Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Прощай Клей, привет Нельсон

История Формулы 1 продолжается на страницах данного бложика. Сезон 1980 года. Гран При и история людей в них участвовавших.
Итак через четыре недели после скучной гонки в южно-африканском Калями Формула 1 приехала в солнечную Калифорнию, что бы поучаствовать в Гран При США - Лонг Бич. Приехала не вся. Марк Зурер и Ален Прост зализывали полученные в Африке травмы. Прост в США приехал, поддержать команду, но за руль не сел. Его сменил молодой британец Стивен Саут

В высокогорных Сан-Пауло и Кальями  доминировали турбо-чайники Рено. Но в Лонг-Бич ожидается, что желтым машинкам будет сложнее. Жерар Ляррусс, правда, был вполне оптимистичен, говоря, что в Рено хорошо потрудились над тормозами, поэтому парни будут конкурентно-способны.
В Феррари пока не набрали очков и Мауро Форгьери переделал систему юбок. Новая коробка передач у Лотуса.
По боксам Williams еле ползает Алан Джонс. Австралиец перенес вспышку плеврита и ещё не до конца от неё отошел. Фактически к гонке он не готов. Интересно, что накануне Фрэнк Уильямс устроил званный ужин для арабских спонсоров команды. И когда Карлос Рётеманн начал петь дифирамбы князю Фахду, почувствовавший себя плохо Джонс, выскочил из-за стола и покинул ресторан. Получилось забавно.

В Brabham уже мечтают избавится от медленного и неопытного Рикардо  Зунино. И есть интересная кандидатура. Звезда Индикара Рик Мирс. Американец даже поездил на тестах и показал неплохую скорость. Экклстоун хочет усадить его в третий болид, ибо у Мирса контракт с Индикаром, но на этих выходных Рик свободен. Но ФИСА, решила поднасрать Берни и ткнула его носом, дескать третью машину надо было заявлять заранее и раньше (чуть ли не за два месяца). Вообщем жаль, могла выйти хорошая история.
Ещё одной новинкой стал Arrows, для Лонг-Бич украсившие бока логотипом журнала Penthouse

Последние два Гран При в Лонг Бич оканчивались триумфом в квалификации Феррари и шин Мишлен. В это  раз  Goodyear, наконец пошел на встречу пожеланиям и привез в США квалификационную резину. Само собой только для избранных Williams, Brabham, Ligier и Alfa Romeo. И это принесло результат
Свой первый поул взял Нельсон Пике на Brabham, он оказался на голову выше всех.
А во рядом с ним стартует Рене Арну, что является сенсацией. Да Рено отлично ехал в условиях высокогорья, но такой прыти в городской Лонг-Бич от них никто не ожидал. Отличная работа французов. Ещё большую сенсацию вызвало выступление Альфа Ромео: Депайе 3-й, Джакомелли 6-й. что уж тут говорить о 4-м месте Яна Ламмераса(!!!) на ATS. Как голландец это смог сделать, понять не могу и спустя 37 лет.




9
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T5
Ferrari
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth


8


7
Ricсardo Patrese
Arrows A3
Ford Cosworth
Carlos Reuterman
Williams FW07
Ford Cosworth


6


5
Bruno Giacomelli
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth


4


3
Jan Lammers
ATS D4
Ford Cosworth
Patrick Depailler
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo


2


1
Rene Arnoux
Renault RS20
Renault-Gordini
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth

Большое разочарование от Лижье Пирони был очень быстр в пятницу, но там, в пятницу команда и потратила всю свою квалификационную резину. А держак был накатан в субботу. В итоге Пирони 9-й, Лаффит - 13-й. нет улучшения у Феррари Вильнев 10-й, Шектер 16-й. Жабуй -11, Зунино 18-й, явный провал на фоне своих партнеров.
Ожидаемо квалификацию не прошли парни Shadow Кеннеди и Лис. Джеф Лис тяжело заболел в пятницу, но его не кем было заменить. Стиве Саут также не смог пройти квалификацию на МакЛарене.

Чемпион британской Формулы 3 1977 года, он был пилотом команды Рона Дэнниса в Формуле 2. После не удачной квалификации, англичанин перебрался в американскую серию SCCA, где в третьей гонке, угодил в тяжелейшую аварию и лишился левой ноги. Стивен замкнулся в себе и скрылся от журналистов. К счастью ни пропал, не спился. Сейчас руководит инженерной компанией оставшейся от отца.

Смотрим. Кино совсем немного сокращенно, за счет финальных кругов, на которых ничего не происходило. Отметим, что Нельсон Пике стартует на сверх-жесткой резине.

2.00 Старт. Пике стартует хорошо. Патрик Депайе опережает на старте Арну. Ламмерс сохраняет 4-е место. Андретти бьет в задницу Жарье и того немного поддевает на Масса, Йохен шарахается в сторону. Стремясь избежать немца Зунино сворачивает в барьер и гонка для него окончена.

Гонка Ламмерса тоже длится не долго. Коробка передач сдыхает через пару сотен метров.

После первого круга
1. Пике Brabham
2. Депайе Alfa Romeo
3. Арну Renault
4. Джонс Williams
5. Джакомелли Alfa Romeo
6. Патрезе Arrows
7. Рётеманн Williams
8. Вильнев Ferrari
9. Дэйли Tyrrell
10. Пирони Ligier
6.00 Андретти заезжает в боксы и сходит с согнутой рулевой тягой. Масс так же заехал в боксы, проверить болид, он вернулся на трасу.
7.00 Мы видим что Арну бросается в атаку на Депайе, но дальше оператор решил показать далеко уехавшего Пике. А меж тем там была интересная борьба. Арну попытался пройти Депайе в шпильке Куин, но ошибся с торможение и подарил позицию Джонсу.

8.00 В первой шпильке разворачивает Бруно Джакомелли. И опять режиссер показывает лидеров, хотя начало разворота итальянца хорошо видно. Бруно пытаясь вернутся на курс, втыкает заднюю и прижимает к барьеру Рётеманна. Возникает пробка, между Альфа Ромео и стенкой успели просочится Патрезе и Вильнев. Но в Бруно и Карлоса въезжает Шектер. Затем Жарье и де Анджелис с Чивером. Маршалы с трудом разобрали машины. Рётеманн, Джакомелли, Чивер и Шектер поехали дальше. У Жарье выбито колесо и гонка для него закончилась, как и для де Анджелиса. Элио повредил лодыжку. Карлос Рётеманн уехал в боксы, у него сломан карданный вал.

Желтые флаги и пилоты проносятся в опасной близости от маршалов и разбитого Лотуса де Анджелиса. Маршалы просят остановить гонку и показать красный флаг. Но дирекцию гонки такой расклад не интересует. Про пейс-кары с 1973 года все давно забыли.
После 8 кругов
1. Пике Brabham
2. Депайе Alfa Romeo -4,6
3. Джонс Williams -6,9
4. Арну Renault -9,8
5. Вильнев Ferrari - 13,6
6. Патрезе Arrows - 14,9
7. Дэйли Tyrrell
8. Пирони Ligier
9. Лаффит Ligier
10. Жабуй Renault


Вскоре Пирони отберет 7-е место у Дэйли.
17.00 Жабуй на пит-стопе - начали  плыть тормоза
20.00 Пике обходит первого кругового - это вернувшийся из боксов Жабуй. Потом Жабуй вызывает некое замешательство появившись перед Депайе, ибо кажется, что это Арну, вдруг опередил Джонса и Патрика. Но на самом деле Рене в это самое время уступил атакам Вильнева.
22.00 Жабуй не только смущает комментаторов, он ещё и сдерживает Депайе и к тому подобрался Алан Джонс. Плюс к этому добавилось, что у Патрика так же поплыли тормоза.
После 16 круга
1. Пике Brabham
2. Депайе Alfa Romeo -9,4
3. Джонс Williams -11
4. Вильнев Ferrari - 18,5
5. Арну Renault -20,6
6. Патрезе Arrows - 25,6
7. Лаффит Ligier
8. Пирони Ligier
9. Дэйли Tyrrell
10. Регаццони Ensign

27.00 Джонс в первом повороте проходит по внешней Депайе. Патрик ничего не может сделать.
29.00 Пике нагнал мощную группу где сражаются Регаццони, Дэйли, Фиттипальди, Росберг, Уотсон и Джакомелли.
30.00 Не выдержав накала борьбы Дэйли развернулся и потерял 3 места.
Пике легко проходит всю эту группу, среди которых можно увидеть Пирони. Дидье где-то на трассе пробил колесо и вынужден был провести пит-стоп. Он вернулся 16-м.
34.00 Меж тем мы видим, что Жиль Вильнев прошел Рене Арну

41.00 Видно мелькнувший. замерший у стенки голубой автомобиль. Это Жак Лаффит остановился с проколом. В 4-х гонках это его уже 3-й сход.
Меж тем не складываются дела у Патрика Депайе. Из-за тормозов он потерял скорость и пропустил на 3-е место Вильнева.
42.00 Но мы можем увидеть Жиля Вильнева на пит-стопе.  Канадец догнал ту самую плотную группу отстающих и попытался нахрапом пройти Дерека Дейли, но тот срезал поворот и снес Феррари нос. Опасные маневры Дэйли можно увидеть и чуть позже, когда его будет на второй круг проходить Пике и тоже чуть не останется без носа. Жиль после пит-стопа вернулся на трассу 14-м, но вскоре заедет повторно, так как нос не достаточно был закреплен. В это же время застыл в боксах Депайе. У Патрика сломана подвеска, но Альфа Ромео показала хороший потенциал.
После 45 круга
1. Пике Brabham
2. Джонс Williams -11
3. Патрезе Arrows - 1 мин. 10 сек.
4. Арну Renault -1 мин. 25 сек.
5. Джакомелли Alfa Romeo - 1 круг
6. Регаццони Ensign - 1 круг
7. Фиттипальди Fittipaldi - 1 круг
8. Уотсон McLaren - 1 круг
9. Росберг Fittipaldi - 1 круг
10. Шектер Ferrari - 1 круг

44.00 Пике догнал на круг Арну. Меж тем Джакомелли поехал на пит-стоп, менять шины.
46.00 Вильнев замер в боксах с поломанной полуосью. И тут же мы видим пустую машину Алана Джонса. А случилось вот что. Бруно Джакомелли, уже не мало начудивший, выезжая с пит-стопа, не увидел Алана и въехал в Williams, разбив тому переднюю подвеску. Бруно же гонку продолжил
52.00 На скорости в 260 км/ч Клей Регаццони внезапно понимает, что его педаль тормоза не отвечает. Все это происходит в кривой  Shoreline Drive, оканчивающейся бетонной стеной. В отчаянье Клей, понизив передачи, мчится в барьер из шин, Но на его пути стоит Brabham Рикардо Зунино, вытолканный маршалами в этот пятачок между границами трассы и стеной. Следует тяжелейший удар, Клей подлетел на машине аргентинца и впечатался в ограждение.

В сознании, но тяжело раненный Клей, застрял в обломках своего Ensign. Удар, был такой силы, что бетонный блок отодвинулся на 2 метра. А один такой блок весит 4 тонны.

Гонка продолжается не смотря на стоящий над трассой дым.

58.00 можно посмотреть на то, как пытаются помочь Клею Регаццони.
После 58 круга
1. Пике Brabham
2. Патрезе Arrows - 55 сек.
3. Арну Renault -1 круг
4. Уотсон McLaren - 1 круг
5. Фиттипальди Fittipaldi - 1 круг
6. Шектер Ferrari - 1 круг
7. Росберг Fittipaldi - 1 круг
8. Пирони Ligier
9. Масс Arrows
10. Дэйли Tyrrell
1.03 снова разбитая машина Клея, Регаццони из неё уже вытащили. В это время Росберг сходит из-за перегрева двигателя.
Рене Арну вынужден будет заехать на пит-стоп, ибо Мишлен не выдержал дистанции гонки. При этом, где пол круга Рене ехал на сдутой шине. Это явная потеря третьего места, а после пит-стопа у Рене выпала 2-я передача, на трассе он теперь 9-й.
1.11 Телевизор показывает, что вторым идет по трассе Пирони, но это не так, Дидье на самом деле, после своих пит-стопов 6-й.
1.13 Финиш Нельсон Пике одерживает свою первую победу в Формуле 1
 1.  Nelson Piquet
2.  Riccardo Patrese + 49.212
3.  Emerson Fittipaldi + 1:18.563
4.  John Watson +1 круг
5.  Jody Scheckter +1 круг
6.  Didier Pironi +1 круг
Пике, Патрезе и Фиттипальди едут красивый круг почета на пик-апе Тойота, главном спонсоре Гран При.

Пике, в свои 27, стал третьим бразильцем выигравшим Гран При



Нельсон вышел и в лидеры чемпионата, набрав равное количество очков с Рене Арну
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Рене Арну -18
2. Нельсон Пике -18
3. Алан Джонс -13
4. Дидье Пирони -8
5.  Риккардо Патрезе -7
6.  Элио де Анджелис -6
7. Жак Лаффит -6
8. Кеке Росберг -4
8. Эмерсон Фиттипальди -4
10. Дерек Дэйли -3
10. Ален Прост -3
10 Джон Уотсон -3
13. Бруно Джакомелли -2
13. Карлос Рётеманн -2
13. Джоди шектер -2
15. Йохен Масс -1
1. Renault-18

2. Brabham-Ford Cosworth -18

3. Willims - Ford Cosworth -15

4. Ligier-Ford Cosworth -14

5. Fittipaldi - Ford Сosworth-8

6. Arrows-Ford Cosworth -8

7. Lotus-Ford Cosworth -6

8. McLaren - Ford Cosworth -6

9. Tyrrell-Ford Cosworth -3

10. Alfa Romeo-2

10. Ferrari-2

Клея Регаццони экстренно перевозят в госпиталь Святой Марии. У швейцарца перелом левой ноги, ушиб грудной клетки, сотрясение головного мозга и самое страшное - перелом 12-го позвонка
Он выжил чудом, ибо Ensign сложился на 90 градусов. Клей не чувствует ног. Врачи проводят несколько сложных операций, но Клей Регаццони, один из самых главных бабников паддока 70-х, любимец публики, так и останется парализован. Было два вопроса: Первый, должен ли был в том месте (за пределами трассы, но все же на ней, а не за заградительными барьерами) находится болид Зунино. Второй, достаточно ли надежно закрепили позвоночник Клея в самом начале эвакуации и можно ли было спасти ему ноги. И на все это нет однозначного ответа. Не было четкой регламентации того, нужно ли убирать машину, если она стоит где-то на обочине, в траве. Можно вспомнить, как через 10 лет в Канаде, Жан Алези так же вылетел точно, в стоящий у бордюров Бенеттон Наннини, который никто, не думал убирать. Что касаемо медицинской помощи, тут тоже не все однозначно. У нас прост нет данных, как фиксировался Клей, ни видео, не фот. Позже Клей Регаццони подаст на организаторов Гран При Лонг-Бич в суд и проиграет.
Авария Регаццони произошла менее чем через месяц после аварий Марка Зурера и Алена Проста и Жан-Мари Балестер конечно же пошел в крестовый поход за  безопасность. "ФИСА считает, что на  необходимо ускорить график реформ, направленных на усиление устойчивости кокпитов к столкновениям, потому что это было принесено некоторыми производителями в жертву, в пользу скорости." Это вызвало волну возмущения у Тедди Майера, явно считавшего, что Прост пострадал не из-за слабости кокпита. Он требует немедленных извинений. Вскоре к нему присоединяются Гюнтер Шмидт и Мо Наан. Все это подытожил Берни Экклстоун. "Не один из трех болидов, не может считаться опасным. Тот факт, что пилот Ensign остался жив при лобовом ударе на 300 км/ч , наоборот подчеркивает безопасность сегодняшней Формулы 1".

Он напугал всех видом своих окровавленных лодыжек на прошлом Гран При. Он давно ходил в подающих надежды, но все никак их не мог оправдать. Американец Эдди Чивер, человек 20 лет шедший к главной победе своей жизни.

Eddie Cheever

Замечательное у меня было время в Формуле 1. Я сейчас жалею, что я не наслаждался им. Я бегал с одной мыслью «Мне нужно попасть в лучшую машину, мне нужно попасть в лучшую машину». Все это связано с технологией. Я все еще думаю, что вы можете взять среднего пилота Ф1 посадить его в лучшую машину, и он выиграет Чемпионат. Вы могли бы взять исключительного водителя и посадить его в средний автомобиль, и он будет средним гонщиком. Меня всегда это очень расстраивало.
Эдди Чивер родился 10 января 1958 года в Финиксе, Аризона, в семье настоящего южанина. И культ настоящего янки культивировался в этой семье очень широко. Особенно в связи с тем, что папа Чивера, тоскуя по Америке, решил, что престижно и безопасно жить в Европе, благо деньги позволяли. Франция, Италия, в итоге маленький Эдди свободно говорил по французски и итальянски, а дома висел флаг конфедератов и по спутниковой тарелке шла Инди 500.
Однажды папа взял Эдди поглядеть гонку кузовов в Монце, благо в ту пору семья жила в Риме и Эдди Чивер подхватил вирус скорости. Вскоре молодой американец оказался в картинге.
Когда я начинал в автогонках, моим героем был Ронни Петерсон, единственный гонщик из картинга, добившийся успеха в Формуле 1. Треки на которых я мчался в Риме, Писта-д'Оро, были треками, на которых и он гонялся. Поэтому я потратил свою молодость на мечту стать Ронни Петерсоном. Мы с Элио гонялись, но тот мечтал стать Йохеном Риндтом.

В 1976 я уже гонялся за команду Рона Дэнниса в Формуле 2, а мне едва исполнилось 18. Вскоре после этого я тестировал Феррари. Жизнь была радостью, потому что все происходило так быстро. Оглядываясь назад, хочу сказать слишком быстро. Надо было подольше провести времени в Формуле 3, но я быстро выиграл, хотел большего, чем мог и моему отцу хотелось большего.
И действительно в 1975 году Эдди Чивер, едва пересев с карта, всех удивил уверенным выступлением в Британской Ф3 (он дебютировал там с другим американцем Дэнни Саливаном) и тут же перебрался в Формулу 2. В 1977 году Эдди становится вице-чемпионом Формулы 2 с победой в Руане и переходит в Формулу 1. А парню всего 20 лет.
Увы, бывшая команда Джеймса Ханта - Hesketh, в 1978 году была не самым удачным местом для дебюта. Дважды Эдди не смог пройти квалификацию и один раз тут же сошел. Далее, вместо Чивера там поехали другие люди с примерно таким же результатом. А Эдди вернулся к Рону Дэннису в команду Формулы 2 и закончил сезон 4-м.
В 1979 году Эди оказался в  Osella, и преобразил скромную итальянскую команду. Он выиграл три гонки по ходу сезона, до последнего боролся за титул и в итоге оказался 4-м. Воодушевленный таким успехом Энцо Озелла решил, что можно перебраться и в Формулу 1 с Чивером как пилотом.
А дальше Чивер начал своё путешествие по Формуле 1 нигде особо не задерживаясь. Osella, Tyrrell, Ligier, Renault, Alfa Romeo, Haas, Arrows.
У меня было много вторых, третьих мест, но они ничего не значат. В периодической системе автоспорта, меня заклеймили как человека, который ни когда не выигрывал гонки. В 1983 году я был с Renault, я мог бы выиграть четыре гонки... Мои двигатели и те, что использовали Элио де Анджелис и Найджел Манселл в Лотусе, были построены группой людей. Алену Просту строила другая группа людей. У меня отсоединялись кабели,разряжались аккумуляторы, были электрические проблемы, потому что кто-то не затягивал что-то ...
Все, что требуется, - это одна победа, и вы смотрите на жизнь совершенно по-другому. Я могу сказать, что из своего опыта сейчас, потому что,  выиграв Инди, каждый раз, когда я сажусь в гоночную машину, меня раздражает, если мы не побеждаем. Начинаешь копать глубже. Это имеет значение.
Ну помимо репутации человека не выигрывающего гонки у Чивера была ещё репутация, очень умного, интеллигентного, но при этом совершено грязного пилота на трассе. Лучший специалис по оттормаживанию, оторванным в борьбе соперникам крыльям и прочим подобным приемам.
Дерек Уорик Эдди Чивер это мой друг и мой враг. Он был очень молод, когда он пришел в Формулу 1, и он был быстрым, очень талантливым. Он был странным парнем, Эдди, немного самодовольный если хотите. Он происходил из очень богатой семьи и был хорошо образован.Он по моему, думал, что он классом выше всех нас. Он был прекрасным парнем, очень одаренным и с большим сердцем.
Но историю про то, как Чивер и Уорик стали друзьями и врагами, а так же о том, что делал Чивер после Формулы 1, мы продолжим на следующей неделе.
Tags: 1980, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске сплошь имена молодые да ранние. Посмотрим что происходит в Американском Идоле, рассмотрим альбом от Колибри и ещё…

  • Хет-трик

    Гран При Сан-Марино 90 года неожиданно выиграл Риккардо Патрезе, однако к 1991 году действующий победитель Гран При подходит в расстроенных…

  • Про бокс

    На этих выходных ничего интересно, поэтому есть возможность снова сдуть пыль с сундука с историей большого бокса. Год 1999 начался с сомнительного…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment