?

Log in

No account? Create an account

Ой чё было | Ой чё будет

Традиционный четверговый пост про автоспорт. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Мы продолжаем оставаться в 1957 годе и на очереди Гран При Монако. Про стартовый лист, команды и пилотов, мы говорили на прошлой неделе. Дебют Мосса в Vanwall прошел удачно, в квалификации британец показал 3-е время. Перед ним стояли Фанхио на поуле и Коллинз, но старт Стирлинг уверено выиграл и помчался вперед. Плотная группа из четырех пилотов преследовала его, поэтому когда Стилинг ошибся на четвертом круге, произошел само собой завал. Стилинг вылетел из туннеля на набережную и видимо ослепленный впечатался в барьер. Тут же его машину протаранил Хоторн. Коллинз пытаясь объехать столкновение, пробил барьер набережной. Фанхио и Брукс всеми силами пытали затормозить. Брукс все же влетел в машину Хоторна, но гонку продолжить смог, опытнейший Фанхио же, смог избежать аварии и вышел в лидеры. На третье место вышел пилот Феррари фон Трипс, но у немца за 9 кругов до финиша взорвался движок. Наследником Таффи стал австралиец Джек Брэбэм  но и того ждало разочарование. На последнем круге у австралийца кончилось топливо и он стал толкать машину до финиша руками. Дотолкать, то дотолкал, но мимо успело проехать трое соперников и Джек остался без очков.   Таким образом на 3-е место вышел дебютант Мастен Грегори а 4-м оказался  ещё один дебютант Стюарт Льюис-Эванс.  

Одержав вторую победу подряд Фанхио укрепился в качестве лидера чемпионата. Но скорость пока не набравших очков Мосса и Коллинза внушали оптимизм на интересную борьбу.

Гран При Монако стал первым полноценным Гран При для 4-х пилотов. Но если про Таффи фон Трипса мы поговорили на прошлой неделе, то про ребят в дебюте получивших очки мы поговорим сегодня. Лучше всего на стартовой  на финишной прямой расположился американец Мастен Грегори.

 Masten Gregory по прозвищу «вспышка из Канзас-Сити» родился 29 февраля 1932 года в Канзас-Сити, США.Грегори родился в богатой семье, младшим, третьим ребенком,  но его отец умер, когда Мастену было три года. Ему, а также брату и сестре, полагалось солидное наследство – каждому около миллиона долларов в нынешних деньгах и доля в страховой компании.  Но вот загвоздка, что-бы получить миллион нужно было быть двадцати однолетним гражданином.  Мастен не стал ждать так долго,  он просто бросил школу и женился на первой встречной. Женатый гражданин автоматически признается (даже у нас ) совершеннолетним и Грегори дорвался до банковских счетов. Было ему в ту пору 19 лет и деньги он решил тратить на быстрые автомобили. 

Гоночного образования у Грегори не было, но талантом он, несомненно, обладал. Его отличал очень резкий, рискованный стиль пилотирования. Для начала Мастен одержал ряд побед в клубном чемпионате США для марки Ягуар. Потом пару лет провел в Европе и даже один раз стартовал в 24 часах Ле-Мана. Наконец в 1956 году Мастен стал чемпионом США в гонках на серийных машинах. В 1957 году Мастен выиграл  1000 километров Буэнос-Айреса и решил замахнутся на Формулу 1. 

Понятно, что молодой человек, внешне похожий на современного хипстера  в нелепых очках,  выигравший что-то где-то там непонятное за океаном, у боссов крупных команд вызвал бы смех. Но очки Грегори снять не мог, ибо тогда бы он вообще ничего бы не увидел и к боссам крупных команд он не пошел. В ту пору полный сезон в Формуле 1 решила провести частная итальянская команда Centro, у неё было несколько болидов Мазерати и группа механиков, и они предлагали свои услуги всем желающим. И возжелавший прокатится Грегори, в первой же гонке финишировал на подиуме - третьим. Стал первым американцем на подиуме Формулы 1 и проснулся звездой!  Centro оказались в таком восторге, что перекрасили болиды из традиционных итальянских красных в американские бело-синие цвета. 

Грегори и Бриджид Бордо с бойфрендом. 
 В том 57 году Мастен ещё дважды финишировал в очках (из трех гонок, в которых поучаствовал) и занял по итогам отличное 6 место в чемпионате. Сам Энцо Феррари предложил Мастену место  в своей команде, на что Грегори ответил отказом, так как хотел быть пеервым номером. Но в 1958 году чемпионские болиды Мазерати команды Centro оказались уже устаревшими. Да и  в добавок и сам Грегори получил травмы в одной из незачетных гонок и смог принять участие только в 4 гран при (одно из которых окончил 5-м). В 1959 Мастен  получил приглашение от заводской команды - это были будущие победители Cooper.

И произошло непоправимое, Мастен проиграл сезон своим напарникам - Брэбэму (ставшему чемпионом мира) и МакЛарену (выигравшему Гран При). Грегори финишировал 2-м в Португалии и был 3-м в Голландии, но конечно этого было мало. И хотя сам американец говорил что пал жертвой командной тактики со стороны Брэбэма, который посчитал Мастена сильным конкурентом и всеми легальными и не очень способами осложнил ему жизнь, Грегори никто не слушал. (хотя позже Джек проявил себя таким ужасным напарником со многими пилотами).  В добавок он снова попал в аварию, когда на полном ходу выпрыгнул из болида с отказавшими тормозами и получил травмы.

На этом его карьера в Формуле 1 можно сказать кончилась. Cooper контракт не продлил, на этом настоял Джек Брэбэм, и Мастен в дальнейшем 6 лет выступал за различные мелкие, частные команды. В кторых зато он был признаной зведой и первым номером.  За это время он заработал одно очко и один раз имел шанс выиграть Гран При, когда в 1962 годы вышел на 3-е место в ГП Франции, но быстро сошел (идущий следом Герни, благодаря сходам выиграл ту гонку).  Зато в 1965 году, в паре с Йоханом Риндом, Гренори выиграл 24 часа Ле-Мана (ещё ранее он стал первым американцем показавшим в Ле-Мане быстрый круг)

Грегори с руководителем частной команды Camoradi 1960 год. 
Постепенно Мастен перебрался в гонки спорт-прототипов, но и там повторить успех 65 года не смог. В 1972 году, после гибели близкого приятеля Ио Боннье, "вспышка из Канзаса" решил покинуть автоспорт и поселился в Амстердаме. Он занимался продажей бриллиантов и открыл  бизнес по выпуску очков.   На заслуженном отдыхе экс-пилот наслаждался жизнью в собственном домике в пригороде Рима в компании супруги и четырех наследников. Умер во сне от сердечного приступа 8 ноября 1985 года, будучи в командировке в Италии.  Причиной столь раннего инфаркта, стала пагубная страсть к курению, с которой Мастен так и не поборолся. 
 
В молодости я никогда не строил далеко идущих планов, поскольку даже не предполагал, что доживу до 30 лет, Стирлинг Мосс как-то честно признался мне, что был почти уверен в моей скорой гибели. Все думали, что я разобьюсь – оглядываясь назад, я сильно удивляюсь, что вышло иначе. Мой пилотаж был рефлекторным – я был не лишен таланта, но совершено ничего не знал о гонка
Следом за Грегори в Монако финишировал ещё один дебютант и звали его Стюарт Льюис-Эванс

 Stuart Lewis-Evans родился 20 апреля 1930 года в Лутоне, графство Бэдфоршир, Англия, в семье «Попа» Льюиса-Эванса, выступавшего в британской Ф3. Молодой человек невысокого роста и вовсе не атлетического телосложения, вдобавок страдающий от язвы жилудка, сел за руль во многом по инициативе своего отца, пилота-любителя и большого поклонника автоспорта.

Едва ему исполнилось 21 (возраст с которого в ту пору в Британии можно было участвовать в автогонках) как Стюарт оказался за рулем британской Формулы 3. У отца была там собственная команда и Льюис-Эвансы выступали парой в одних и тех же гонках. Чемпионом серии Стюарт так и не стал, но практически каждый год он одерживал победы и выигрывал у множества признанных в скором будущем мастеров вроде Мосса и Коллинза. 

1956 год Стюарт выступал на продукции марки Connaught и его выступил за основную команду в Монако 57. Отстав на три круга англичанин финишировал 4-м . 
 
Уже на следующем Гран При он оказался в рядах Vanwall, команды оказавшейся без пилотов. Мосс катаясь на водных лыжах не удачно упал, Брукс вообще чудом уцелел в аварии в Ле-Мане, поэтому на ГП Франции Льюис-Эванс выехал единственным представителем команды. В гонке он правда сошел, но в команде остался и вскоре добился успеха. Он лидировал в незачетном Гран При Реймса, но вылетел, когда отвлекся, чтобы протереть очки. Финишировал 3-м в незачетном Гран При Марокко и выиграл поул в Гран При Италии. На следующий год от Стюарта уже стали ждать первых побед и в прессе его стали назвать самым перспективным британским пилотом. 

Стюарт снова выиграл поул, на этот раз в Голландии, был 3-м в Бельгии и Португалии. Скорость у него была а вот стабильности парню явно не хватало, он финишировал всего трижды, но тем не менее Льюис-Эванс помог команде выиграть первый кубок конструкторов. Ближе к концу сезона его менеджером стал молодой (фактически его ровесник)   Берни Экклстоун, который тщательно следил, что бы Стюарт, страдающий язвой, вовремя поел и бегал по паддоку с термосами.

На последнем ГП сезона 58 в Марокко, за 12 кругов до финиша в машине Стюарта сломался шатун и двигатель заклинило. Колеса заблокировались, Vanvall потерял управление, вылетел с трассы. Машина врезалась в деревья, бензобак ударился об столбик дорожного указателя и взорвался. Стюарт сумел выбраться из объятой пламенем машины, его пропитанный маслом комбинезон пылал. Крича от боли гонщик побежал в сторону противоположную той, откуда к нему спешили судьи с огнетушителем. Британца на самолете доставили в Англию. Через шесть дней Стюарт Льюиз-Эванс от полученных ожогов умер в страшных мучениях. Тони Ванвалл решил убрать свою команду из гонок Ф1, не смотря на победу в кубке конструкторов, добытую в том числе и усилиями Стюарта. В честь Льюиса-Эванса некоторое время проводилась гонка молодых британских гонщиков, но трофей просуществовал недолго. 
Последним из дебютантов Монако, стал не заработавший очков - Айвор Бъюб

 Ivor Bueb родился 6 июня 1923 в Ист-Хэме, Лондон. Его путь в автогонках начался относительно поздно, в 30 лет, в 1953 году Айвор дебютировал в британской Формуле 3. А в 1955 году он стал вице чемпионом серии к этому добавилась победа в 24 часах Ле-Мана, одержанная в паре с Майклом Хоторном

Вообще Бъюб стал специалистом по 24 часам Ле-Мана. В 1956 году он снова в паре с Хоторном,  одерживает здесь победу. Казалось в 1957 году, частная, слабая машина (прошлогодний ягуар) шансов на победу вроде как не дает. Но Айвор в паре с Флокхартом опять стал победителем.

Бъюб и Хоторн после победы 55 года.
Но не смотря на успехи в спорт-прототипах англичанин очень хотел выступить в Формуле 1, тем более, что ему удалось финишировать 3-м в незачетном Гран При По. И вот на Гран При Монако такой шанс ему дали в  Connaught, в отличии от Льюиса-Эванса, Айвор до финиша не добрался сойдя из-за поврежденного бензобака. Следующие два года он проведет только три Гран При за частные команды (два из них пришлось на ГП Британии). 

Наконец на 59 год, он заключил договор с командой отца Стилинга Мосса, Альфреда - BRP, Бъюба правда выгнали из проекта, после того, как он не прошел квалификации ГП Монако, но потом позвали обратно. Однако что-либо доказать Ацйвор не успел. Бъюб погиб в гонке Формулы 2 в Клемане 1 августа 1959 года.  
Видео Гран При Монако 1957 (к сожалению нету победного финиша Фанхио, но есть много лиц пилотов и ближе к концу видео видно то столкновение 4 лидеров гран при)




Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

сталин
a_simakoff
Дед Онотолий

Настенный календарь

Tags

Powered by LiveJournal.com