Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Джентльменская легенда Формулы 1

Традиционный четверговый пост про пилотов Формулы 1. Вспоминаем пилотов 50-х. 
Как и в любом виде спорта, в Формуле 1 тоже есть свои легенды. Одну из них любят рассказать старики, когда пытаются убедить окружающих, что раньше трава была зеленее и забористее, небо голубее, девки краше, а пилоты Ф1 более благородны и не столь падки до денег и побед. Легенда заключалась в том, что некий пилот, претендуя на чемпионский титул, отдал, в последней гонке сезона, свою машину напарнику, и тот стал чемпионом. Чемпиона звали Фанхио а его напарника Питер Коллинз. О том, что это был за пилот и насколько права легенда, мы сегодня поговорим. 

Peter Collins родился 6 ноября 1931 года в Киддерминстере, графство Вустершир, Англия в семье преуспевающего торговца автомобилями. Он с детства увлекался автомобилями, поддакивая этой страсти родители в 1949 году купили ему болид Cooper Формулы 3, с мотоциклетным моторчиком.Питер Джон Коллинз стал одним из ярких представителей британской послевоенной плеяды гонщиков.


В 1951 году Коллинз выиграл две гонки британского чемпионата Ф3, он даже участвовал в нескольких гонках в континентальной Европе, но особых успехов там не добился. Роб Уокер (владелец команды Ф1 и команды в британской трешке)  Питер был моим первым профессиональным гонщиком и поистине открыл мне глаза на то, что на самом деле представляют собой серьезные гонки. Помню одну из гонок в Кристалл Палас, которая была разбита на два заезда по десять кругов. В первом Хораст Голд, выступавший на Cooper Bristol, опередил Питера на старте и затем блокировал его до конца заезда. Во время перерыва я слышал, как Питер ему сказал «Если ты сделаешь так ещё раз, Хорас, я выпихну тебя с трассы». Хораст сделал – и Питер его выставил. И победил. Он обладал невероятной волей к победе. По нелепой случайности двое, из тех его партнеров по команде, в том сезоне погибли, но Питера это не остановило, он готовился дебютировать в Формуле 1. 
 
Авария Коллинза в одной из гонок Формулы 3

1952 год начинался с Гран При Швейцарии и лучшим из дебютантов на стартовой решетке стал Питер Коллинз, которому едва исполнилось 20 лет. Сезон 1952 года запомнился доминированием Феррари и её пилота Альберто Аскари. Как правило парни итальянской конюшни занимали весь пьедестал, а за остальные очки боролось большое количество  пилотов. В итоге много пилотов получило зачетные очки, к сожалению Коллинза среди них не было. Он выступал за скромный HMW, и лучшим финишем стало 6-е место на ГП Франции (за которое очков не давали). В итоге следующие три года британец ограничился единичным выступлениями за британские команды, как правило на ГП Британии.

Питер Коллинз на ГП Великобритании 54 года, за рулем Vanwall

Очков не было, все складывалось плохо, но в 1955 году Питеру удалось проявить себя в гонках спорт-прототипов. Он смог финишировать 2-м в 24 часах Ле-Мана и выиграть Тарго Флорио. Эти успехи привели к тому, что на 1956 год Питер должен был получить место в чемпионском проекте Мерседеса. Но немцы ушли из Формулы 1 после трагедии в Ле-Мане 1955 года Зато Питер оказался 4-м пилотом в Феррари.
   

Прекрасно знавший итальянский язык Питер быстро освоился в команде. Более того он сошелся с Энцо Феррари и тот стал считать Питера чуть ли не своим сыном. И Коллинз расцвел, парень который пришел в команду буквально тест-пилотом, выиграл своё третье Гран При за новую команду. Он победил на Гран При Бельгии воспользовавшись сходом лидеров.    

А следом выиграл и Гран При Франции. В итоге до последнего Гран При Питер претендовал на чемпионский титул 1956 года.  И на последней гонке в Италии Коллинз отдал свою машину Фанхио, и тот стал чемпионом мира на 3 очка опередив Стирлинга Мосса. Но так говорит легенда и действительно если глянуть финальные результаты сезона, то видно что Фанхио стал чемпионом с 30 очками, у Мосса было 27 очков у занявшего 3-е место Коллинза - 25. Гран При Италии выиграл Мосс а вторыми финишировали поделившие очки Коллинз и Фанхио. Таким образом если бы Фанхио не сел в машину Коллинза, а сошел бы из-за неполадок с рулем, он был набрал одинаковое количество очков с британцем. А там дележ чемпионского титула. Благородно звучат и слова Коллинза после гонки Фанхио должен был остаться чемпионом мира ещё на один год. Он это заслужил! А мне всего 25, у меня впереди куча времени.
На самом деле все далеко не так.
  
Фанхио и Коллинз 

На самом деле Мосс потерял все шансы стать чемпионом ещё на предыдущем Гран При в ФРГ. Да математически он со своей победой догонял Хуан-Мануэля по очкам, но по дополнительным параметрам (по количеству побед) аргентинец становился чемпионом. Таким образом обогнать в чемпионской гонке Фанхио могли только Питер и Жан Бера из Мазерати.  Бера в Италии сошел, Коллинз ехал вторым, но что бы стать чемпионом, он должен был выиграть гонку и показать быстрый круг. Но догнать Мосса он не мог, и всё больше отставал от Стирлинга. В принципе он мог бы продолжать гонку в надежде что Мосс сойдет (и это чуть было не произошло, когда у Стирлинга едва не кончилось топливо). Но лидер команды Фанхио заехал в боксы с поломанным рулем. По договоренности машину должен был отдать Луиджи Муссо, сезон которого не заладился из-за тяжелой аварии. Но Луиджи отказался, отдавать машину, так как реально претендовал на подиум в родном Гран При. И тогда Питер добровольно заехал в боксы  и отдал свою Феррари. Да, поступок благородный. но не столь драматический как его приукрасила молва через годы.      

Он конечно остался в команде, на следующий год, но тут в Феррари вернулся Майкл Хоторн.
    

Эти двоё сразу же сдружились. Они вместе обсуждали проблемы машины, а их обращение друг к другу «мой милый друг» явилось мишенью для газетных сплетен. Т. Брукс Они были такими близкими друзьями, что Рой Сальвадори говорил, что их не волновало, кто из них выиграет. Я понимаю, что это невозможно представить в современном мире, но это действительно было правдой. И я не думаю, что это давало хороший импульс команде.   Энцо Феррари, поселил Питера у себя дома и даже подыскивал ему невесту.   Однако Питер женился на американке Люси Кинг.  Феррари не понравилось, что Коллинз женился, после этого их отношения стали портиться. Это ещё более усугубилось тем, что Питер провел 1957 год спустя рукава, казалось его больше занимали совместные розыгрыши  с Хоторном. (Об этих не всегда приятных розыгрышах мы поговорим, когда будем вспоминать Хоторна). В общем Питер был готов после сезона 1958 (если результаты не улучшаться) покинуть итальянцев. 


1958 год начался для Коллинза неплохо. Он выиграл 12 часов Себринга и не зачетное Интернешинал Трофи. И сезон Формулы 1 он начал хорошо. Финишировал   3-м в ГП Монако и выиграл ГП Великобритании, после чего стал занимать 3-е место в чемпионате.  Но уже на следующем ГП в ФПГ атакуя лидирующего Брукса, на скорости 160 км/ч  Питер вылетел с трассы. Никто не знает, что было тому виной, изношенная резина или ошибка пилота. Коллинза выбросило из машины и он получил тяжелые травмы головы, ударившись об дерево, от которых скончался в тот же день 3 августа, так и не придя в сознание. Удар был такой силы, что у британца треснул шлем.
 

Традиционное видео. То самое Гран При Италии, после которого Питер Коллинз стал легендой.
 
Увидимся через неделю. 

Tags: 1952, Формула 1, победители Гран При
Subscribe

  • Про бокс

    Привет. Глубокой ночью в эту субботу, в Атланте, Джамел Херринг будет защищать свой пояс WBO от Шакура Стивенсона. Ну а мы будем смотреть, насколько…

  • Про бокс

    Вряд ли ещё кому-то удасться в этом году повторить тот триллер, что устроили в третьем бою Фьюри-Уайлдер. Но уже сегодня глубокой ночью, в Сан-Диего…

  • Про бокс

    Один из самых ожидаемых боев на этих выходных. Третья часть мерлезонского балета, под названием Тайсон Фьюри против Донатея Уайлдера. Встречались…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments