Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Месть по португальски

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта, вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня у нас на очереди Гран При Португалии 1959 года.




Но сначала вспомним, что происходило в чемпионате мира, после ГП Британии, которое мы разобрали на прошлой неделе. А прошло Гран При ФРГ, на скучной, но опасной трассе АФУС. Напоминающая свои силуэтом спичку, трасса, проложенная по дорогам обычного автобана идеально подошла к   большим и мощным Феррари. Все три первых места заняли пилоты итальянской команды. Выиграл Брукс, сокративший разрыв от Брэбэма до 3-х очков, ибо Джек сошел из-за поломки сцепления. Также та гонка запомнилась зрелишными авариями Хермана и де Бофора и гибелью в гонке поддержки Жана Беры, ещё пару гонок назад, выступавшего в составе Феррари. 
И вот трасса в Португалии.

На первый взгляд, казалось, что имеюшая длинную прямую трасса, тоже должна подойти Феррари,  но нет, квалификация окончилась для итальянцев провалом. Лучшая из Феррари оказалось лишь на 6 месте, и то был это не Брукс а Дэн Герни. Брукс так и вообще стартовал 10-м.     

Феррари провалилась на вроде бы не сложной португальской змейке.  
А поул выиграл Стирлинг Мосс, вернувшийся из команды отца в команду Роба Уокера, вроде бы решившего проблемы с надежностью приобретённых Куперов. На две секунды англичанин опередил на своей частной машинке. заводских пилотов Cooper - Брэбэма и Грегори .  Куперы оказалось идеально подходили для этой трассы и со старта заводские пилоты вырвались вперед, обойдя замешкавшегося Мосса.   

Харри Шелл тянется за водой, он в итоге финишировал 5-м. 
Но Мосс ещё до конца первого круга смог обогнать их назад. Так они и ехали друг за другом Мосс - Брэбэм - Грегори, постепенно растягиваясь. Преимущество Мосса было на этой трассе таковым, что он обошел на круг даже ехавшего вторым Брэбэма.  И все бы возможно так бы и окончилось, если бы не дебютант Гран При - португалец Ниша Кабрал. Настолько Ниша не хотел что бы его обгонял при родных трибунах, что сначала уперся против Мосса, а затем перекрыл путь Джеку. Брэбэма при попытке обгона занесло и его болид влетел в телеграфный столб. Австралиец вылетел из машины и упал на трассу, прямо под колеса Грегори. По счастью Мастен успел увернуться и не наехал на напарника. 

Уникальное фото, на нем видно, как пытаются привести в чувство контуженого Брэбэма
Грегори, в итоге, финишировал 2-м, показав лучший результат в своей карьере. Дэн Герни на Феррари пересек финишную черту третьим. А Тони Брукс так в очки и не попал, хотя и финишировал, тем самым лишив себя реальной возможности обойти сошедшего Брэбэма в чемпионате. Зато на расстояние одной победы к Брэбэму приблизился Мосс, их разделяло 9 очков а впереди было ещё 2 гонки.

Страница журнала МотоСпорт со статьей про победу Мосса в Португалии. Ну и собственно сам победный финиш.
Так кто же такой Ниша де Кабрал, чуть было не угробивший Джека Брэбэма? 

Mario Araujo de Cabral (Nicha de Cabral) родился 15 января 1934 года в Порту, Португалия. "Ниша" Кабрал, которого по праву считали одним из быстрейших португальцев 60-х, стал первым представителем своей страны в Ф1.

Кто это такой в Европе совершенно не знали, да и у себя на родине до этого, он был мало известен. И тем не менее ему удалось купить место на ГП Португалии в составе команды Centro. И в квалификации Марио Аруйо де Кабрал земляков порадовал. Он к примеру опередил пилотов Lotus - Грэма Хилла и Инеса Айрленда (а это напомню будущие чемпион мира и победитель Гран При). Правда в гонке он отстал от Мосса на 6 кругов, финишировал последним, да ещё и попал в неприятную историю с Брэбэмом. Хорошо ещё, что Джек не пострадал, хотя его машина была уничтожена.  

В общем постоянного места в Centro он не заслужил, но через год его снова пригласили на ГП Португалии. На несколько измененной трассе (добавили ещё больше поворотов) де Кабрал по ходу гонки обогнал фон Трипса (Феррари), Айрленда (Лотус) и Жендебьена (Yelman Credit), но на его купере отказало сцепление. А потом Гран При Португалии на 24 года исчезло из чемпионата. Нише правда успел финишировать 4-м в сложном, не зачетном Гран При По, как его призвали в армию.    

Два года лучший португальский автогонщик служил в воздушно-десантных войсках в Анголе. Причем это были не простые годы. Тогда вся Африка стояла на ушах в поиске независимости. Наверняка де Кабрал принимал участие в операциях по усмирению местного населения. В 1963 году он вернулся в гонки и после ряда весьма средних результатов его пригласили в  Centro запасным пилотом команды. Правда новые Cooper ему не понравились, кроме того пилот команды Лоренцо Бандини никак не давал повода себя подменить (де Кабралу правда удалось проехаться на ГП ФРГ). И тогда  де Кабрал плюнул и заплатил за место команде Serensimma, что бы выступить на ГП Италии. 

В те годы особого общего регламента проведения гонок не было. И организаторы Гран При Италии, начудили по полной. Для начала лишь в пятницу удалось договориться о конфигурации трассы (желая подыграть Феррари, гонку хотел провести на крайне опасном овале). Едва окончилась квалификация, как организаторы объявили, что на старт попадают только 20 лучших гонщиков. Отлично, если не считать того, что де Кабрал показал 21 время и знай он заранее об этой новости, португалец наверняка прибавил бы. Но буквально через пару часов Ниша нашел повод отомстить. Выяснилось, что квалификацию не прошел любимец публики Джанкарло Багетти, мучившийся с болидом команды ATS. Недовольная публика стала сдавать билеты и организаторы побежали с выгодным предложением к опередившим Багетти гонщикам, за деньги отказаться от результата, опередившего результат Багетти, что бы тот смог стартовать хотя бы последним.  Раби, Сеттембер, де Бофор согласились, де Кабрал же просто расхохотался и чуть ли не бросил деньги в лицо итальянским чиновникам. В результате всех участников данного фарса (де Кабрала и Багетти) записали в отказавшихся от участия в гонке. Через год Ниша де Кабрал отомстил итальянцам ещё раз.     

В 1964 году его пригласили в состав команды Derrington-Francis, которя пользовала те самые прошлогодние болиды ATS, на которых опозорился Багетти. И на ГП Италии де Кабрал не только прошел квалификацию но и показал время быстрее, чем Багетти и экс чемпион мира Фил Хилл на этих болидах в прошлом году. На следующий год португалец тяжело разбился на этапе Формулы 2 в Руане и выбыл из гонок на 3 года. Он вернулся в гонки и выступал в соревнованиях спортпрототипов. В 1971 году ему удалось финишировать 2-м на этапе в Испании. Сейчас Марио Аруйо де Кабрал живет в Лиссабоне.
 
Видео и хотя авария Брэбэма в кадры не попала, на этой пленке можно к примеру увидеть пилотов Астон Мартина - Сальвадори и Шэлби, а также пилота BRM Боннье, играющих в покер.  


 
Tags: 1959, Португалия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Coldplay, Nine Inch Nails и The Wallflowers, альбом от Royal Blood. Ну и в честь прошедшего праздника начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске старый-новый The White Stripes, свежие Royal Blood и ДДТ, ну а начнем мы с напоминания, что понедельник день тяжелый…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments