Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:
  • Music:

Однофамилец нефтяников

Четверговый пост про пилотов Формулы 1
Американские гонки очень сильно отличаются от европейских, они не хуже и не лучше, они попросту другие, с другой атмосферой. Конечно привыкшим к овалам американцам сложно было привыкнуть к европейским трассам и европейским гонкам, но они старались. Сейчас нет ни одного американца в Формуле 1, но этому есть простое объяснение, все мало мальски приличные американские пилоты собрались в NASCAR, да есть несколько неплохих американцев в других сериях (в том же INDYCAR к примеру), но не уровня Ф1. А NASCAR, это несколько иная категория гонок, аналогов которой в Европе да и в остальном мире нет. Но так было не всегда, в 50-х,60-х,70-х в паддоке было довольно много американцев, а вот 80 их число значительно сократилось, а потом и вовсе появлялось по одному американцу в каждое десятилетие. Самым первым американским пилотом Ф1 стал Харри Шелл о нем и пойдет сегодняшний рассказ.


     
Харри Шелл родился 29 июня 1921 года в Париже, Франция, в семье американцев. Его отец Лори Шелл, был автогонщиком а мать Люси О’ Рили, богатой американской наследницей. Они встретились во Франции и вскоре вместе стали выступать в ралли. Семья создала собственную гоночной команду Bleue, с машинами Delahaye. Пилот команды Рене Дейрус даже сразил Мерседес выиграв в 1938 году ГП Франции, но должных финансов на развитие команды найти не удалось. Сам Харри в молодые годы предпочитал говорить по-французски, нежели по-английски. К сожалению, незадолго до начала войны семья попала в аварию, где отец гонщика погиб, а мама получила серьёзные травмы. После смерти отца Харри участвовал в боях в Финляндии, добровольцем, в составе финских авиаторов в «зимней войне» с СССР. После того, как Францию оккупировали немцы Харри  вместе с матерью уехал в США. Там пригодился его военный опыт, Харри в составе танковых войск американской армии принял участие во Второй Мировой. Незадолго до участия в военных действия Шелл посетил гонку Инди 500 и заразился вирусом скорости. 
   

После войны Шелл вернулся во Францию и стал принимать участие во французском гоночном чемпионате, где в одной из гонок финишировал 2-м. По свидетельству современников Харри был одним из сильнейших характеров в большом цирке 50-х. Большой любитель красивой жизни и красивых женщин, американец в то же время оставался весьма толковым гонщиком – стабильным, редко попадающим в аварии и весьма быстрым. Имея возможность сравнивать гонки по обе стороны Атлантического океана, Харри Шелл был одним из активных участников движения за повышение безопасности Ф1. В частности, он всячески ратовал за внедрение обязательной дуги безопасности над головой пилота. В 1950 году на собственном Cooper, класса Формулы 2 он дебютировал на ГП Монако. Мало того, что Шелл стал первым американцем в Ф1, он ещё вдобавок стал первым пилотом выведшим на старт гонки машину марки Cooper. К сожалению все это окончилось грандиозным завалом в первом повороте. Зато на ГП Швейцарии он уже был в составе Talbo и смог финишировать 8-м. Следующие 4 года, он провел в различных небольших командах (включая правда заводскую Gordini), не претендуя на зачетные очки. Всё изменилось в 1954, года Шелл неплохо выступил во французском чемпионате, что позволило ему купить новый болид Maserati к концу сезона. 
 
И на ГП Испании он удивил всех, выиграв старт и захватив лидерство на первом круге. К сожалению в дальнейшим под натиском атак Фанхио Харри развернулся и вскоре сошел с поломанной трансмиссией. Столь стремительный темп списали на пустые баки, но все же в 1955 году Шелл получил приглашение от британской команды Vandervell. 

    
Для британцев Шелл выиграл несколько второстепенных гонок, а в 1956 на ГП Франции устроил настояший бой лидерам чемпионата из Феррари, но к сожалению долгий пит-стоп отбросил американца в конец пелетона. Зато на ГП Бельгии он получил свои первые очки. В общем зачете он стал 15-м.  В 1957 Шелл был одним из многочисленных пилотов Мазерати, но оставался на вторых ролях, что не помешало ему занять 6-е место в чемпионате. Также в том же сезоне Шелл победил в 1000 км. Нюрбургринга выступая за рулем болида Феррари. Правда сам Харри весьма нелестно отозвался об Энцо Феррари, назвав его тяжелым в общении и отметив тяжелую обстановку внутри команды.  А затем американец  заключил контракт на 2 года с BRM.
 
В составе британцев Шелл и добился своего лучшего результата, он финишировал 2-м на ГП Голландии 58 года, а в чемпионате того же года он стал 5-м.  К тому времени Шелл приобрел славу плэйбоя и всё общего любимца публики. К сожалению к концу 1959 года, уступив требованиям матери Харри купив Cooper и решился возрождать команду отца.  Затея окончилась полным крахом. 
 
В 1960 году Харри ещё поучаствовал на машине собственной команды в ГП Аргентины (на фото, его поливают, во время гонки водой, чтобы избежать солнечного удара) , после чего получил приглашение от  BRP. К сожалению он не успел принять участие за новую команду хотя бы в одном ГП. Во время дождливых тестов в Сильверстоуне 13 мая 1960 года, его болид закрутило на масляном пятне и на скорости более 150 км/ч выкинуло с трассы. Машина, несколько раз перевернувшись, протаранила кирпичную стену и похоронила пилота под своими обломками. До десятилетнего юбилея выступлений в Ф1, Харри не дожил всего две недели. Талант Шелла так и остался не раскрытым. В 1961 в Ф1500, а следом и в Ф1, дуга безопасности над головой пилота, за которую всеми силами голосовал Шелл, стала обязательной.
Видео лучшее ГП Харри Шелла - Голландия 1958
Через неделю подведем общий итог гран при Монако 1950 года. 
 
 
Tags: 1950, Формула 1
Subscribe

  • Предупредительный выстрел Сенны

    Сезон 1991 года Формулы 1 начался с того, что Ален Прост объявил о том, что он продлил контракт с Феррари на 1992 год. Ну продлил и продлил, новость…

  • Сезон 1991 -превью, часть 2-я

    Продолжим ребятки, смотреть кто же собирался бороться за вершину автоспорта в 1991 году. Напомню, что на прошлой неделе начали мы превью и упомянули…

  • Сезон 1991-превью

    И хоть и писали многие уважаемые журналисты - уберите Сенну и Проста и мы получим нормальные гонки, именно противостояние этих двух личностей,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments