Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Не профессионал

Традиционный пост по четвергам об автолспорте. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. С этой недели начнем вспоминать сезон 1959 года и сегодня у нас Гран При Голландии 1959.



Вообще конечно-же Гран При Голландии не был первым Гран При сезона. Уже прошли ГП Монако и Инди 500. Инди 500 была столь специфическая гонка, что болиды Ф1 в ней не участвовали,  и о ней я рассказывать не буду. Монако трасса городская и единственная в своём роде, поэтому об истинной силе команд и болидов можно было узнать только на узкой голландской трассе, проходивший на песчаном морском побережье. И квалификация всех озадачила, поул выиграл швед Ио Боннье на BRM.

Ио Боннье за три года участия в Формуле 1 заработал пока только 2 очка, BRM тоже вроде бы и светилась на подиумах, но побед или поулов в активе не имела.
Но со старта вперед вырвался американец Мастен Грегори. Мастен, напомню в своей первой же гонке Ф1, финишировал на подиуме, и он после двух лет мытарств по частным командам, наконец получил место в заводском Cooper. Поэтому от Грегори ждали побед и он стал оправдывать авансы, отлично стартовав с 7 места.  Правда агрессивная манера вождения американца не к каждой технике подходила, и вскоре Грегори испортил коробку передач. В лидеры вернулся Боннье но его тут же обошел Джек Брэбэм.

Брэбэм как и Боннье имел лишь пару очков в активе, но в отличии от шведа он выступал уже довольно долго и по сути сезон 59 должен был стать для него решающим, достоин ли австралиец остаться в Формуле 1. И первое же Гран При сезона в Монако, показало, что достоин. Маленький, юркий Cooper, идеально подошел к трассе в Монако и Джек выиграл. Сейчас же легкая но не слишком мощная машинка, позволяла ему лидировать в Гран При Голландии. Но не долго, вскоре его обогнали, но был то не Боннье а Стирлинг Мосс    

После гибели на последнем Гран При 1958 года Стюарта Льюиса-Эванса, Тони Вандервелл  закрыл свою команду Vanwall, посчитав что его слабое сердце не выдержит ещё одной такой трагедии. Мосс растроенный очередной неудачей в чемпионате, перешел в частную команду Walker.  И начало сезона показало, что он не ошибся. Walker использовали такие-же Cooper что и Грегори с Брэбэмом. В Монако Стирлинг выиграл поул и лидировал за несколько кругов до финиша, пока не полетела трансмиссия. К сожалению технические неисправности не покинули его и на этом Гран При, на 63 круге у Мосса вылетела коробка передач. И в лидеры вернулся Боннье, под шумок обогнавший Брэбэма.

Масштабная копия победившего BRM.
В итоге выиграл Боннье, вторым финишировал Брэбэм, сохранивший лидерство в чемпионате. Третьим оказался, так хорошо стартовавший Грегори. А четвертым финишировал единственный дебютант данного Гран При - Иннес Айрленд, о нём и пойдет наш дальнейший рассказ.

Бля, кажется я опаздал. С такими мыслями Иннес Айрленд вбежал на автодром и помчался к боксам, где его ждал разъяпенный Тим Парнелл. Квалификация Гран При Мексики 1965 года. была в самом разгаре и болиды усиленно штамповали круги.
Тим, я всё объясню, чертов Мехико, не туда свернул и вот результат, заблудился. Сказал Айрленд, стараясь не дышать на Парнелла младшего перегаром.
Иннес, сколько ты лет в Формуле 1? Шесть? И ты так и не научился приезжать на автодром во время? Извини друг мой, но это не профессионально, ты уволен.
Не профессионально? Уволен? Кажется я это уже слышал подумал Айрленд. Как на зло в это время по трассе раздалось "Поул-позишин выиграл Джимми Кларк".

 Innes Ireland родился 12 июня 1930 года в деревушке Курккуд-брайте, Шотландия, в семье ветеринара, в юности подавал неплохие надежды как регбист. Странно, но много лет спустя там же родится Дэвид Култхард. Иннес выучился на инженера, и работал в этой должности в Rolls-Royce, сначала на заводе в Глазго, а затем в Лондоне. Потом его забрали в армию. Он служил в составе парашютного корпуса в Египте и Палестине, из армии вернулся в 1956 году и работал полицейским. В 1957 году полицейского Айрленда, о водительском мастерстве которого слухи вышли за приделы полицейского управления, пригласили представлять честь графства на любительских британских соревнованиях. И шотландец многих поразил своей скоростью. Ну а уж, когда умершая старая знакомая семьи завешала свой росскошный Bentley Иннесу, тот твердо решил связать себя с гонками. Он продал Бентли и купил себе Лотус 11.

В 1958 его пригласили в британский чемпионат GT и Иннес выиграл одну гонку и даже поучаствовал в 24 часах Ле-Мана. На следующий год Колин Чепмен пригласил его в команду спортпрототипов. Айрленд с ходу выиграл в своём классе 12 часов Реймса. А тут как раз второй пилот Лотуса, американец Пит Лавли, решил бросить гонки ради бизнеса в Сиетле. А не хочешь ли выступить за рулем болида Ф1? Спросил Чепмен. Давай попробуем Колин. Ответил Иннес. И попробовал. Он финишировал 4-м в незачетном Интернешинал Троффи и с ходу финишировал 4-м в первом же Гран При Формулы 1.

В тот год, ненадежная техника, больше очков набрать не позволила. Зато в 1960 Айрленд смог занять 4-е место в общем зачете, финишировав 2-м в той же Голландии и выиграв два незачетных Гран При.

Лотус 1960 - Колин Чепмен, Иннес Айрленд (обратите внимание на бутылку), Джимми Кларк и Алан Стейси.
Конечно большие надежды Айрленд возлагал на 1961 год. Но в машине его не устроили тормоза. На тестах Айрленд обратил внимание на эту проблему, но Чепмен ответил просто. .Он просто закатал рукава, надел шлем и уже после второго круга повторил результат Айрленда, а на четвертом превзошел.  Когда Колин вернулся в боксы. Айрленд спросил. Как, она себя вела, когда ты нажимал тормоза? Колин ответил А я не тормозил – я же не гонщик, верно? Все это здорово, но на первом же Гран При в Монако Айрленд угодил в аварию и сломал ключицу - отказали тормоза.

Айрленд и Грэм Хилл - экс партнер по Лотусу
Едва вернувшись в гонки Айрленд чуть не сгорел заживо на ГП ФРГ. Но зато он победил в последнем Гран При сезона - США. Иннес стал первым победителем ГП в составе  Lotus, в благодарность Колин Чепмен его уволил

Пьяный Айрленд в объятиях Кларка отмечает победу в США
В вину Айрленду Чепмен поставил то, что если не считая ГП США, за сезон Иннес заработал только 3 очка. Прогрывал Кларку по скорости. И самре главное Иннес страшно пил. Он мог выехать на трассу с бодуна, по боксам бегали пьянные проститутки в поисках Иннеса. После победы в США, Иннес, напившись стал в гостиничном номере палить из пистолета. Все это по мнению Чепмена было непрофессионально и вредило имиджу команды. Очевидно это стало поворотной точкой в моей карьере. Чепмен признал, что Кларк имеет долгосрочный потенциал. У меня была своя точка зрения, надо признать, я в Джимии несколько сомневался.

Айрленд и Чепмен на подиуме ГП США
У Айрленда был свой взгляд на проблему Я так и не понял тогда, не  понимаю и сейчас, за что я был уволен. Понятно, что у каждого из нас на этот счет может быть свое мнение. Полагаю, одной из причин было то, что Колин никогда не любил платить деньги обоим своим заводским гонщикам, а моя зарплата постоянно росла с 25% стартовых до тридцати трех с третью, а потом до 50 % в 1961 году. Я всегда верил Колину. Я испытывал невероятное доверие к нему самому и к его конструкторским способностям. Я чувствовал, что он если не гений, то что-то близкое к этому. Я никогда не гонялся ради себя – всегда за Lotus. В те далекие времена не было ни одного журналиста, который с одобрением писал бы о Lotus. Чепмена травили и вызов состоял для меня в том, чтобы «именем бога я и Колин вытащили Lotus в первые ряды». И вот в 1961 году забрезжил свет в конце тоннеля. В конце 1959 года меня вместе с Хиллом звали в BRM, но я не ушел. Все говорили «парень, ты хочешь связать свою судьбу с Lotus? Ты просто свернешь себе шею». Многие помнят, как в 1959 году я четырежды оставался без тормозов и однажды, в Руане, финишировал в овраге в 150 фунтах от трассы. Но мне казалось, что, если я покину Колина, он никого другого не найдет, и я по прежнему сохранял уверенность в том, что рано или поздно прорвемся. Будучи инженером, я знал, что он обладает невероятным творческим потенциалом. Поэтому увольнение оказалось для меня огромным ударом, разрушившим многое из того, во что я верил. Это было самым глубоким разочарованием какое мне когда-либо довелось испытывать – и гораздо более болезненным, чем два моих развода. Когда он меня выгнал, это был двойной удар, поставивший под сомнение мою веру в человечность. После этого Формула 1 в значительной степени потеряла для меня интерес. Когда Колин и Кларк стояли вместе, а я проходил мимо, они сразу замолкали и старались спрятать глаза. Большинство просто поняли, что Чепмен сменил Айрленда на более преспективного Кларка.

Айрленд оседлал машину Тринтеньяна
С тех пор больше конкуретной техники у Айрленда не было. В 1962 он выступил за UDT.В  1962 году я согласился выступать за команду UDT Laystall принадлежащей Кену Грегори и Альфреду Моссу, там был Лотус-Climax 24s. Менее чем через 24 часа после приема их предложения, я получил приглашение присоединиться к Грэму Хиллу в BRM. Но я чувствовал, что я дал слово UDT Laystall и не было какого-либо образа, которым я мог бы вернуться его Я обнаружил, что машина дьявольски быстро переходит от недостаточной поворачиваемости к избыточной. А колеса с проволочными спицами просто гнулись!  Ещё было предложение из Индикара. В 1962 году или '63, но я просто не имел возможность показать этм людям, что я не был заинтересован в этом их гонках. Они сидели у меня в машине , взяли мою фотографию и предложил мне много денег, но на самом деле мне это было не интересно.

Айрленд за рулем BRP.
Наконец в 1965 шотландец перебрался в команду Parnell выступавшую на прошлогодних Лотусах. По ходу сезона он очков не набрал, а чем закончилось для него Гран При Мексики, вы могли прочесть выше.

Снова Айрленд оседлал машину. В паре с Ио Боннье они едут на Хонде Ричи Гинтера. ГП Франции 1965 года.
Проведя ещё 2 Гран При в 1966 году, за команду Bernard White , Айрленд гонки покинул. Начинающаяся гнетушая атмрсфера Формулы 1 его больше не устраивала. Его дружба с зеленым змеем, внезапно принесла ему пользу. Айрленд имел в собутыльниках и простых механиков и руководителей ФИА и получаемая информация, очень ему пригодилась, когда Иннес стал журналистом. Репортажи Айрленда всегда были экслюзивными и оперативными. Он также написал книгу "Все синяки и шишки". Кроме того, в 70-х он стал владельцем трех рыболовных траулеров, одним из которых он управлял лично.
Если Иннес пришел в Ф1 в начале 50-х, он наверняка выиграл бы больше, чем одно Гран При, в 70-х он бы просто не попал в Формулу 1. А так до сих помнят его арест во Франции за кражу прокатного автомобиля, за пьянные танцы на столе ресторана в штландском кильте, помнят, как он кинул в Грэма Хилла кактусом или как огн крутил баранки на финише ГП США и раскрутившись удетел в кусты.

В 1992 году Айрленд стал президентом британского клуба автогонщиков. Правда к сожалению он многого сделать не успел. 22 октября 1993 года замечательного шотландца скосил рак. Говорят на поминках была устроена грандиозная попойка в духе Иннеса.
Видео самое лучшее Гран При в карьере Ио Боннье и первое Гран При Иннеса Айрленда - ГП Голландии 59


Tags: 1959, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребятки, новинок на этой неделе не так много, но зато выпуск получился на удивление приятным Lost Frequencies, отличный Boy Harsher. Все там,…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Diplo и Imanbek. А в целом ровный, хороший выпуск, есть что послушать. Все там, под катом Chris Lorenzo -…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня очень спокойный выпуск, ничего особо запоминающегося ушедшая неделя не принесла, обычный набор разных музык. Все там, под…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments