Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Герой-бунтарь.

Традиционный четверговый пост про автоспорт. Вспоминаем пилотов Формулы 1 далекого прошлого.
Сегодня мы вспомним очень популярного в своё время французского пилота. Одного из моих любимых пилотов. Пилота который очень четко характеризовал 50-е годы в автоспорте. Он не был чемпионом мира. Он не выигрывал официальных Гран При Формулы 1. Но его мужество, бесстрашие и в целом история его жизни привлекли к нему любовь публики. А как не полюбить человека, пережившего более 10 аварий, оставшегося без уха, способного избить менеджера своей команды. Человека, на которого если находило вдохновение, то остановить его никто не мог. Невысокий, коренастый, он так напоминал героев 50-х - "бунтаря без причины" Джеймса Дина, "дикаря" Марлона Брандо. Звали его Жан Бера

Jean Behra (Jean-Mari Behra) родился 16 января 1921 года в Ницце, Франция. Он бросил школу ради работы в магазине торгующем мотоциклами и на заработанные деньги участвовал в мотогонках. 17 летний мотогонщик не успел добиться больших успехов, так как началась Вторая Мировая. После войны, во Франции не было мотогонщика быстрее чем Жан Бера, он трижды с 1946-49 годы выигрывал чемпионат Франции. Казалось такому таланту прямая дорога на чемпионат мира. Но он выступал за рулем Moto Guzzi, итальянской команды и из-за избытка быстрых итальянцев, места в чемпионате для Жана не нашлось. В то же время Бера выступил в ралли Монте-Карло, выиграл горную гонку и плюнув на мотоцикл, француз решил попробовать себя в авто-гонках.

В 1951 году Бера выиграл одну из гонок французского чемпионата и пилот Ф1 Морис Тринтиньян обратил внимание Гордини на молодого пилота. На ГП Италии 1951 Жан дебютировал в Формуле 1. Если первый год для француза не заладился, то в 1952 он заставил говорить о себе. Он финишировал 3-м в ГП Швейцарии, был 5-м в ФРГ. Воспользовавшись сходами Феррари победил в незачетном ГП Реймса, на глазах французской публики. Неплохие результаты с учетом того, что машинка Gordini была довольно слабенькой. Ещё более Бера запомнился в том году, своими стартами, зачастую он лидировал на первых кругах, отлично среагировав на стартовый флаг. С тех пор он очень полюбил такие маленькие, но хорошо управляемые автомобили, вот только время для таких машин наступит через 10 лет.
К сожалению в самом начале 1953 года Жан выступая в многодневной раллийной гонке Каррера Панамерика, проходившей в Мексике, вылетел на своей машине в овраг, получил множественные переломы и вообще чудом остался жив. Когда же в 1954 году он вернулся в Ф1, Gordini уже безнадежно отставала от крупных команд. Но Жан заставил говорить о себе блестящими квалификациями, когда ему удавалось опережать более быстрые машины. Кроме того Бера выиграл незачетное ГП По. В общем в конце года к Жану поступило предложение выступить за чемпионский Мерседес, вот только Бера уже заключил соглашение с Мазерати.


Он стал лидером итальянской команды в 1955 году, но в тот год на него обрушились все возможные коллизии. Он смог финишировать 3-м на ГП Монако, снова выиграл незачетное ГП По, но весь сезон на француза обрушивались проблемы с механикой и аварии, в одной из которых Жан даже лишился уха. А в 1956 году в команду пришел вице чемпион мира Стирлинг Мосс и Бера оказался в роли второго пилота. Нет отдать свой болид по ходу гонки Моссу, Беру не просили (для этого а команде было ещё 2-е пилотов), но вся команда крутилась вокруг Мосса и все новинки и лучшее механики доставались британцу. И не смотря на это Бера смог возглавить чемпионат, ни имея в активе не одной победы.


Из-за того, что лидеры команд менялись с третьими пилотами команд и получали половину очков в зачет, а Бера самостоятельно доезжал до финиша и получал полные очки, он в течении трех первых гонок сезона был лидером чемпионата. И при этом он ни выиграл не одной гонки, такой рекорд более в Ф1 повторить никто не смог. В итоге правда, его потом все-же опередили, и за чемпионат француз не боролся, но смог занять достойное 4-е место.
Бера и Мосс
В 1957 году Мосс покинул Мазерати, но в команду пришел чемпион мира Фанхио и Жан снова остался на вторых ролях. В Формуле 1 он добился в том году только 2-го места на ГП Аргентины. Зато Бера выиграл пять незачетных гран при Ф1 и выиграл две гонки спортпротипов. А затем Мазерати покинула Формулу . И в 1958 году он перебрался в до этого не блиставший BRM.
И команда преобразилась. Бера финишировал 3-м на ГП Голландии и занял 10-е место в чемпионате. Кроме того он был 3-м в 24 часах Ле-Мана, снова выиграл незачетное ГП Реймса. Он успешно чередовал выступления в Ф1 с гонками спорт-прототипов. Был даже комичный случай, когда после выступления в гонке спотпрототипов в Риверсайде (США) Жан сел в самолет и улетел на ГП Формулы 1 в Марокко, забыв в США свою команду механиков. Один из его партнеров, молодой швед Ио Боннье, был просто покорен стилем Жана и перенял манеру его езды. И все бы было хорошо, если бы не его другой партнер Харри Скелл. До этого с трудом попадавший в очки американец, вдруг стал опережать француза не только в гонках, но и в квалификациях, где Бера слыл мастером.

Бера и Скелл
Свой проигрыш Скеллу в чемпионате Бера объяснил тем, что BRM явно подыгрывало его англо-говорящему партнеру. Конечно Жана тут же выталкали за дверь. Но не смотря на это, в 1959 году Бера получил такое место, на которое облизывались многие. Его пригласили в Феррари.


В 1958 три основных пилота Феррари погибли и команда осталась без гонщиков. В 1959 в Феррари пригласили молодых Тони Брукса и Филла Хилла и нужен был опытный дядька, способный подстраховать в случае, если молодежь не оправдает ожиданий.

Юмористическая картинка, где Бера демонстрирует все свои боевые ранения и историю их происхождение.
Получилось с ровностью до наоборот. Хилл и Брукс довольно быстро приноровились к машине у Беры же это не получалось. Кроме того, по странному совпадению именно его машина чаше через у партнеров ломалась. После очередного схода на 3-м ГП сезона во Франции Жан Бера пошел к менеджеру Феррари - Тавони, что бы выяснить что послужило причиной схода. Что произошло далее, неизвестно, точнее не известно, что такого они друг другу сказали. Известно только, что Бера нанес Тавони несколько ударов кулаком в грудь и готов был дальше избивать итальянца, но его оттащила испуганная жена. Само плохое, что произошла вся эта ужасная сцена в ресторане, где команда Феррари с журналистами отмечала удачно окончившейся Гран При (двойной подиум). Пьяный Бера просто ворвался в ресторан с проклятиями. Конечно же в тот же день Бера вылетел из Феррари.
А дальше с Берой произошло то, что зачастую происходит с многими спортсменами, которые не могут поверить, что их время ушло. Бера никак не мог понять, каким образом, он, ещё недавняя надежда всей Франции на первый чемпионский титул, человек на равных сражавшийся с великими Аскари, Фанхио, Моссом, вдруг стал проигрывать вчерашним неудачникам и дебютантам. Не мог он и понять, почему все его победы приходятся на незачетные гонки, почему он никак не может настроиться и выиграть Гран При Формулы 1. Конечно же во всем виноваты менеджеры команд, эти хитрые британцы, итальянцы не хотят видеть чемпионом француза, делают машины не подходящие его стилю, ломают детали. Как с этим бороться? Рецепт прост, надо создать собственный автомобиль и команду. В том же 1959 году Бера купил болид Порш Формулы 2, усовершенствовал его и создал команду своего имени.
Правда, Бера прекрасно понимал, что сырой, изготовленный за пару недель болид не позволит ему достойно выступить в Формуле 1. Поэтому он начал его проверять в незачетных гонках. одна из таких гонок была гонкой поддержки перед ГП ФРГ. Гонки поддержи это гонки, проходящие перед этапом Формулы 1, чтобы зрители не скучали. В том году немецкое гран при проводилось на очень простой трассе АФУС. Она была несколько похожа по своей конфигурации на спичку с двумя концами. Т.е. это были две параллельные прямые соединяемые двумя петлеобразными поворотами. 1 августа на трассе лил сильный дождь, его Porsche, преследовавший фон Трипса и Боннье сорвало с траектории в профилированном вираже. Потерявшая управление машина перелетела через верхний край «бэнкинга», ударилась о столб и рухнула вниз. На какое то мгновение в небе можно было увидеть Жана размахивавшего руками, как будто в попытке взлететь.


А затем он ударился в флагшток со знамением одной из стран участниц ГП. Флагшток от удара упал а Бера преземлился на деревья а после упал на парковку. Оказавшемуся рядом врачу красного креста оставалось лишь констатировать смерть гонщика, наступившую от перелома черепа.
Автодром в Манье-Куре в 60-х годах носил его имя. АФУС после этого ГП стал частью берлинского автобана. Во время похорон 3000 жителей Ниццы (родины Беры) перекрыли улицы города. Жан оставил после себя девятнадцатилетнего сына Жан-Поля. Единственный оставшийся в живых из великих пилотов французов Морис Тринтеньян как мог утешал семью Жана и просил молодых людей присутствовавших на похоронах отстаивать честь французского автоспорта в гонках. На похоронах отсутствовал Энцо Феррари за 10 дней до гибели выгнавший Беру из команды.
Традиционное видео гибель Жана Беры


Увидимся через неделю


Tags: 1951, Формула 1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • От Франкенштейна до бегущего

    2005 год, вроде было недавно, а уже минуло 16 лет. Ну в принципе любой кино пост про научную фантастику можно начинать с таких вот крылатых цитат…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Год 2005, помнишь такой? Там ещё можно было карточку купит, по которой сотовая связь оплачивалась. Не помнишь такого? Сколько лет тебе? У меня, для…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments