Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Концовка сезона и как делались деньги на Формуле в 60-х

Традиционный четверговый пост про Формулу 1. Сегодня заканчиваем вспоминать сезон 1956 года.  К сожалению вылет Коллинза на предыдушем Гран При ФРГ, фактически убил всю интригу чемпионата. Фанхио лидировал и для победы в чемпионате Питера Коллинза, британцу надо было не просто выиграть гонку но ещё и показать быстрый круг и это с учетом, того, что Хуан-Мануэль должен был сойти. Стирлинг Мосс лишился всяких надежд стать чемпионом, как и Жан Бера, не смотря на равное колличество очков с Коллинзом, Жан не имел в активе побед, а значит и Фвнхио и Коллинз имевшие по две победы в сезоне, по этому показателю его обходили. Короче фактически Хуан-Мануэль Фанхио уже был чемпионом., тем более, что квалификацию выиграл он 

И что бы Фанхио жизнь медом не показалась  организаторы решили провести гонку по нестандартной конфигурации, включив в неё часть овала, сделав что-то на подобии ГП США середины 2000-х.



Овал в Монце есть и сейчас, но находится в заброшенном состоянии
Овал это хорошо, но его бетонное покрытие  жрало резину только так.  В чем убедились молодые пилоты Феррари - Кастеллотти и вернувшийся в строй после травмы Муссо. Оба вырвались в лидеры и оба сожрав быстро свои покрышки отправились на пит-стоп. Ещё один пилот Феррари - де Портаго, до пит-стопа доехать не успел, шина взорвалась. Кастеллотти тоже не смотря на пит-стоп не смог сберечь новую резину и вылетел с трассы с разорванной покрышкой. В лидеры вышел Мосс. в это время у Фанхио забарахлило рулевое управление. Он доехал до боксов, где в его неисправную машину пересел Кастеллоти и умчался, а аргентинец стал дожидастся когда в боксы зазовут не имевшего с турнирной точки зрения перспектив Муссо.  Луиджи уже один раз отдавал машину Фанхио, было это на самой первой гонке сезона в Аргентине и тогда пара смогла выиграть. Потом была травма и потерянный сезон, но воспоминания о той победе остались. Муссо шел вторым и снова отдавать машину ой как не хотелось, тем более что у Мосса начались проблемы. У Стилинга бонально кончилось топливо за пять кругов до финиша и он стал пытаться добраться до боксов накатом. Луиджи вышел в лидеры, и тут же  стал делать вид, что не слышит и не видет сигналов из боксов. Стирлинг в это время смог добраться до пит-стоп, с помощью своего партнера по Мазерати - Луиджи Пиотти, тот увидев проблемы британца, пристроился на своей машине  сзади и дотолкал болид до боксов.  Мосс смог вернутся на трассу и стал возврашать себе позиции, обогнав Коллинза, шедшего 3-м. Питер понимая, что гонка не складывается и чемпионства ему не видать, поехал в боксы и отдал машину Фанхио. Он чемпион, и он заслужил того, что бы финишировать в последней гонке, мой чемпионские титулы ещё впереди. В это время ломается руль у Муссо, ещё ранее он сломался у Бера. И Мосс вернул себе лидерство, он выиграл гонку а в месте с ней и 2-е место в чемпионате. Пара Фанхио и Коллинз финишировали 2-ми и 3 очка полученные аргентинцем даже не пошли ему в зачет. Коллинз оказался в чемпионате 3-м, а Луиджи Муссо больше так и не будет иметь шансов выиграть Гран При, более того его ждет драка с Кастеллотти и дальнейшая нелюбовь всех членов Феррари.
На Гран При ИТалии 56 дебютировало два пилота.

Jo Bonnier (Joakim Bonnier) родился 31 января 1930 года в Стокгольме, Швеция в семье профессора университета, его дядя был руководителем крупного книжного издательства.   Сын профессора генетики, студент Оксфорда и наследник полиграфической империи, знающий шесть языков, имел в этой жизни блестящие перспективы. В юности занимался живописью, учился на хирурга. Родители надеялись, что он станет доктором. Он окончил Оксфорд по специальности лингвистика.  Ещё в 17 лет Ио начал участвовать в мотогонках на старом Харлей-Дэвидсоне, естественно для поступления в медицинский университет времени не хватило. Он некоторое время проработал в банке, но это тоже его не привлекло.  Ио уехал в Париж, для изучения издательского дела и тут же заявился для участия в 12 часовой гонке. Дебют пришлось отложить, так как Боннье врезался в центре Парижа в армейский джип. В результате аварии Боннье разорвал губу и что бы скрыть шрам он отрастил усы. Когда ему заметили, что он похож на мелкого французского гангстера, Ио отрастил и бороду. 

В 1951 году Ио вернулся в Швецию. И тут его забрали в армию, для службы на авианосце, после чего стал работать в фирме по продаже автомобилей и на Simca, принимал участие в местных гонках на льду. К 1954 году фирма Боннье была уже крупнейшим поставщиком Альфа-Ромео в Скандинавии и соответственно у Боннье появилось больше денег на реализацию своих гоночных мечт . В 1956 году состоялась его первая международная гонка в Имоле, которая  окончилась плохо. Боннье прошел Луиджи Муссо и преследовал Эуджелио Кастеллотти. В этот момент в закрытом повороте развернуло одного из соперников и он неожиданно для Боннье оказался перед шведом.  Ио попытался объехать, но налетел на большой камень на обочине. Его машина подлетела в воздух. Под Боннье успел проехать другой пилот, пока швед кувыркался в воздухе. Он даже сбил шлем данного пилота. Машина приземлилась на другой стороне трассы в кювете а сам Боннье был выброшен из кокпита. Он получил сотрясение головного мозга, несколько треснутых ребер и сломанный позвонок.

Швед свободно говорил на шести языках, но почти не имел друзей. Одни считали его холодным и заносчивым, другие отчужденным.

Ио вернулся в гонки в том же году. За рулем Альфа Ромео выиграл гонки кузовов в Эйнтри, АФУСе, Кастел Фусано, первенствовал в своем классе в 1000 км Нюрбурринга, на ГП Италии в составе Maserati дебютировал в Ф1, заменив заболевшего за час до начала гонки Джи Джи Виллорези. Следующие два сезона он выступал на частных Мазерати и особых результатов не показывал. В конце 1958 года швед оказался в британском BRM. 

И внезапно на ГП Голландии 1959 года Боннье выстрелил. Он выиграл поул а следом выиграл гонку, в кои веки крайне не надежная британская машина смогла доехать до финиша.  По итогам сезона оказался на 8 месте. На следующий год BRM свои проблемы с надежностью так решить и не смог и Ио только раз смог заработать очки, зато он стал первым лидером профсоюзов пилотов.

Боннье и его партнер по BRM 60 года Дэн Гэрни.

В 1961 году Ио перебрался в Порш, заводская команда которых дебютировала в Формуле 1 (до этого он выступал за них в Формуле 2) 

Но за два года в неплохой немецкой команде Ио очень сильно отстал от своего партнера - американца Гэрни. Тот стал победителем Гран При, занял 3-е место в 61 году, в то время как швед выше 5-го места в гонках не поднимался и замыкал по итогам года места во втором десятке. В принципе на карьере шведа можно было поставить крест, но в 1964 году он смог получить место в команде Walker.

Команда наследника знаменитого производителя виски, после ухода Мосса никак не могла вернутся в тонус и Роб Уокер понадеялся, что а вдруг победитель ГП Голландии 59 снова выстрелит. Тем более, что накануне Ио победил в 12 часах Себринга. Боннье к тому времени. как уже говорилось был лидером профсоюза пилотов Формулы 1 и своим статусом он стал пользоваться в полной мере.В команде он становиться чем то вроде агента, ведущего переговоры о размерах стартовых денег, с данной ролью блестяще справлялся, благодаря знанию языков. Р. Уокер Он вел себя довольно нахально, когда, пользуясь своим положением, выбивал для команды неплохие стартовые. Но, без сомнения, его вдохновлял ещё и тот факт, что половину этих денег согласно нашему соглашению он клал  себе в карман Дальше больше в 64 году Боннье посетила отличная идея, а почему бы не сдавать на каждом Гран При второй болид команды местному пилоту. Так к примеру в гонках смог появится будущий чемпион мира Йохан Риндт или проявить себя, как будущий победитель Гран При  швейцарец Ио Зифферт. Но были и обратные результаты к примеру неплохой хоть и старый немец Эдгард Барт, так и не понял, за что с него взяли довольно большую сумму, а он в итоге не смог пройти квалификацию. Или пример с чемпионом итальянской Формулой 3, выступавшим под псевдонимом Джеки   Р. Уолкер Во время первой тренировки мы столкнулись с кучей проблем на машине Боннье и, боюсь, совсем забыли о Geki, если не считать того, что помогли ему подогнать сиденье. В результате он не справился в тот день с квалификационным нормативом, а в субботу пошел дождь, и надежд пробиться на старт у него не осталось. Учитывая это, итальянцы наотрез отказывались платить нам за Geki стартовые, на что Йо (Боннье) заявил: «Вы сами выбрали гонщика, и если он недостаточно хорош, чтобы справиться с квалификацией, это ваши проблемы – не наши». После чего они заплатили. Надо ли говорить, что снова половина суммы ложилась шведу в карман?  

В период участия в Ф1 Боннье жил в Швейцарии и выступал по лицензии этой страны.  Ио в Швеции, Джо в англоговорящих странах, Барбита (борода) в Италии. Казалось что спортсмен так и не определился ни с родиной, ни с именем, все как в юности, когда он не мог определится кем ему быть врачом, лингвистом, художником,  издателем или гонщико

В 1966 году Боннье набравшись опыта, решил по примеру Дэна Гэрни и Брюса Макларена делать собственную команду. Правда в отличии от тех парней, швед не стал заморачиватся с постройкой собственного болида а решил покупать прошлогодние шасси у больших команд.

Но за все время существования команды Ио (а она каждый год меняла название), швед запомнился разве что эпизодом на ГП Бельгии 66. На ГП Бельгии машина шведа, врезавшись в ограждающие трассу тюки, перелетела через них и повисла на высоком парапете,  а сам Боннье влетел в окно жилого дома и ему пришлось выбираться из квартиры, карабкаясь прямо по мотору и раскаленным трубам. Этот эпизод оказался заснят с камеры Фила Хилла и попал в кадры знаменитого фильма «Гран При». Постепенно интерес к Формуле 1 у Боннье падал и он стал более сосредотачиваться на многочасовых гонках. 

В отличии от Формулы 1, которую Боннье в основном поимел для зарабатывания денег, гонки спортпрототипов, швед искрение любил и они отвечали ему взаимностью. Судите сами, на его счету победы в Тарго Флорино 1960 и 63, 12 часов Себринга 1962, 1000 км. Нюрбургринга 1963 и 66, 12 часов Реймса 1964, второе место в 24 часах Ле-Мана 1964. Т.е. он в этой категории был очень успешным пилотом. К сожалению к концу 60-х и здесь удача от него отвернулась, скорость стала уже не та и громких успехов не было. В 1969 швед открыл собственную картинную галерею и постепенно стал отходить от гонок. В 1970 он провел свой последний Гран При (ГП Италии, единственная его гонка в том сезоне) и в дальнейшем решил стартовать только в 24 часах Ле-Мана. 
nbsp;  
 11 июня  1972 года, выступая в Ле Мане Ио претендовал на хороший результат. Утром, когда солнце уже поднималось над горизонтом, Йоаким Боннье опережал Ferrari одного из младших классов. За рулем сидел швейцарский пилот-любитель Флориан Вейтц, который ошибся на торможении, что привело к серьезной аварии. Lola шведа, получив удар сзади, перелетела ограждение и несколько раз ударилась о деревья. Другой пилот Вик Элфорд, остановил свой Alfa Romeo, на правой части трека, куда отлетела машина швейцарца. Он подбежал к начинавшей гореть Феррари Вейтца. Элфорд увидел Вейтца уже успевшего выскочить из машины и позже увидел что осталось от машины Боннье повисшей на деревьях. Британец позже передал машину  Хельмуду Марко, и она сошла из-за утечки масла, после чего Вик сказал Пожалуй впервые в моей карьере я рад, что моя машина сломалась, ибо после увиденного, ехать дальше было выше моих возможностей.   Прежде Боннье не раз доводилось бывать в переделках но на этот раз Фортуна отвернулась отшведа. Ио погиб на месте.

Другим дебютантом последнего ГП сезона 56 стал британец Лес Лестон. 

Лес Лестон с живой легендой довоенных гонок - Тацио Нуволари
Les Leston (Alfred Lazarus Fingleston) родился 16 декабря 1920 года в Ноттингеме, Англия. В юности он был неплохим барабанщиком, выступал в джазовом коллективе с гастролями по всей Британии. Но затем была армия, королевские ВВС, после которых Лес решил в шоу-бизнес не возвращаться.   Вместо этого он перебрался в автогонки. После двух подряд вице-чемпионских титулов, в 1954 году Лестон стал чемпионом британской Формулы 3. Это был серъезный успех, но в Формуле 1 сей пилот выступал до обидного мало. ГП Италии 56 в составе Connaught. И два Гран При в 1957 году в составе BRM. В основном же он сконцентрировался на гонках спортпрототипов, где правда тоже особых успехов у него не было. В 1958 году во время незачетного ГП Каена, Лес попал в тяжелую аварию и ушел из гонок.

Лестон в середине 70-х.
В дальнейшем Лестон производил и продавал запчасти для автомобилей такие как рулевая тяга и коробка передач. Он умер 15 мая 2012 после продолжительной болезни
Традиционное видео - Гран При Италии 56. 


        
Tags: 1956, Италия, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Про бокс

    Большое затишье у нас, ребята в плане бокса, до конца января. Да и февраль не особо радует конкурентными боями, поэтому, почти всю оставшуюся зиму,…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments