Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Конец турбо-эры

Перед Гран При Японии 88 Айртон Сенна высказывал мысли, что мол у него двигатель хуже, чем у Проста. Перед Гран При Австралии об этом начал плакать Прост. Дескать, Хонда всегда была маркой Сенны, а в Японии у Сенны на финише оставалось явно больше топлива чем у него, что намекает. Рона Дэнниса, итак испытывающего не простые времена (о чем я рассказывал на прошлой неделе), это видимо очень обозлило, был разговор с пилотами, после которого все ещё взвинченный Дэннис появился на пресс-конференции в четверг. Есть здесь кто-нибудь, кто убежден, что у одного из наших  пилотов не было такого-же хорошего оборудования, как у другого? Вопрошает Рон всех присутствующих. Все, включая обоих пилотов, молчат. После чего Рон объясняет, что все эти голословные подозрения привели к тому, что Чарли Уайтинг, после Японии, начал проверять коробку Проста, дескать, а не подстроили, что нибудь с ней. Это опасный прецедент.... Технически невозможно предоставить оборудование, равное 100%, двум пилотам с такой сложной технологией. Различия,  очень незначительны, из-за технической проблемы, с которой мы столкнулись. Мы были обвинены г-ном Балестром. Я считаю, что FISA должна извиниться перед нами. Тут в речь босса вмешался Прост, укоривший Рона в том, что ранее про это прессе не говорил. Потом журналисты спрашивают пилотов, не захотелось ли тем, уйти из команды из-за такой обстановки. Еще до того, как я присоединилась к McLaren, из того, что я видел, я знал, что со мной будут обращаться на равных, и попросил подписать трехлетний контракт. Отвечает Сенна. Я подписан на следующий год и это все, что я могу сказать. Говорит Прост. После чего журналисты видели раздраженную беседу Дэнниса и Проста и то, что Алена не было вечером на командном барбекю. За спиной же начальства Ален на ушко шепчет журналистам, что у Сенны однозначно была лучше техника, но он не может рассказать подробностей, так как хочет остаться в команде на следующий год. Вообщем все то, за что Мэнселл потом называл Проста политическим зверьем. Это еженедельный пост про Формулу 1, её историю, давно прошедшие Гран При и люди,. в них участвовавшие.
Аделаида 88 это похороны эпохи Турбо. начавшейся с Сильверстоуна 77 и Рено под управлением Жан-Пьера Жабуя, машины, прозванной Желтым чайником. Конец турбо-эры совпал и с уходом Франсуа Житера, спортивного директора ELF, как раз много сделавшего для прихода Рено в Ф1. В честь Житера будет большая вечерника у Lotus.
Найджел Мэнселл покидает Williams не очень хорошо. Страховая Lloyd отказалась оплачивать простой Найджела летом, из-за ветрянки (хотя, вроде бы как раз по их просьбе, британец и пропустил 2 Гран При) и Фрэнк потребовал от Мэнселла возвращения денег, причем в размере годовой зарплаты. Мэнселл и Уильямс более не разговаривают. Первым номером команды, в эти выходные, становится Патрезе, сравнявшийся с Лаффитом по числу проведенных Гран При - 176.
Янник Дальмас все ещё болен ( у него наконец диагностировали болезнь легионеров) . Жеррар Ляррусс хотел было снова привлечь Агури Сузуки, но тот занят в гонке спорт-прототипов за Ниссан. И тога за руль усадили Пьер-Анри Рафанеля. Уроженец Алжира, чемпион французской Ф3 1985 года.

Француз провел очень непростой сезон в Ф3000, где набрал всего 8 очков и проиграл даже своему напарнику по команде - дебютанту Жану Алези. Многие считают, что это не пилот уровня Ф1. Если он пройдет квалификацию, я отрежу себе яйца. пошутил Хейни Мадер.
Ну а паддок во всю уже живет 1989 годом. Вот, есть информация, что в 89 году не будет ГП США. Жан-Мари Балестр и Берни Экклстоун так и не смогли договорится с властями Детройта о переносе Гран При с улиц, и строительстве трассы в черте города, на одном из островов. Контракт расторгнут и в Детройте теперь поедет Индикар.
В 1989 вернется Brabham. Со спортивным директором - бывшим пресс-атташе Уильямсса Питером Уиндзором. Штаб квартирой в Швейцарии. Движки Judd. И Серхио Ринландом, как конструктор.

В квалификации царила жуткая жара и шла ожесточенная борьба между Сенной и Простом. Бразилец повредил запястье, играя в футбол на Бали, но смог вырвать поул на последних минутах в субботу.

Williams в хорошей форме. Мэнселл третий, Патрезе шестой, но это в полторы секунды отставания от МакЛарена. Бергер доволен своим 4-м местом, в то время, как Альборето пал жертвой тормозов и только 12-й. Микеле жалуется, что команда нарочно его саботирует, что бы он не нашел себе хорошего места в 89 году. Пике ставит свой Lotus на пятое место, явно опережая Накадзиму, тот только тринадцатый. У Arrows проблема с двигателями, но Уорик снова на голову лучше Чивера 7-й против 18-го. Benetton (Наннини 8-й, Бутсен 10-й) пострадали из-за плохой управляемости. Сандро даже дважды вылетал с трассы.

10
 Thierry Boutsen

Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

9
Ivan Capelli

March 881
Judd CV 3.5 V8

8
Alessandro Nannini

Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

7
Derek Warwick

Arrows A10B
Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T

6
 Riccardo Patrese

Williams FW12
Judd CV 3.5 V8

5
 Nelson Piquet

Lotus 100T
Honda RA168E 1.5 V6T

4
Gerhard Berger

Ferrari F1-87/88C
Ferrari 033E 1.5 V6T

3
 Nigel Mansell

Williams FW12
Judd CV 3.5 V8

2
Alain Prost

McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

1
Ayrton Senna

McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

Извилистые, городские трассы не подходят March- Капелли 9-й, Гужелмин 19-й. А вот Каффи показал отличное 11 время. В Минарди Мартини 14-й, Перес-Сала 21-й и поучаствовал в двух столкновениях: с Йоханссоном и Ларраури. Де Чезарис разочарован 15-м временем и считает, что это трасса подходящая Rial. Штрейфф 16-й. Палмер (17-й) прошел не смотря на аварию в субботу. Оба Euro Brun проходят дальше (Модена 20-й, Ларраури 25-й - первая квалификация с ГП ФРГ) как и Лижье (Йоханссон 22-й, Арну 23-й). Алльо в последнюю минуту заскочил в гонку (24-й) из-за многочисленных отказов. И последнее место у Гинзани. Таркуини, Шнайдер (страдавший от поврежденной в Японии руки), Бэйли, Рафанель (яйца Мадера спасены, но во многом и-за того. что высокому французу было тесно в кокпите)  не у дел. Сжегший два движка Ларини, выпал ещё в пятницу, проехав всего 5 кругов.

Большие черные облака закрыли небо Аделаиды, но дождя синоптики не ожидают. Палмер разбил свой болид на разминке и будет стартовать на запасном, как и Чивер, спаливший мотор.
А смотреть нам поможет архив https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1988x16.Australian.Grand.Prix

В начале прогревочного круга Модена заглох и будет заведен с  помощью команды, он перемешается на последнюю позицию.

18.00 старт. Сенна стартует на пыльной стороне и уступает Просту. Бергер, радостно подлетев а пареблике опережает Мэнселла. Найджел затем скользит в Брэбэме и пропускает Пике.Позади Каффи выталкивает Альборето и Микеле заканчивает свою карьеру в Феррари, в заборе.
После первого круга
1. Прост
2. Сенна
3. Бергер
4. Пике
5. Мэнселл
6. Патрезе
7. Наннини
8. Капелли
9. Уорик
10. Бутсен
На втором круге Патрезе обойдет Мэнселла а Каффи Бутсена.
22.00 Бергеру компьютер пишет о том, что в таком темпе топлива ему не хватит, но австриец, наплевав, атакует и агрессивно проходит Сенну, в Брэбэме и снова с заскоком на пареблике
Капелли опережает Наннини. Бергер бросился в погоню за Простом. Сенна, у которого компьютер так же ворчит о чрезмерной трате, предпочитает отпустить австрийца.
Грехард выдает серию быстрых кругов
35.00 Перед входом в Брэбэм развернуло Модену, он смог поймать машину и вернуться на трассу.
После 10-го круга
1. Прост
2. Бергер + 1,8 сек.


3. Сенна + 9,2 сек.

4. Пике + 13,1 сек.
5. Патрезе + 14,4 сек.
6. Мэнселл + 16,7 сек.
7. Капелли + 18 сек.
8. Наннини + 19 сек.
9. Уорик + 22 сек.
10.Каффи + 24 сек.

37.00 Бергер, без всякого сопротивления проходит Проста.
39.00 Все в том же Brabham Бутсен слишком сильно атакует пареблик и его разворачивает. Он вернулся на трассу между де Чезарисом и Накадзимой.
41.00 Палмер сходит со сломанной коробкой.
42.00 А угадайте в каком повороте развернуло Наннини и он вернулся на трассу позади Бутсена?
Патрезе преследует Пике. Прост отстал от Бергера и к нему подъехал Сенна. Очень быстр де Чезарис, он прошел Штрейффа, Каффи и Уорика. Алек Каффи так же уступил Бутсену.
49.00 В 13 повороте развернуло Гинзани
Наннини провел пит-стоп и он теперь 18-й.
53.00 Бергер проходит круговых Модену и Арну. И если Стефано смешается в сторону, то Рене, как всегда не смотрит в зеркала и подрезает лидера, в повороте . Герхард подлетает на машине Рене и сходит.

Много позже Бергер признает, что поспорил с кем-то на хорошую денежку, что будет лидировать в ГП Австралии (что с учетом формы МакЛарен, казалось нереальным). Он знал, что в таком темпе топлива ему не хватит и специально подставился под Арну, зная, что тот не смотрит в зеркал. Возможно это лукавство, сразу после гонки Бергер  обвинял во всем ушедшие тормоза, да и как то уж больно красиво получилось, специально так не подстроишь, как мне кажется. Меж тем у микрофона Хант во всю костерит глупость Арну.
Прост в лидерах.
57.00 Ещё две машины посреди трассы. Это Гинзани зачем-то приехал в Накадзиму. Оба получили минимальные повреждения и с помощью маршалов вернулись в гонку.
После 30- кругов
1. Прост

2. Сенна +5 сек.




3. Пике + 25,7  сек.
4. Патрезе + 26,8 сек.
5. Мэнселл + 28,5 сек.


6. Капелли + 41сек.


7. де Чезарис + 51 сек.
8. Бутсен + 53 сек.

9. Уорик +59 сек.
10.Каффи + 1 мин.
01.01 Патрезе поотстал от Пике и теперь под атаками напарника
01.04 Каффи сходит с лопнувшим тросом сцепления
01.06 Красивейшая оборона Патрезе от Мэнселла. Новый первый номер команды явно не намерен сдаваться без боя. Но затем Найджел упрется в Алльо, так же не особо смотрящего в зеркала и отстанет от напарника.
Перес-Сала сжег двигатель.
01.20 В Уэйкфилд-стрит де Чезарис отбирает у Капелли 6-е место.
01.21 Пит-стоп Накадзимы
01.23 Разбита машина Накадзимы.

Это Йоханссон касается Мартини на выходе из шиканы. Итальянца развернуло перед носом у Гужелмина и ехавшего за бразильцем Сатору. "Большой Мо" экстренно тормозит и японец влетает в него сзади. Маурисио разворачивает, у Накадзимы сломана подвеска. Оба сходят, а Мартини едет дальше. Повтор на 01.24.
После 50 кругов
1. Прост


2. Сенна +10,5 сек.







3. Пике + 48,5  сек.
4. Патрезе + 49,8 сек.
5. Мэнселл + 50,3 сек.


6. де Чезарис + 1 мин. 04 сек.

6. Капелли + 1 мин. 09 сек.


8. Бутсен + 1 мин. 21 сек.



9. Штрейфф + 1 круг
10.Йоханссон + 1 круг
01.26 Трио Пике-Патрезе-Мэнселл упирается в борьбу Чивера с Наннини за 13-е место. Там же, сильно замедлившийся Уорик, идуший в боксы из-за сильных вибраций в двигателе.
01.30 В Брэбэм Мэнселл пытается протиснуться мимо Патрезе, но Риккардо хлопает калиткой, Найджел успевает затормозить, а уже в следующем повороте Патрезе сносит задок и он разворачивается, пропустив британца.
01.32 Уорик сдается, так у двигателя начались проблемы с подачей топлива.
Быстрый круг в исполнении Проста 1'21''216

У Сенны вылетает вторая передача и компьютер сигналит о излишнем расходе топлива, поэтому он отпускает напарника. У Мэнселла перегрелись тормоза и он более не беспокоит Пике.
01.45 Капелли на пит-стопе из-за прокола, он вернется 10-м.
01.46 В Рандл-роуд  Алльо выходит очень широко и сильно подскакивает на пареблике
01.48 Наннини развернуло в 9-м повороте и он сходит
01.50 А вот и Мэнселл окончательно потерял тормоза и влетел в барьер из шин в 13 повороте. Британец получит множественные ушибы и хромая выберется из кокпита
После 70 кругов, за 12 кругов до конца
1. Прост







2. Сенна +33 сек.



3. Пике + 51  сек.




4. Патрезе + 1 мин. 13 сек.


5. де Чезарис + 1 круг

6. Бутсен + 1 круг
7. Штрейфф + 1 круг
8. Йоханссон + 1 круг
9. Капелли + 1 круг PitStop
10. Мартини + 1круг
Сенна начал сокращать отставание  от Проста. Бутсен приближается к экономящему топливо де Чезарису. Движок самого Тьерри издает подозрительные звуки.
02.02 Штрейфф сходит с отказавшим сцеплением. Это выводит на 7-е место Йоханссона и если швед доедет до финиша, Лижье избежит предквалификации в первой половине 89 года. Гинзани сходит с отказавшим топливо-насосом.
С пустым баком сходит Алльо
02.06 де Чезарис внезапно замедляется (и в него чуть не влетел Бутсен) - у него закончилось топливо. Команда предупреждала его об этом последние 20 кругов, но Андреа врубил режим "де Чезариса".  Йоханссон выходит на 6-е место, но и у него бак пуст. Швед сходит и Ги Лижье рвет на голове последние остатки волос.
02.11 Прост пересекает финишную черту. под виртуозные взмахи флагом Гленном Диксом.

Бутсен довозит на себе до боксов де Чезариса. Капелли так же попытался довезти Штрейффа, но Филипп слишком высокий и с трудом помещается на March. Пока француз мастился, Иван заглох и уже Штрейффу вместе с маршалами пришлось толкать бирюзовую машину до боксов.
А это Пике делает пончики

 1. Alain Prost
2. Ayrton Senna+ 36.387
3.  Nelson Piquet + 47.546
4. Riccardo Patrese + 1:20.088
5. Thierry Boutsen + 1 круг
6.  Ivan Capelli + 1 круг

Сенна и Прост весело плещутся шампанским. Пике выливает свою бутылку на премьер-министра Австралии. В такой вот веселой манере заканчивался этот чемпионат. Затем все три призера собрались в комнатушке, дать в прямом эфире интервью Стюарту. И как раз перед включением в эфир, Пике, выпивший бутылку Колы, громко рыгнул, после чего с трудом гонщикам удавалось сдержать смех в интервью.

Прост, как всегда, дал мини анализ гонки Механика работала довольно хорошо, но некоторые мелкие проблемы меня не пощадили. Коробка например. Как и у Сенны несколько раз в этом сезоне. Я также наехал на обломки на стартовой прямой, что несколько повредило мое переднее крыло. Все это усложняло мою задачу, но в целом все прошло хорошо.С самого утра я знал, что у Ferrari слишком большое потребление топлива и зная их проблему, я понял, что они выстрелят лишь на  несколько кругов. Поэтому я, не особо переживая, пропустил Бергера. Сегодня утром за завтраком он сказал мне, что не собирается проводить последнюю гонку в турбо-эре, в борьбе  за пятое место и попросил не удивляться, если он меня обгонит.
Сенна был более лаконичен Вторая передача выпала, третья была близка, что бы выпасть. Жесткая гонка! Но что толку говорить об этом снова? Это в прошлом! Пике же сказал, что только в Австралии у них были такие же Хонды как у МакЛарен.


Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1. Айртон Сенна - 90 (94)
2. Ален Прост  -87 (105)
3. Герхард Бергер -41
4. Тьерри Бутсен -27
5. Микеле Альборето -24
6 Нельсон Пике -22
7. Иван Капелли  -17
8. Дерек Уорик -17
9. Алесандро Наннини  -12
10.Найджел Мэнселл   -12
11. Риккардо Патрезе -8
12. Эдди Чивер -6
13.Маурисио Гужелмин -5
14. Джонатан Палмер  -5
15 Андреа де Чезарис  -3
16. Сатору Накадзима -1
16. Пьерлуиджи Мартини  -1

1. McLaren Honda-199

2. Ferrari -65

3. Benetton Ford -39

4. Lotus Honda -23

5. Arrows Megatron-23

6. March Judd-22

7. Williams Judd-20

8. Tyrrell Ford-5

9. Rial Ford-3

10. Minardi Ford-1

Ну и оглянемся назад на последний сезон турбо-эры и подведем  полусерьезные итоги


Гонщик года
Железные яйца года
Это просто был его год и если бы не пара детских ошибок, да странные проблемы с техникой в нескольких гонках ближе к концу, то мы бы наблюдали просто подавляющее доминирование бразильца. Так не было со времен Джимма Кларка, не случайно они и внешне были похожи. Ну а железные яйца, за вот это Гран При Японии, в ситуации, когда Прост, кажется переломил ход чемпионата и идет,за счет опыта к титулу, когда ты провалил старт и заканчиваешь первый круг 14-м, Не опустить рук, собраться и выиграть столь нужную гонку, это было пр настоящему, по чемпионский.

Прорыв года
Мало кто ожидал от March такого прорыва. Иван Капелли был неплох в Ф3000, но за счет стабильности. Его три сезона в Ф1 были кошмаром и ползанием где-то в конце пелотона. И вдруг Иван поехал, да так,что в некоторых гонках, казалось он мог победить и он порой ехал в темпе МакЛарена. Что это было? Озарение свыше или самовоз построенный Ньюри? Споры не утихают до сих пор.

Команда года

Это очень внезапное решение. Но все просто. Тогда, в 1988, были ведь у многих мысли, что со смертью старика все это красное великолепие развалится. А они взяли и победили в Монце.

Машина года
И тут не надо ничего объяснять. 15 побед в 16 гонках. Образец идеальной машины Формулы 1. Легендарная раскраска и легендарное сочетание МакЛарен-Хонда. Гений Гордона Мюррея, смекалка Стива Николса и прагматизм и полная преданность своему делу Рона Дэнниса. Плюс единственный производитель моторов не забивший на развитие в свете ближайшего нового регламента. И лучшие пилоты своего времени за рулем. Это легенда, которая будет жить вечно.

Гонка года

Гран При Британии, это гонка, где было все. Дождь. Поул Бергера. Идеальный пилотаж Сенны. Прорыв Мэнселла. Подиум Наннини, после двух разворотов. Пустые баки Феррари. И кажется там то Прост и похоронил свой титул, отказавшись продолжать бороться в таких условиях. Так же можно вспомнить интересные гонки в начале сезона - Бразилию или Сан-Марино. На другой чаше весов тоже сырая, но совершенно пресная Германия на кастрированном Хокенхайме, или Монако, где было так скучно, что даже лидирующий Сенна уснул за рулем и разбил машину.

Провал года
Бэйли не блистал в Формуле 3, но во многом из-за слабых команд. Зато в Ф3000,он в великолепном стиле выиграл в Брэндс-Хэтче в 87 и заявил о себе как о новой британской звезде.Да ещё и с поддержкой от британских финансистов. Увы, Тиррелл болтался на границе между вторым и третьим эшелонами. Палмер, благодаря сходам соперников, доезжал в очки, пока Джулиан вкатывался. А потом деньги кончились  а на так и не вкатившегося Бэйли махнули рукой. Лишь 6 раз британец попал на старт, лишь три раза добрался до финиша и был до смерти напуган гневом Кена Тиррела, крики которого слышал весь паддок.

Эпик Фейл года

В Лотус захотели сделать проще, сохранить быструю прошлогоднюю машину, но отказаться от ненадежной активной подвески. Однако всё шасси Жерара Дюкаружа, было настроено именно на активную подвеску и получилось плохо. Имея такой же двигатель как у McLaren, имея в составе действующего чемпиона мира "желтые" набрали жалкие 20 очков и оказались на грани банкротства и без поддержки Хонды.
Потеря года
Никто и подумать не мог, что это будет последний сезон Филиппа Штрейффа. Ведь француз очень заинтересовался делами AGS, принимая в них деятельное участие, участвуя в переговорах. Он был чем-то вроде играющего тренера. И некоторых трассах, особенно городских, француз был традиционно быстр, даже на этой, средней машинке и претендовал на очки. Увы, все закончится в январе 1989 года на предсезонных тестах в Бразилии. Где не совсем умелые действия местных спасателей приведут к тому, что Филипп останется парализован.


Пастор Мальдонадо года

Традиционно аварийностью блистали Алльо и Штрейфф, да и тот же Мэнселл. Но, Нельсон Пике, едва поняв, что машина не едет, начал творить дичь. Вроде показанного на фото столкновения с Мэнселлом в Японии, хотя там больше вина Найджела. Вроде старта на сухих шинах в дождь в Германии, что чуть не привело к большому завалу. Ну или вот авария в квалификации и в Детройте

Правда у Нельсона ещё оставались проблемы со зрением после Имолы 87, что его немного оправдывает.

Авария года

Авария Филиппа Алльо в квалификации ГП Мексики,показала, что машины действительно стали крепче и здесь можно сказать спасибо Балестру. Ещё лет пять назад Алльо бы явно поехал в больницу с перерубленными ногами

Дуэль года

Вариантов особо нет. Была ещё интересная борьба Сены с Мэнселлом в нескольких гонках. Но Сенна-Прост, это началось во Франции, потом было тихо/ мирно и вдруг взорвалось в Португалии, чуть ли с не выпихиванием напарника в стену. Через 10 лет, подобное будет резко осуждаться. Через 30 за такое будут нещадно штрафовать. Тогда это был лишь эпизод, вызвавший эмоции.

Дебют года

Друг детства Айртона Сенны, чемпион британской Ф3, Маурисио показал себя может быть гонщиком не столь быстрым как Капелли, но очень умным и технически подкованным. В том, что March, вдруг поехал в 88 можно найти решения Ньюри или талант Капелли. Но, факт, Бирюзовые помчались после прихода в команду, медленного, но много дающего информации на тестах, Маурисио Гужелмина.

Таким был сезон 1988 года. Не самым интересным, но это был последний год "того самого" турбо и первый год большой войны двух лучших пилотов конца 80-х, начала 90-х.
Впереди год 1989, год яркий и памятный, тем, что места в Ф1 хватало всем и команд на любой вкус и цвет было так много, как никогда раньше и никогда позже. Но это уже со следующей недели.
Tags: 1988, Австралия, Формула 1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments