Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Первая победа Лотусов

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Пока вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня наконец речь пойдет о Гран При Монако 1960 года.


Как я уже говорил, фактически сезон 1960 открывался в Монако, куда почти все команды привезли свои новинки. Феррари к примеру купили болид Купер для внимательного изучения и даже нашли для себя какие-то детали, но в целом концепцию с мотором в жопе Энцо признал не удачной. Управляемость, управляемостью, а мощность превыше всего. Что Энцо несколько ошибается показала уже квалификация. Узкая трасса в Монако всегда требовала управляемости. Её то и не хватило пилоту Феррари - Клифу Элиссону, вылетевшему из болида.
Эллисон сломал левую руку, ребра, порезал лицо и получил сотрясение мозга. Сезон для британца оказался потерянным. А поул выиграл Стирлинг Мосс на Лотусе команды Walker, рядом с ним расположились - чемпион мира Брэбэм на Cooper и вице чемпион Тони Брукс на Cooper, команды Yeoman Credit. На втором ряду стояли партнер Брукса - Крис Бристоу и швед Ио Боннье на BRM
Именно Ио Боннье и удался отличный старт. Уже второе Гран При подряд это  шведский пилот приятно удивлял. Он вырвался вперед, Брэбэм остался вторым, Мосс опустился на 3-е место. Брукс и Бристоу остались при своём. На пятом круге Мосс обошел Брэбэма, а на 17 пала оборона Боннье, Стирлинг вышел в лидеры. Тут же Бристоу сошел из-за проблем с коробкой. А Джек Брэбэм смог на 20 круге обогнать Боннье, Ио правда на 27 обошел австралийца обратно.
Грэм Хилл на BRM - стартовал 6-м, но до очков так и не добрался, разбив машину
Все перевернул с ног на голову начавшийся дождь. В дождь Куперы чувствовали себя отлично. Брэбэм прошел обратно Боннье и обогнав Мосса вышел в лидеры. В это время развернуло Брукса и на 4-е место вышел Фил Хилл отбивавшийся от атак Макларена

Фил Хилл пытается удержать Феррари от атак, но Купер Макларена управлялся куда лучше  и новозеландец смог обойти гонщика из США.
Брэбэм пролидировал шесть кругов и прилетел в стену, в отличии от Брукса, Джек не смог самостоятельно вернуться на трассу и был в дальнейшем дисквалифицирован за постороннюю помощь. Борьба между Боннье и Моссом за лидерство тоже была не долгой. В очередной раз Ио подвела техника,  как и в Аргентине Боннье, лидируя,  вынужден был сойти на этот раз из-за проблем с подвеской, но пройденных кругов хватило для квалификации на 5-м месте.  
Выиграл же Мосс. И это между прочим была первая победа болидов Лотус в Формуле 1. Брюс Макларен в очередной раз провалившийся в квалификации, смог прорваться на 2-е место и остаться лидером чемпионата. До финиша ещё доехало только две машины - Фил Хилл и много потерявший из-за разворота Брукс.
Помимо Ричи Гинтера, о котором я рассказывал на прошлой неделе, на Гран При Монако был ещё один дебютант. Он сошел ещё до начала дождя из-за проблем с сцеплением и этот человек стал обладателем уникального рекорда, который вряд ли кто повторит в обозримом будущем. знакомьтесь Джон СертисJohn Surtees  родился 11 февраля 1934 года в Тарсфилде, графство Суррей, Англия. Когда старшему сыну Джека Сертиса, владельца магазинчика по продаже мотоциклов и трехкратному чемпиона Великобритании по мотогонкам, исполнилось десять лет, он получил в подарок от отца двухколесную машину. Конечно это был какой-то убитый б/у мотоцикл, но что бы вызвать зависть у одноклассников этого хватало. Напомню  что это был послевоенный Лондон, запчастей было не много и Джону приходилось самому что то изобретать, ремонтировать. К 16 годам это уже был отличный мотогоночный инженер, но Джону хотелось, стать мото-гонщиком, как отец.
В 16 лет Джон дебютировал в британском чемпионате. А в 17 лет он поучаствовал в заезде в Трасконе и обогнал звезду чемпионата мира - Джефа Дюка. А Дюк это был не абы кто, это был действующий вице чемпион мира в классе 500, человек выигравший в том 1951 году чемпионский титул в пятисотке.  В следующем году Джон уже поехал в чемпионате мира, правда на собственном мотоцикле и только на британских  этапах.

Все круто изменилось, когда Сертиса пригласили в заводскую команду Norton, в качестве подносчика снарядов тому же Дюку. Подносчиком Сертису быть не хотелось, в добавок Нортон, испытывая  финансовые трудности, зажал часть зарплаты и Джон перебрался на следующий год в итальянскую MV Augusta. В 1956 Сертис впервые стал чемпионом мира в классе 500, обойдя в зачете Дюка.
Но на самом деле его время пришло через два года, когда из мотогонок ушли Gilera и Moto Guzzi, у МВ Аугуста конкурентов не оказалось. В 1958-59 Джон выиграл все гонки, в которых выходил на старт. Само собой он становился в те годы чемпионом мира. Три года подряд Сертис выигрывал все заезд на легендарной трассе по острову Мэн, во всех классах!!! Если он такой быстрый мотогонщик, то и гонщик скорее всего не плохой заявил тогда Энцо Феррари, старик помнил, что Тацио Нуволари и Антонио Аскари, начинали свою карьеру с мотогонок. В 1959 году Энцо хотел пригласить Джона в Феррари, но Сертис резонно решил, что опыта для выступления в Ф1 у него просто нет. "Смотри, Энцо не будет приглашать тебя дважды", предупреждали англичанина, но Сертис не хотел провала, тем более он стал в том году чемпионом мира по мотогонкам в третий раз.

 В самом начале 1960 Джон выиграл гонку Формулы 3 в  Гудвуре, это была первая же гонка на болидах класса Формул, в которой он участвовал. Тогда к перспективному пилоту подошел Колин Чепмен, у Колина условия были более приемлемые для Джона. Тот, в отличии от условий предложенных Феррари, мог продолжать выступать в мотогонках, но в свобоное от мото Гран При время, Джону предложить представлять Лотус в Формуле 1.
И совместить получилось на отлично. Джон стал чемпионом мира в мотогонках 1960 года, финишировал 2-м в ГП Великобритании (всего второй гонке Ф1 в его карьере) и выиграл поул на ГП Португалии. Но на следующий год в Лотус было только 2 места а для Джо не нашлось должной зарплаты. В 1961 Сертис окончательно перебрался в Формулу 1. Его услуги оказались востребованы в Yeoman Credit. В 1961 году команда несколько провалилась и Джон стал даже совмещать должность гонщика с обязанностями менеджера. Он свел руководство команды с автогоночной фирмой Lola и впервые болиды этой марки оказались в Формуле 1. Джон даже выиграл один поул, дважды финишировал 2-м  и занял общее 4-е место в чемпионате. Тогда то поступило новое предложение от Феррари, от которого Сертис уже не смог найти сил отказаться.
Итальянская команда испытывала в середине 60-х не лучшие времена и нуждалась не сколько в быстром пилоте, сколько в испытателе и доводчике машин. Порой казалось, что Энцо больше заинтересовал в чемпионате спорт-прототипов. Дж. Сертис В те годы сезон в Ferrari приходилось начинать в невыгодном положений. До тех пор, пока не пройдет Ле-Ман просто невозможно было работать так, как хотелось и надо было в Формуле1. Год ушел на преломление ситуации, а в 1964 Джон Сертис стал чемпионом мира. Во многом неожиданно, где-то, отчасти, благодаря командной тактике, но он установил уникальный рекорд, который вряд ли кто повторит. Сложно представить, что бы современный гонщик был чемпионом мира и в мотогонках и в Формуле 1, очень уж далеко ушли друг от друга эти классы.
К сожалению, не всем в Маранелло гонщик пришелся по нраву. Энцо хорошо относился к Джону, но усилия интриганов к лету 66-го накалили атмосферу в команде. Больше всего насолить британцу старался менеджер по фамилии Драгони, который порой шел даже на откровенную подлость – сообщал Феррари, который почти не ездил на гонки, некорректную и даже ложную информацию о прошедших соревнованиях. Этот неудавшийся парфюмер был, что называется, человеком со связями. Куда они вели, в какие сферы, мне, признаться, так и не дано было до конца узнать. Терпение Сертиса лопнуло, когда после победы в квалификации перед «24 часами Ле-Мана» Драгони сообщил ему, что на гонку у команды есть более достойный пилот, посадив на его место Людовико Скарфиотти - племянника главы FIAT Джанни Аньелли, который намеревался выкупить компанию Ferrari у Коммендаторе. Выиграл ГП Бельгии 1966 (второй этап) Сертис явно готов был побороться за титул. Но после той победы Джон стал спорить по поводу гонорара с Энцо Феррари и измученный бесконечными внутренними распрями покинул команду. Сертис хлопнул дверью, хотя позже и признавался, что из-за этого лишился ещё одного чемпионского титула. Сезон он доезжал в Cooper и с двумя победами смог завоевать вице чемпионский титул. А в 1967 он пришел вытаскивать из болота Хонду

Тут Джон смог выиграть ГП Италии к примеру. Но в 1968 его напугало нововведение в виде магниевого кузова. 1969 Сертис  отъездил (малоудачно) в BRM. А в 1970 Джон создал собственную команду.
К сожалению, как руководитель команды Сертис оказался неважным. Хотя по началу вроде все шло замечательно. У Роба Уокера была выкуплена его команда, строились собственные болиды и для Формулы 1 и для Формулы 2.  В 1972 Майкл Хейвуд (другой мотогоночный гений) выиграл на болиде Джона Сертиса чемпионат Форумылы 2 - 1972 года и принес подиум в Формуле 1. Но в 1976 году Джон заключил соглашение о спонсорстве с фирмой Durex - известными производителя сантехники. Все бы ничего, да результаты были не важными, и болиды Джона окрестили гоночными унитазами. В 1978 году уже все потенциальные спонсоры знали, что машины Джона это гоночные унитазы и как-то марать своё имя рядом с таким прозвищем никто не захотел. Просуществовав  тот сезон за счет платных гонщиков, Джон в конце 78 года проект закрыл.
К тому же у Джона к тому времени стали отказывать ноги, как последствие его травм в мотогонках и полноценно руководить командой он не мог. В 1979 году Сертис лег на лечение в клинику, где впервые влюбился, во что-то не относящееся к гонкам. Медсестра из данного госпиталя стала женой Джона Сертиса (он правда до этого уже был один раз женат, но не удачно) Сертис открыл свой магазин мотоциклов с очень большим выбором. После двух дочек, в 1991 году жена наконец родила Сертису сына.
Дальше все печально. Хенри Сертис, единственный сын пожилого чемпиона, погиб летом 2009 года на этапе Формулы 2, от прилетевшего в голову оторвавшегося колеса одного из соперников.
Видео Гран При Монако и победа Стирлинга Мосса  

Tags: 1960, Монако, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

  • Ответ на загадку

    Очень простенький был вчера вопрос. Но все равно нужно дать на него ответ Но сначала про гифку. Режиссер загаданного фильма Роб Коэн в 1993 году…

  • Ответ на загадку

    Друзья, а не познать ли нам себя и правильный ответ на вчерашний вопрос? Война и мир II: Наташа Ростова 1966. Это Война и Мир для девочек,…

  • Ответ на загадку

    Ну вот тебе и знатоки кино. Легкая загадка то, на воображение. А гадали более 15 минут и знатные знатоки так ничего не угадали. Привыкли…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments