Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Мистер Монако

Традиционный пост про историю автоспорта. Продолжаем вспоминать Гран При Формулы 1 прошлых лет и пилотов на них дебютировавших. Сегодня предметом нашей беседы будет Гран При Монако 1958 года  а также история жизни одного из лучших пилотов за всю историю Формулы 1.
На прошлой неделе я уже начал рассказ об сезоне 1958 года, о болидах и составах команд. Первым полноценным Гран При 1958 стала опасная городская трасса в Монте-Карло.


Поул выиграл молодой пилот Vanwall - Тони Брукс, но со старта лучше ушел, стартовавший вторым, пилот BRM - Жан Бера. Но французу не дано было судьбой, испытать что такое победа в Формуле 1, на 27 круге у него отказали тормоза. Брукс к тому времени сошел с залитыми свечами и в лидеры вышел пилот Феррари - Майкл Хоторн.

Это не Хоторн, это его партнер по Феррари фон Трипс.
Но британца через 5 кругов обошел его соотечественник - Стирлинг Мосс на  Vanwall. Собственно между двумя англичанами началась интересная борьба, конец которой положили технические неисправности. Сначала отказал двигатель у Мосса, потом вышел из строя топливный насос у Хоторна. И на 48 круге в лидеры вышел ветеран - Морис Тринтеньян, управлявший частным Купером команды Walker. Три года назад (в 1955). в эру доминирования Мерседес Морис также воспользоваться массовыми сходами из-за отказов техники и выиграть в Монако. Но он тогда выступал на Феррари, а теперь француз управлял слабым, маленьким, заднемоторным Cooper и он умудрился ещё выиграть. Маленький болид  идеально подошел к узкой трассе и Морис опередил пару Феррари - Коллинз, Муссо более чем на 20 секунд.
4-м в данной гонке долго шел дебютант команды Lotus - Грэм Хилл, к сожалению на 70-м круге у него отвалилось колесо. Тогда мало кто мог предположить, что видит перед собой одно из лучших специалистов по Монако, всех времен. Сегодня Грэм Хилл будет героем нашего поста.

Graham Hill (Norman Graham Hill) родился 15 февраля 1929 года в городке Хэмпстэд близ Лондона, Англия, в семье биржевого маклера.Отец не поощрял увлечении сына и денег на гонки ему не давал, так что в мир больших призов Грэму пришлось пробиваться самостоятельно. Еще в юности англичанин получил травму в мотогоночных соревнованиях, в результате которой одна нога Грэма была короче другой. Окончив технический колледж, Грэм стал членом  сборной Лондона по гребле. Мне действительно нравилось плыть на лодках. Гребля научила меня многому, подготовила меня к большому спорту, научила самодисциплине и отношению к трудностям. Грэм даже использовал эмблему клуба по гребле  для раскраски своего шлема. Собтвенно в этом клубе он познакомился с будущей супругой. Грэм служил в королевском флоте, после чего работал в Инструментах Смита, где наработал навыки механика.

Наверно, я не столь талантлив, как Кларк или Стюарт, но я умею работать, и благодаря этому мне иногда удавалось обгонять их.
Уволившись с фирмы Грэм устроился работать  инструктором в автошколу, но в пух и прах разругался с владельцем школы, таким образом в 1954 году Хилл оказался без работы и без денег.  Отсутствие денег не мешало Грэму быть поклонником автоспорта, в том же году безработный Грэм решил поехать на незачетную гонку в Брэндс-Хэтче, поболеть за Мосса. Его попутчиком в дороге оказался Колин Чепмен, парни разговорились и Чепмен предложил Грэму место механика в своём маленьком и никому не известном предприятии. Иногда Грэму разрешали садиться за руль, но в основном он был механиком у Клиффа Эллисона. Когда же Колин Чепмен решил дебютировать в Формуле 1 и не смог помимо Эллисона найти пилотов на свои чудаковатые машинки, то вторым пилотом он усадил Грэма Хилла.

С. Мосс Его рукам мог позавидовать часовщик или даже хирург-офтальмолог. Его слух можно сравнить со слухом настройщика музыкальных инструментов. Грэм мог по звуку определить количество оборотов двигателя, причем погрешность составляла не более пятидесяти оборотов в минуту.    
Однако по первым годам его выступлений в Формуле 1 нельзя было сказать, что мы имеем дело с будущим чемпионом мира. «Лучший механик среди гонщиков, лучший гонщик среди механиков» как говорили о нем гоночные критики.  Лестный эпитет, но по сути это означало, что Хилл и ни механик и не гонщик. За первые два года проведенных в Lotus его лучшим результатом стало 7-е место в одном из Гран При. В конце 1959 года Хилл в интервью заявил, что всему виной ненадежность машины, чем привел Чепмена в ярость. Грэм был тут же с позором выгнан из команды и Чепмен даже подал на него в суд, за нарушение контракта, но дело проиграл. Таким образом Грэм снова оказался без работы.


На счастье Грэма, ему удалось получить место третьего пилота в BRM. И внезапно Грэм оказался лучшим пилотом команды. Его партнера Боннье больше интересовали финансы и призовые за гонки, Дэн Герни же долго отходил после аварии с погибшим зрителем. Два года Грэм занимал 15-е места в чемпионате, пока владелец BRM не поставил конструкторам ультиматум, что разгонит команду если у болида не будет надежности. В 1962 году Грэм выиграл 4-е Гран При и набрал 42 очка из 45 возможных. В итоге опередив куда более быстрого Кларка на Лотусе, Грэм Хилл стал чемпионом мира.

В следующем сезоне первым мне скорее всего не быть! Да и титул не свидетельствует о том, что я лучший гонщик. Для меня им навсегда останется Стерлинг Мосс.
И действительно в следующем сезоне первым стал куда более быстрый Кларк. Но Грэм смог выиграть в двух Гран При (включая Монако) и занял в чемпионате второе место. А в 1964 году Хилл вновь стал основным претендентом на чемпионский титул.

Хилл имел все шансы вернуть себе титул, но на последнем этапе в Мексике пилот Феррари – Лоренцо Бандини буквально спихнул Хилла с трассы, в итоге выигравший гонку, другой пилот Феррари  Сертис стал чемпионом, а Грэм опять остался 2-м. На рождество Хилл прислал Бандини подарок в виде учебника «Практический курс вождения автомобиля для начинающих». И в этом был весь Грэм Хилл и за это его любила публика. Благодаря своей аристократичности и голливудской внешности, Хилл стал для Британии гонщиком №1, обойдя куда более талантливого Джимми Кларка или более разностороннего Джо Сертиса.

Дж. Харрисон (гитарист The Beatles) Грэм был истинным англичанином и очень хорошо вписывался в Ф1.
В 1965 году Хилл снова стал вторым в чемпионате, правда сильно отстав от Кларка, зато он одержал удивительную победу в Монако. Грэм вылетел с трассы объезжая кругового Андерсена, ему пришлось вручную выталкивать машину с объездной дороги обратно на трассу, но даже при том, что Грэм потерял полминуты и откатился на пятое место, он смог победить. В 1966 году Хилл в дебюте выиграл Инди 500 (в дебюте это удавалось только Фрэнку Локхарту в 1927 и Хуану-Палычу Монтое в 2000). Ещё Грэм снялся в культовом фильме "Большой приз", и в отличии от большинства пилотов попавших в кадр, Грэм там произносит целые реплики и вообще смотрелся гармонично. В 1967 году Грэм вернулся в Лотус.

Колин Чепмен задумал сделать настоящий Дрим Тим из двух британских супер-звезд - Грэма Хилла и Джимми Кларка и ради этого забыл старую ссору. И если в первый год Грэм  проиграл Джимми, а оба они проиграли пилотам Brabham. То во второй год - 1968,  Кларк погиб и на Грэм легла вся ответственность был лидером осиротевшего коллектива. И Грэм с ней справился, он во второй раз становится чемпионом мира.

Джимми Кларк и Грэм Хилл
Сезон 1969 года стал для Грэма Хилла поворотным. Он оставался пилотом Lotus. Но мир Формулы 1 окончательно захватили болиды с антикрыльями, к которым Грэм никак не мог привыкнуть. На ГП Испании у машины Хилла, на кочке оторвало столь нелюбимое им заднее антикрыло. Силой инерции машину Хилла влепило в стальной рельс отбойника. Чудовищный удар, чуть было не стоил Грэму жизни, но по счастью обошлось без травм.  На ГП США в середине гонки Грэма развернуло и ему пришлось вылезти из машины, что бы вытолкать её обратно на трассу. Вернувшись в кокпит, Грэм поспешил продолжить гонку, и забыл пристегнуться. На 91 круге гонки у машины неожиданно отвалилось колесо и не пристегнутого Грэма выкинуло из машины.  Так собственная беспечность стоила Грэму множественных переломов ног и дальнейшей карьеры.

Хилл с сыном Деймоном
В 1970 году Хилл перебрался в Walker. Команда победительница ГП Монако 58, проводила свой последний сезон, сам Грэм толком не отошел от травм. В каждой гонке он отставал на круг а то два, а два Гран При и вовсе пропустил. В 1971 году Гржэм перешел в Brabham, но и здесь дела не пошли.  Грэм не находит общего языка с руководителем команды Роном  Торнаком, последний больше доверяет напарнику Хилла – австралийцу (соотечественнику Рона соответственно) Тиму Шенкену.  В 1972 году Хиллу удалось выиграть 24 часа Ле-Мана, таким образом он стал единственным обладателем уникального рекорда, он единственный гонщик в мире, выигравший три жемчужины автоспорта - Гран При Монако, Инди 500 и 24 часа Ле-Мана. Однако в конце 1972 года,  Берин Экклстоун, купивший Brabham не задумываясь выгнал британского ветерана. Другие команды тоже Грэмом не заинтересовались и Хилл решился на смелый шаг.

В 1973 году Грэм Хилл создал собственную команду Формулы 1.   В конце 1972 года в поисках спонсоров я просеял множество британских фирм, пока не договорился с Embassy, которая тогда спонсировала международный чемпионат по ралли-кроссу. Мне нужен был спонсор и я думаю это был лучший выбор. По крайней мере, наш трехлетний контракт позволит мне в конце года не беспокоиться по поводу поиска спонсора на следующий год для полноценной команды с двумя пилотами. Также мне посоветовали обратить внимание на шасси Shadow. Я их выбрал в основном потому, что они гораздо быстрее и дешевле других заводов готовы были мне предоставить машины 1973 года. Да и то на пришлось пропустить три первых Гран При в ЮАР и Южной Америке, машины были готовы только к первому европейскому этапу. Уже на первых тестах в Гудвуде, не успели мы проехать и десяти кругов, с машины сорвало к чертовой матери заднее антикрыло. Эта машина кардинальным образом отличалась от всех тех автомобилей, что мне доводилось пилотировать ранее. Она была совершенно непредсказуема и не соответствовала никаким нормам. К примеру, увеличение угла антикрыла обычно приводит к увеличению недостаточной поворачиваемости, на Shadow все наоборот – это вызывало избыточную поворачиваемость. То же самое творилось с задним стабилизатором поперечной устойчивости. По идее, его уменьшение должно вызвать недостаточную поворачиваемость, а вызывало избыточную. Помимо этого, машина была безумно капризна и чувствительна к малейшим изменениям аэродинамических характеристик, особенно спереди. Даже незначительная регулировка переднего антикрыла  - скажем на четверть дюйма – вызвала огромные изменения в уровне сцепления с трассой.  В итоге Грэму, работавшему по 20 часов в сутки, всего один раз удалось закончить гонку в первой десятке (ГП Бельгии 9-е место, в пяти кругах от победителя).

Я. Флакс (механик команды Хилла) Своими ценными советами, которые он любил давать в самую последнюю секунду, он доводил до белого коленья лучших механиков. Но все мы относились к нему с большим уважением и ценили его преданность делу.
В 1974 году Грэм принес своей команде первые очки, финишировав 6-м в Швеции.  Команда показала свой потенциал, так как Грэм был также 7-м в Монако и 8-м в Бельгии по итогам сезона 18-й. Но в 1975 году Хилл не смог пройти квалификацию в Монако и это стало последней каплей. Это стало огромным ударом по самолюбию Грэма и он решил что некогда больше не выйдет на старт гонки Ф1. Попрощался Хилл с болельщиками на ГП Британии, проехав несколько кругов в тренировке и поприветствовав зрителей рукой.

Риск неотъемлемая часть нашей профессии. Мужчина должен уметь смотреть в лицо опасности. Если случиться самое худшее, то это будет означать, что вас просто попросили оплатить счета за счастливую жизнь, и сделать это нужно без всякого сожаления.
Видимо Грэм Хилл сам не ожидал, что счета придут очень рано. 29 ноября 1975 года в густом тумане при перелете в Лондон, Хилл (находившийся за штурвалом личного самолета) перепутал навигационные огни с фонарями поля для гольфа и попытавшись сделать посадку, зацепил деревья. Самолет перевернулся и взорвался. Вместе с Грэмом погибли большинство механиков его команды, главный конструктор и талантливый британский пилот Тони Брайз. После гибели Грэма его семья осталась с непомерными кредитными долгами (кредиты брались на развитие команды) и жена была вынуждена продать их большой дом . У Хилла осталось две дочки и сын Дэймон.

Епископ Сент-Олбанский Грэм дарил счастье миллионам. И не важно, были ли вы знакомы с ним лично или знали его только понаслышке, он был настоящим для всех.
Сегодня у нас уникальное видео, это частные съемки с Гран При Монако 58, звука нет, но отлично можно рассмотреть машины и пилотов.

 
Tags: 1958, Монако, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments