Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Блэк - Джек

Традиционный четверговый пост про автоспорт. Вспоминаем старые Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Мы остаемся в 1955 году и на очереди Гран При Великобритании, состоявшееся  на давно забытой трассе в Эйнтри.
В связи с трагической аварии на 24 часах Ле-Мана, о которой я уже не однократно рассказывал, количество гонок в сезоне сильно сократилось. Навсегда ушла Швейцария (в 1982 году было проведено ГП Швейцарии, но на самом деле оно проходило во Франции), приостановили проведение гонок на своей территории Франция и Германия. Поэтому получилось что Гран При в 1955 году было всего семь. А соответственно вместе с Британским Гран При до конца чемпионата оставалось всего две гонки. И лидирующему в чемпионате Фанхио, достаточно было финишировать на любом, зачетом месте, что бы стать чемпионом.  Так и произошло. Клаву выиграл Стирлинг Мосс, он и победил в гонке, одержав свою первую победу в Формуле 1. Хуан-Мануэль Фанхио финишировал следом за напарником по Мерседес, особо не атакуя. Стирлинг даже потом предъявил претензии аргентинцу, мол тот специально дал ему выиграть. Нет Стилинг, ты просто сегодня был быстрее, ответил Фанхио. И Хуан-Мануэль был прав, действительно он просто ехал чуть медленнее чем мог.  Дальше оказалось ещё два пилота Меседеса - Клинг и Таруффи. И лишь на пятом месте оказался ближайший из пилотов других команд - Луиджи Муссо на Мазерати, в круге от победителя.  
На британском Гран При в 50-х годах как правило дебютировало много местных пилотов, но в 1955 году все сложилось иначе. Дебютантов было всего два.  Никто из них не был британцем. Для одного это будет единственное Гран При в карьере. Для другого роман с Формулой 1 растянется на 15 лет, за которые он успеет выиграть три чемпионских титула. Начнем с неудачника, ибо на старте он стоял вышел.
Майк Спаркен 


Mike Sparken  родился 16 июня 1930 года в городке Нейли-сюр-Сейни рядом с Парижем, Франция. Звали его на самом деле Мишель Поберейский и он был русским. Да родители Мишеля бежали от революции в России и Майка в принципе можно назвать первым русским в Формуле 1. На его счету было две победы в гонках кузовного чемпионата Франции. Его карьера в  Формуле 1 ограничилось одним Гран При в составе Gordini. Спаркен финишировал 7-м. Мишель до последнего участвовал в исторических гонках. Умер 21 сентября 2012

Бывшие пилоты Ф1 - Мария Тереза де Филипс и Мишель Спаркен (в розовой рубашке)
Совсем по другому сложилась карьера вот этого пилота
Джек Брэбэм

Jack Brabha (Sir Jhon Arthur Brabham) родился 2 апреля 1926 года в городке Хёрствилл, близ Сиднея, Австралия, в семье зеленщика, английского эмигранта.В возрасте 12 лет он  впервые сел за руль проехав на отцовском грузовом автомобиле.  В возрасте 15 лет Джек оставил школу и стал совмещать работу в гараже с вечерними курсами по машиностроению. В это же время Брэбэм наладил бизнес по починке и продаже б/у мотоциклов.  Через месяц после 18-летия Джек попал в королевские австралийские воено-воздушные силы. Конечно, как и всё пацаны он хотел стать пилотом, но их был явный переизбыток, а вот с хорошими механиками была напряженка, так Джек стал бортмехаником

Через 2 года он уволился в ранге рядового и вернулся к небольшому бизнесу, организованному на  веранде дядиного дома.    В гонки Джек пришел по приглашению своего друга - американца Джона Шонберга. Джон  пригласил Джека на гонку миджетов. До этого Брэбэма и не думал гонятся, а после посещения гонки собравшей 40 000 зрителей Джек сказал что подобного рода вещами может заниматься только идиот, но он согласился построить для Джона машину. Джон стал участвовать в данных заездах на болиде со слегка измененным мотоциклетном двигателем. Но затем жена Шонберга запретила ему участвовать в гонках, и тот отдал свою машину Джеку. Брэбэм быстро показал что умеет, выиграв свой третий звезд. Сам Брэбэм считает, что именно эти гонки на грязевых дорожках дали ему многое для его мастерства пилота. Они потрясающи оттачивали рефлексы, если они у тебя были ты оставался жив, если нет то мертв

Дебют Брэбэма на кольце
С 1948 по 1951 годы Брэбэм был неизменным чемпионом Австралии по гонкам на Миджетах В конце 1951 года он попробовал себя в обычных трековых гонках. Именно тогда Джек стал одним из первых клиентов молодой компании по производству формульных болидов - Cooper. В 1953 Джек окончательно переходит в кольцевые гонки, в этом его поддержал отец и топливная компания REDEX. Это был одним из первых спонсорских проектов в автогонках, но он остался незаметным, т.к. в Австралии тогда было запрещена реклама на спортивных соревнованиях. Наконец в 1955 Джек выиграл незачетное Гран При Австралии и глава британского автомобильного клуба предложил Джеку попробовать свои силы  в Европе. Его стиль сначала не мало порадовал зрителей. В нём сказывалось наследие грязевых гонок. Я проходил повороты с помощью полного поворота руля и на полном газу. По словам одного из очевидцев Брэбэм очень быстро работал руками, постоянно делал небольшие движения рулем, что для того времени было не характерно. В том же году Джек стал механиком в команде Cooper Формулы 1. Он принимал участие в разработке нового болида, на котором и дебютировал вместо Питера Уайтхеда на ГП Британии


Брэбэм обходит пилота Феррари Майкла Хоторна, у которого по ходу гонки обострилась почечная болезнь
По воспоминаниям Джека его работу так и не оплатили. Машина была гораздо слабее конкурентов, вдобавок на ней сломалось сцепление, до схода. Позднее Джек отметился борьбой за третье место со Стелингом Моссом в незачетной гонке в Снеттоне. И хотя Мосс выиграл тогда, Джек считает, что это был поворотный момент в его карьере, так как он смог на равных бороться с ведущими пилотом того времени. Воспользовавшись данной машинкой для победы в ГП Австралии, Джек вернулся в Британию с женой Бетти и сыном Джеффом. Следующий год он потратил на участие в гонках Ф2 и в 1957 подзаработав деньжат вернулся в Ф1 за руль команды Walker. Р. Уолкер Мы договорились с Джоном Купером, о том, что он построит для нашей команды шасси. Второе шасси он решил выставлять сам, посадив за руль Роя Сальвадори, а Брэбэм, только что приехавший из Австралии, должен был стать моим пилотом в  Формуле 1. По сути я стал ещё и его поручителем, поскольку Брэбэм, как гонщик, не мог самостоятельно арендовать машину.

Первый старт Брэбэм должен был провести в гонке Формулы 2 в Сиракузах . Джек отправился туда из Рима вместе с Харри Шеллом. Ночью их поезд внезапно встал посреди полей. Парни схватили багаж, пробежали несколько миль до следующей станции, наняли такси и успели в порт до отплытия последнего парохода. Заплатили капитану, что бы тот вел свою посудину на максимальной скорости, но все равно достигли Сицилии лишь днем. Там Шелл арендовал разбитый Fiat и понесся с такой скоростью, что Брэбэм просто не мог в это поверить. Но все равно они опоздали к началу тренировок. Отважный Джек пробежал вдоль боксов, миновав заслоны примчался в боксы команды, вспотевший и запыхавшийся, прыгнул в машину и выиграл квалификацию. (гонку закончил шестым). Уже во втором Гран При сезона, в Монако (в Аргентину Брэбэм не поехал), Джек показал свой звериный оскал. Р. Уокер Джек ни разу не видел Монте-Карло, а из 23 заявившихся гонщиков на старт попадало 16. И вот выясняется, что на первую тренировку Джек не явился. Он приехал через час после её окончания. По дороге заехал в Модену и заблудился. Зато на вторую тренировку приехал вовремя, показал неплохое время. Ему казалось, что машине необходимы более мощные тормоза впереди и он решил заехать в боксы поменять настройки. Затем Джек взлетел на подъем в Казино, а когда вошел в поворот, тормоз заклинило и он влетел прямо в отбойник. Джек не пострадал, но шасси было полностью разбито. К счастью, двигатель расположенный сзади, не пострадал. В квалификации Джек неплохо освоился на трассе и понемногу подтягивался к последним из тех, кто попадал в квалификацию. И тут случилось неожиданное на машине Мастена Грегори в повороте Сен-Деворт взорвался двигатель, в результате все вокруг оказалось забрызганным маслом. Это означало, что шансов на улучшение результатов не было не у какого. Я кинулся к знакомому маршалу (он был барменом в моем любимом баре) с просьбой поинтересоваться, не стоит ли остановить квалификацию, что бы убрать масло, иначе трасса была очень опасной. Он сделал это и сессия была остановлена. Трассу тщательно очистили.  Джек вернулся и показал 16 результат.   В самой гонке Брэбэм с 16 позиции прорвался на 6-е, а затем на третье, преследуя самого Фанхио и Брукса. Казалось бронза уже в кармане у австралийца, когда на последнем круге отказал бензонасос. Джеку пришлось толкать свой Cooper к финишу вручную, и в результате в прямом смысле пришел шестым. Очков за шестое место тогда не давали, а больше шанса заработать очков в том сезоне у Джека не было.

Р. Уолкер В день гонки погода стояла прекрасная и никто не ждал ничего особенного от маленького Cooper, стоящего в конце пелетона с неизвестным гонщиком за рулем. Но 105 кругов – долгий путь. Кто-то сошел, кого-то обогнали. Мы провели дозаправку и за два круга до финиша шли третьими вслед за Фанхио и Бруксом. Но на последнем круге произошла катастрофа, масляный насос сорвало с креплений. Джек дотолкал машину до финиша оставшиеся полкруга под приветственные крики толпы, вконец измотанный.
В 1958 году Брэбэм вернулся в заводскую команду Cooper, время которой пришло через год. Джек выиграл первое ГП сезона 59 в Монако, после одержал победу в Великобритании, и стал одним из претендентов на титул с 13 очковым отрывом от преследователей. В Португалии избегая кругового де Кабала, австралиец ударился об телеграфный столб, выпал из машины на трассу, к частью для ДЖека на него ни кто не наехал. А само столкновение со столбом спасло Брэбэма от падения в овраг.   Перед последним Гран При, Джек, отстовал в чемпионате от пилота Феррари Тони Брукса, англичанин вылетел в самом начале гонки а у Джека на последнем круге кончился бензин. И снова Джек катит машину к финишу вручную. Пот заливал глаза так, что Джек нечего не видел, от усталости Брэбэм валился с ног, но они несли его к финишной черте, и он её пересек все же четвертым (остальные отстали на круг и более) и выиграл чемпионат. Если бы Брэбэм не дотолкал машину, то чемпионом был стал Брукс лидировавший  с 2-х очковым преимуществом. Так впервые чемпионом стал подданный британской короны на британской машине.

В 1960 году Джек блестящее подтвердил, что прошлогодний титул завоеван не случайно, а вполне закономерно, и именно тогда он прославился свом «фирменным почерком» при прохождении поворотов: педаль «газа» - в пол, машину, как в ралли – в управляемый занос. Он сохранил чемпионский титул, на голову разбив конкурентов и одержав 5 побед. Брэбэм настаивал на дальнейшем развитии автомобиля, но главный конструктор команды не хотел его слушать, считая, что конкуренты их ещё не скоро догонят

И Джек оказался прав, в 1961 году он заработал только 4 очка. Брэбэм также принял участие в Инди 500 на модифицированном Cooper и финишировал девятым. Поначалу маленький английский автомобильчик с задним расположением двигателя насмешил американцев. Но уже к 10 кругу Брэбэм был третьим.   Джек до сих пор считает, что мог бы выиграть если бы не шины  Danlop из-за плохого качества которых австралийцу  пришлось делать лишний пит стоп.
А в 1962 году, вместе с другом детства - конструктором Роном Торанаком, Джек создает собственную команду Формулы 1. Позже Торанак признал, что Брэбэм явно не хотел тратить много денег и в команде царила жесткая экономия на всём, казалось при таком подходе невозможно добиться успеха. 


В 1964 году к команде пришли первые победы, но принес их не Джек а американец Ден Герни. Джек же больше был заинтересован в бизнесе и продажах своих машин пилотам любителям. По окончании 1965 года Джек вообще решил уйти из гонок, но тут второй пилот команды Герни обвинил Джека в том, что тот слишком упрям, что мешает отличной машине выиграть чемпионат. В итоге Ден ушел и Брэбэму пришлось остаться в гонках ибо на нового пилота команды - Дэни Халма надежды было мало.

В 1966 году Джек делает великолепный ход заключив соглашение с австралийской фирмой Репко о поставке двигателей созданных на базе американского двигателя Олдсмабиля, двигатель не отличается особой мощностью, но он легок не прожорлив и потрясающе надежен. Джек выигрывает во Франции,  Великобритании, Нидерландах и ФРГ и становиться первым и пока единственным пилотом ставшим чемпионом мира на машине собственной команды. Он же первый гонщик выигравший гонку на машине собственной конструкции, но это достижение смогли повторить его бывшие партнеры МакЛарен и Герни. В итоге Джек был признан человеком года в Австралии и ему вручили орден Британской империи.

В 1967 году Джек оставляет прошлогоднюю машину своему напарнику Дени Халму а сам выступает на более новой машине с новейшими разработками, на деле машина оказалась сырой и ненадежной.  Джек выиграв ГП Франции и Канады  но остался в чемпионате Ф1 вторым уступив как раз Халму. Его крайне раздражают рассуждения прессы о возрасте и в отместку Джек на ГП Голландии, в день сорокалетия нацепил седую бороду и вышел на трассу опираясь на клюку. Но в 1968 году показалось, что разговоры о возрасте оправдывают себя. Джек, во многом из слабости движка Repco смог завоевать только одно очко. В 1969 он немного реабилитировался выиграв 2 поула.

Брэбэм сходит преследуя Пирса Кэриджа на ГП Франции 68
По окончании сезона 69 Джек во второй раз заявил о своей готовности покинуть гонки, но снова у него это не вышло. Второго пилота команды - Жаки Икса позвали в Феррари (Халм уже давно ушел в МакЛарен) а планировавший выступить за австралийцев Йохан Риндт, решил остаться в Лотус. Джек уже успевший продать свои акции команды Рону Торанаку, вынужден был остаться и чуть было не стал чемпионом в четвертый раз!!!

Джек лидирует в Монако, 1970 год.  
В самом начале сезона Брэбэм захватывает лидерство выиграв ГП ЮАР, в Монако лидирует до последнего поворота, в котором слишком глубоко зашел и врезался в тюк соломы подарив победу Риндту. Пытаясь сдержать натиск Риндта, я решил обойти Кэриджа – зацепил отбойник и проиграл гонку.Это была самая большая ошибка в моей карьере.   Лидировал в Испании но не задолго до финиша Джека подвел мотор. В Англии закончился бензин, и Джек по инерции финишировал 2-м, в Австрии камень пробил радиатор, в Италии подвел мотор, в Мексике двигатель загорелся когда Джек шел вторым. Он окончил чемпионат на пятом месте, разделив его с Джеки Стюартом.По окончании сезона решил полностью удалиться от автоспорта и оставив команду уезжает в Австралию, к большой радости жены, которая каждый раз сильно переживала за мужа в день его участия в гонках.

не было очень грустно. Я не чувствовал что отказался от гонок, потому что не мог быстро ехать. Я выступал также хорошо, как и в любое другое время, и я должен был выиграть чемпионат 1970 года. И было бы лучше если бы я остался, но иногда давление семьи сильнее вас.  
Джек и Бетти поселились на ферме между Сиднеем и Мельбурном. Джек женился на ней ещё в 1951 году и от этого брака было три сына - Джеф, Гарри и Дэвид. Джеф неплохо смотрелся в серии INDYCAR в начале 80-х. Гари и Дэвид выступали в Ф1 в 1990 году, Дэвид за бывшую команду отца. Джеф  и Дэвид имеют в своем активе победы в 24 часах Ле-Мана. Внук Брэбэма – Мэтью (сын Джефа) выступал в картинге и в 2010 году дебютировал в Австралийской Ф-Форд. После развода в 1994 году,  Джек женился во второй раз, его жену зовут Маргарет. Они живут в австралийском городе Голд Коулст, рядом живут Джеф и Гари, уже закончившие свою карьеру

Джек Брэбэм и Стилинг Мосс
Его бизнес распространился  от Британии до Австралии, это небольшое авиационное предприятие, несколько гаражей и дилерских предприятий. Он также владелец части акции моторного предприятия бывшего моториста   Repco Дэвида Джадда. Команда Brabham несколько раз меняла владельцев и каждый раз со скандалом, в связи с чем Брэбэму приходилось посещать суды. В настоящее время Брэбэм практически оглох  из-за того, что не пользовался берушами  на ранних этапах карьеры, но он по прежнему старается на пропускать Гран При Австралии, в качестве зрителя.. В 2010 году в Западной Австралии в честь Брэбэма был назван город.

Немногословный, скрытый и осторожный, всегда тщательно продумывавший каждый свой шаг, для большинства людей Джек остался тайной за семью печатями. Неслучайно он получил свою кличку "Блэк Джек", характер у черного Джека был ещё тот, настоящий - чемпионский короче характер.  
Традиционно Видео - Джек Брэбэм и начало его карьеры.


Tags: 1955, Формула 1, британия, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Украинская сеть супермаркетов запустила в стратосферу борщ и гречневый багет. Я же запустил личную жизнь и данный конкурс лет 8 назад. Что это за…

  • Конкурс знатоков кинов

    Губернатор Саратовской области Радаев побывал в селе Моршанка. Местная жительница сообщила, что сельчанами приходится покупать морковь по 150 рублей…

  • Конкурс знатоков кинов

    Интересно а в какой момент появляется идея купить себе золотой унитаз? Ну, после появления какой-то суммы в шкафу? Или может после разглядывания…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments