Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Первая леди королевы автоспорта

Традиционный четверговый пост про историю автоспорта. Вспоминаем пока давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Сегодня продолжаем оставаться в сезоне 1958 и вспомним Гран При Португалии.
Гран При Португалии был девятым этапом сезона 58. Напомню, что в чемпионате по прежнему лидировал пилот Феррари - Майкл Хоторн, но на пятки ему наступали пилоты Vanwall - Стирлинг Мосс и Тони Брукс. Но на трассе в Опорто, все находились в равных условиях, ибо. что представляет из себя, эта, дебютировавшая в чемпионате городская трасса, мало кто знал.







А начался уик-энд  с небольшого скандала. Потерявшую за месяц двух пилотов Феррари в Португали представляли только 2 гонщика - Хоторн и молодой фон Трипс. Луиджи Муссо и Питер Коллинз погибли за рулем машины под номером №2 и тут по жребию Майкл Хоторну выпадает номер 22. В итоге Майкл, вроде бы суеверием не отличавшийся, заявил, что под таким номером в гонке он участвовать не будет и плевать ему на лидерство. Понятно, что после гибели приятеля Коллинза у Майкла произошел натуральный нервный срыв. "Да хрен с ним, пускай едет в моей машине", сказал тогда фон Трипс (сразу заметим, что фон Трипс доехал до финиша живым и даже в очках).  

Майкл Хоторн перед стартом гонки.
Поул выиграл Мосс, но Хоторн стартовал вторым. Следом расположились Брукс и Жан Бера на BRM. В третьем ряду стояли Брэбэм (Cooper), Шелл (BRM) и фон Трипс. Накануне гонки шел сильный дождь, но к старту он кончился и трасса стала потихоньку подсыхать.  

Старт выиграл Хоторн, но на 5 круге Мосс смог его технично обойти.  А вскоре у Майкла стали барахлить тормоза. Британец даже посетил боксы, пропустив вперед себя Жана Беру.  У Беры правда вскоре начались перебои двигателя и Хоторн вернулся на 2-е место, а Беру ещё и обошел Стюарт Льюис-Эванс, но Мосс был далеко впереди.  Майкл гнал как сумасшедший. он показал быстрый круг (за который давали очко). Интересно, что Моссу об этом сообщили табличкой HAWT-REC (Хоторн - Рекорд), но Стирлинг почему-то прочел это, как HAWT-REG и решил, что ему сообщают, что Хоторн - регулярен, т.е.  едет в стабильном темпе. Поэтому Мосс думая, что рекорд круга у него не стал прибавлять и бороться за лишнее очко.  А надо было бы.
Стирлинг настолько хорошо почувствовал эту трассу, что обошел всех, кроме Хоторна на круг. Хоторн даже если бы сошел, остался бы вторым, но он про это не знал. Он гнал и на последнем круге, ошибся в одном из поворотов. Машину развернуло и она заглохла. Для того чтобы завестись Майкл был вынужден проехать против движения несколько десятков метров. Ехать по трассе против движения остальных участников было запрещено правилами даже тогда и судьи Хоторна дисквалифицировали.  Сейчас это сложно представить, но к судьям отправился счастливый победитель Мосс. Я готовился его обходить на круг и видел как его развернуло, он двигался по параллельной дороге к трассе не  относящейся. Примерно такую речь произнес Мосс,. Действительно Хоторн ехал против движения по параллельной дороге (напомню, что трасса была городской, на схеме эта дорога отмечена желтым). Хоторн был прощен. Всё это ещё аукница Моссу в конце чемпионата.    

С. Мосс Меня часто спрашивали потом, зачем, ты сказал, что Хоторн не нарушал правила, ведь об этом никто не знал. Об этом знал я и для меня этого факта было достаточно
Таким образом расстояние между Хоторном и Моссом сократилось до 5 очков. Остальные шансы стать чемпионами имели чисто теоретические. 
На Гран При Португалии не быдло дебютантов (там вообще всего 15 гонщиков вышло на старт), но  я упустил из виду эту прекрасную девушку, впервые попавшую на старт в Бельгии. А звали её Мария Тереза де Филиппис

  Maria Teresa de Filippis родилась 11 ноября 1926 года в Неаполе, Италия, в семье богатых итальянских аристократов. Как утверждают современники, природа сполна одарила ее знаменитым неаполитанским темпераментом, который и привел Марию за руль. 

За рулем Мария оказалась исключительно из-за издевательств со стороны родственников а именно старших братьев. Братья считали, что А) баба за рулем сродни обезьяны с гранатой Б) бабы за рулем не могут ехать быстро по определению. Мария с легкость опровергла эти утверждения в 1952 году выставившись для участия в итальянском кузовом чемпионате.  А спустя три года она стала вице-чемпионом Италии. 

На этот же период пришел её роман с Луиджи Муссо, который и пристроил де Филиппис в тест-пилоты Мазерати.  Наверно из этого можно было бы сделать отличный бизнес проект, ведь Мария была действительно быстра. Но за рулем заводской команды в Гран При поучаствовать ей не удалось, что в принципе было понятно, ибо конкуренция в те времена в Мазерати была жуткая. В конце 1957 года команда объявила об уходе из Формулы 1и Мария выкупила один из болидов, что она тестировала, решив попытать удачу в самостоятельном плаванье. Так на ГП Монако 1958 года, впервые оказалась заявленной женщина - пилот. 

С. Льюис-Эванс Она неплохо вписывалась в узкие улочки Монако  
Неплохо, но квалификацию, пройти ей не удалось. С другой стороны, это не удалось и бывавшему на подиумах - Рону Флокхарту, а по времени итальянка обошла к примеру бывавшего в очках Хораста Гоулда и одного из сильнейших довоенных пилотов - Луи Широна. Её время 22 из 30, т.е. она обогнала 7 здоровенных и опытных мужиков.  В Бельгии Мария на старт пробилась и даже доехала до финиша, правда последней. А третьей её гонкой стала Португалия, где на 7 круге у неё сломался двигатель. В Италии она снова квалифицировалась и финишировала последней. 

Может и не столь хорошие результаты, как Мария рассчитывала, но и не плохие. Как ни странно, даже в наше время  девушки-гонщики выслушивают язвительные шутки на уровне, мол нехер тут вам делать, на кухню к детям. Автоспорт (не смотря на светлые появления вроде Мишель Мутон или Даники Патрик) остается чисто мужским видом спорта. Но в 50-х почему-то к де Филиппис отнеслись очень благосклонно. Если последний женщина пилот Джовани Амати вспоминала, что кроме Сенны с ней из пилотов и поговорить то никто не хотел, а так только подхихикивали за спиной. Если пилоту 70-х Лейле Ломбарди, прямо говорили, что мол ездишь  на том, что дали, инженерам тебя слушать неохота. То к Марии отношение было как к равному пилоту. У неё было много друзей - Муссо, Льюис-Эванс, Жан Бера. 

Один только неприятный случай, произошел с ней на ГП Франции, где директор гонки запретил ей выступать, посчитав, что её пышной прической, шлем будет не достаточно защищать череп. И со скоростями она справлялась и нагрузки выдерживала. Вот чего она не смогла выдержать в гонках, так это гибель друзей. В 1958 погибли Муссо и Льюис-Эванс., и де Филиппис стала подумывать об уходе из гонок, тем более, что её Мазерати старело на глазах. В 1959 году Жан Бера предоставил Марии свой личный Порш Формулы 2, а когда его выгнали из Феррари, романтичный Жан предложил итальянке создать совместную команду Формулы 1 и вместе выступать. Не успели, Бера погиб в гонке поддержки ГП ФРГ. Это стало для Марии последней каплей, она вышла замуж за далекого от гонок человека и сама удалилась от глаз общественности. Впервые о ней снова услышали в 1979 году, когда Мария вступила в клуб бывших пилотов Формулы 1. Сейчас Мария Тереза де Филиппис очень уважаемый в мире автоспорта человек. Она вице президент клуба бывших пилотов Формулы 1 и  основатель клуба любителей Мазерати.

Не будем забывать, что кроме де Филиппис, из 5 женщин штурмовавших Формулу 1, только одной удалось попасть на старт.
   
     



Tags: 1958, Португалия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребятки, новинок на этой неделе не так много, но зато выпуск получился на удивление приятным Lost Frequencies, отличный Boy Harsher. Все там,…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Diplo и Imanbek. А в целом ровный, хороший выпуск, есть что послушать. Все там, под катом Chris Lorenzo -…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня очень спокойный выпуск, ничего особо запоминающегося ушедшая неделя не принесла, обычный набор разных музык. Все там, под…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments