Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Возвращение в Монреаль

До конца мая 1988 года  у Lotus ещё оставались надежды стать командой - партнером Рено. Дело в том, что Фрэнк Уильямс имел долгие, доверительные отношения с производителем масел -  Mobil, в то время как Рено работало только с ELF и это было их основным условием. Командой ELF как раз был Лотус. Но Фрэнк Уильямс так хотел заводскую поддержку, что разорвал отношения с  Mobil. Оно и понятно с начала сезона у чемпионской команды в активе всего одно очко и двигатели Джонни Джадда, явно, не тянут. 7 июня 1988 года Renault и Williams официально оформляют свои партнерские отношения на три сезона, до 1991 года года, включительно. Объявлено и о разрыве с очень расстроенными американцами из Mobil, о том, что им на смену придет ELF не сообщается, но все это понимают.
Интересно, что самую громкую вспышку гнева вызвала новость об альянсе Рено с Уильямс не у Питера Уорра из Лотус и даже не у руководства Mobil. Громче все раскричался Ги Лижье. Оказывается Ги рассчитывал на союз с Рено и он обвинил концерн с алмазом на эмблеме в отсутствии патриотизма. Странно, на какую сделку с Рено могла рассчитывать команда, набравшая одно очко за полтора года, но видимо после истории с Маньи-Куром, Ги уверовал, что ему сам дьявол брат, ну или в крайне случае Большой Друг уговорит государственный концерн.  Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При люди в них участвовавшие. И у нас Монреаль 88.
В последние несколько недель здоровье Энцо Феррари, недавно справившего 90-летие резко ухудшилось. Он даже отложил встречу с  Папой Иоанном Павлом II. Коммендаторе чувствует близкий конец, но при этом сохраняет ясность ума и действует во благо команде. Он продал свою часть акций Феррари - Фиату. Он активно готовится к сезону 89, обсуждая новую машину с атмосферником. Он продлил контракт с Бергером на год. В то время как 32-летний Микеле Альборето, оказавшийся в тени напарника, команду скорее всего покинет. Его сватают в Бенеттон и Даллару.
А у Lotus продолжаются беды. После заявления об уходе Дюкаружа, провала переговоров с Рено, под команду начала копать полиция. Это все то же дело ДеЛорана, по которому все фигуранты были осуждены, а Колин Чепмен избежал тюрьмы и позора, умерев. Стремясь вернуть украденные государственные средства полиция начала трясти счета команды и проводить проверки в отношении её совладельца Фреда Бушелла, так же, все же замешанного в той афере. Пошли слухи, что вдова Хейзел Чепмен хочет команду продать.
Ну а Формула 1 вернулась в Канаду. В 1987 году этап не состоялся так как Берни заключил спонсорский контракт с пивом Молсон, в то время как автодром имел давний контракт с пивом  Labatt Breweries, помогавшей содержать трассу в порядке. Пивная война вышла не на шутку, с судебными тяжбами и отменой Гран При. Экклстоун поступил просто, он сообщил мэру Монреаля, что либо спонсором Гран При все же будет Молсон, либо Гран При будет в Торонто, с которым идут переговоры. Поскольку Монреаль и Торонто это как Москва и Питер, два соперника, то Лабатт были посланы куда подальше. Интересно, что как раз в 1988 году Молсон и по продажам в Канаде обошли  Лабатт. Но  Labatt не попрощались с Ф1, после таких выкрутасов, а станут одними из спонсоров Williams. Молсон же выделил средств на доделку трассы.

Появились новые постоянные боксы для команд, более широкие. Новый пресс-центр. Новый асфальт и зоны безопасности. Перенесена стартовая прямая.
Трасса в 1986


Трасса в 1988

На самом деле все это не соответствует нормам безопасности. Въезд в боксы теперь находится на выходе из шиканы и пилоты на быстром круге, выходя из закрытого поворота, рискуют влететь в зад замедляющегося, для заезда в боксы, собрата. Новая стартовая прямая не достаточно широка и заканчивает узким горлышком, что грозит завалами. Вы видели ширину дорожки на подъеме после старта? бурлит Филипп Штрейфф Если гонщик  пропустит свою вторую передачу, это гарантированная куча-мала, потому что у нас нет места по бокам. Они просто повторили то, что существовало в Зельтвеге ... Это безумие! Но ни каких официальных протестов от пилотов не последовало.
Это Канада а значит традиционно здесь важен расход топлива в чем атмомсферники имеют преимущество над турбовыми. И важны тормоза. Некоторые команды используют большие углеродные тормозные диски из 86 года.
Джанкарло Минарди устал от посредственных выступлений Эдриана Кампоса и решил его заменить своим бывшим пилотом ПьерЛуиджи Мартини. Но у Мартини спонсорская поддержка от Camel, в то время как Минарди получает денежки от Мальборо. Это стопорит переход, но точно известно, что Мартини поедет за Минарди в 89-м.

В субботу днем Дерек Уорик напугал и удивил вот такой вот аварией

Британец подлетел на куске дерна, оставшимся после вылета Таркуини. Arrows дважды развернуло в воздухе и впечатало в бетонную стену  на скорости в 180 км/ч. Дерек оглушен и остался неподвижен какое-то время в кокпите. Публика начинает подозревать самое худшее. Но нет, британец отделался ушибленной задницей и принял участие в гонке.
А в квалификации, доминировали МакЛарены, что не удивительно. Сенна взял пятый поул подряд на 182 тысячных опередив Проста.

Феррари (3-й Бергер, 4-й Альберето) во втором ряду, но уступили лидерам более секунды. Benetton с атмосферником уже в роли аутсайдеров. Наннин 5-й и снова опередил Бутсена (7-й) жаловавшегося на нестабильную работу двигателя.  Lotus-Honda (Пике 6-й, Накадзима 13-й) оба жалуются на плохое шасси и ... двигатель. А вот в Arrows всем довольны, Чивер 8-й, Уорик 16-й и помимо аварии ещё и начудил с настройками. Уильямс-Джадд (Манселл 9-й, Патрезе 11-й)  борются с машиной, которая то недостаточно поворачивает, то избыточно. Ну и замкнула десятку удивительная AGS  Филиппа Штрейффа. У маленькой "лесной" команды словно выросли крылья. Ну мы тоже думаем о сделке с Рено. Пошутил довольный Штрейфф

10
Philippe Streiff

AGS JH23
Ford Cosworth DFZ 3.5 V8

9
 Nigel Mansell

Williams FW12
Judd CV 3.5 V8

8
Eddie Cheever

Arrows A10B
Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T

7
 Thierry Boutsen

Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

6
 Nelson Piquet

Lotus 100T
Honda RA168E 1.5 V6T

5
Alessandro Nannini

Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

4
 Michele Alboreto

Ferrari F1-87/88C
Ferrari 033E 1.5 V6T

3
Gerhard Berger

Ferrari F1-87/88C
Ferrari 033E 1.5 V6T

2
Alain Prost

McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

1
 Ayrton Senna

McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

Лучшее время де Чезариса хватило лишь на 12-й результат. March-Judd Капелли (14-й), Гужелмин (18-й) разочарованы так и не подобрав настроек. Модена вырвал очень хорошее пятнадцатое место с Евробруном. Его товарищ по команде Ларраури квалифицировался 24-м. Алльо на единственном Larrusses 17-й, Дальмас разбил машину в пятницу, а после аварии Алльо в Мексике у команды не осталось запчастей. В Ligier на сухом пайке (Арну 20-й, Йоханссон 25-й). Палмер (19-й) использовал более жесткое шасси чем его партнер по Тирреллу Бейли (23-й). В задних рядах так же Minardi Перес-Сала (21-й), Zakspeed Гинзани (22-й) и Coloni Таркуини (26-й). Шнайдер и Ларини сожгли двигатели и квалификацию не прошли, как и в очередной раз разочаровавший Кампрос. У Каффи развалилась коробка и он отвалился на предквалификации.

Утром в разминке быстрее всех был Альборето. Но время это никого не впечатляет, ибо в гонке Феррари придется жестко экономить топливо. Я думаю это будет худшая  гонка в сезоне переживает Бергер. Даже в МакЛарене беспокоятся по этому поводу. Поэтому некоторые в фавориты записывают Бенеттон.
Уорик будет стартовать в гонке, хотя у него болят отбитые почки.
Давно не было но в это раз архив https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1988x05.Canadian.Grand.Prix

В самом начале можно посмотреть аварию Уорика в квалификации
9.00 Старт. Айртон стартует на пыльной части трассы (он просил поменять сторону, но организаторы на это не пошли), бразилец допускает пробуксовку и уступает Просту. Чивер скользит, но ловит машину. Обошлось без стартового завала и первый круг запомнился разве что борьбой двух Бенеттонов
1. Прост
2. Сенна
3. Бергер
4. Альборето
5. Бутсен
6. Ниннини
7. Пике
8. Мэнселл
9. Чивер
10. Штрейфф

11.00 Бэйли едет в боксы с поврежденной подвеской
12.00 В боксах мы так же видим Переса-Салу без заднего крыла. Поскольку Бэйли без куска переднего. то скорее всего эти двое нашли друг друга.
Гонка быстро разбилась на три  группы Прост-Сенна-Бергер,  Альборето-Бутсен-Наннини и Пике+ все остальные.
Но Герхард Бергер довольно быстро начал отставать от Маков. Сбросил скорость, что бы сэкономить топливо и Чивер, уступив позицию Штрейффу.
22.00 Оскар Ларраури приезжает в боксы без носа. Он сломал его об Рене Арну. Увы, крепления безнадежно сломаны и это сход. Повтор аварии на 23 минуте
Сенна замечает, что у него начала расти температура воды и ему необходимо скорее обойти Проста, что бы не висеть у того в аэро-мешке.
26.00 Мы видим, что Бенеттоны идут за Феррари, но это Феррари Бергера! Альборето вынужден начать экономить топливо и попустил "модные" машины вперед.
27.00 Бутсен проходит Бергера в Казино и тут же его маневр повторят Наннини
Патрезе неудачно атаковал Чивера, развернув американца и оба потеряли по пять позиций
28.00 Наннини паркуется на газоне с поломкой водоподачи
Сенна оказывает давление на Проста. Далеко позади Пике сдерживает Мэнселла. Две взрывные пары у нас

34.00 Прост замешкался при обгоне на круг Переса-Салы, оказался на неудачной траектории  и Сенна его обошел. Это, межу прочим, первая смена лидерства в 1988 году, на пятой гонке!
После 20 кругов
1. Сенна
2. Прост + 1,1 сек.

3. Бутсен + 6 сек.


4. Бергер + 18 сек.
5. Альборето + 21 сек.

6. Пике + 29 сек.
7. Мэнселл + 29,6 сек.
8. Штрейфф + 30.3 сек.


9. де Чезарис + 39 сек.


10. Капелли + 50 сек.

36.00 У Бергера летит электроника двигателя. Это первый сход австрийца в этом году. Сход вызвал желтые флаги.
38.00 Меж тем Мэнселл в шпильке  все же прошел Пике и вырвался на 5-е место
42.00 Сенна и Прост пробиваются через плотную группу круговых Чивер-Уорик-Арну. Сенне это удается лучше, Прост застрял за давним "другом" Арну
43.00 Мэнселл сходит с горящим двигателем. Это его пятый сход в пяти гонках, но зато в очки входит Штрейфф.
45.00 И Штрейфф атакует Пике! Обоих догнал де Чезарис
46.00 Арну обошел Уорика. Это же успешно сделал Таркуни, тут же влетевший в Рене. Обоих развернуло, но гонку они продолжили.
48.00 Чивер в боксах. Это сход - сломан акселератор
49.00 Из Феррари Альборето валит дым, камень пробил радиатор, это сход
50.00 Сошел из-за отказа двигателя и Патрезе
Бутсен сбросил скорость, так как его задние шины износились. Штрейфф отстал от Пике.
54.00 Поучаствовавший в двух столкновениях Арну сходит, так как его коробка передач сильно вибрирует и вот вот сломается
После 40 кругов
1. Сенна
2. Прост + 3 сек.


3. Бутсен + 15,1 сек.









4. Пике + 1 мин.
5. Штрейфф + 1 мин. 02 сек.
6. де Чезарис + 31 мин. 04 сек.


7. Капелли + 1 круг
8. Модена + 1 круг
9. Алльо + 1 круг
10. Палмер + 1 круг

01.01 Борьба на грани очковой зоны Модена атакует Капелли
У Штрейффа сломался рычаг задней подвески с левой стороны, что привело к развороту и увы для AGS,  сходу
01.08 Видим, что Модена отпустил Капелли. у Стефано начала барахлить коробка и его самого догоняет Алльо
В боксах МакЛарен оживление и механики явно кого-то ждут
01.11 Странную картинку нашел оператор, какая то петля висельника в боксах Лотус. Намек на проблемы команды?
01.17 Видим как лидеры проезжают мимо замершего на обочине March. Это Гужелмина подвела коробка.
Сенна выдает быстрейший круг 1'24''973

Прост обеспокоен расходом топлива и поднял ногу с педали газа.  А вот де Чезарис не обращает на такие мелочи внимания и готовится атаковать Пике. Модена на три круга завис в боксах для ремонта коробки.
После 60 кругов. за 9 кругов до финиша
1. Сенна


2. Прост + 11,7 сек.







3. Бутсен + 48 сек.


4. Пике + 1 круг
5. де Чезарис + 1 круг
6. Капелли + 1 круг
7. Алльо + 1 круг


8. Палмер + 2 круга
9. Уорик + 2 круга

10. Таркуини + 3 круга
Сенна так же решил сбросить скорость.
01.27 Взрывается двигатель Гинзани. поднявшегося до 13-го места
01.30 Айртон Сенна пересекает финишную черту

Через несколько метров после финиша он останавливается, ибо топлива у него нет. А вот Алльо и де Чезарис до финиша не дотянули, замерев на последнем круге, это вывело в очки Палмера. Титры ESPN показали Андреа на 5-м месте, но нет, в очки он не попал и до финиша его довез Капелли
1.  Ayrton Senna
2.  Alain Prost + 5.934
3. Thierry Boutsen + 51.409
4. Nelson Piquet + 1 круг
5.  Ivan Capelli + 1 круг
6. Jonathan Palmer + 2 круга

Кажется публика состоит в основном из бразильцев ибо весь Монреаль утонул в зеленных флагах. Их кумир провел грамотную гонку, где надо атаковал, где надо сбрасывал газ. Так как трасса требовательна к топливу, я должен был быть терпеливым. Инженеры Honda сказали мне, что  мой компьютер будет точным, что нужно  полностью следовать его инструкциям. Так что я ждал подходящего момента. Когда я увидел, что Прост начинает спотыкаться об отстающих, я не колебался.

Я мог бы захлопнуть калитку, - ответил Ален Прост, - но это не в моем стиле ... Будучи ограниченным в потреблении топлива и немного с закипевшей водой, я чувствовал, что пусть он, лучше, пройдет. Тем более, что мы были в начале долгого пути. Я думал, что все будет разыграно в конце, на последних каплях бензина. Француз считает, то победу у него украл Рене Арну.

Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1. Ален Прост  -39
2. Айртон Сенна - 24
3. Герхард Бергер -18
4 Нельсон Пике -11
5. Микеле Альборето -9
6. Дерек Уорик -8
7. Тьерри Бутсен -7
8. Джонатан Палмер  -3
9. Иван Капелли  -2
10. Сатору Накадзима -1
10. Алесандро Наннини  -1
10. Риккардо Патрезе -1
10. Эдди Чивер -1

1. McLaren Honda-63

2. Ferrari -27

3. Lotus Honda -10

4. Arrows Megatron-9

5. Benetton Ford -8

6. Tyrrell Ford-3

7. March Judd-2

8. Williams Judd-1

Ну что, после серии дисквалификаций Стефано Модена наконец-то поучаствовал в гонке, да как. Отлично провел квалификацию, боролся с Капелли и вполне мог финишировать как Иван 5-м если бы не коробка. И это на болиде команды дебютанта, в своем третьем Гран Пр в Ф1. Еженедельник Ф3000 87 года подводя итоги сезона называл его новым Тацио Нуволари. Если открыть его статистику то диву даешься, на откровенно слабых машинах парень приезжал на подиумы. Но почему-то что-то пошло не так и вторым Аскари или хотя бы Альборето Стефано не стал. Давайте выяснять почему.
Stefano Modena

Однажды Мэри Уокеру пришло письмо от школьника из Ирландии и комментатор даже зачитал его в эфире. Юный фанат написал, что рад, что наконец-то в Ф1 появился гонщик из Ирландии Стефан О'Модена . Это больше похоже на анекдот, но возможно возник он не на пустом месте. Фамилия Модена произносилась не совсем по итальянски а с ударением на первый слог. Хотя, по идее должен был на второй, как у нас привыкли произносить название города Модена. Но по итальянски городок Модена и родившийся в нем Стефано, тоже Модена.
Их было двое: блестящих и многообещающих итальянцев в Ф1, даже внешне очень выделявшихся из бастиона серьезных, наделенных техническими знаниями парней, внешне не очень то приметных, способных часами говорить только о гонках и настройках и смертельно скучных. Это был Алекс Каффи, вечно ходивший в круглых цветных очках аля Джон Леннон и гораздо больше гонок интересующийся новинками танцевальной музыки, девушками  и выпивкой. Этакий лайтовый Хант начала 90-х, не реализовавший свой талант и на 60% и Стефано Модена.

Модену сразу можно было узнать по растрепанной и спутанной прическе, совершенно стеклянному взгляду фанатика, который кажется вас и не видит ну и конечно просто кучи суеверии, о которых мы поговорим позже. А начиналось все с того, что папа Стефано занимался картингом, но поскольку семья Модены не имела никакого отношения к основателям города Модена, а более того, это была семья итальянских цыган,  то денег у них не было и дальше картинга папа не продвинулся, но он прослыл в городе хорошим специалистом по автомобильным двигателям. Отец участвовал в гонках на картинге, был увлечен автоспортом и работал механиком. Мне нравилось ездить с ним на соревнования, каждое воскресенье, и когда я достиг нужного возраста, между нами произошел обмен. С тех пор он стал моим механиком и советником. Так что большая часть успеха в гоночной карьере у меня была благодаря ему.

В картинге Модена добился определенных успехов став чемпионом Италии. Один британский журналист, Джо Саурард, вспоминал, что изучая статистику новых итальянских пилотов пришедших в европейскую Ф3 он видел, что в итальянском  картинге те занимали 2-е, 3-е места - Эмануэль Пирро, Иван Капелли, Роберто Равалья. И журналист спросил у парней, а кто был чемпионом. "Стефано Модена" ответили ему, "но у него денег нет"
В это время Стефано с трудом наскряб бюджет на итальянскую Формулу Форд 2000

Мне она показалось тяжелой. Она не дарила радости. На самом деле мне было сложно управлять этими тремя педалями, рычагом коробки передач, нет… мне это не понравилось! Я пришел с картинга с открытым вождением и двумя педалями, без коробки передач, только с рулевым управлением и чувством вождения. Для меня это была и остается чистая вещь для гонок, а эта Формула, с самого начала она была сложной. Для меня автоспорт это прежде всего  испытание радости, а автомобиль всего лишь средство передвижения, не более.
Тем не менее в 1985 году Модена оказался в итальянской Ф3 в команде Euroracing, тогда ещё и помогавшей Альфа Ромео в Формуле 1. В дебюте не впечатлил, закончив сезон 15-м. Но ему удалось остаться в Ф3 на второй год, перейдя в   Seresina. В итоге Стефан обратил на себя внимание, он выиграл три гонки, заняв в чемпионате 4-е место. Он финишировал вторым в гонке Ф3 в Мокао  и выиграл европейский кубок Ф3 в Имоле
1986 год был моим вторым годом в Формуле 3, и этот опыт позволил мне достичь лучших результатов. На самом деле я мог добиться хороших результатов и в 1985 году, но машина, которая у меня была в то время, была ужасной. Я имею в виду не в целом, а в сравнении например, с машиной моего товарища по команде. К сожалению, мы обнаружили это только по стечению обстоятельств в конце сезона. Переход на Формулу 3000 был обусловлен высокими показателями во время тестов пилотов Marlboro в конце 1986 года в Ле Кастелле. Хотя я выиграл кубок Формулы-3 и несколько гонок в итальянском чемпионате Формулы-3, я не думаю, что именно по этой причине я перешел в Формулу-3000. Возможно, сильным вкладом в этом направлении стала поул-позиция, которую я взял в Макао, чего никто не ожидал, но я все еще очень уверен, что первый шаг в Формулу 3000 был благодаря тестам, проведенным в Ле-Кастелле.
Я никогда не говорил, что хочу быть гонщиком Гран При. Я знаю, что это очень странно, но я никогда не говорю, о будущем. Я всегда думаю о том, что я делаю сейчас, В F3 я не  хотел  обязательно выиграть чемпионат, я хотел выиграть гонку. В F3000 это было то же самое. Если я выигрывал гонку, это означало, что можно гоняться дальше. Было много возможностей приехать посмотреть Гран-при Ф1, но мне было не интересно. Это был не мой мир, я не был заинтересован в него шагнуть.
Переход в Ф3000 в Onyx стал большим шагом для меня. Команда была очень профессиональной во всех отношениях, и Майк Эрл был ее настоящим лидером. Это были действительно профессионалы, а я цыган! Комбинация была как раз для того, чтобы поймать титул. Это было как  физики и лирики вместе. Также в паддоке вы могли легко видеть образ и имидж, которые был у команды по сравнению с другими; это был действительно шаг к Формуле 1. Майк также был моим автомобильным инженером, поэтому отношения с ним стали очень крепкими. Он был требовательным человеком, очень расстраивался, когда я ошибался, но он был достаточно опытен, чтобы справляться с проблемами, в том числе с моей импульсивностью.
Выиграв три гонки Модена, в дебюте, стал чемпионом серии, на 8 очков опередив Луиса Переса-Салу. Если вы видели обзоры сезона, а они есть в интернете, могли убедится, что в дни, когда у Модены все получалось, он просто уезжал далеко вперед от всех остальных. Не удивительно., что когда Патрезе экстренно заменил травмированного Мэнселла в Австралии 87, вместо Риккардо в Brabham пригласили нового чемпиона Ф3000

Просьба занять место Патрезе в Австралии поступила через Мальборо. Я узнал, что это  лично  Берни Экклстоун попросил меня посетить Австралию. Все произошло быстро, по телефону, без каких-либо встреч или соглашений. Мы с женой взяли билеты в Австралию.; Я попал туда и встретил Херби Блаша, Серхио Ринланда  и механиков и купил всем пива.
Мощность и вес машины, педали ,  рулевого управления… это все слишком отличалось от Ф3000, все это было очень тяжело. В гонке я остановился, потому что был измотан, я не мог пойти на следующий круг, не ставя под угрозу машину и, вероятно, себя тоже. Я не был готов к такому изменению.
Во время свободной практики команде приходилось работать над тем, чтобы сделать машину управляемой для меня, а не искать лучшие настройки; они просто дали мне машину, на которой я мог бы ездить. Итак… нам удалось контролировать мощность, уменьшив турбонаддув до 2,5 бар. Что касается тугости педали, особенно дроссельной, не было никакого способа убедить BMW уменьшить возвратную пружину на турбонаддуве, поэтому механики должны были работать как черти, чтобы отрегулировать положение вождения на лучшее и более удобное, и, несмотря на все это педали были все еще такими тяжелыми, что это вызвало судороги в правой ноге и заставило меня остановиться во время гонки.
Комментирующий тогда гонку Кеке Росберг сказал, что он бы уволил такого гонщика после первой же гонки, если тот не желает ехать до конца. Так начался путь Стефано Модены в Формуле 1. Продолжим на следующей неделе.
Tags: 1988, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments