Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

конец эпохи Формулы 2

Традиционный четверговый пост про историю автоспорта. Вспоминаем первые годы Формулы 1. Сегодня вспомним заключительное Гран При 1953 сезона и тех пилотов, кто на нем дебютировали
Заключительное Гран При сезона 53 проходило на знаменитой трассе в Монце. И пускай имя чемпиона было уже известно и пускай надежд,  что Мазерати или кто либо сможет вырвать победу у Феррари, практически не оставалось, эту гонку ждали. Ждали, ибо это Монца, это обгоны и борьба. И борьба получилась. Борьба была всю гонку и в последний поворот последнего Гран При вошло сразу 5 машин. Три из них боролись за победу а ещё две были круговыми. Вот что позже говорил Фанхи Между мной и победой оставался только Альберто Аскари. В последнем повороте он выбрал слишком крутую траекторию – и его машину поставило поперек трассы. В нее тут же врезался мой напарник Онофре Маримон, а Джузеппе Фарина, которого я только что обогнал, вынужден был резко свернуть на обочину, чтобы не стать участником аварии. Мне же удалось проскочить мимо разбитых машин и выиграть эту гонку на последнем из 504 километров дистанции. Все были настолько заворожены случившимся, что судья забыл взмахнуть клетчатым флагом. Да случилось невиданное, впервые за 2 года Феррари не выиграло гонку. И это был знак, со следующего года возвращались болиды Формулы 1 (до этого 2 года соревнования проходили по правилам Ф2) и подобного доминирования Феррари сможет повторить лишь спустя 50 лет. Но вернемся в 53 год. Фанхио благодаря этой победе смог стать серебряным призером. Финишировавший 2-м Фарина стал третьим в чемпионате. А Энцо Феррари недовольный возвращением правил Ф1, а также будучи подавленым болезнью сына, заявил что в 1954 году Феррари появиться только в нескольких Гран При
На последнем Гран При сезона дебютировало три пилота. Феррари и Мазерати борясь за любовь местной торсиды пригласили к себе двух итальнских новичков и выставили для них дополнительные болиды. Плюс британцы из HMW заявили гонщика из США, но начнем с итальянцев. 
Умберто Маджлиол


Umberto Maglioli родился 5 июня 1928 года в Бьоглио, Италия. В 1952 году Умберто выиграл чемпионат Италии для серийных машин. А в 1953 молодой пилот смог выиграть в знаменитой многодневке Тарго Флорио, поэтому то, что он дебютировал в том же году в Ф1, в составе Феррари, не было случайностью.  

Маджлиоли на Тарго Флорио 53.
Дебют в Феррари это с одной стороны было хорошо, а с другой стороны очень плохо. Умберто имел контракт с Энцо и выступал за его команду в кузовах. Выступал неплохо, в 1954 году он выиграл многодневку Каррьера Панамерикан. Но штат пилотов в команде Ф1, был тогда забит первоклассными пилотами и шансы выступить в Ф1 у Маджлиоли появлялись только в случае травмы кого-либо из основных пилотов либо на ГП Италии где для него выставляли дополнительный болид. Именно в Италии 54 Умберто смог финишировать 3-м, что принесло ему 18 место по итогам сезона.

А в 1955 он финишировал 3-м в ГП Аргентины, правда разделив машину с Ниной Фариной и Морисом Тринтеньяном.

Наконец Умберто не выдержал и в 1956 году перебрался в Мазерати и выступил за марку в ФРГ и Италии, но очков не набра
    
Маджлиоли лидирует в группе гонщиков на ГП ФРГ 56
А дальше Умберто вернулся в гонки спортпрототипов и на тренировке перед этапом в Голландии 57 года, он угодил в тяжелую аварию, окончившуюся травмой ноги

Умберто смог восстановиться только спустя 2 года. Естевствено об возвращении в Ф1 речи уже не шло, но мужественный итальянец снова сел за руль спортпрототипа и начал побеждать. На его счету победа в 12 часах Себринга 1959 и 1964, победа в Тарого Флорио 1968, 3-е места в 24 часах Ле-Мана и 1000 км. Нюрбургринга 1963 года.

Победа Маджлиоли в Тарго Флорио 68.
В 1970 году Умберто наконец оставил спорт. Он открыл в Лугано фирму по изготовлению часов. Умер 6 февраля 1999 года.


Ну если Феррари выставило в качестве дебютанта чемпиона Италии по кузовам (считай чемпиона ITC), то Мазерати дало шанс пускай и не такому талантливому, зато более богатому новичку. Им был Серджио Мантовани

Sergio Mantovani родился 22 мая 1929 года в пригороде Милана – Кусано, Италия. Серджио был агрессивным и амбициозным бизнесменом, свободное от бизнеса время, посвятившим автоспорту. Он собирал все возможные спортивные атрибуты, автографы, вел гоночную статистику и наконец в 1952 году решил сам прокатиться за рулем.

Мантовани финишировал 6-м в гонке в Бари и был 2-м в своем классе в 12 часах Пескары. Наконец в 1953 году Серджио выиграл вне зачетную гонку в Чизетте и был приглашен на ГП Италии. Машину он поделил с другим дебютантом Луиджи Муссо (о котором поговорим в ближайшее время) и финишировали парни 7-ми, что позволило обоим стать основными пилотами команды на следующий год

И Серджио выступил неплохо, он финишировал 5-м в ГП ФРГ (на фото) и Швейцарии и занял в чемпионате 15-е место, кроме того он закончил на подиуме вне зачетные ГП Рима и Сиракуз (очень престижную гонку). В общем Серджио рассматривался как весьма перспективный пилот.  К сожалению в 1955 году на тренировке перед незачетным Гран При Валентино - парка, Мантовани не удержал свой болид и угодил в аварию, лишившую пилота ноги. Конечно карьера его на этом закончилась, в 70-х Мантовани был членом итальянской спортивной комиссии. Он был близким другом семейства де Анжелисов и помог Элио де Анжелису дебютировать в конце 70-х в Формуле 1. Серджио Мантовани, которого стали уважительно называть доном, умер 23 февраля 2001 года.

А тем временем в составе HMW дебютировал американец, который окажет на развитие автоспорта очень большое влияние.  И звали его Джон Фитч

John Fitch (John Cooper Fitch) родился 4 августа 1917 года в Индианаполисе, Индиана, США. Отчим Фитча был администратором в автокомпании Stutz и подарил ему автомобиль этой компании на совершеннолетие. Фитч учился в Кентукском военном институте, затем  получал образование инженера в Европе, где периодически  участвовал в гонках. Он стал последним пилотом проехавшим круг в Бруклинсе, автодроме разбомбленном в ходе Второй Мировой. В 1941 году Джон вступил в ряды американского авиаполка. Участвовал в боях над Северной Африкой а затем в битве за Англию. В 1944 году был сбит в бою с Мессершимотом, и только спустя два месяца после войны вернулся домой из плена.

Я обедал с Орвиллом Райтом однажды в 1940 году, незадолго до его смерти. Я вошел в гостиную своего друга и увидел этого старика игравшего на полу с детьми. Я не понимал, кто это был, пока он не встал . Когда он узнал, что я прилетел P-51s, он провел большую часть обеда спрашивая меня о воздушной войны в Европе. Он хотел знать, как это было, как оно работает. Он был очарователе
Вернувшись домой герой войны Фитч открыл магазин по продаже британских спортивных малолитражек MG, на которых сам любил погоняться. В 1949 году Джон принял участие в чемпионате США для серийных машин SCCA. Затем он решил применить свои инженерные знания в гонках миджетов, сначала поставив двигатель Форда в Фиат, а затем когда затея провалилась, поставил на шасси ягуар алюминиевый кузов. В 1951 году Фитч засунул в Кадиллак  двигатель Алард и выиграл на этом гибриде незачетное Гран При Аргентины для кузовов.Я получил трофей и поцеловал Эвиту Перон, незадолго до ее смерти от рака. Никто не знал, что она была больна. В том же году Фитч приехал с этой машиной на 24 часа Ле-Мана и это оказалось первое появление американского гонщика на американской машине в этом соревновании (по отдельности эти два компонента ранее в Ле-Мане попадались). Это был Каннингем - американский автомобиль, американский двигатель, управляемый американцами - он должен был выиграть Ле-Ман в этом году. Это был самый быстрый автомобиль там, но неисправности двигателя, связанные с октановым топлива выбили нас Наконец в 1953 году Фитч выиграл 24 часа Себринга, был 3-м в 24 часах Ле-Мана, провалился в квалификации Инди 500 и участвовал в столь большом количестве гонок, что по этому показателю стал лидером года. Все это привлекло к нему внимание со стороны HMW и Фитч выступил на ГП Италии, где сошел из-за движка.

Фитч о многдневке Каррьера Панамерика Спустя 9 лет после немецкого плена, я ехал в немецкой команде. Самая большая проблема с La Carrera был в шинах. Если бы я не имел  проблем с шинами, я думаю, что я мог бы выиграть. Но мы меняли шины постоянно. Я выбрал своего штурмана не за навыки навигации, а потому как быстро он может менять шины. Мы могли бы сделать за минуту и сорок секунд....Люди (зрители) были сумасшедшими  Мы приехали в таких местах, как Мехико, и они толпой стояли вдоль улицы, а мы шли в дюйме от них
В следующий раз он появиться в Ф1 в 1955 году и снова на ГП Италии (на этот раз в команде Стирлинга Мосса) и финишировал 9-м. К тому времени он уже был победителем Мильи Милли (в своём классе) и 12 часов Себринга. Однако Джон по окончании года решил вернуться в штаты, посчитав что в Европе гонки слишком опасные. Почему он так решил? Все очень просто, ответ на этой фотографии

Это Фитч и его партнер по 24 часам Де-Мана Пьер Левег. Тот самый Левег, который на глазах Фитча влетит в  Ле-Мане 55 в толпу зрителей, убив себя и ещё 80 людей. Вернувшись в США Джон стал пилотом-менеджером Шевроле. Марку тогда считали псевдоспортивной, Считалось, что Шевроле хорошо выглядит, но плохо едет. Джон доказал обратное одержав две победы, установив при этом рекорд круга для серейных машин в Дайтоне.      
        
Фитч выступал в гонках до 1966 года, наладив при этом бизнес по выпуску сполеров. Также Джон наладил хороший бизнес по тюнингу Корветов.

Зачем мне это нужно? Потому что я люблю гонки. А в Себринге я их могу любить 12 часов. Кроме того это была лучшая гонка в мире. Дж. Фитч после 12 часов Себринга 1966 года. 
По окончании гоночной карьеры Фитч стал первым менеджером гоночной команды Chevrolet Corvete. Он также стал первым директором автодрома в Лайм Роке, построенного специально для проведения соревнований Ф-Лайб. Естественно трек был выстроен по всем современным нормам тогдашней безопасности. И к Джону стали обращаться владельцы других американских треков для консультации. Он собрал команду из журналистов, инженеров,  врачей, и его друзей гонщиков, обеспечивающих безопасность проведения соревнования. К примеру именно команду Фитча пригласили для консультации при съемках фильма «Гонщики». Он также участвовал в гонках старинных автомобилей. Последний раз засветился на официальных соревнованиях в возрасте 87 лет в 2003 году, но принимал участие и в не официальных в 2005 на Mercedes SLR 50 летней давности.

Джону принадлежит несколько усовершенствовании призванных обезопасить гонки, безопасностью которых он озадачился после гибели напарника в Ле-Мане. Это специальный барьер для овальных гонок, водительская капсула безопасности, перекрестные ремни. Он также применил ряд новинок в области топлива, таких как пропилен глюкол, производство топлива из насыщенного воздуха и микроорганизмов. Он основатель семи компании, занимающихся такими видами деятельности как безопасность гонок, строительство треков, организация гоночных соревнований, форсирование двигателей, тюнинг автомобилей, улучшение качества топлива. Фитч также автор автобиографичных книг Приключения на колесах, Джон Фитч гонка сквозь время, Гонки и Мерседес. Последняя книга была фотоальбомом с комментариями Джона. Джон также снял документальный фильм о побитии рекорда скорости в Боневили. Президентским указом Джон Фитч был награжден медалью пурпурное сердце. Кроме того в 1998 году он награжден специальной наградой за достижения в области дорожной безопасности.  К сожалению Фит подвергся езкой критике после гибели звезды NASCAR Дэла Эрнхарда, после чего его компания постепенно стала финансовым банкротом, к этому добавились проблемы со здоровьем жены. Они умерли с разницей в несколько дней, подкосил Джона рак кожи 31 октября 2012 года

Традиционное видео - Старт Тарго Флорио 1959 года. Гонки в которую после травмы смог вернутся Маджлиоли, с ходу показавший быстрейший круг
Tags: 1953, Италия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments