Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Титул добытый ногами

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня поговорим о том чем закончился сезон 1959 года, а именно о Гран При США.


Но для начала вспомним, что было между ГП Португалии, о котором мы говорили на прошлой неделе и ГП США. А была Италия и траса в Монце. Трасса казалось должна была подойти Феррари и её пилоту - одному из лидеров чемпионата Тони Бруксу. Но буквально на самом старте у британца отказало сцепление. Однако Джек Брэбэм не смог воспользоваться этим сходом. Он финишировал только 4-м. А выиграл проваливший начало сезона Стилинг Мосс и это была его вторая победа подряд. Внезапно британец вышел на второе место в общем зачете, опередив на 2 очка Брукса и отстав от Брэбэма на 4 очка. Три пилота продолжили борьбу за корону, судьбу которой должна была решить абсолютно не знакомая им трасса в американском Себринге.  Гонке, организатором которой, выступал Алексей Ульман, сын русских эмигрантов  

И поул выиграл Мосс. Не смотря на наличие отличных прямых, мощная переднемоторная Феррари полностью была неуправляемая в поворотах. Брукс с трудом смог взять в квалификации 4-е место. Брэбэм стартовал 2-м. Рядом с ним на первой линии (3-м) расположился Хари Шелл на собственном прошлогоднем Купере.  Блядь, откуда он взялся, удивилась публика. Пилот Шелл конечно хороший, но не на столько же. В общем кто-то из парней Феррари притащил свидетелей, что на самом деле Шелл вылетел в повороте Esses и вернулся на трассу в Webster, срезав тем самым большой кусок трассы. А иначе было непонятно, откуда нашел целых 6 секунд, данный гонщик, на одном круге, в то время как, все остальные круги он безнадежно провалил.. Но Шелл был американцем и поэтому 3-е место за ним оставили.  Благо в гонке таким обманом он пользоваться не мог и первый круг закончил 8-м и дальше так в очки и не попал.     

Мосс ушел вперед со старта. А на стартовой прямой разыгрывалась драма. Брукс пытаясь обойти наскоком проспавшего старт Шелла получил в жопу от Вольфганга фон Трипса, собственного партнера по команде. В итоге Тони поехал в боксы, проверять, все ли в порядке с его болидом.   С годами я стал иначе относиться к гонкам, Помню, что выбравшись в 1956 году Сильверстоуне из разбитого в серьезной аварии BRM, я был готов снова броситься в борьбу, если бы эта машина могла двигаться. Но затем мне стало уже не всё равно, на чем ездить. В финальной гонке сезона-59 меня протаранил "Таффи" фон Трипс, и я поехал в боксы, чтобы проверить машину. Если бы не полкруга, потерянные на этом, то, пожалуй, я мог бы выиграть гонку и титул чемпиона мира. Но я уверен, что поступил правильно. А на 8 круге полетела коробка передач у Мосса (в очередной раз) и пилот Walker в который раз пролетел мимо титула. (Ближе к чемпионству он был только в 58). 

Брэбэма приследует Маклаен  
В лидеры гонки вышел Джек Брэбэм. Вторым следовал его партнер по команде Брюс Макларен, далее ехал Морис Тринтеньян из Walker, на 4-е место вышел Брукс, без всяких шансов догнать австралийца. Последний круг, два поворота до финиша и вдруг мотор Брэбэма захрипел и сдох. Перед началом гонки Джек вылил из болида немного топлива, надеясь за счет уменьшения веса, увеличить скорость и вот это самый бензин окончился. Остановился удивленный Макларен, Джек махнул ему рукой, что бы тот ехал дальше. Промчался Тринтеньян, когда же на горизонте показался Брукс, Джек выпрыгнул из машины и покатил её к финишу.

Символичное фото, Джек толькает машину а мимо проноситься Брукс, его главный соперник в этом сезоне.  
Остальных соперников Брэбэм обогнал на круг и более, по современным правилам он был бы 4-м. Но тогдашние правила гласили, что гонщик должен пересечь финишную ленту, что бы получить очки. Толкать машину до финиша не запрещалось, однако пилот должен был делать это самостоятельно, без посторонней помощи. Он заглох на прямой, Back  Straight и толкать болид ему пришлось два поворота, причем в горку. За пару метров до финишной прямой Джек чуть было не потерял сознание от обезвоживания и усталости. Но он сделал это, он дотолкал болид и рухнул на асфальт. Это пожалуй самый выстраданный титул за всю историю Формулы 1. Хотя, даже если бы Джек сошел, финишировавший третьим Брукс его по очкам не догонял бы.   

Победителем гонки стал Брюс Макларен, и он оказался самым молодым победителем Гран При Формулы 1 в истории. Ему было 22 года и 104 дня, моложе его по этому показателю только Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель. Рекорд Макларена продержался более 40 лет. В награду он кстати получил несколько акров земли возле трассы. Брукс благодаря 3-му месту оказался вторым в чемпионате, обойдя Мосса. Гран При США не привлекло внимание американской публики, зрителей собралось мало и Ульман вошел в долги. Но через год он организует Гран При США в Риверсайде, а в Себринг Формула 1 больше не возвращалась. Может и правильно, уж очень эта трасса кочковатая и жесткая.  
На Гран При США 59 года дебютировало несколько местных пилотов. 
Боб Саид

Bob Said (Boris Said) родился 5 мая 1932 года в пригороде Нью-Йорка  Гринвиче, США в семье эмигрантов из России (отсюда русское имя) и Сирии. В 1953 году Саид выиграл незачетную гонку в Руане, став первым американцем выигравшим что-то в Европе  после войны. У него было пару призовых мест и в 1954, но потом Борис оставил автоспорт.  Спустя три года Саид вернулся в гонки спорт-прототипов но былых успехов уже не было. Не повезло ему и на ГП США 59. Он взял в аренду прошлогодний Connaught у Пола Эмерли  и буквально на старте у машины заблокировало колесо. Затем он стал пилотом бобслея и принял участие в Олимпийских играх 1968 года в Гренобле и 1972 в Саппоро. Этот удивительный человек также отлично разобрался на рынке недвижимости, заработав на спекуляциях огромные деньги. Ещё более невероятное, что Борис Саид получил Оскар, как продюсер лучшего документального фильма - Загадки Сфинкса. Во время просмотра церемонии вручения Оскара 2002, Саид и умер, случилось это 24 марта а причиной смерти стал рак. Его сын кстати выступал в Наскаре. 
 
Джордж Константин

George Constantine родился 22 февраля 1918 года в США. Этот американец изредка внезапно выстреливал, не смотря на возраст. В 1956 он выиграл этап  SCCA (гонки на серийных авто)в Уоткинс-Глене. В 1959 году вместе с будущим пилотом Ф1 Уолтом Ханглером он выиграл Нассау Трофи, американская  комисия автоспортивных судей назвала их обоих гонщиками года. 

И вот гоншик года, взял в аренду у Майкла Тейлора прошлогодний Купер, чтобы сойти из-за неисправности прокладки головки цилидра. Последним успехом Константина стало 5-е место (победа в своем классе) в 3 часах Дайтоны. А потом его скосила длительная болезнь, от которой Джордж умер 7 января 1968 года. 

Харри Бланчард

Harry Blanchard родился 30 июня 1931 года в США. В отличии от большинства соотечественников игнорировал гонки «миджетов», чемпионат USAC, его настоящей страстью были гонки на спортивных автомобилях.  В 1959 году Бланчард стал чемпионом США по гонкам на выносливость. 

В том же году Харри финишировал 3-м в незачетном Гран При Уоткинс-Глена. И вот за рулем собственного Порша он принял участие в ГП США и стал единственным из дебютантов, кому удалось финишировать (7-м и последним). 31 января 1960 года во время гонки 1000 км Буэнос-Айриеса Порш Харри перевернулся и вспыхнул выбраться из под обломков Бланчард не успел.

Фил Кейд

Phil Cade (Philip Cade) родился 12 июня 1916 года в Чарльз-Сити, штат Айова, США. В 1951 году Фил стал выступать на своём Мазерати 1938 года в кузовном чемпионате США. И только когда спустя три года Фил установил в Мазерати движок от Шевроле у него появились первые победы. На этой допотопной и странной Мазерати  Кейд и стартовал в ГП США. В 60-х он участвовал в чемпионате США по горным гонкам. Умер 28 августа 2001 года. 

И единственным пилотом, кто решил, попробовать на этой трассе болид из овальных гонок Инди оказался, этот ле 
Роджер Уорд

 Rodger Ward родился 10 января 1921 года в Белойте, Канзас, США, в семье Ральфа и Женевы Уордов. В 1930 семья уехала в Анахайм, Калифорния. Его отец работал в автобизнесе в Лос-Анджелесе, а сам Роджер уже в 14 лет построил хот род на базе Ford. В годы войны Уорд оказался боевым пилотом а после стал летчиком инструктором. Он поселился в Вичита Фэллс в Техасе, там находился гоночный трек, и вскоре любовь к гонкам у летного инструктора взяла вверх. В 1946 году Роджер Уорд увольняется из армии. Он стал гоняться в миджетах. В 1950 он пинес первую победу двигателям Форд и выиграл одну из младших гоночных серий, все это позволило Роджеру дебютировать в Инди 500 1951 года.
 
Дебют Уорда. Роджер проехал 34 круга и его машина сломалась прямо на стартовой прямой. 
В 1953 году Уорд выиграл два этапа USAC (так тогда назывался Индикар, хотя на самом деле в тот год он назвался ААА). В 1956 еаконец-то смог финишировать в Инди 500 (8-м). Затем последовали три победы на этапах в 57, две в 58. И наконец победа в Инди 500 в 1959. 



 В том же году выиграв ещё три гонки Уорд стал чемпионом  USAC. На этом же болиде Роджер и решил выступить в ГП США. Болид Kurtis, двигатель Offenhausen. Причем Роджер был уверен, что всех порвет. Он накануне гонки пришел в боксы команды Купер и стал всех уверять, что против него, чемпиона USAC и его техники, у них просто нет шансов. Почему? спросил его Джон Купер. Потому, друг мой, что в Инди 500, повороты куда круче. Ты видел, как я легко в них вписывался и поворачивал? Куда вам тягаться со мной, на этих букашках?

Итог квалификации пролился на Уорда холодным душом. Он был последним. В гонке у Уорда отказало сцепление и едва сойдя, Роджер побежал в боксы Купер, узнавать сколько стоит их болид. Уорд правда всеже остался верен американским болидам. Он запомнился эпической борьбой на трагическом Инди 500 1960 года с Джимми Ратманом, которому он уступил. В 1962 году Роджер во второй раз выиграл Инди 500. 

В 1963 он снова принял участие в ГП США, выступал он теперь на Лотусе, команды Реджа Парнелла и в принципе неплохо ехал, но сошел из-за коробки передач.
 
Роджер Уорд и Джек Брэбэм. 
В 1966 году, финишировав 5-м в Инди 500 Роджер Уорд ушел из гонок. Я всегда говорил, что уйду из гонок, как только пойму, что они не приносят мне удовольствия. Сегодня было именно так. Одно время он поруководил трассой в Онтарио а затем вернулся к своей ранней любви – стал менеджером группы авиакаскадеров. Умер 5 июля 2004 года в доме родителей.
Видео - Гран При США

Tags: 1959, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Дай пять!

    За несколько дней до Гран При Сан-Марино в Маранелло приехал сам Рон Дэннис. Что это? Может быть готовится сведение двух непримиримых соперников? Но…

  • Вопросы , вопросы

    В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне.…

  • Свет далеких побед

    Ну что-ж, приятные приятности закончились и пора вернутся, не к столу будет сказано, 1992 год в Формуле 1. К третьему этапу единственной надеждой на…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments