Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Гонщик-дантист

Традиционный пост про историю автоспорта. Вспоминаем Гран При Формулы 1 далекого прошлого и пилотов на них дебютировавших. Мы продолжаем вспоминать сезон 1956 года и на очереди 2-й этап - Гран При Монако 56 года. На этом Гран При вернулась в гонки BRM, но возвращение не задалось. Из-за ненадежности клапана оба болида сняли после квалификации. Так же квалификацию не прошел слишком медленный Скарлатти и Луи Широн - которого подвел взрыв движка. 
Старт очень удался Моссу, захвативший лидерство британец на своём Мазерати,  начал постепенно отрываться от соперников. А вот у кого не заладилось, так это у Фанхио. Пилот Феррари на 2 круге поймал тюк соломы а уворачивающиеся от него Шелл и Муссо столкнулись. На 32 круге у Фанхио  согнул заднее колесо и вынужден был ехать в боксы. Где пересел в машину Кастеллоти. На 54 круге аргентинец пересел в машину шедшего тогда 2-м Коллинза. Вернувшись на трассу 3-м, Хуан-Мануэль на 70 круге обогнал  Жана Беру, но от Стирлинга его отделяли 47 секунд. Но буквально тут же Мосс умудрился влететь в задницу Чезаре Пердизы, он смог остаться на трассе, но машина была сильно повреждена. В итоге Фанхио стал отыгрывать по 2 секунды на круге, но догнать Мосса он не успел, пилотов разделило 6 секунд.
На этом Гран При должен был дебютировать пилот BRM Тони Брукс. но как говорилось выше команда снялась с гонки. Итак  Тони Брукс. 
 

Tony Brooks (Charles Anthony Stendesh Brooks) родился 25 февраля 1932 года в Дюкинфилде, графство Чешир, Англия, в семье дантиста. Решив пойти по стопам отца в 1952 году он поступил учился на стоматолога в Манчестерском университет.  В 1955 году он стал принимать участие в некоторых гонках британского чемпионата. И случилось внезапное...

Проведя несколько гонок Формулы 2 и в одной из них финишировал 3-м Тони был приглашен для участия в  заграничной гонке в Сиракузах - не зачетной гонке Формулы 1.  Они (Connaught) заявились на ГП Сиракуз и позвонили мне с предложением, не хочу ли я выступить за них. По правде говоря, они просто не могли никого найти. Я раньше никогда не выступал за рулем Формулы 1, но тогда я как-то не подумал об этом, просто сказал хорошо и повесил трубку.  Наверное Бруксу повезло, накануне гонки он был занят подготовкой к экзаменам, корпел над книгами и не думал о предстоящей гонке.  Машина была не очень надежна. Старый двигатель Альта практически отработал свой ресурс. Слишком много не тренируйся сказали мне, у нас нет запасных деталей. Вероятно, это не очень мне помогло. До начала гонки я проехал 12 или 15 кругов по трассе. Стартовал Тони с первого ряда, но замешкался и к радости трибун пропустил три Maserati. И тут началось что-то невероятное. В конце первого круга Тони проходит Шелби, на четвертом – Шелла, на восьмом – Виллорези, на 15-м – Муссо. Гонку протяженностью 70 кругов Брукс закончил, имея 51 секунду преимущества над ближайшим преследователем. Все были поражены. Никому неизвестный гонщик побил четыре фирменные Maserati, те самые, что в ходе сезона Ф1 время от времени давали бой непобедимым Mercedes. В Великобритании известие о победе Брукса стало сенсацией: это был первый Гран При, выигранный стопроцентной британской командой, начиная с 1923 года.  И при этом Тони и не планировал стать гонщиком, так как заканчивал в тот год университет.
  
Мне конечно было очень приятно, но в тоже время я не смог насладиться победой. Честно говоря все о чем я думал так это об экзаменах. Я помню только нудную зубрежку в самолете в пути туда и обратно. 
Меж тем о Бруксе в Британии сформировалось мнение как о величайшем британском гонщике что только есть в нашей современности. В 1956 году он уже дебютировал в Формуле 1. И единственным, чем он запомнился, так это аварией на ГП Британии, где его BRM, с заклинившемся дросселем , вылетел с трассы и загорелся.

Каким то образом, после столь провального сезона, Тони умудрился стать 3-м пилотом команды - дебютанта Vanvall.  

Он умудрился попасть в тяжелую аварию в 24 часах Ле-Мана и травмированным приехал на ГП Британии. Я слава богу ничего не сломал, но у меня были тяжелые порезы. А в моём бедре была рана, в которую можно было засунуть кулак. Я не имел каких либо проблем со скоростью, но я не мог поддерживать её долго, так как сильно ослаб в больнице. В те времена водитель мог взять машину партнера, если на его собственной возникли проблемы, поэтому была договоренность, что я буду ехать сколько смогу, но если возникнут проблемы, Стерлинг возьмет мои болид. Так и произошло Мосс лидировал, сошел и взял машину Брукса идущего пятым и выиграл. Таким образом Тони стал победителем Гран При и смог сохранить место в команде. По итогам сезона он оказался 5-м.   Моя правая ладонь превратилась в кусок сырого мяса. Переключение на Vanall было мягко говоря как тракторе.

Т. Брукс (№28) М. Хоторн (№14) С. Мосс (№30)
И только в 1958 году Брукс наконец смог продемонстрировать свои истинные возможности. Уже самостоятельно он выиграл Гран При Бельгии. Я всегда любил Спа, выигрывал там дважды ещё выступая в гонках кузовов. Затем последовала победа в  ФРГ

Машина была заправлена под завязку и в итоге после 4 первых кругов, Феррари оторвались на полминуты. А ещё через пять кругов я был уже перед с ними. В те времена Vanvall и  Ferrari сильно отличались. У нас стояли дисковые тормоза, в то время как у Феррари барабанные и в итоге мы были быстрее в поворотах. Но была проблема, на прямой Феррари за счет мощного двигателя была явно быстрее. По счастью на Нюрнбурге таких прямых было мало. Моя надежда была в том, что-бы как можно раньше войти в поворот, что бы они не успели догнать меня на прямой и у меня получилось
.

Пытаясь догнать Брукса разбился пилот Феррари Питер Коллинз. Трагедия была в том, что Питер пытаясь угнаться за мной, перестарался и это кончилось смертельным исходом. Очевидно, что я чувствовал себя плохо, но я не чувствовал своей вины или чего в этом роде. Когда, я наконец достиг конца прямой, то посмотрел в зеркала заднего вида, что бы убедиться что Феррари, по прежнему не отстают. Не было никаких признаков Питера, а Майкл находился далеко позади, тогда я понял, что это машина Коллинза взорвалась, и испытал большое разочарование. Для меня Нюрбургринг всегда был наивысшим автодромом и поэтому я наслаждался нашей с Питером битвой. Ещё больше я разочаровался, когда на подиуме узнал, что Питер умер не доехав до больницы.
Брукс также победил в Гран При Италии и в итоге Тони стал в чемпионате мира 3-м.

На самом деле Тони Вандервелл думал что его машины намного лучше, чем они были на самом деле. На самом деле это была довольно трудная в управлении машина, вы не могли к примеру влететь  в поворот, как на Мазерати, и скорректировать траекторию с помощью нажатия педали газа. Нужно было быть очень точным с ней и коробка передач была ужасной.  

Тони Брукс и Стерлинг Мосс
Я никогда не мог позволить себе выступить в квалификации так как я бы хотел. Потому-что если бы я оказался в квалификации быстрее первого номера, то у меня переставили на его машину мотор, коробку или просто бы отдали мою машину Стелингу, что означало дополнительную работу для моих механиков, что означало, что моим механикам, было проще снизить скорость машины №2 на 10 десятых секунды. И тем не менее мы оставались со Стелингом лучшими друзьями.

Команда решила уходить из Формулы 1 и Тони в 1959 году перебрался в Феррари. 

Выиграл  ГП Франции и ФРГ. В Монако финишировал 2-м не смотря на очень плохое самочувствие. Перед последней гонкой в США, Брукс имеет одинаковое количество очков и побед с Брэбомом. Однако уже на старте в Тони въехал собственный партнер по команде Фон Трипс, а затем Брукс сам вылетает с трассы и подарило Джеку  Брэбэму тиул.

С годами я стал иначе относиться к гонкам, Помню, что выбравшись в 1956 году Сильверстоуне из разбитого в серьезной аварии BRM, я был готов снова броситься в борьбу, если бы эта машина могла двигаться. Но затем мне стало уже не всё равно, на чем ездить. В финальной гонке сезона-59 меня протаранил "Таффи" фон Трипс, и я поехал в боксы, чтобы проверить машину. Если бы не полкруга, потерянные на этом, то, пожалуй, я мог бы выиграть гонку и титул чемпиона мира. Но я уверен, что поступил правильно.

 Это была великолепная машина. Быстрее чем Мазерати, и вы могли на ней гнать во всю катушку. И коробка передач, после двух лет в Ванвалле, это было откровение. У меня не было никаких проблем с Жаном Бера, мы много не общались, может потому что я не говорю по французский, а его итальянский был весьма посредственным, мой же весьма хорош, по крайне мере не было неприятных слов, которых бы я не знал, и я думаю в этом была проблема Бера. Может быть, он также думал, что его назначат номером один в команде, но я только что присоединился к команде и не думал об этом.  Я собирался получить такой же хороший автомобиль, как и у остальных и я действительно получил автомобиль, такой же как и у моих товарищей, чего не скажешь о годах проведенных в Ванвалл. Жан конечно, не очень симпатичный персонаж. Они прозвали его «цыганом» из-за его странного темперамента. Он также особо вульгарным способом выражал себя. Но то как он умер, заставило меня задуматься. Мы полностью отказались от этого человека, предоставив его самому себе, в его мрачной решимости победить. А обязаны были дать ему убежище в его отчаянье.  

Моя философия несколько изменилась, когда я был выброшен из жалкого BRM в Сильверстоуне в 1956 году, и полностью перевернулась  после аварии  в Ле-Мане годом позже. В обоих случаях было что-то не так с автомобилем, и я знал, что.   Я всегда чувствовал, что это аморально, чтобы идти на ненужный риск своей жизнью, потому что я верю, что жизнь это дар от Бога. Я не хочу, чтобы получилось  богословское изречение, и тысячи со мной не согласятся, но это моя точка зрения. Я чувствовал,  моральную  ответственность принимать разумные меры в моей жизни.  После того как фон Трипс наткнулся на меня в Себринге, моя природная склонность была поднажать, прибавить газу.  Поверьте мне, это было бы проще всего. , но я заставила себя поехать проверить автомобиль. Я потерял половину круга, и все же финишировал третьим. Как выяснилось, Мосс сошел  в тот день и у Брэбэма  кончилось топливо ближе к концу, так что, вероятно, что  мне эта заезд в боксы   стоил чемпионского титула. Тем не менее,  я твердо уверен, что я поступил правильно
".  

Брукс позже признал, что к концу 59 года, он уже думал о жизни вне автоспорта. С этой целью он купил гараж и решил заняться новым бизнесом. И поэтому Тони решил, что для его бизнеса более полезно будет выступать в британских командах. Он покинул Феррари к большому сожалению Энцо. В 1960 он выступил за команду Yeoman Credit (на фото болид Cooper этой команды), а в 1961 за BRM, но эти выступления мягко скажем разочаровали. И после некоторых раздумий он решил завершить карьеру гонщика, хотя в BRM ему предлагали продлить контракт. Но 29-летний «гоночный дантист» всё же решил уйти, имея в активе шесть побед в 38 стартах. А команда BRM в следующем сезоне выиграла оба чемпионских титула

Брукс до сих пор занят свои скромным бизнесом по ремонту и продаже Фиатов. Тони активно помогает средствам массовой информации в освещении исторических гонок. Брукс также известный, как «гоночный дантист», стал одним из представителей блистательного поколения британских пилотов, пришедших в Формулу 1 во второй половине 50-х. По уровню дарования его часто сравнивали со Стирлингом Моссом. Есть у двух пилотов и еще одна общая черта – оба остановились в одном шаге от звания чемпиона мира.

С. Мосс Пока все мы бегали за юбками, и таким образом попадали на страницы газет, Брукс отлично гонялся и был отличным парнем. Если бы меня спросили, кого бы я пригласил в свою команду, если выбирать из всех пилотов в истории, то это были бы Джим Кларк и Тони Брукс. Знаю, что многим этот выбор покажется удивительным, но для меня Тони - лучший "неизвестный" гонщик из всех, что были. Я говорю "неизвестный", поскольку он был самым обычным парнем, а не какой-то знаменитостью. Но за рулем он мог творить чудеса.
Традиционное видео Гран При Монако 1956 года



Tags: 1956, Монако, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Про бокс

    Друзья, вот она, история супертяжей в боксе, снова с нами. Год 2003 начался с весьма странных вещей. Тяж Рой Джонс, разгромил Джо Руиса, взял пояс…

  • (no subject)

    Как-то давно, писал, про это, но без подробностей. Никто в семье не воевал у меня. По маминой линии один дед был из раскулаченных. второй из…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну и вот... остались кое какие хвосты из 2019 и один из них, это закончить со Sci-Fi 85 года. Заключительная часть, надеялся найти в ней какой нибудь…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments