Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Американский десант

Традиционный четверговый пост про автоспорт. Продолжим вспоминать сезон 1958 года, его Гран При и пилотов на них дебютировавших. Сегодня у нас на очереди Гран При Франции 1958 года.


Но для начала пробежимся и посмотрим что происходило между Гран При Монако (о котором мы говорили неделю назад) и Гран При Франции. А прошло три этапа которые показали полное доминирование по скорости болидов Vanwall. Ну про Инди 500, рассказывать не буду, ибо это специфическая гонка не поймешь зачем включалась в чемпионат.  В Голландии Vanwall заняли весь первый стартовый ряд (а состоял он тогда из 3-х машин), правда до финиша добрался только Мосс, но зато Стирлинг одержал вторую победу в сезоне. А в Спа первые две стартовые позиции заняли пилоты Феррари, но на финише первым снова оказался болид Vanwall, правда на этот раз это был Тони Брукс. Лидером чемпионата остался Мосс, загубивший движок своей машины на самом старте ГП Бельгии. втыкнув не ту передачу. У Стирлинга было 17 очков, следом в чемпионате шли пилоты Феррари Хоторн с 14 очками и Муссо с 12, 4-м внезапно оказался Харри Шелл на BRM, до этого ни пилот не команда, таких результатов не показывали.

Старт Гран При Франции, обратите внимание как Муссо смотрит на своего заклятого "друга" Хоторна.
Первую линию старта заняли Хоторн и Муссо на Феррари а также продолжающий удивлять Шелл. Более того на старте Шелл вырвался вперед, однако его довольно быстро сожрали оба пилота Феррари. Вскоре на третью позицию выбрался ещё один гонщик скудерии - Питер Коллинз, но у того вскоре начались проблемы с тормозами. Вообщем длинные прямые Реймса идеально подходили итальянским болидам. И Луиджи Муссо находившийся весь прошлый сезон в затяжном конфликте с Майклом, решил доказать британцу, что у него яйца крепче. Азартный игрок в рулетку, человек, который должен был всем казино Монако, Луиджи в очередной раз рискнул, но к сожалению рискнул он не за сукном стола. На скорости в 270 километров в час, машина заскользила и влетела в придорожную канаву (гонка проходила на частично участках обычного шоссе). Болид несколько раз перевернулся,  а сам Луиджи вылетел из него. Он скончался вечером того же дня в госпитале Реймса.

Ну а дальше вся борьба пошла исключительно за второе место. На нем побывал Фанхио (он проводил последнее Гран При  Формулы 1,  за рулем собственной Мазерати), но его отбросила назад потеря сцепления.  За девять кругов до финиша вторым шел Жан Бера на BRM, но у француза отказал топливный насос. Получилось, что  вторым финишировал Мосс. Стартовавший с последнего места, резервный пилот Феррари - Вольфганг фон Трипс оказался третьим. В очки попали также Фанхио и Коллинз.

Жан Бера (№14) обходит на круг пилота команды Centro - Джедерику Джеринни, на заднем плане Мосс обошел на круг пилота частника - испанца Чико Гадью.
Таким образом в чемпионате настало двоевластье Мосс и Хоторн имели одинаковое количество очков (Стирлинг был впереди по количеству побед).  Майкл Хоторн не выигрывал уже 4 года и показалось, что он наконец-то взялся за ум.
На Гран При Франции дебютировало три пилота, все три  были американцами и все три оставили заметный след в истории автоспорта. Выше всех дебютантов на стартовой прямой стоял Фил Хилл

Phil Hill (Philip Toll Hill Junior) родился 20 апреля 1927 года в Майями, Флорида,  США. Сын почтмейстера в Санта-Монике. Уже в 9 лет, мальчик Фил показал удивительные способности, угнав отцовский Олдсмобиль и укатив на нем в соседний город. А свой первый автомобиль купил в 12 лет - Форд Т за 10 баксов.  Он учился на делового администратора в Южно-калифорнийском университете с 1945 по 1947 годы и в свободное от учебы время подрабатывал механиком у друга на гонках. То была ужасная сделка в то время. Мы гонялись по семь ночей в неделю. Давление было огромным. Я изначально стал поклонником дорожных гонок через прочтение довоенных книг, я пожирал их и всегда хотел принять участие в шоссейных гонках В 1955 году Хилл стал чемпионом кузовного чемпионата США (SCAA), дважды стартовал в Карьера-Панамерика, где был быстр, но оба раза разбился. Удивительно, но первый американский чемпион, так и не успел засветится на американских овалах. К этому времени я был убежден, что я просто должен был пересечь Атлантику. Я загрузил свою Феррари на судно из Хьюстона в Техасе и отправился в Катанию. Верите нет, но на судне я получил телеграмму от Энцо Феррари, что бы я прибыл в Маранело, как приплыву. Как только я прибыл мне был задан вопрос хочу ли я участвовать с Мальоли в Ле-Мане. Само собой я согласился



Это был 1955 год и как раз этот Ле-Ман окончился ужасной катастрофой Пьера Левега. Это была страшная авария, которая меня действительно напугала. Я был американцем-новичком, пытался вникнуть во все, что происходит, пытася понять аргументацию менеджера команды, который вроде бы призывал улучшить время, в то же время, призывал не рисковать автомобилем при любых обстоятельствах
Наконец в 1958 году случилась сенсация - пара пилотов Феррари - Жендебьен / Хилл выиграла 24 часа Ле-Мана,  причем этап Фила пришелся на ночь, в дождливые ужасные условия.Хилл трех-кратный победитель 24 часов Ле-Мана и все в паре с Жендебьеном. Не смотря на, что дуэт с бельгийцем стал сильнейшим в конце 50-х, начале 60-х. вне машины они общались не охотно. Филу не очень нравилось, что Жендебьен часто в интервью приуменьшал его роль в победе. Не сложились у него отношения и с Коллинсом и Хоторном, уж очень разными были характеры, те был слишком безбашенными.

На Гран При Франции Фил выступил на Мазерати Ио Боннье, которую швед сдал Хиллу в аренду. А через два Гран При, в ФРГ Фил Хилл уже сменил погибшего Муссо в Феррари, удивительно но в той гонке, погиб ещё один пилот Феррари  (об этом поговорим в следующий раз). А также Хилл прямо поучаствовал в определении чемпиона мира 58 года, но об этом тоже попозже. Феррари никогда не любил самоуспокоенности, мне казалось, что в формульной команде мною помыкали, особенно в первый сезон. Я твердо верю, что мог выиграть ' Гран-при Италии 58 в Монце. если бы мне не сказали отдать Хоторну третьем месте, чтобы он мог получить как можно больше очков, и возможный чемпионат

В 1959 году, пару раз финишировав 2-м, Фил Хилл занял в чемпионате 4-е место. Перед концовкой сезона, Фил и другой молодой пилот Феррари - Дэн Герни, подошли к Энцо с вопросом о поднятии зарплаты.  Герни тут же был уволен, а Хилл, которого Энцо хотел сохранить в команде, предупрежден, что будет уволен и не сможет выступать на ГП США. Феррари решил дать мне последний шанс. И я его использовал. Ему было дозволено выйти на старт ГП США, но никакой прибавки он не получил. В следующем, 1960 году Хилл выиграл ГП Италии, в котором не принимали участия британские команды, таким образом Фил стал первым американцем - победителем Гран При Формулы 1. А в 1961 году он стал первым американским чемпионом мира

При весьма трагических обстоятельствах. Борьба весь сезон с собственным напарником фон Трипсом, которого Хилл, как говорят сильно третировал. И гибель немца на ГП Италии, автоматически сделавшая Хилла чемпионом.  

Когда гонка закончилась, я спросил Кити (менеджера Ferrari) о Трипсе, он что-то невнятное пробормотал, но по его лицу я понял что случилось что-то страшное. Правду мне сказали лишь после победного шампанского на подиуме.
На последнее ГП США команда не поехала, объяснялось это трауром по погибшим в Монце, хотя гонщик, только что заработавший титул, хотел выступить на домашней  трассе в память о своем напарнике и друге. Пресса раскритиковала Ferrari, журналисты считали, что стоило отправить за океан единственную машину и Хилла – и эти споры положили начало будущего конфликта. Я не получил большого удовольствия от этого сезона. У нас был хороший состав. Я помню Гинтера, фон Трипса, Багетти и Рикардо Родригес. А потом был 1962 сезон и у нас не было каких либо результатов, это показывает насколько ужасный болид у нас был. А ещё там был менеджер Тавони. Он отслеживал. что я говорю журналистам. Он говорил "Фил, ты слишком много говоришь" и тянул меня за пуговицы рубашки

В эмоциональном порыве Фил продлил свой контракт с Ferrari, но хитрый Энцо забыл ему сказать, что в руководстве команды произошел раскол и Скудерию покинуло несколько специалистов. В команду пришел новый менеджер – Эуджелио Драгони с первого взгляда не возлюбивший Фила.   Будучи недовольным тем, что чемпионская машина не подверглась усовершенствованию и вмешательством жены Энцо Феррари в дела  команды  Фил принял решение уйти из команды по окончанию не совсем удачного сезона, не принесшего побед.Они создали новую машину для меня с широким шасси и муфтой установлены внутрь коробки передач, чтобы заменить механизм, посредством которого мы имели сцепление прямо из задней части коробки передач. Этот автомобиль никогда не мог тянуть обороты, как это было в 1961 году, и это означало практически невозможность войти в круглые узкие повороты. Мы должны были использовать некоторые реальные смешные выходки, чтобы проехать медленные повороты в Монако, хотя это не было слишком плохо в заключительной Гран При Монако, того года, потому что резина хорошо скользила и немного дождя означало, что было легче входить в круглые повороты. Вот почему я нагонял Cooper Макларена ближе к финишу

Существовала своего рода странная традиция, согласно которой гонщики должны были приносить себя в жертву Феррари. Я стал чемпионом мира в 1961 году после жесткого сражения с собственным напарником фон Трипсом, погибшем в Монце. Они думают, что я должен сесть в ужасную машину и принести себя в жертву во славу Ferrari. Слишком много уже было жертв. Я не хочу быть очередной из них. Не хочу ради них пойти на распятие. Я дольше не хотел участвовать в гонках и выигрывать. Я больше не испытывал чувство голода. Я дальше не хотел рисковать убить себя.
Вместе с бывшим конструктором  Ferrari Карло Калоти  и пилотом Ferrari Джанкарло Багетти , Хилл перебрался в команду-дебютант -  ATS, однако машина вышла ненадежной и Филл решил уйти из команды так и не заработав очков. Это было наряду с эпик-фейлом Жака Вильнева 1999 года, самым болезненным падением бывшего чемпиона. Они все ушли из Ferrari, чтобы построить эту АТС, и, хотя нет никаких сомнений, что это был чрезвычайно амбициозный усилия, которые значительно недооценили. Кроме того, следует помнить, что Италия переживает, вероятно, её первый большой послевоенный финансовый Кризис в то время и события просто настигли их. Действительно, это был чудесный маленький двигатель V8, АТС, даже если он пострадал от самых невероятных проблемы перенапряжения масла. Вы могли чувствовать почти все это потерянные обороты, когда коленчатый вал был залит топливом!

В 1964 году Хилл провел сезон за Cooper, заработал всего одно очко и чуть было не погиб на ГП Австрии. П. Миллер (журналист) Сначала я увидел колесо, которое катилось поперек трассы. И только потом понял, что машина Фила на трех колесах несется прямо на меня. Я стоял непосредственно за тюками с соломой, ограничивающими трассу, но по счастью, Cooper остановился в нескольких метрах. Я бросился на помощью Филу, рядом не было спасателей, а лишь лежала пара огнетушителей, и он начал сам тушить полыхающую машину. Видимо, он вышел на старт, заткнув чем-то уши, поэтому не слышал как изменился звук пожара. Пламя уже охватило кокпит и вырывалось из недр автомобиля со свистом, словно из кипящего чайника. Он опустошил уже второй огнетушитель и полез в машину, чтобы вытащить из-под сиденья небольшой баллон. В этот момент я понял, что наверное немного не в себе. Я закричал «Фил, отойди, она вот-вот рванет!», но он меня не слышал. Трижды я пытался схватить его за плечи и отшить от машины, но он вырывался. И лишь после четвертой попытки он, кажется, осознал всю опасность происходящего и разом обмяк. Мы направились в сторону пит-лейн, а вскоре раздался взрыв чудовищной силы. Если бы мы чуть замешкались, Фил Хилл был бы уже покойным чемпионом.
Ф. Хилл Я разбился мой автомобиль в соломенной кипы в квалификации, а затем повторил этот спектакль в гонке, хотя на этот раз автомобиль просто сгорел. Джон Купер почти с ума сошел от ярости на меня после этого и следующее, что я узнал, что я 'были заменены в команде на Джона Лова на Гран-при Италии. Я прочел об этом в одной из газет!
У меня все перемешалось в голове, в то время. Моё сотрудничество с Купером было, без сомнения, худший опытом в моей жизни. Я еще имел дело с командой, которая не имела странный национальный темперамент чтобы справиться. И у меня было больше инцидентов с АТС и Купером, чем я имел во всей моей карьере до этого момента

После этого Хилл покинул мир больших призов. Он некоторое время повыступал в чемпионате спорт-прототипов. Но в добавок ко всему Хилла стала мучить язвенная болезнь и о спорте пришлось забыть. Мало-помалу приходило рациональное виденье гонок. Увидев большое количество водителей, погибших за эти годы, я обнаружил, что все больше мне это причиняет боль. Это был не то, что беспокоит меня, это было просто факт, который я вдруг обнаружил, что он присутствует в моем уме

Я неправильно вел дела. Я не вводил кого-либо в заблуждение. Я не был большим героемНу, это было не совсем решение. Я просто гулял в 1967 году, а потом вдруг оказалось, что я не получил контракт на следующий сезон, и все вдруг я обнаружил, что Фил Хилл автогонщик стал Филом Хилл просто водителем, и он просто не был в автоспорт больше. Я просто выскользнул из всего этого!
В 70-х  бывший гонщик успешно управлял мастерской по реставрации исторических машин, однако вынужден был отойти от дел в 1984 году. После чего Филл стал сотрудником журнала Роуд и Трек. Как и Поль Фрер он тестировал новые и старинные модели автомобилей, и заслужил себе прозвище «золотой старик». Последние годы жизни Фил уделял своей коллекции старинных автомобилей и судил конкурс старинных автомобилей. Жена Фила  Альма родила ему трех детей – Дерека, Ванессу и Дженифер. Сын Фила – Дерек Хилл дебютировал в Ф3000 (Дерек был чемпионом серии Барбер-Додж в 1995 году) и выступал в серии с 2001 по 2003 годы, но вынужден был покинуть соревнования узнав, что у отца выявлена болезнь Паркинсона и вернуться в Америку. После участия в пробеге классических автомобилей Филл был госпитализирован с сильным обострением своей болезни и умер 28 августа 2008 года.
Я хотел бы, чтобы вы запомнили раз и навсегда эту чушь обо мне про 'нервного срыва" менталитет. Это то, что должно быть сбито в огне. Я никогда не был нервным, это просто, я сосредоточен на то, что я делаю и я не люблю, когда люди беспокоят меня с глупыми вопросами перед гонкой ".

Ещё наверное более известным именем являлось имя этого дебютанта  - Кэрролл Шелби

Carroll Shelby родился 11 января 1923 года в Лисбурге, Техас, США в семье сельского почтальона Уоррена Холла Шелби и Эллис Лоренс Шелби. Кэрролл с семи лет страдал сердечной болезнью и большую часть времени вынужден был проводить в постели. Однако к 14 года его здоровье улучшилось и он смог избавиться от проблем с сердечным клапаном. 18 декабря 1943 Шелби женился на своей первой жене –Дженни Филдс, спустя год у них родилась дочь Шерон  Энни  Шелби, а позже двое сыновей Майкл Холл и Патрик Барк. В феврале 1960 семейная пара распалась. И в следующий раз Кэрролл женился только в 1997 году.

Впервые за рулем Шелби оказался, когда он учился в самой престижной техасской школе, это был семейный Willys. По окончании школы, Кэрролл был призван в американскую армию и в годы второй мировой войны служил в авиации в качестве полетного инструктора и летчика-испытателя. После войны прославился как гонщик частник. Выступал на Allard, Maserati и Auston Matin. Вместе с Доном Хилли подготовил специальную модификацию Austin-Healey 100s, на которой установил 16 американских и международных рекордов скорости. Он стал следующим после Фила Хилла, чемпионом кузовного чемпионата США, выиграв 19 из 27 гонок того сезона- 1956. В следующем году Шелби тяжело разбился в Риверсайде. Зато через год дебютировал в составе команды Centro на ГП Франции Формулы 1. На Гран При Италии в паре с Мастеном Грегори, Шелби финишировал 5-м и заработал свои первые очки.

В 1959 году он оказался в команде дебютанте Ф1 - Астон Мартин,   но из-за откровенно слабой машины очков не набрал. Зато совместно с Сальвадори выиграл за эту марку 24 часа Ле-Мана, а также выиграл кузовные гонки  в Турист Трофи (с Моссом) и Гудвуде (с Флокартом). Разочаровавшись своими результатами в Ф1 Кэрролл вернулся в США где открыл частную школу вождения. А затем была открыта компания Shelby-American. Он стал заниматься импортом успешного британского автомобиля AC, устанавливая на него двигатель Ford вместо не очень надежного двигателя Bristol. Такая модификация стала продаваться как AC Cobra а позже как Shelby Cobra.

В 1960 Кэрролл снова стал чемпионом США по кузовам, но Shelby Cobra  стали разбираться как горячие пирожки и Шелби решил перебраться в бизнес окончательно.  Позже Шелби пригласили консультировать Ford при строительстве знаменитого Ford GT40. Затем на базе Форда Мустанга Кэрролл создал отличные модели Shelby GT 350,  Shelby GT 500 ну и конечно знаменитую   Shelby Cobra  427. В дальнейшем Шелби помимо выпуска своих авто занимался помощью всей большой тройки американских производителей. Он консультировал Dodge и Oldsmobile, под его руководством был создан Dodge Viper. Не прекращал Шелби и производство своих автомобилей. А в 2003 году Форд снова пригласил Шелби для консультации при производстве своей Ford GT.

Кэрролл Шелби умер 10 мая этого, 2012 года.
Ну и третий американец, не менее талантливый Трой Раттмэнн,  закопавший свой талант в землю.

Troy Ruttmann родился 11 марта 1930 года в Мурленде, штат Оклахома, США. В 1945году  в возрасте 15 лет Трой приехал на семейном автомобиле в гонку в Сан-Бернарде, Калифорния и выиграл её. В том-же году он выиграл 19 из 21 гонки в которых он участвовал. В 1947 он стал чемпионом Калифорнии в гонках миджетов., а в 1948 чемпионом США по этим специфическими гонкам. В 1949 году Трой дебютировал в серии ААА (так тогда назывались гонки Индикар). А в 1950 приняв участие в Инди 500, Трой стал самым молодым пилотом Формулы 1 ! (просто Инди 500, как вы знаете входила в Ф1)

В 1952 году Раттмэнн выиграл Инди 500, и в зачете чемпионата Ф1 занял 7-е место, выигрывает этап Индикар  в Релейге.   Его победа в Инди 500 оставалась самой молодой до 2007 года. Эта же победа оказалась самой юной в Формуле 1 и была побита только в 2003 году Фернандо Алонсо на ГП Венгрии. В том же году 1952 году Трой стал вице чемпионом  в серии INDYCAR вслед за Чаком Стивенсоном.

Все бы ничего, но в конце 52 года, во время гонки спринт-каров в Цедар-Рапис Раттмэнн угодил в тяжелейшую аварию, выбившую его из гонок на полтора года. После той травмы результаты Тоя сильно упали, можно отметить только его 4-е место в Инди 500 1954 года, да участие в Гран При Франции 58 года в составе Centro. Сгубила его карьеру по большому счету не травма а любовь к выпивке. К 1963 году (последнему его сезону в INDYCAR), Трой уже был конченным алкоголиком, просаживающим все деньги в казино.

Раттмэнн умер 19 мая 1997 от рака легких.  Он оставил после себя двух дочерей Тодди Мэри и Роксану. Его сын Трой младший погиб в гонке супер модифицированных автомобилей в 1969 году.
Ну и традиционное видео, о Гран При Франции 58 года.

       
Tags: 1958, Формула 1, Франция, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • От Франкенштейна до бегущего

    2005 год, вроде было недавно, а уже минуло 16 лет. Ну в принципе любой кино пост про научную фантастику можно начинать с таких вот крылатых цитат…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Год 2005, помнишь такой? Там ещё можно было карточку купит, по которой сотовая связь оплачивалась. Не помнишь такого? Сколько лет тебе? У меня, для…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments