Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Формула 1 в социалистическом рае

Вот уже пять лет Берни Экклстоун носился с дивной идеей проведения Гран При Формулы 1 за железным занавесом. Понравилось человеку как прошла Олимпиада в Москве 80-го. Все эти слезы на трибунах, полет олимпийского мишки и привет космонавтов с МКС и решил Берни, что подобное будет и на Гран При в странах победившего социализма. И в первую очередь поехал он конечно к советским товарищам, но отклика в суровых кабинетных сердцах не нашел. Оно и понятно, Олимпиада это был способ показать что советский человек, самый человечный человек в мире. Что советская система несет в себе триумф, победу и небывалые успехи. Люди быстро бегают, далеко прыгают, метко швыряют ядро и красиво крутят гимнастические ленточки. Могла ли Формула 1 показать триумф советского человека? Нет, конечно же. Кто мог показать наши достижения и на чем? Таксист московского автопарка на болиде Эстония с двигателем Москвич? Это была техника устаревшая даже по меркам 60-х. У нас ещё были какие то достижения в ралли, в основном в больших ралли-марафонах и достижения эти были слишком приукрашены журналом За рулем и книжками и остальному миру неведомы.  Так, видимо рассуждали суровые люди отвечавшие в стране за автоспорт. Не зачем вам товарищ буржуйская Формула 1, гляди на гонки грузовиков ГАЗ-51. Социалистическим странам "такой футбол" не нужен. Это традиционный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие.
Рассуждения кабинетных чинов, может и верные, как бы не Мото ГП. Мотогонщики давно и успешно проникли заЖелезный занавес. Гран При Чехословакии, Югославии, Венгрии, ГДР, принимали мировых звезд мотоспорта и кучу туристов  и главное ничего страшного не происходило, не падала мораль, не разворачивались страны в строну капитализма. Более того там участвовали и социалистические гонщики и их техника. Ява, CZ. Чех Франтишек Счастных был одной из звезд Мото ГП 60-х, наш Николай Севастьянов, на мотоцикле Восток регулярно приезжал в хорошие очки. Т.е. регулярные рассказы перед каждым Гран При Венгрии о том, как героически Берни пробил железный занавес, и провел гонку в стане врага, это сильно преукрашенная история. Дорожка уже была протоптана много ранее и успешно. Были трассы международного уровня, имелся опыт проведения гонок. Можно было выбрать страну, и не получив понимая  в СССР Берни, выбрал Венгрию. Почему?  Потому что у венгров было современное телевизионное оборудование и  в Венгрии имелись отели всех известных сетей. Ну и более, менее страна была свободных либеральных  нравов

На венгерское правительство вышли через "черный ход" и третьих лиц. Бразилец, венгерского происхождения  Тамаш Рохоный, друг Берни, вышел на венгерского посла Михая Терьека, большого любителя гонок и с помощью Терьека, Берни и повлиял на венгерское правительство. Очаровал так, что мадьяры задумали строить новую трассу,  в двадцати километрах от Будапешта. Берни брал себе весь доход от рекламы на трассе и телетрансляций, оставив незадачливым венграм лишь доход от продажи билетов.

Чешские Татры как сейфти-кары

Венгерский архитектор Иштван Рапп, взял за основу новый Нюрбургринг, не самый удачный пример хорошей трассы. Ну а вообще Хунгароринг это трасса полностью в духе новых трасс 80-х. Куча медленных поворотов и одна, очень быстрая прямая. Эшторил, Херес, Хунгароринг, трассы похожие и откровенно скучные. Это медленно и без обгонов.

Это не первый Гран При Венгрии. В 1936 году, за 50 лет до, уже проходил один венгерский Гран При и выиграл его Тацио Нуволари. Один из героев тех лет, Херман Ланг проехал первые круги Венгерского Гран При на довоенном Мерседесе. Вообще мир социализма заинтересовал многих, куча звезд приехало посмотреть, как он, мир,по ту сторону занавеса - Стирлинг Моос, Джеки Стюарт, Дэн Гёрни, Клей Регаццони и барон Туло де Граффенрид. Прибыл и Фрэнк Уильямс, любопытство пересилило болезнь.  Приехал и Жан-Мари Балистер, долго распылялся в комплиментах, пока кто-то из толпы не стащил у него кошелек.

Из новинок. Тьерри Бутсен посчитал новый Arrows А9 слишком нестабильным и его передали Даннэру.

Ну и появилась новая Минарди M186, которую уже и не ждали.

Карбоновый корпус, силуэт похож на Феррари 186, новая система подвески, показавшаяся на тестах слишком хрупкой.   Машина одна и  в руках у де Чезариса. В Haas Эдриан Ньюи сменил Нила Оатли на посту технического директора. Молодой британец тут же вносит изменения в гигрометрию подвески.
Новой трассе не хватает держака и поэтому все результаты квалификации вышли в субботу. Поул взял Айртон Сенна

Но даже после этого бразилец пожаловался на узкую трассу Нет никакого сцепления с трассой вообще, стоит немного уйти с траектории и все кончено. Пике и Прост старались, но не смогли угнаться за бразильцем Мэнселл 4-й, так как столкнулся с Патрезе. Найджел ушиб колено. Росберг 5-й и жалуется, что у   McLaren не выходит прогреть шины. Ну а усовершенствования Ньюри тут же сработали. Томба 6-й, Джонс 10-й и это лучшая квалификация Haas. Феррари не хватает мощности. а крутых поворотах турбина работает очень жестко. Йоханссон  7-й, Альборето только 15-й и был напуган потерей колеса. Дамфриз 8-й и впервые так близко к товарищу по команде.

10
Alan Jones

Lola THL2
Ford Cosworth GBA 1.5 V6T

9
Rene Arnoux

Ligier JS27
Renault EF4B (Mecachrome) 1.5 V6T

8
Johnny Dumfries

Lotus 98T
Renault EF15B (Mecachrome) 1.5 V6T

7
Stefan Johansson

Ferrari F1-86
Ferrari 032 1.5 V6T

6
Patrick Tambay

Lola THL2
Ford Cosworth GBA 1.5 V6T

5
Keke Rosberg

McLaren MP4-2C
TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T

4
 Nigel Mansell

Williams FW11
Honda RA166E 1.5 V6T

3
Alain Prost

McLaren MP4-2C
TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T

2
 Nelson Piquet

Williams FW11
Honda RA166E 1.5 V6T

1
 Ayrton Senna

Lotus 98T
Renault EF15B (Mecachrome) 1.5 V6T

В Ligier Арну 9-й и жалуется, что попытку ему испортил Томба, Алльо 12-й. Филипп в окружении Benetton (Бергер 11-й, Фаби 13-й) которому не подходят медленные трассы. Провал у Brabham, Патрезе 16-й и мучился от прорезающегося зуба мудрости, Уорик 19- и пробил радиатор.  Наннини (17-й) и поражает специалистов тем, что он гораздо быстрее быстрого и опытного де Чезариса (20-й), Андреа не доволен новой машиной. В Arrows новая машина (Даннэр 21-й) опередила старую (Бутсен 22-й), пострадавшую от поломки турбонаддува.

Хунганоринг собрал 200 000 зрителей На трибуне много поляков, австрийцев, чехов и парней из ГДР. Настоящий праздник спорта в Восточной Европе. Часовой репортаж о Гран При Венгрии будет показан по советскому ТВ в записи. Мне, в ту светлую пору было 7 лет, поэтому смутно помню, что шли какие-то гонки по телевизору, но меня они тогда не заинтересовали совершенно. Формулой 1 я заболею через 4 года, но все же Гран Пр Венгрии 86, шедшее фоном по телевизору. было первым  кирпичиком. Венгрию потом советское телевидение показывало почти каждый год, в записи и сокращенном виде, но все же. Поэтому воспоминания некоторых  уважаемых голосов русской Ф1, о том, что в России Формула 1 началась с него и с его комментария ГП Испании 92, это немного не правда, при всем уважении.
На Ю-Тубе качество у гонки плохенькое плюс оно попала в период стабилизации движения, штуки убившей немало хороших видео. Поэтому архив, где качество чуть лучше. https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1986x11.Hungarian.Grand.Prix
Прост стартует на запасной машине, у основной с утра отказал двигатель. Большинство клиентов Goodyear выбрали старт на медиуме, кроме Проста, тот на софте. У  Pirelli все предпочли софт, кроме гонщиков Brabham. Двигатели Renault EF15C Сенны и Арну страдают от паровой пробки и их заменяют предыдущей моделью.

3.00 Старт. Отлично удается Мэнселлу он просачивается между Пике и Простом. Очень хорошо стартовал и Томба, Патрик обошел Проста в первом повороте.

После первого круга
1. Сенна
2. Мэнселл
3. Пике
4. Томба
5. Прост
6. Джонс
7. Дамфриз
8. Арну
9. Росберг
10. Йоханссон

У гонки уже есть потери, Бёрг возвращается в боксы с горящим двигателем.
6.00 Наблюдаем вдалеке, что кто-то пыли по обочине. Это Арну попытался пройти Дамфриза, но Джонни выдавил француза за пределы трассы. Рене придется заехать на пит-стоп за новой резиной.
7.00 Пике проходит Мэнселла в первом повороте. Сход Роттенгаттнера из-за пробитого радиатора.
Группа лидеров очень растягивается. Сенна уезжает от Пике, Нельсон отрывается от Найджела. Мэнселл сдерживает всех остальных. Остальных возглавляет Томба, но у Патрика уже поплыла резина. Прост в итоге Патрика обойдет, как и Росберг обгонит Дамфриза
13.00 Патрезе развернуло на обочине (Риккардо шел 10-м между двух Феррари). Итальянец повис на слишком высоком пареблике и это сход.
14.00 Сошел и де Чезарис из-за двигателя.
Пике приближается к Сенне. Прост и Росберг проходят Томба. Фаби отобрал 11-е место у Бергера.

16.00 Видим как в боксы сворачивает Даннэр, это сход.
Пике спрятался за Сенной и тщетно ждет от бразильца ошибки. Идти на обгон черевато, трасса вне траектории не имеет держака.
19.00 Очень опасная атака Пике, Нельсон чуть не снес Сенну, но остался позади.

Пит-стоп Наннини.
Желтые флаги в углу, где маршалы, очень непрофессионально  убирают болид Патрезе. Машину Риккардо выкатили посреди трассы и теперь пытаются откатить назад с помощью тросов и универсала Вольво.
20.00 Джонс сходит из-за утечки тормозной жидкости.
После 10 кругов
1. Сенна
2. Пике

3. Мэнселл + 5 сек.
4. Прост + 5,7 сек.

5. Росберг + 13 сек.

6. Дамфриз + 21 сек.
7. Томба + 24 сек.
8. Йоханссон + 27 сек.
9. Альборето +30 сек.
10. Фаби + 31 сек.
Прост опередил Мэнселла. Йоханссон отправился на пит-стоп
21.00 Пике, перед трибунами, слип-стримом опередил Сенну


Сенна довольно быстро отстал и его начал догонять Прост на более мягкой резине
23.00 Арну вылетает за пределы трассы, но возвращается.
24.00 Первые круговые - Гинзани и Наннини
28.00 Второй пит-стоп Наннини, свои пит-стопы проводят и Томба с Фаби.
30.00 Пит-стоп Проста. И у Алена ломается во время остановки коробка передач. Механики пытаются чинить поломку и тут в боксы заезжает Росберг. Ему машут руками, что бы он ехал дальше. Кеке на ровном месте потерял время и пропустил вперед Дамфриза. Эпизод с Кеке не попал в трансляцию БиБиСи, ибо выпал целый кусок. Ну оно и понятно, гонка длилась 2 часа, все что есть в интернете, это её 1 час 35 минутная версия. Т.е. выпало минут 20-30 гонки.
Что выпало,помимо эпизода с Росбергом?  На следующем круге машину Проста подвинули и Кеке смог провести пит-стоп. Он выехал 9-м. начал ожесточенно боролся с Уориком и повредил подвеску и чуть позже сошел. Бергер прорывается на 4-е место, обойдя Дамфриза. Мэнселл провел пит-стоп и не потерял на этом места. В это время Уорик глохнет на трассе и в него въезжает Альборето. Дерека выбило за пределы трассы а Микеле пришлось  ехать в боксы менять нос. Вернувшийся на трассу Прост вступил в борьбу с Арну и пробил тому колесо. Томба развернуло в последнем повороте, но он смог поймать машину и вернулся под носом у Пике. Фаби выбывает с поломанным сцеплением. Проводит пит-стоп Пике отдав лидерство Сенне.
30.00 Пит-стоп Бергера. Герхард не теряет своего 4-го места, но чувствует себя паршиво так как из-за протечки бензин попал ему в кабину.
34.00 Пит-стоп Брандла
Сенна меж тем штампует быстрые круги, собираясь таким образом выиграть гонку, по Шумахеровски
После 40 кругов
1.  Сенна





2. Пике + 28 сек. PitStop










3. Мэнселл + 1 мин. 13 сек. PitStop


4. Бергер  + 1 круг PitStop
5. Йоханссон + 1 круг PitStop 2
6. Дамфриз + 1 круг PitStop
7. Брандл + 1 круг PitStop


8. Штрейфф + 2 круга PitStop
9. Алльо  +2 круга PitStop
10. Томба  + 2 круга PitStop
40.00 Пит-стоп Сенны и Айртон выехал на 8 секунд перед Пике, да на свежих шинах.
43.00 Бутсен сходит с разорванным топливо-проводом.
45.00 Герхард Бергер сходит с поломанным дифференциалом. Ну, утечка топлива все равно не дала бы ему добраться до финиша.
48.00 Второй пит-стоп Мэнселла, теперь и британец уступает круг Сенне
53.00 Мэнселл обходит Сенну в первом повороте
А меж тем Пике нажал кнопку турбонаддува и бросился в погоню за Сенной на глазах отыгрывая разрыв.
59.00 В конце прямой Пике идет на обгон но ошибается с торможением. Нельсон проскакивает вперед, Сенна скрещивает траекторию и остается лидером
01.02 Ещё одна атака Пике, в таком же стиле и в том же месте. Сенна решил проделать ту же штуку но в это раз Нельсон очень  смелым маневром. с заносом подрезает Сенну, вынуждая того резко тормозить.

Нельсон ещё и успел погрозить Сенне кулаком.
01.08 Лидеры проходят на второй круг Брандла. Мартин в беде, у него выпала 6-я передача и плохо работая наддув, но он ещё держится в очках

После 60 кругов
1.  Пике PitStop
2. Сенна + 3,1 сек. PitStop





3.  Мэнселл + 1 мин. 29 сек. PitStop 2


4. Йоханссон + 1 круг PitStop2
5. Дамфриз + 1 круг PitStop


6. Брандл + 2 круга PitStop
7. Томба  + 2 круга PitStop
8. Штрейфф + 2 круга PitStop
9. Алльо  +2 круга PitStop
01.14 Пике упирается в кругового Мэнселла и Найджел с удовольствием всеми силами препятствует Нельсону себе обойти.
01.15 А вот Сенна проходит Мэнселла легко и за счет этого сократил расстояние до Пике.
Сенна показывает быстрый круг 1'31'261 и сокращает разрыв от Пике до 2 секунд.
Но Пике отвечает 1'31''001 Это быстрейший круг в гонке

И два часа гонки истекло. Сенна решил поберечь топливо и поднял ногу с педали газа.
01.34 Пике пересекает финишную черту и одерживает 16 победу

Отметим так же первые очки Джонни Дамфриза
1.  Nelson Piquet
2.  Ayrton Senna + 17.673
3. Nigel Mansell + 1 круг
4. Stefan Johansson + 1 круг
5.  Johnny Dumfries +2 круга
6.  Martin Brundle +2 круга

Подиум такой же как в Хоккенхайме и снова Пике развлекает публику, делая вид, что врученная ему бутылка шампанского, это кубок и высоко вздымая её над головой.
Вторая, разгромная победа подряд над соперником. Пике просто удалось найти идеальные настройки для машины, о которых он "забыл" сообщить команде и Мэнселлу

Утром, во время разминки, я выстрелил на две секунды ниже своих реальных возможностей, что бы  Патрик Хэд и Найджел Мэнселл поверили, что они нашли правильные настройки ... О борьбе с Сенной.  Я дважды пытался обойти Сенну, но он каждый раз блокировал меня. Поэтому мне пришлось пойти на некоторый риск. Допустим, я немного сумасшедший и достиг 130% своих пределов в этом обгоне. Я знал, что выходя из идеального траектории, я встречу скользкую часть, но как поступить иначе, чтобы пройти сложного конкурента? Несмотря на мой снос, я все еще контролировал свой маневр Если я попробовал это, то это потому, что я чувствовал, что могу добиться успеха.
Сенна винит во всем старый движок Рено, считает, что зря перестраховались и надо было стартовать на новом двигателе. Мэнселл просто удручен круговым отставанием. Говорят его жена в боксах, увидев. что Найджела проходят на круг, просто разрыдалась.
Ну а в чемпионате все плотно и интересно.
Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1. Наиджел Мэнселл -55
2. Айртон Сенна -48
3. Нельсон Пике -47
4. Ален Прост  -44
5.  Кеке Росберг -19
6. Жак Лаффит -14
7. Рене Арну -14
8. Стефан Йоханссон -10
9. Герхард Бергер -6
10. Микеле Альборето  -6
11. Мартин Брандл -5
12.Тео Фаби -2
12. Джонни Дамфриз -2
14. Риккардо Патрезе  -2
15. Филипп Штрейфф  -1

1. Williams Honda-102

2. McLaren Porsche-63

3. Lotus Renault -50

4. Ligier Renault -28

5. Ferrari -16

6. Benetton BMW -8

7. Tyrrell Renault-6

8. Brabham BMW-2

Бывает задаешься вопросом почему хорошим парням обычно не везет? К примеру сегодняшний герой был подбит на самом пике своей карьеры, по глупому лишившись руки. Большой поклонник кофе и сигарет, Алессандро Наннини был звездой Формулы 1 конца 80-х, один из самых ярких пилотов того, итальянского поколения. Может он и не стал бы чемпионом мира, все же, как и всем итальянцам, ему не хватало дисциплины. Но он был очень хорош.
Alessandro Nannini

А началась история в Сьене, где жил некий искусный кондитер пекший такие вкусные торты и прочие пироженки, что смог создать целую империю сладостей, известную в Италии. Империю он разделил между двумя сыновьями . В семье младшего Данило и родился Алессандро,(7 июля 1959 года)  младшим из трех детей. Примечательно, что пока папаша расширят семейную империю и кондитерские магазинчики Наннини начали появляться в каждом итальянском городе, дети какого либо интереса к пирогам, кремам и тортам не имели. Средняя дочь Джиана Наннини подалась в музыку и когда Алессандро начинал свою карьеру в автоспорте, больше было не вопросов не к его скорости, а к тому, что парень брат Джианы Наннини.

Джиана Наннини пика своей популярности достигла как раз  1986 с песней Bello e impossibile. многим она памятна и по песне к Чемпионату мира по футболу 1990 года. Но по большей части успех у неё был местечковый, все же итальянский рок штука специфичная, а уж тем более женский рок, но, это не помешало Алессандро каждый раз получать усмешки коллег.
Братец Сандро выбрал скорость. В детстве он гонялся в мотокроссе, затем, купив старенькую  Lancia Stratos, Сандро в конце 70-х объявился в итальянском ралли, ничего особого не показал и решил себя попробовать на кольце. В 1981 он приходит в Формулу Абат (аналог Формулы Форд) и выигрывает чемпионат с первой попытки.  Это привлекло внимание Джанкарлдо Минарди, только что отпустившего в Формулу 1 Микеле Альборето и нуждавшегося в молодом таланте. Так, гонщик не имевший за плечами опыта картинга, Формулы 3 и вообще всего год выступавшего в формулах, с ходу оказался в Формуле 2.
И 22-летний уроженец Сьены показал себя отлично. Минарди Сандро сразу показал свои сильные способности и врожденное чувство к более мощным машинам. Микеле был на его первых тестах Ф2 . Он повернулся ко мне и просто сказал:« Этот парень чертовски быстр! » Так началось наше приключение.
О парне тут же заговорили в Италии, во первых неизвестный новичок сразу оказался в Формуле 2, во вторых уж больно приметная фамилия, все равно, что сейчас в Формуле 2 поехал бы брат Ольги Бузовой, примерно так это воспринималось в Италии, но принесло пользу. Наннин попал в программу Лянчи в спорт-протипах. Он в паре с Коррадо Фаби финишировал 2-м в Муджело.

В формуле 2 все было не так гладко, как хотелось, год ушел на раскачку, но сезон Сандро закончил 2-м местом в Мизано.
Казалось, он должен был начать побеждать в 1983, но нет, лучшим результатом стало 2-е место на старом Нюрбургринге. Но его все ещё считали горячей молодой итальянской звездой.
Риккардо Патрезе Я был лидером команды, (Лянча) и поэтому Чезаре Фиорио спросил, буду ли я рад, если новичок поедет со мной. У нас с Сандро оказались очень хорошие отношения с самого начала. Он был хорошим пилотом и мог ехать быстро, не убив машину. Я не думаю, что у него было много порядка в его жизни в то время. Я сказал ему:« Слушай, тебе придется работать усерднее, если ты хочешь стать чемпионом. Ты быстрый, но нужно дисциплинировать себя с физической и технической точки зрения. Ты должен работать с командой, быть более серьезным.
Сам Наннини о годах в Формуле 2 Было бы слишком много такого, о чем сейчас и не надо рассказывать. .Это были действительно потрясающие годы, я получил настоящее удовольствие, я встретил много девушек и вместе с Паоло Бариллой ( напарником по F2) мы творили такое. На самом деле, год за годом у нас были проблемы с поиском отелей, потому что они не хотели, чтобы мы были их  клиентами.
В 1984 Сандро с Патрезе выиграл 24 часа Кальями, он умудрился показать быстрый круг в 24 часах Ле-Мана, лидировать (в паре с Боби Воллеком) в знаменитой гонке и сойти.

И как холодным душем, для Наннини стало то, что ФИА отказало ему выдать супер-лицензию. Минарди По некоторым причинам, которые так и не были выяснены, он не получил Супер-лицензию на 1985 год. Вместо этого Пьерлуиджи Мартини получил место, и Сандро пришлось ждать еще год.
В 1986 Наннини появился в Формуле 1 в составе Минарди. Уровень машины, увы не позволил Алесандро что либо показать, но он регулярно превосходил в квалификациях Андреа де Чезариса, человека славного тем,что он мог выдать скорость на одном круге.
Он остался в Минарди ещё на год, решение, которое посчитали верным и Наннини и Минарди. В одни ворота укатал нового напарника Адриана Кампоса, дважды стартовал со второго ряда. Да машина по прежнему не позволяла  доезжать до финиша, но было ясно, что парень чертовски быстр.
Два года в Минарди характеризовались неприятностями из-за Моторе Молтени, особенно турбо осложнениями. Ходовая часть была хорошей, здесь повезло, но Ахиллесова пята там был двигатель, разработанный инженером, которого я лично считаю настоящим гением. Много сходов. Отсутствие надежности. Жаль. Во всяком случае, годы, проведенные вместе с Minard, были необычайными, даже более красивыми, чем мой период с Benetton. Ведь речь идет о менеджере, который обнаружил и выпустил лучших гонщиков последних лет. Я «влюблен» в Джанкарло. Ни у кого нет его страсти к этому виду спорта, и он настоящий талант по поиску пилотов. За последние 20 лет он обнаружил самых талантливых гонщиков и обучил их.
Джанкарло Минарди Каждый раз, когда он сходил, он был полон решимости превзойти себя и всегда улучшать время на круге. Сандро никогда не был счастлив, никогда не чувствовал себя спокойно, а иногда даже превосходил ожидания команды.
В конце 1987 года Наннини позвонили из Бенеттона. Продолжим на следующей неделе.
Tags: 1986, Венгрия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments