла ломается коробка передач, а Боннье резко потерял скорость, так как сломалась пружина клапана. В итоге невезучий швед (он в 1960 году лишился 4-5 подиумов на последних кругах) еле смог финишировать 5-м, пропустив Айрленда, Макларена и Брэбэма. Последним в очках финишировал Фил Хилл, обогнавший на последних метрах  Холла, которому пришлось доталкивать машину до финиша руками.
Стилинг Мосс по количеству побед в плотную подошел к Хуан-Мануэль Фанхио, но что толку? Аргентинец успел пять раз побывать чемпионом, в то время как Мосс видел чемпионский титул лишь во сне.
Алекс Ульман из-за собственной болтливости снова оказался в минусах, к его чести премии и работу поставщиков и персонала он оплатил из собственного кармана. Стрилинг Мосс получил за победу чек на 7500 долларов, очень и очень большая по тем временам сумма. Ну а Ульман все же на организации Гран При США заработает, но будет это в следующем году, когда Формула 1 окажется в Уоткинс-Глене, что рядом с Нью-Йорком.
На ГП США дебютировало несколько интересных пилотов
Самым перспективным из них показался молодой американец Джим Холл
Jim Hall


Download Ray Charles Georgia On My Mind for free from pleer.com
Джим Холл родился в очень богатой семье, в чем ему конечно повезло, но ещё "повезло", что родители рано погибли в авиакатастрофе и не кому было помешать богатому наследнику тратить деньги на гонки. Джим родился 23 июля 1935 года в Абелине, штат Техас и в 1958 дебютировал в тогдашнем предке НАСКАР, именуеммвм SCAA. Собственно, когда Джим дебютировал на ГП США у него не было каких либо достижений а был только собственный болид Лотус. И вот абсолютно неопытный парень смог пробиться в очковую зону. правда сломалась трансмиссия  и Холлу пришлось толкать машину до финиша.
В итоге он ещё дважды стартовал в ГП США и смог финишировать 4-м во внезачетном ГП Мексики 1962 года, после чего его пригласили в Ф1 на постоянной основе. Пригласили его в команду семейства Моссов - BRP (что бывшая Yeoman Credit). Дважды Холлу удалось финишировать в очках (6-й в Британии и 5-й в ФРГ), по итогам 1963 года он стал 12-м, что с учетом слабой техники не плохо, но дальше пути Холла и Формулы 1 разошлись.
Его больше заинтересовали гонки спорт-прототипов, где в 1965 году Джим стал чемпионом США. В 1966 Холл вышел на качественно другой уровень, задействовав наследство он построил собственный прототип Chaprall, чуть ли не первую гоночную машину, активно используемую аэродинамику и сполеры
Эта машина просто порвала всех в известной серии CANAM (чемпионате Северной Америки среди спортпрототипов), и когда в 1967 Холл угодил в тяжелую аварию на этапе в Лас-Вегасе, он решил завязать со спортом и полностью сконцентрироваться на руководстве командой. В 1970 вместе с Карлом Хассом, он завел команду в серии Индикар и дважды его команда выигрывала Инди 500. Потом была ссора с Хассом в 1982 (Холла сменил сам Пол Ньюман) и создание собственной команды в 1991, может не столь успешной (всего одна победа), но приведший в Инди 500 знаменитого её победителя - Жиля де Ферана
Нынче Джим Холл занят семейным нефтяным бизнесом и иногда стартует в исторических гонках.
Pete (Gerard Carlton) Lovely
Пит Лавли  родился 11 апреля 1926 года в Ливингстоне США. В 1955 он выиграл один из чемпионатов США по кузовным гонкам и прослыл неплохим специалистом по спортивным авто. В частности именно Лавли выиграл первую же гонку в истории трассы Лагуна Сека, а в 1958 он погастролировал в Европе и даже смог выиграть в своем классе 12 часов Реймса. После такого успеха американца позвали в Формулу 1, и не абы куда,  а в команду Лотус и не на какое-то там Гран При водокачки а на ГП Монако 1959 года. Вот только болид его не успел приехать к началу квалификации  и Пит не смог стартовать, а дальше в команде появились парни помоложе.
И вот в 1960 Лавли выступил в ГП США на прошлогоднем Купере команды Ambruster. После этого Гран При Пит ушел из спорта, он начал торговать машинами Фольксваген в Сиэтле и прилично на этом заработал. До того хорошо заработал, что в 1969 он смог вернуться в Формулу 1!!
Сорокалетний пилот купил себе болид Лотуса, создал команду, названную в честь своего автосалона и стартовал в ГП США  и Канады, причем в Канаде, он едва не попал в очки, финишировав 7-м. Он выступал в североамериканских Гран При ещё два года после этого. После чего перебрался в исторические гонки.
Карьера этого американца в автоспорте длилась более 50 лет. Он наладил также неплохой бизнес по ремонту старых болидов Лотус. Умер Пит Лавли 15 мая 2011 года. Его внук сейчас участвует в кубке мира по мотокроссу.
Bob (Robert) Drake

Войти в историю автоспорта можно по разному, можно построить замечательный автомобиль, как Джим Холл, а можно как Боб Дрэйк .... Боб родился 14 декабря 1919 в Сан-Фрациско и до ГП США он владел рестораном в Лос Анджелесе. В свободное от ресторанных дел время Боб гонялся по Риверсайду и в 1960 он даже смог финишировать 2-м в одном из заездов. Посчитав, что для Ф1 этого достаточно, Боб купил болид Формулы 1. Вот только что это был за болид? Это было Мазерати 250F, машина образца 1956 года!!! Вообщем Боб стал последним в истории Формулы 1 пилотом, стартовавшим за рулем этой легендарной машины. Интересно, что он смог финишировать, правда отстав от Мосса на 7 кругов. После этого Боб продал к чертям ресторан и круто изменил жизнь. Дрэйк стал професианальным каскадером, работал в кино, сначала сам бился в машинах, а потом стал трюкачом -постановочником. Умер Боб Дрэйк 18 апреля 1990 года.
На этом все, со следующей недели сезон 1961, а в сезоне 1960 3-е место, следом за Брэбэмом и Маклареном занял Мосс, благодаря своей победе. Ну и видео, компютерный круг по тому Риверсайду


Tags: 1960, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Украинская сеть супермаркетов запустила в стратосферу борщ и гречневый багет. Я же запустил личную жизнь и данный конкурс лет 8 назад. Что это за…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в выпуске - Galantis, Clean Bandit, Алан Уолкер, Sigala, Marshmello, Filatov & Karas все там под катом. FISHER - Just…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Продолжается путешествие в мир научной фантастики в 2006 год, увы и ах вывалил на зрителя гору комиксово-геройских фильмов, задав в видимо тенденции…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments