Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Шотландская легенда Формулы

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Продолжаем оставаться в сезоне 1960 года и сегодня ГП Голландии.
Напомню, что лидером чемпионата был новозеландец Брюс Макларен из Cooper (первый снимок) показавший два отличных прорыва из конца пелотона. Неплохо себя показал и Стирлинг Мосс (2-е фото), на частном Lotus, команды Walker, принесший Лотусу первую победу в ГП. Хорошо проявил себя на двух прошедших ГП Ио Боннье из BRM, боровшийся за победу, но оба раза сошедший из-за техники. Так же из-за техники сошел и действующий чемпион мира - Джек Брэбэм. Австралиец пока не имел на счету не одного очка. Поул оказался у Мосса, а Брэбэм стартовал вторым.


Вот, вот он этот коварный тип Джек Брэбэм на второй позиции.
Рядом с ним расположился Инес Айрленд на Lotus. На втором ряду традиционно расположились BRM - Боннье и Грэм Хилл. С
Айрленд за рулем своего Лотуса
Старт Брэбэм выиграл, опередив Мосса, но Стирлинг не отставал, повиснув у австралийца на хвосте. Преследование окончилось на 16 круге. Джек задев обочину, вырвал из неё солидный кусок бетона, вылетевший Стирлинга под колеса.
Стирлинг Мосс
В результате налетев на этот кусок, англичанин пробил покрышку. Я потерял контроль и поскольку в этот момент я входил в поворот, меня вынесло с трассы. Там было большое дерево и я подумал "ну вот и моя судьба...". Мне правда удалось поймать машину... но шина была пробита, мне пришлось ехать в боксы. Второе время было навсегда потеряло.
Джек Брэбэм
Потеряв много времени на замену колеса Мосс вернулся в гонку 12-м. Он стал совершать один обгон за другим, к радости местных боллельшиков, любивших этого безумно смелого британца. В итоге его прорыв приостановил Грэм Хилл, ехавший 3-м. Мосс остался 4-м.  А выиграл Брэбэм. 2 и 3 места заняли Айрленд и Грэм Хилл, впервые оказавшиеся на подиуме.
лучший из Феррари - немец фон Трипс, финишировал только 5-м.
Вы спросите, а что же лидер чемпионата Макларен? Стартовав как всегда в жопе (11-м) Брюс сошел на 8 круге из-за проблем с коробкой передач, лидерство в чемпионате он правда сохранил.   Ещё менее повезло пилоту BRM Дэну Герни. Спустя 3 круга после схода Макларена, Дэн вылетел в том же повороте, где остановился Брюс. Его машина, подпрыгнув на песчаной дюне, влетела в группу молодых людей, которые, незаконно проникнув на трассу,  сидя на пригорке, наблюдали гонку. В результате, один из них, 18-тний парень погиб. Это было начало череды трагических и нелепых смертей среди пилотов и зрителей, которое продлиться 2 года. Необдуманное действие парней, привело не только к гибели одного из них, но и к тому, что трассы начнут ограждать от зрителей, что приведет ещё к одной трагедии. Но об этом через неделю.

На ГП Голландии дебютировал будущий двукратный чемпион Ф1 и легенда автоспорта - Джим Кларк.Для того, что бы понять характер Кларка надо знать, где он родился и как он рос. А родился Кларк в самом центре Шотландии 4 марта 1936 года. И ладно бы в центре Шотландии, так Джим ещё и родился в шотландской деревенской глуши, в семье фермера. У Кларков до этого рождались одни девочки и Джим оказался пятым и последним ребенком в семье. На нем сконцентрировалось все внимание строго отца - традиционного шотландца, видевшего в сыне наследника своего небольшого хозяйства.

Жили они в такой глуши, что учиться Джиму пришлось ездить в Эдинбург. Под благовидным предлогом, поездок в школу Кларк и выклянчил у отца старый, довоенный DKW. Едва окончив школу Кларк заявился на шотландский чемпионат по ралли. Возвращайся домой, мне нужен помощник на ферме, забрасывал Джима телеграммами отец. Но у парня были уже совсем другие планы. Ралли, кузовной чемпионат, клубные гонки. Кларк выступал на своем старом  DKW во всех гонках, в которых его допускали. А поскольку высылаемых родителями денег  с трудом хватало на еду, Джим быстро приобрел очень аккуратный и при этом быстрый стиль вождения, что бы не дай бог не пришлось чинить машину после аварии. И это сказалось в дальнейшем. Кларк за все время выступления в Формуле 1 всего 4 раза попадала в аварии. Это один из самых низких показателей, среди его тогдашних соперников.
Вскоре его стиль начал приносить дивиденды. Его пригласили в чемпионат Британии по гонкам GT, представлять сборную Шотландии. В одной из гонок Кларк неплохо сдерживал спортсмена из Англии, а был этим пилотом не кто иной как Колин Чепмен. Да  владелец Lotus, тогда ещё баловался гонками и был впечатлен скоростью молодого человека.  А вскоре их соединит настоящая мужская дружба
К. Чепмен Джим всегда был для меня лучшим гонщиком из всех, кого я знал. Быть может, с годами ещё кто-то, станет лучшим для всех, но не для меня. Мне кажется, такого не будет никогда. Джим был просто прекрасным человеком. Интеллигентный, абсолютно искренний и во многих смыслах скромный.
В 1959 году Кларк впервые принял участие в 24 часах Ле-Мана и финишировал 10-м, тут то Чепмен пригласил его на следующий год выступить за его команду в британской Ф3. Первую же гонку Кларк выиграл, обойдя того самого Сертиса - героя прошлой недели. Но на ГП Монако в Лотусе дебютировал Сертис, как пилот с более громкой фамилией. А Кларку предложили место в Астон Мартине. Команде, полностью провалившейся в 1959 году и долго тестирующей свой абсолютно не пригодный для гонок болид.
Кларк успел выступить за Астон Мартин в 24 часах Ле-Мана, где в отличии от Ф1 дела у британцев шли не плохо. Но болид Ф1 был просто ужасен. На счастье в одно время совпали тесты Астона Мартина и Лотуса и Кларк попробовал болид Чепмена и тут же побежал разрывать контракт с Астон Мартином. Он был согласен стать третьим пилотом Лотуса, иногда заменять в гонках Сертиса. лишь бы только управлять этими прекрасными болидами.

Боже мой, Lotus в сравнении с Auston Martin выглядел просто потрясающе! Я и представить себе не мог, что машина в состоянии так держать дорогу, как этот Lotus. Создавалось впечатление, что он к ней просто приклеивался.
С тех пор эти два имени оказались навсегда рядом. Кларк во всем поддерживал Чепмена и Лотус, Колин Чепмен платил той же монетой. Ради Кларка Колин уволил из команды Сертиса и Айрленда. Вся команда Лотус была создана вокруг Кларка. Под него подбирались молодые, талантливые пилоты, которые должны были выполнять роль подносчика снарядов, как Баррикелло при Шумахере и многих неплохих гонщиков эта роль просто сгубила. Чепмен поддерживал свою звезду во всем. Когда в 1961 году Кларк столкнулся с фон Трипсом на ГП Италии и немец в итоге улетел на трибуну, убив себя и более 50 зрителей, Чепмен лично прятал растерянного Джима от полиции, что бы тот не сболтнул чего лишнего и не пускал Джима в Италию, пока дело по ДТП не прекратили.
Кларк же принес Колину первый  чемпионский титул и кучу рекордов. Но не в рекордах было дело. Кларк без условно не был звездой вроде Грэма Хилла и Джеки Стюарта, для этого ему не хватало образованности и харизмы, ведь по сути он был деревенщиной с 10 классами образования. Он не был силен в технических вопросах и в настройках машины. Чепмену от него как от тест пилота, толку было мало. Да и стиль его вождения не впечатлял. Вот что говорил, по этому поводу Джон Купер Он лежит в своей машине и едет так, что скорость почти не ощущается, настолько все происходит плавно. Это все равно что управлять самолетом. Вы входите в поворот, имея определенное количество оборотов, и на определенных оборотах из него выходите. Научный подход к вождению. Все великолепно, но совершенно не впечатляет.  Но именно своим стилем он и прославился. В наше время его бы прозвали человеком компьютером, настолько Кларк просчитывал, вплоть до миллиметра, до сотых секунды, как и где входить в поворот, где добавить, где убавить.
И не скажешь, что он не рисковал по напрасную и был доезжателем , вроде Дэна Герни. Нет, что Вы. В 1963 Кларк проспал старт Гран При Бельгии и в первый поворот ушел последним. Но в сильный дождь, он смог обогнать всех, на 17 круге обогнать лидирующего Макларена и выиграть гонку. В том же году Джим приехал на совершенно не знакомую трассу Индианаполиса, что бы на овале, на которых они никогда не выступал, впервые выступить в Инди 500. И в дебюте Джим финишировал 2-м, причем всю гонку давил на Парнелли Джонса, лидера тогдашнего американского автоспорта. Надо ли напоминать, что Кларк в 63 стал чемпионом мира?

Он мог бы сохранить титул и на следующий год, если бы в последней гонке у него не потекло масло, зато он стал чемпионом BTCC. В 1965 Кларк выиграл  6 из первых 7 гонок сезона. В том же году он выиграл Инди 500 и стал единственным пилотом выигравшим в один год Инди 500 и чемпионат мира.
Болид выигравший Инди 500
В 1967 году, на ГП Италии,  потеряв в боксах целый круг. Кларк смог, вернувшись на трассу , обогнать всех обратно!! Возглавить гонку, заглохнуть и финишировать в итоге 3-м. Итальянские болельщики просто унесли его на руках с трассы, забыв про пилотов Феррари.
Кларк был просто на голову выше всех остальных пилотов. Если бы не была техника Чепмена столь ненадежна, быть бы Кларку семикратным как Миша. Но, все мы ошибаемся и для Кларка, всего 4 раза попадавшего в гонках в аварии, его 4-я ошибка стала роковой.
Выиграв первый Гран При 1968 года в ЮАР, Кларк должен был стартовать в многочасовой гонке в Брэндс-Хэтче, но Кларк не особо любил такие соревнования. Поэтому Джим решил выступить в проходившие в те же дни гонке Формулы 2 в Хоккенхайме, тем более, что спонсоры гонки Firestone, предлагали неплохие призовые. На них кстати купился не только Кларк, но и Хилл, пилот Феррари Крис Эмон, гонщик Матры - Бельтуаз. Пилоты Матры то как раз и вдруг поехали очень здорово. Кларк как мог пытался за ними удержаться. На пятом круге болид шотландца внезапно вынесло с трассы и он влетел в небольшое деревцо, росшее на обочине.
Кларк тяжело повредил кости черепа и самое страшное, что он сломал шею. Спасти пилота не удалось и он умер по дороге в больницу. Л. Стэнли (исполнительный директор медицинской службы) Все это говорит о том как далеко ушли гонки. Будь в Хоккенхайме установлены отбойники, Lotus не улетел бы в лес, а Кларк отделался бы незначительными травмами.  Основной версией причины аварии. остальные пилоты назвали медленный прокол, нашлись и свидетели якобы видевшие одну из шин Кларка, которая была чуть ли не разрезана. Возможно, что и  сам Кларк допустил столь редкую для себя ошибку. Так ли это важно сейчас?
Крис Эймон   Уж если это произошло с Джимми, какие шансы уцелеть имеют все остальные из нас? Я думаю это чувствовали и другие пилоты, казалось что мы потеряли своего лидера.
 Видео - любительские съемки с ГП Голландии


Tags: 1960, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

  • Колесо невезения

    Ближе к концу сезона 91 Алену Просту пришло время задуматься о будущем. Впервые со времен своего дебюта в McLaren 1980 года, у француза нет ни одной…

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments