Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Тот самый МакЛарен

Традиционный четверговый пост про историю автоспорта. Продолжаем вспоминать давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня мы остаемся в насыщено сезоне 1958 года и переместимся на ГП ФРГ, на старый добрый Нюрбурринг. 



Но для начала напомню, что в чемпионате лидировал пилот Феррари -британец Майкл Хоторн, на третьем месте шел его партнер - британец Питер Коллинз, а между ними затесался пилот Vanwall - Стирлинг Мосс. Между Хоторном и Моссом разница была в 7 очков, что фактически чуть меньше расстояния одной победы в то время (либо 2-го места и быстрого круга). И поул выиграл лидер чемпионата - Хоторн. Однако стартовавшие 2 и 3-ми пилоты Vanwall - Тони Брукс и Стирлинг Мосс быстро вышли вперед. Н 4-м круге у Мосса отказало газорасппеделение,  а Брукс уступил свою позицию обоим Феррари.   

Мосс за несколько поворотов до схода.
Но Тони  Брукс неожиданно, как будто нашел второе дыхание.  Сначала он обошел Хоторна, затем Коллинза и снова вышел в лидеры. Я уже как-то приводил рассказ Брукса о том, что произошло дальше, но повторим. 
Машина была заправлена под завязку и в итоге после 4 первых кругов, Феррари оторвались на полминуты. А ещё через пять кругов я был уже перед с ними. В те времена Vanvall и  Ferrari сильно отличались. У нас стояли дисковые тормоза, в то время как у Феррари барабанные и в итоге мы были быстрее в поворотах. Но была проблема, на прямой Феррари за счет мощного двигателя была явно быстрее. По счастью на Нюрнбурге таких прямых было мало. Моя надежда была в том, что-бы как можно раньше войти в поворот, что бы они не успели догнать меня на прямой и у меня получилось.

Когда до финиша оставалось уже не так далеко, Питер Коллинз во время очередной атаки пустил свою Ferrari в повороте Pflanzgarten чуть шире, чем надо. Болид, на скорости 160 км/ч зацепил одним колесом придорожную канаву – и перевернулся. Питер вылетел из кокпита и ударился о стоящее рядом дерево. Несмотря на все старания врачей, спасти его не удалось.

Т. Брукс Трагедия была в том, что Питер пытаясь угнаться за мной, перестарался и это кончилось смертельным исходом. Очевидно, что я чувствовал себя плохо, но я не чувствовал своей вины или чего в этом роде. Когда, я наконец достиг конца прямой, то посмотрел в зеркала заднего вида, что бы убедиться что Феррари, по прежнему не отстают. Не было никаких признаков Питера, а Майкл находился далеко позади, тогда я понял, что это машина Коллинза взорвалась, и испытал большое разочарование. Для меня Нюрбургринг всегда был наивысшим автодромом и поэтому я наслаждался нашей с Питером битвой. Ещё больше я разочаровался, когда на подиуме узнал, что Питер умер не доехав до больницы
Таким образом за месяц с небольшим погиб уже второй пилот Феррари. Брукс за счет своей победы вышел на третье место. А расстояние в очках между лидером Хоторном и Моссом не уменьшилось. Майкл не смог воспользоваться сходом Мосса и через круг после трагического вылета Коллинза, сошел сам с отказавшим сцеплением. Таким образом на подиум с Бруксом попал пилот Cooper - Рой Сальвадори и пилот Walker  - Морис Тринтеньян.
Поскольку старый Нюрбурринг был длинной трассой, организаторы совместно с пилотами Формулы 1 пустили и пилотов Формулы 2. В итоге один из них, смог финишировать 5-м, в зачет эти очки эти не пошли, но сам факт, что пилот на куда более слабой машинке обощел к примеру гонщиков BRM, удивлял. Ещё больше удивлял тот факт, что для него это было первое Гран При Формулы 1 и первая гонка на Нюрбурринге. Добавим к этому, что был он из страны ранее в гонках не замеченной и очень далекой. Вообщем ситуация напомнила как если бы сегодня на ГП Германии, но проходившим по старой трассе, финишировал бы в очках пилот дебютант с островов Кука, на болиде класса GP 2. Безусловно сейчас бы имя этого пилота превознесли до небес. В то время  всё было как-то проще. И тем не менее имя этого парня навсегда вошло в историю автоспорта,  правда наверно не совсем так, как он бы хотел. Ибо звали его Брюс МакЛарен.

Bruce McLaren родился 30 августа 1937 года в Окленде, Новая Зеландия в семье гонщика любителя, владельца автомастерской и станции техобслуживая Леса Мак-Ларена. Брюс всё своё свободное время проводил в автомастерской отца, хотя тот и пытался отвлечь сына от мира моторов, записав его в секцию регби и гребли.  В девятилетнем возрасте у Брюса обнаружилась болезнь Пертеса, в результате которой его левая нога оказалась слегка короче правой и Брюс часто ходил прихрамывая.    

В 1952 году, переделав для гонок старый папин Остин, Брюс заявился на местный кузовной чемпионат. Пацан просто катался в своё удовольствие и вряд ли  серьезно воспринимал свои покатушки. В это же время он поступил в университет Окленда и окончил его по специальности инженер-проектировщик мостов.  Все в жизни резло поменялось в  1956 году, когда Брюс ещё был студентом. С показательными выступлениями в Новую Зеландию приехал Стилинг Мосс и в одном из заездов Брюс на равных сразился с вице-чемпионом мира. Скорее всего Стирлинг конечно же не выложился по полной, но МакЛарен поверил в свои силы. Но в 1957 году Брюс стал вторым среди лучших пилотов Новой Зеландии.  А в 1958 году правительство страны решило выделить денег на развитие  автоспорта, смотря как австралиец Джек Брэбэм делает рекламу своей стране.   Была проведена гонка  «гонщик для Европы» и молодой представитель страны киви её выиграл. Гонщик для Европы означало, что Новая Зеландия была готова оплатить выступление Брюса в Европе. 


   
Конечно же успех МакЛарена на ранее не знакомой и жутко сложной трассе в Нюрбурринге, привел его в основную команду Cooper (выступая за юниорский Купер Формулы 2 Брюс и финишировал пятым). Уже через год МакЛарен отпраздновал первую победу. Он выиграл ГП США и в возрасте 21 года надолго установив рекорд (побит только Алонсо в 2003 году) как самый молодой победитель ГП (если не считать Инди 500). Если же брать в расчет гонку Инди 500, зачем-то входившую первые 11 лет в зачет чемпионата, то здесь рекорд принадлежал американцу Трою Ратману в 1952 году. Любопытно, что рекорд самой молодой победы в Инди 500, побьет другой новозеландец Скот Диксон, и тоже спустя более 40 лет. 

После победы в США Брюс выиграл и следующую гонку в Аргентине, вот только то было это Гран При уже сезона - 1960. Затем последовало 2-е место в Монако. Казалось новозеландец будет главным претендентом на титул. На деле же весь сезон лидировал более опытный Джек Брэбэм, Брюс же постоянно финишировал следом за партнером и в итоге оказался 2-м в чемпионате. 

А дальше все было только хуже. Светлым пятном осталась победа в Монако 62, благодаря которой МакЛарен стал в чемпионате третьим. А в остальном сходы по техническим причинам, отказ техники, нехватка скорости, годы шли Купер не ехал, Брюс не выигрывал. В 1964 Брюс должен был выиграть Гран При Бельгии, но очередная поломка на последнем круге, отбросила его на второе место. Сам сезон не принесший побед окончился для Брюса на 7-м месте в зачете. И казалось, что парень сдался. Но в межсезонный перерыв МакЛарен принял участие в серии Тасмания, в которой соревновались не только австралийские и новозеладские спортсмены, но и ряд ведущих пилотов Ф1, скучавших зимой по гонкам. Брюс создал собственную команду для участия в серии и сделал всех.

На самостоятельно собранной машинке с небольшой группкой механиков Брюс оставил не у дел Грэма Хилла, Джмми Кларка и будущего чемпиона мира - Дэни Халма.   Сезон 1965 года проведенный за Купер подарил Брюсу лишь один подиум и 8-е место в зачете. И МакЛарен понял, что с него хватит. Уже давно, успешной своей командой управлял Джек Брэбэм, заявили о создании собственной команды - Ио Боннье и Дэн Герни и Брюс решил не отстовать.  На сезон 1966 года в списки попала новая команда Формулы 1 и звали её McLaren. 

МакЛарен за рулем своего болида в Монако 66
Правда первые конструкции Брюса, вспомнившего инженерную науку, особо не впечатляли. Ненадежные, со слабым движками -  Serensima, Ford или BRM. Заработав несколько очков Брюс казалось и сам разочаровался и сезон 67 года к примеру он большей частью,  провел в команде своего друга Дэна Герни. В это время новозеландца казалось больше влекли гонки спорт-прототипов. В 1966 году МакЛарен выиграл 24 часа Ле-Мана а в 1967 на собственноручно изготовленном спорт-прототипе Брюс выиграл серию CAN-AM. 

Многим казалось, что если не сегодня то завтра МакЛарен окончательно уйдет из Формулы 1. Однако на сезон 1968 года команда впервые вышла двумя болидами. Пилотом команды помимо самого Брюса стал действующий чемпион мира - Дэнни Халм. Впервые МакЛарен решил проектировать болид не самостоятельно, а позвал в помощники молодого Роби Хёрда, будущую звезду инженерной мысли. Плюс новые движки Cosworth, которые только только опробовал Лотус.

И в итоге уже на 4-м Гран При сезона была одержана первая победа команды - Брюс выиграл ГП Бельгии.

П. Гетин (пилот команды в серии  CAN-AM) Он принадлежал к тому типу людей, любое желание которых хочется исполнить. Стоило гоняться уже для того, что бы пообщаться с ним.

В 1969 году Брюс благодаря стабильным финишам в очках стал 3-м по итогам сезона..Он также снова выиграл серию прототипов - CAN-AM.  Ему предлагали сосредоточиться на управлении командой, но Брюс не мог найти подходящего гонщика, что бы заменить себя, да и он любил сам проверять свои решения в действии. В добавок МакЛарен планировал дебютировать с командой в Индикаре.

Брюс погиб во время тестов спортпрототипа серии CAN-AM в Гудвуде 2 июня 1970 года. У его машины оторвалось заднее крыло.  П. Гетин Мы увидели, как над главной прямой взметнулся столб дыма. Брюс врезался в бетонный судейский пост и погиб на месте

Т. Майер (человек заменивший Брюса у руля команды) Новость о том что он погиб, повергла нас в шок Кто мне назовет такого человека который за несколько лет, сделал, увидел и узнал больше, чем большинство за всю свою жизнь. Делал все хорошо, и умер пытаясь сделать ещё лучше, это нельзя назвать безрассудством.

Школа в которой учился Брюс носит его имя. С 2000 года федерация автоспорта Новой Зеландии проводит гоночный чемпионат среди школьников имени Брюса Мак-Ларена. В Окленде открыт музей Брюса Мак-Ларена.  Ну и главным памятником Брюсу является команда Ф1, команда обессмертившая на века имя этого интересного пилота  

Преуспеть в каком-нибудь деле настолько важно, что даже смерть ради такой цели не кажется мне безрассудством. Если ты способен на что-то, но ничего не делаешь, то тратишь жизнь впустую. Я думаю, что мерилом жизни служат достижения, а не только прожитые годы. Это было бы пустой тратой жизни, нечего не делать с такими способностями, которые даются человеку, потому что я чувствую, что жизнь измеряется достижениями а не прожитыми годами
На НП ФРГ 58 года дебютировал ещё один гонщик, так же заслуживший пары добрых слов. 
Кристиан Гутлас

Christian Goethals родился 4 августа 1928 года в Элье, Бельгия. Кристиан до этого был замечен в многочасовых гонках, в которых выступал вместе с братом. В 1956 году семейный дуэт финишировал 2-ми в Реймсе. ГП ФРГ  1958 для Гутласа была единственным Гран При Формулы 1, в котором он участвовал.

Его желтый купер Формулы 2 сошел из-за отказа топливного насоса на 5-м круге. А так Кристиан предпочитал конечно более долгие гонки на серийных авто

В 1960 году Гутлас финишировал 6-м в 1000 километрах Буэнос-Айреса, финишировал 2-м в автомобильном  Гран При Спа и тяжело разбился в кузовной гонке в Анголе.  В гонки он больше не вернулся, но всю жизнь был связан со спортом и писал статьи о гонках. Умер бельгиец 26 февраля 2003 года. 
Видео - Брюс МакЛарен. 




Tags: 1958, Формула 1, германия, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, Роскосмос разукрасил ракету под хохлому. О таком ли будущем космонавтики мы мечтали в 2009? Давайте проверим. Сегодня вторая часть обзора…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну что, друг. Конец уже виден на горизонте, скоро, скоро закончится путешествие в историю Sci-Fi и придется подводить итоги, куда катится жанр. Ну а…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, ведь мы все здесь друзья, особенно на фоне обвалившегося фейсбука. Закончим сегодня с обзором Sci-Fi фильмов из 2008 года. В целом год…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments