Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Ден Герни - человек, немного изменивший Формулу 1

Традиционный пост по четвергам про автоспорт. Вспоминем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня речь пойдет о Гран При Франции 1959 года. 



Напомню, что в чемпионате лидировал пилот Cooper Джек Брэбэм а следом за ним расположился выигравший ГП Голландии, швед Ио Боннье на BRM. Тем временем не довольный результатами первых двух гонок Феррари увеличил число гонщиков. К Тони Бруксу, Жану Бера и Филу Хиллу добавили Олевье Жендебьена и новичка - американца Дэна Герни. А Стирлинг Мосс не совсем довольный подготовкой Walker, перебрался в команду своего отца Альфреда - BRP, решившую перебраться из Ф2 в Ф1 и пользующаяся болидами BRM. И показалось, что Феррари смогли наконец найти скорость. Поул выиграл Брукс, вторым оказался Брэбэм, третьим Хилл. Второй ряд - Мосс и Бера. Третий - Боннье, Грегори (Cooper), Тринтеньян (Walker). 
nbsp;
И старт выиграл Брукс. На второе место проскочил Мосс, а следом пристроился Грегори. Жан Бера же перед родной публикой заглох на старте. Он смог продолжить гонку, но до финиша не добрался, что имело для француза весьма печальные последствия. Пьяная драка в ресторане с менеджером Феррари, в присутствии журналистов и увольнение из команды.

Жан Бера, последняя гонка за Феррари и последнее Гран При Ф1 в его жизни.
 Но вернемся в гонку. Несколько пилотов аутсайдеров, вылетев с трассы, вернувшись привезли с собой на трассу камни. Один из этих камней угодил в лицо быстрому, но не везучему Грегори. Мастен к счастью отделался глубоким порезом, но гонку продолжить не смог. Ещё несколько пилотов сошли из-за повреждённых камнями болидов. Тем временем на второе место выскочил Трентиньян, однако француза развернуло и пока он руками разворачивал свой болид, мимо промчались радостные соперники. Вышел было на второе место Брэбэм, но его вскоре обошли Фил Хилл и Бера. Три Феррари лидировали в гонке. 

Пилот Centro, бразилец Фриц Д'Ори успевает попить водички  
Бера как вы помните загнал свой движок. Мосс обошел Брэбэма и вышел на 3-е место, но буквально на последнем круге у него отказало сцекпление. Стрилинг дотолкал машину до финиша...

Но был дисквалифицирован (за ним оставили только одно очко за быстрый круг). Таким образом, следом за Бруксом и Хиллом оказался Брэбэм, сохранивший лидерство в чемпионате. Но скорость Феррари конечно же впечатлила
На Гран При Франции дебютировало сразу несколько пилотов, но особый интерес представлял конечно же длиннющий дебютант Феррари - Дэн Герни, человек, который сделал много для того, что бы Формула 1 выглядела сегодня так.
И победителю вручаем наш традиционный приз ящик шампанского, объявил диктор, по стадиону в Брэд-Хэтче, трассе, принявший не зачетную гонку Формулы 1.  Выхватив одну из бутылок Дэн стал её откупоривать ибо хотелось пить. «Ящик шампанского, что с ним делать, лучше бы дали денег» думал Герни, в этот момент, пробка вылетела из бутылки и струя обдала Гари Уеслейка - конструктора движков, команды Герни. Смешно, подумал Дэн и стал поливать шампанским соперников, журналистов и болельщиков, окруживших подиум . Так на глазах, родилась новая, знаменитая  традиция Формулы 1.
an Gurney (Daniel Sexton Gurney) родился 13 апреля 1931 года в Порт-Джеферсоне, штат Нью-Йорк, США в семье оперного певца Метрополитен оперы. Юношей уехал в Риверсайд, вместе с семьей, после того, как отец ушел со сцены.  Именно в Калифорнии Дэн стал участвовать в первых гонках, это был нелегальный драг рейсинг. А затем Дэна забрали в армию и он участвовал в Корейской войне, по слухам в спецназе.  

Вернувшимуся с войны, Герни конечно простые гонки от полиции по улице стали не интересны. В 1957 году Дэн пришел на покатушки команды Феррари, где за денежку могли попробовать свои силы, все желающие. И Герни сразил всех, показав время лучше, чем заводские пилоты  команды спортпрототипов - Кэрролл Шелби и Фрэнк Арсиеро. Затем он финишировал 2-м в незачетном ГП Риверсайда, позади Кэрролла Шэлби опередив таких звезд как Фил Хилл, Уолт Хансген и Мастен Грегори. Всё это привлекло к Дэну внимание Луиджи Чинетти, главного поставщика Феррари в США. 

В 1958 году Дэн в составе американского отделения Феррари поехал на 24 часа Ле-Мана. Это была Феррари команды Луиджи Чинетти - North American, и это  экипаж состоял из молодых американцев. Герни отлично провел свой этап, но его партнер Кесллер разбил машину. Наконец в 1959 году Дэн выиграл 12 часов Себринга и его пригласили в расширеный состав Феррари в Формулу 1. 

Герни дважды финишировал в дебютный сезон 2-м, на абсолютно незнакомых европейских трассах и в конце сезона,  обосновано подошел к Энцо Феррари за добавкой к зарплате. Энцо же Феррари всегда считал, что пилоты должны уже биться в экстазе от одного факта, что им доверили руль красной машины. поэтому вместо добавки Дэна просто выгнали из команды.

Все ещё в Феррари - Ф. Хилл, Д. Герни, Т. Брукс.
Его тут же прибрали к рукам в BRM. На ГП Нидерландов Дэн угодил в жуткую аварию, из-за отказа тормозов, сломал руку, а болид Герни убил стоявшего близко к трассе пацана. Это был самый опасный инцидент за всю его карьеру. Но из этой трагедии Дэн смог извлечь пользу, его обращение с педалью тормоза стало более аккуратным, что стало приносить результаты, особенно в гонках на выносливость. Так и не заработав за BRM очков (он несколько раз финишировал 7-м), долговязый американец перебрался в дебютировавший в Формуле 1 - Порш.

В 1961 у него была серия вторых мест, и глубокое разочарование на ГП Франции. Герни лидировал в гонке, но на последнем круге его обошел слипстримом дебютант Джанкарло Багетти. Герни не стал его блокировать, считая такие действия опасными и глупыми. И в этом проявился новый стиль Герни. Это был классический стиль с очень дозированной долей  риска. Герни очень не любил рисковать, но был быстр и стабилен, это принесло ему общее 3-е место в сезоне 1961. 

В 1962 году Porsche существенно усилил двигатель, он оказался мошным, но ненадежным. Они не смогли стартовать в Бельгии. В Голландии Дэн сошел а его партнера Ио Боннье на круг обошел Карл Годвин де Боффор на Порше 3-х летней лавности. Но тем не менее усилия не прошли даром  Дэн выиграл ГП Франции (гран при пропущенный Феррари из-за  забастовки деспечеров), это не только его первая победа в ГП, но и первая победа Porsche.    Немцы ушли в конце сезона, но Герни успел познакомиться с менеджером по связи с общественностью Эви Батц, на которой жениться семь лет спустя. Вместе с Кэрроллом Шелби Герни хотел создать собственную команду в Ф1, но тогда эта затея не удалась и он перебрался в команду дебютант - Джека Брэбэма. 

Дэн Герни и Джимми Кларк. На похронах Кларка, отец Джимми сказал Дэну, что тот был единственным пилотом, котого его сын побаивался
Вообще его выступления у всех в команде Брэбэма  оставили двоякое впечатление. С одной стороны он принес Brabham первую победу, с другой стороны, он постоянно жил в Америке и приезжал только на Гран При, никак не участвуя в развитти болида. Кроме того, его больше стали интересовать гонки спортпрототипов, правда 2-х метровый Дэн не в каждый прототип помещался.  

Его высокий рост всегда был проблемой, и в Ford  делали даже специальный высокий колпак для машины, в экипаже которой должен был ехать Герни (он известен как пузырь Герни). Дэн даже разработал мотоцикл Аллигатор с низкой посадкой для пилотов высокого роста. Но благодаря своему росту Дэну удалось измнить облик пилотов Ф1. На ГП ФРГ 1967 года Дэн Герни стал первым пилотом одевшим шлем с закрытым забралом, позаимствованным на соревнованиях по мотокроссу.  

Я был далеко не самым низкорослым пилотом в Ф1, так что раньше получал сполна все то, что летело мне в лицо. В полнозащитном же шлеме я почувствовал себя совсем иначе, гораздо лучше – словно пересел из открытого родстера в закрытое купе. Это, несомненно, был огромный, революционный шаг вперед. Однако, такова природа людей, что лишь через пару лет такие шлемы стали использовать большинство. Кроме того, многие (в том числе и я сам поначалу) сомневались, будет ли такой шлем хорош в дождь и не запотеет ли изнутри стекло. Но принятие мер, предотвращающих запотевание визира, делало его пригодным и для гонок в сырую погоду. Наконец кто-то из гонщиков, полагаю, испытывал в таком шлеме чувство клаустрофобии
К тому времени Герни выступал уже за собственную команду. 

В 1966 году Герни неожиданно покинул Brabham, не смотря на то, что за время выступлений за команду австралийца, выиграл два Гран При Формулы 1. Его мечтой было создать собственную команду, что бы за неё выступали исключительно американцы а шасси и двигатель, строились в США. 

В те годы Goodyear, очень хотел потеснить Firestoyn с американского рынка, и поэтому когда Дэн обратился к директору компании с просьбой профинансировать создание собственной команды, Виктор Холт охотно согласился и даже придумал ей название All American. После этого Дэни уже неудобно было давать команде своё имя, болиды же он назвал Eagel, считая название All American  идиотским и "ура патриотическим". В 1967 году Дэн смог принести своей команде первую и последную победу в чемпионате, выиграв ГП Бельгии. В той гонке он преследовал Кларка и Стюарта. Кларк сошел из-за технических проблем. А Герни показав быстрый круг смог обойти Стюарта и финишировать в минуте впереди него.  Герни оказался единственным пилотом в истории, принесшим первые победы в Ф1  трем разным командам (Porsche, Brabham и All American). В том же 1967 году Герни победил в 24 часах Ле-Мана и выиграл этап серии INDYCAR в Риверсайде. 

Отличный был год 67-й, а в 1968 все рухнуло. Сначала откровенно ложанулся тот самый Уеслейк, поставлявший движки для команды Герни. На фоне стоявших на Лотусах и Макларенах двигателях Cosworth, движки Wesleik, собираемые на оборудовании времен первой мировой, оказались слабыми и ненадежными. Потом в горной гонке погиб бывший пилот команды Герни - итальянец Людовико Скарфиотти ,с учетом, что в тот год погибло ещё три гонщика, для американца, это оказалось перебором. .   Дэн в сердцах перевел свою команду в серию INDYCAR, посчитав её более безопасной. Он проведет ещё несколько гонок Ф1 в составе команды McLaren и выступит в ряде гонок  INDYCAR. В 1970 году его карьера пилота окончиться. 

Герни управлял собственной командой в серии Индикар, помогал в проектировании трассы Ф1 в Лонг-Бич. В 1979 году он подержал раскол серии, тогда она называлась USAC и вместе с Рождером Пенске, Патом Патриком и Бобом Флетчером создал современную серию INDYCAR. Именно Дэн написал призыв названный «белым письмом» к другим руководителям команд, где изложил почему его не устраивают дела в USAC.   В 1986 году его команду выкупила TOYOTA, и Герни помогал команде строить спортпрототипы для гонок в Дайтоне и Себринге. Он вернулся в CART в 1996 году, но окончательно ушел в 1999. 
И кратко о двух  других дебютантах. 
Колин Дэвис

Colin Davis родился 29 июля 1932 года в Лондоне, Англия в семье легендарного английского гонщика Сэмми Дейвиса победителя 24 часов Ле-Мана 1927 года в составе «парней Benetly», в следствии ставшего редактором журнала Автокар. Этот журнал и размешал свою рекламу на машинах Колина в период его карьеры. Участник британской Ф3, в 1959 году он выступил на ГП Франции и ФРГ в составе Centro. Главным же его успехом стала победа в Тарго Флорио 1964 года, он также однажды финишировал 4-м в 24 часах Ле-Мана. В 70-х Дэвис работал редактором  журнала Автокар, затем перебрался жить в ЮАР, где работал тележурналистом. Умер после тяжелой болезни 19 декабря 2012 года. 
Ещё одним дебютантом Centro стал бразилец Фриц д'Ори

Fritz d’Orey (Frederico J C Themudo d Orey) родился 25 марта 1938 года в Сан-Пауло, Бразилия в семье состоятельных эмигрантов из Португалии, занимающихся экспортом автомобилей Пакарт. Фрицом его прозвали в дестве глупые дети, узнав, что  дед Федерико, по матери, немец. В 1958 году Фриц купил подержаную Феррари у экс пилота Ф1 Чико Ланди и отлично выступил на ней в Южно-Американском чемпионате. 

Феррари была с двигуном от Корветта. В первой же гонке Фриц финишировал 2-м, в следующей лидировал но сошел из-за двигателя и в третьей финишировал 4-м. Тут то за его карьеру взялся сам "маэстро" Фанхио. Пятикртатный чемпион мира  "пробил" молодому южно-американцу место в Centro. Он выступил за команду на ГП Франции и Британии и проехался на ГП США в составе  Camoradi.

Дори в США
Возможно, в 60-х в Формуле 1 появился бы первый чемпион из Бразилии.  В принципе к этому шло. В 1960 Фриц финишировал 6-м в 12 часах Себринга и получил место в заводской команде Феррари в гонках спортпрототипов. Но во время гонки 24 часа Ле-Мана бразилец попал в серьезную аварию.  

Это было в середине гонки перед Maison Blanche, моя машина была заблокирована Jaguar, съехала с дороги, и на скорости  около 270 км / ч, врезалась в дерево, водительской стороной, а я был выброшен в кусты рядом с трассой. Из-за этого, я провел восемь месяцев в больнице, и моя карьера закончилась.
Сейчас Фриц дОри живет в Рио, и иногда появляется на исторических гонках и телевиденье. Он работал на в строительной фирме отца  а сейчас Фриц занят неполный рабочий день в компьютерной фирме.   


Tags: 1959, Формула 1, Франция, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Coldplay, Nine Inch Nails и The Wallflowers, альбом от Royal Blood. Ну и в честь прошедшего праздника начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске старый-новый The White Stripes, свежие Royal Blood и ДДТ, ну а начнем мы с напоминания, что понедельник день тяжелый…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments