Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сэр неудачник

 Традиционный четверговый пост про историю автогонок. Вспоминаем пилотов Формулы 1 далекого прошлого. 
Каждое десятилетие в истории Ф1 дарило миру пилота, очень сильного во всех отношениях, достойного стать чемпионом мира, но так им и не ставшего. Крис Эймон в 60-е, Жиль Вильнев в 70-е, Рене Арну в 80-е, Жан Алези в 90-е, Хуан-Пабло Монтоя в нулевые. Много было тому причин - фатальные отказы техники как у Эймона , собственная горячность как у Вильнева и Арну с Монтоей, не везение с выбором команды как у Алези. Был такой пилот и в 50-е. Один из сильнейших и популярнейших пилотов, чьё имя знают все мало-мальски знакомые с Ф1 люди. Человек, который 4 раза заканчивал чемпионат мира вторым, но так и не стал чемпионом. Сегодня мы поговорим о Сэре Стирлинге Моссе.

Stirling Moss родился 17 сентября 1929 года в Западном Кенсингтоне, Лондон, Англия в семье дантиста. Отец Мосса - Альфред, был не просто дантистом, он ещё и вполне профессионально выступал в автогонках. В 1924 году Мосс старший к примеру финишировал 14-м в знаменитой гонке Инди 500. Под стать отцу была и мать. которая неплохо выступала в ралли. Сестра Мосса Пэт, была одной из сильнейших автогонщиц своего времени, она отлично выступала в ралли и в дальнейшем вышла замуж за чемпиона Европы по ралли - шведа Эрика Карсона. А вот Стирлинг в школьные годы особо ничем не выделялся, учился он посредственно, знаниями не блистал и казалось лучшее что ему светит, это должность портье. Но как оказалось был у парня единственный талант - это потрясающее чувство руля.    
 

Стилинг стал первым дебютантом Формулы 1, который не принимал участие в довоенных гонках. Его карьера началась в 1947 году с гонок поклонников марки БМВ. В 1948 отец купил ему гоночный болид Cooper Формулы 3 и семейство Мосс стали чуть ли не первыми клиентами данной марки. В 1950 и 51 году Мосс выиграл сильное соревнование формата Формулы 2 - гонку Турист Трофи и на ГП Швейцарии 1951 года он дебютировал в Ф1. Конечно 40-е летние соперники только посмеивались с 21 однолетнего пацана. И было с чего. В самом начале своей карьеры Мосс заявил, что он лучше проиграет на британской машине, чем выиграет на иностранной. И полным курсом Стилинг следовал этому лозунгу. За период с 1951 по 53 годы Мосс ни набрал не одного очка, сменив при этом шесть британских команд. И это хорошо, ещё, что Стилингу удавалось зарабатывать денег и репутацию в многочисленных британских гонках младших классов. К 1954 году Мосс немного поумнел, он согласился поучаствовать в тестах Феррари и Мерседеса и хотя контракт с ним заключен не был, Стилинг смог почувствовать, какова в управлении хорошая гоночная техника. Он вложил все выигранные призовые в покупку болида Мазерати и создал собственную команду. И это принесло успех в 1954 Мосс смог финишировать 3-м на ГП Бельгии и стать первым иностранцем, выигравшим 12 часов Себринга.  
И вот в конце 1954 года Моссу поступило предложение, от которого он не мог отказаться, стать пилотом Мерседес, команды, только что выигравшей чемпионский титул.  В британце были заинтересованы спонсоры команды -Castrol. Однако решение далось Моссу нелегко. Во первых на него накинулась британская пресса, припоминая ему громкие патриотические речи.  Во вторых ему пришлось расстаться с личными спонсорами - нефтяниками BP, а главный механик его команды - поляк Альф Френсис, отказался переходить следом за Моссом, так как органически не переваривал немцев. 
 
В Мерседесе Мосс оказался в тени Фанхио. Хуан-Мануэль безоговорочно выиграл в том сезоне. Мосс смог похвастаться выигранным поулом и первой в своей биографии победой, произошедшей на ГП Великобритании. Победу он одержал обогнав аргентинца в последнем повороте гонки. Фанхио был джентльменом и он так и не признался Стирлингу,  специально ли он его пропустил, чтобы Мосс покрасовался перед трибунами. Мосс стал вице чемпионом мира в том году. Также Стирлинг выиграл многодневку Тарго Флорио в паре с Фанхио. Но ещё больше запомнилась его победа в Милье Милья, где Стирлинг впервые в истории автоспорта использовал штурмана. Журналист Денис Дженкинс проехался по итальянским дорогам, по которым должна была проходить гонка и зарисовал все повороты на рулон туалетной бумаги. И потом раскручивая этот рулон, предупреждал Мосса о следующем повороте.
    
 
В 1956 году Мосс стал пилотом Мазерати. Он выиграл ГП Монако, не смотря на столкновение с собственным партнером Пердизой и поврежденное в результате шасси. Он также курьезно победил на ГП Италии, там у Стилинга закончилось топливо, но увидев медленно ехавший болид Мосса, его партнер Луиджи Пиотти, пристроился на своем болиде сзади и дотолкал Мосса до пит-стопа. Однако не смотря на эту победу в последнем ГП сезона, Стилинг так и не смог догнать Фанхио и снова стал вице-чемпионом, отстав от бывшего партнера на 3 очка. 
В 1957 Мосс все же решил вернуться к британским командам. К тому времени миллионер Тони Ванвэлл создал неплохую команду с отличным болидом, в котором впервые была применена каплевидная аэродинамика. 
     
 
В первой же гонке за новую команду Мосс вынес с трассы британцев из Феррари - Хоторна и Коллинза и сошел сам. Затем он пропустил ГП Франции из-за сильнейшей простуды. В итоге въехаться получилось только в конце сезона, когда Мосс выиграл ГП Пескары (на 3 минуты обогнав второго призера) и ГП Италии. По итогам сезона Стерлинг снова был вторым, много проиграв тому же Фанхио. Он в кои веки решил остаться в команде на следующий год. В 1958 году, по правилам было запрещено заправляться спиртом, что вызвало трудности по переделке двигателей у ряда команд, включая Vanvall, поэтому к первому ГП сезона в Аргентине машина ещё не была готова и Мосс решился выступить за небольшую частную команду Роби Уолкера. Р. Уолкер Мы все переходили со спирта на бензин. Боюсь, у многих наших соперников, включая BRM и Vanvall это вызвало серьезные проблемы. Я отдыхал в Австрии и получил телеграмму от Стерлинга Мосса. Он спрашивал, нельзя ли провести гонку на моем Cooper, поскольку его машина до сих пор не переведена на бензин. Я ответил, что можно но поинтересовался каким образом мы попадем в Буэнос-Айрес. Он сказал, что с этим проблем нет, организаторы гонки готовы оплатить авиаперелет в пределах3000 долларов. Позже, когда они увидели наш маленький Cooper на фоне всех этих грозных Ferrari, их здорово разобрало: за что они платили, за эту маленькую букашку? Наши соперники, включая Ferrari, даже внимания на нас не обратили. Но уже после первой тренировки мы не могли удержаться от смеха, глядя на их лица. Стерлинг показал третье время, а потом выиграл гонку.

 
Но затем Мосс вернулся в Vanvall, он выиграл в ГП Нидерландов и Португалии и впервые имел верные шансы стать чемпионом мира. Его конкурентом выступал только Майкл Хоторн на Феррари. На ГП Италии Хоторн совершил непростительную ошибку, его развернуло и дабы вернуться на трассу Майкл проехал немного против движения, за что должна была последовать дисквалификация его 2-го места. Джентльмен Мосс пришел к судьям и доказал, что Хоторн двигался за приделами трассы и дисквалифицирован быть не должен. Это был мужественный поступок, который очень "оценили" в Феррари, когда на последней гонке сезона, по приказу из боксов Хоторна пропустили на 2-е место и он стал чемпионом мира, обойдя Мосса на одно очко. До сих пор Мосс говорит, что и сейчас он поступил также. 
        
После ухода Vanvall из гонок Мосс в 1959 году перешел в команду Роби Уокера, самую сильную частную команду в истории Ф1.  
Иметь в качестве гонщика Стерлинга было для меня большой удачей. Помимо того, что он оказался столь потрясающим гонщиком, он был ещё и прекрасным другом. Мы всегда прекрасно ладили. За все годы, проведенные вместе, мы ни разу даже не говорили о такой теме, как контракт. В начале каждого сезона мы заключали соглашение, которое скреплялось простым рукопожатием. Разумеется его популярность тоже была команде на руку. В те времена не существовало никакой FOCA, чтобы позаботиться о финансах всех участников. Свои проблемы каждый решал сам. Призовые были весьма незначительными, а вот стартовые – деньги за появление на гонках – значили многое. И единственным гонщиком, которого всегда мечтал видеть у себя организатор любой гонки, был Стирлинг Мосс. В первый сезон Стирлинг выиграл ГП Италии и Португалии, в чемпионате лидировал Джек Брэбэм, на таком же Купере, но только заводском. Отличие в машинах было одно - Уокер заказал для своего друга очень дорогую коробку передач, которая 4 раза подводила британца по ходу сезона. Перед последним ГП Мосс отставал от австралийца на 5 очков. Он выиграл поул, ушел вперед со старта, но через 6 кругов, злополучная коробка подвела Мосса ещё раз и он в итоге остался в чемпионате 3-м.  А в 1960 Уокер вместо Куперов приобрел Лотусы. 
    
 
Самой глупой ошибкой было ездить на Lotus. Он не был так послушен как Cooper и очень часто ломался. Сказал позже Мосс. И действительно, каким то чудом с забарахлившими свечами Мосс смог  выиграть ГП Монако. Но на ГП Бельгии из-за дефекта ступицы заднего колеса, Стирлинг попал в тяжелую аварию, сломал обе ноги и пропустил большую часть сезона. Он вернулся, что бы выиграть ГП США и занять 3-е место в чемпионате, следом за неудержимыми пилотами Купер. 1961 год Мосс снова начал с шикарной победы на ГП Монако, сдерживая позади себя куда более быстрых пилотов Феррари. Он также благодаря вовремя замененным шинам смог выиграть дождливое ГП ФРГ, но за Феррари в том сезоне было не угнаться и Мосс снова остался 3-м. На 1962 год Энцо Феррари пригласил Мосса в свою команду, Стилинг заявил, что поедет в Феррари, но только если они будут представлены команде Уокера. И Энцо неожиданно согласился, ведь в зачет кубка конструкторов шли результаты болидов а не команд. Но на пасхальной гонке в Гудвурде, в конце года Стилинг столкнулся с машиной Грэма Хилла, получил тяжелейшие травмы головы, переломы ног. Он на месяц впал в кому и только через 6 месяцев смог начать ходить. Врачам удалось вернуть Мосса с того света, но водительские навыки были им утрачены. В 1963 он попытался вернуться за руль (по мнению многих слишком рано), но показав плохие результаты на тестах заявил о полном уходе из гонок.    

     Я думал, что Колин Чепмен блестящий конструктор. Однако, на мой взгляд, он не в состоянии был найти верные решения на тот случай, если с машиной обращались слишком жестко. Если на Lotus ехать слишком агрессивно – а в этом нередко бывала необходимость – можно было запросто потерять колесо, что произошло со мной. Р. Уолкер Конечно, это было для нас огромной потерей. Мы пригласили Мориса Тринтиньяна, но это было совсем не то. Со Стирлингом можно было делать любые дела. Он был намного лучше любого другого гонщика.
 
Сейчас Стилинг вице президент британского клуба автогонщиков. В 2000 году принц Чальз присвоил ему титул Сэра. Говорят когда после этого Мосса, остановил полицейский с вопросом "Дедушка, куда вы так мчитесь, вы что Стилинг Мосс" Мосс ответил "Нет я не Стилинг Мосс я Сэр Стилинг Мосс". Мосс по уходу из гонок не потерялся, он вел детскую передачу по телевидению,  снялся в роли шофера одного из злодеев в фильме о Джеймсе Бонде 1967 года "Казино Рояль".  Сейчас он постоянный участник исторических гонок. В марте 2010 мир чуть было не потерял  этого великолепного пилота, когда Мосс рухнул вместе с лифтом с 3 этажа, к счастью Стилинг отделался ушибами. В его честь названа последняя модель Mercedes SLR. Кроме того Стилинг наш коллега, блоггер, пускай и не в ЖЖ. Вот его блогг autoracingworld.wordpress.com
 
 
Я несомненно оценивал опасность моих выступлений в автогонках. Сейчас она гораздо меньше, появились препятствия в виде шикан. Сейчас опасность минимальна и это хорошо, люди не получают повреждений. Что до меня, то тот факт что я знал, что мне угрожает опасность, более меня возбуждал. Это как флиртовать с девушкой, гораздо интереснее, чем снять проститутку, во втором случае вы знаете что получиться, а в первом нет. Я думаю для автоспорта опасность обязательный ингредиент. Как для яичницы соль. Ты можешь приготовить яичницу без соли, но она будет пресной. Так же как автоспорт без опасности. По моему мнению.
Традиционное видео - первая победа Мосса в ГП Монако, 1956 год. 
Увидимся через неделю. 
 

Tags: 1951, Формула 1, победители Гран При
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. В отличии от прошлой недели, эта была пустоватая. Есть свежие Слэш, THE HATTERS и Кенни Джи. Но начнем конечно с Джека Уайта Jack…

  • Новые хорошие песни

    Так пост должен был выйти вчера. Но ушедшая неделя подарила очень много музыки и очень много работы, в итоге дослушал все с опозданием. Итак сегодня…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске пара российских альбомов, свежие Tears For Fears и The Lumineers. Ну а начать хочется с напоминания, что понедельник…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments